Энсин Каниюши Муто

 

Сабуро Сакаи безапелляционно заявлял: «Муто - вот лучший лет­чик-истребитель Императорской морской авиации! Этот летчик вла­дел «Зеро» также как самурай своим мечом.»

Каниюши Муто родился в июне 1916г. в префектуре Аичи в се­мье бедного крестьянина. В июне 1916 г. он пошел на службу в военно-морской флот, где получил назначе­ние простым матросом на эсминец «Уранами». Сообразительный па­рень быстро уяснил, что карьеру про­ще делать в морской авиации. После обучения искусству пилотирования самолета в 1936 г. он уже служил в авиагруппе Омура.

С началом войны в Китае Муто перевели в 12-ю авиагруппу, в составе которой он одержал свою первую победу - сбил 4 декабря 1937 г. над Нанкином истребитель И-16. До конца своего пребывания на ма­терике он сбил еще четыре китайских самолета. 30 апреля 1938 г. за свои достижения Муто был отмечен бла­годарностью в приказе.

Начало войны на Тихом оке­ане Муто встретил в составе 3-й авиа­группы. Летчик принимал участие в налетах на Кларк-Филд и Ибо, в боях над голландскими колониями. В ап­реле 1942 г., незадолго до окончания малайской кампании, его отозвали в Японию.

В ноябре 1942 г. пилот полу­чил назначение в Рабаул, в 252-ю авиагруппу. Вместе с другими летчи­ками группы он сражался с американ­цами над Соломоновыми островами и Новой Гвинеей, за что был удосто­ен награды.

В ноябре Муто опять вернул­ся в Японию и получил назначение в авиагруппу Йокосука. Здесь он встретил своего старого товарища по войне в Китае Сабуро Сакаи; они служили в Йокосуке инструкторами. К лету 1944 г. военное положение Японии осложнилось настолько, что предназначенную для обороны сто­лицы авиагруппу Йокосука при­шлось перебросить на Иводзиму. 24 июня остров подвергся атаке «Хэллкетов», американцы устроили фор­менное избиение японских «Зеро». Тем не менее, Муто умудрился сбить несколько американских самолетов. В отчаянии он и его ведомые приняли решение атаковать корабли ВМС США в стиле камикадзе. Муто и два его напарника оправились в после­дний полет 5 июля. На подходе к цели их перехватили вездесущие «Хэллкеты» - атаки не получилось, японские пилоты вернулись на базу. Вскоре после этого события неудавшихся камикадзе эвакуировали в Японию.

С началом налетов на Япо­нию бомбардировщиков В-29 Муто принимал участие в обороне Токио. Он с большим удовольствием летал на перехват больших групп огром­ных бомбовозов.

16 февраля в районе Токио впервые со времен рейда Дуллитла появились самолеты авианосной авиации флота США. Муто отражал налет на новейшем истребителе Шинден-Каи («Джордж»), который он «позаимствовал» в испытательном подразделении своей авиагруппы. Ас сбил четыре «Хэллкета» из эскадри­льи VF-82.

Испытывая недостаток в геро­ях, японская пресса после воздушно­го боя 16 февраля 1945 г. сделала ге­роя из Муто. Количество сбитых лет­чиком в одном вылете самолетов рос­ло от газеты к газете, пока не достиг­ло числа 12! Этот миф имеет хожде­ние в среде любителей авиации и по сей день.

В июне Муто перевели в 301-ю эскадрилью элитной 343-й авиагруп­пы. Он пришел на место погибшего в апреле Шоичи Сугиты. 24 июля Муто провел первый воздушной бой в соста­ве «эскадрильи экспертов» над проли­вом Бунго. Эскадрилья атаковала аме­риканские палубные самолеты на об­ратном пути после удара по военно-морской базе Куре.

Исследования, предпринятые в 80-е годы, показали, что Муто ата­ковал два «Корсара»(летчики энсин Роберт Спикмэн и лейтенант Роберт Эпплгейт) из эскадрильи VBF-1 и в коротком бою сбил самолет Спикмэна. На помощь «Корсарам» пришли два «Хэллкета» из эскадрильи VF-88 (лейтенанты Малькольм Кэгл и Кенн Нейер). Нейра постигла участь Спикмэна. Зато пара уцелевших американ­ских истребителей навалились на Муто с удвоенной силой. Вскоре Эплгейту пришлось сначала выйти из боя, а затем покинуть поврежденный «Корсар». Кэгл - единственный из четырех пилотов, дравшихся с Муто, сумел вернуться на авианосец «сво­им ходом». Кэгл и Эпплгейт все-таки сбили одиночный японский истреби­тель. Кто из них конкретно поставил крест на дальнейшей карьере Каниюши Муто установить уже никогда не удастся.

Посмертно Муто присвоили звание энсина. Официальные данные о победах аса в воздушных боях не известны, но историки полагают, что он сбил от 28 до 35 самолетов про­тивника.