Лейтенант Ютака Мориока

 

Ютака Мориока родился 8 марта 1922 г., его родители занима­лись торговлей стрелковым оружием и боеприпасами. 11 ноября 1941 г. Мориока был зачислен на 70-й курс военно-морской академии Итояма. В академии он получил квалификацию пилота пикирующего бомбардиров­щика «Вэл», но на этом самолете Мириока не совершил ни одного боевого вылета. Сразу же по окончанию курса его назначили инструктором в авиагруппу Уса, аэродром Киушу.

Когда военное положение Японии стало критическим Мориоке предложили освоить «Зеро». В ап­реле 1944 г. летчик попал в истреби­тельную 302-й авиагруппу, которая базировалась в Атцуги. Учиться ле­тать на истребителе ему помогал из­вестный ас Садааки Акаматцу. В од­ном из первых учебных боев над аэродромом Акаматцу за десять ми­нут «сбил» своего ученика четыре раза! Через два месяца учитель посчи­тал Мориоку достойным диплома летчика-истребителя.

После завершения переучива­ния на «Зеро» Мориока получил на­значение командиром группы. В воз­расте 23 лет он стал самым молодым в морской авиации Японии команди­ром группы: под его началом было три эскадрильи - две, вооруженные «Рэйденами». И две - «Зеро». С нояб­ря 1944 г. подчиненные Мориоки ста­ли принимать участие в перехватах летавших бомбить Японию бомбар­дировщиков В-29.

23 января 1945 г. Мориока атаковал в районе Нагой В-29 из 73-го бомбардировочного авиакрыла ВВС США. Он повредил «Сверхкре­пость», однако пуля, выпущенная хвостовым воздушным стрелком американского само­лета угодила ему в левую руку. Товарищи добили, по­врежденный Мориокой, В-29. Руку пришлось ампути­ровать. С железным протезом вместо левой руки лей­тенант вернулся в строй.

3 августа 1945 г. Мориока возглавил четверку «Зеро», которая во чтобы то ни стало жаждала поме­шать спасти приводнившегося в Токийском заливе пилота сбитого «Мустанга» (им был кэптен Эдвард Майке). На спасение летчика янки бросили внуши­тельные силы: B-17G из 4-й поисково-спасательной эскадрильи сбросил надувную лодку и аварийный ком­плект, в залив вошла подводная лодка «Эспро», прикры­тие спасательной операции с воздуха осуществляли че­тыре Мустанга», два «Приватира» и один В-29.

В воздушном бою, который развернулся пря­мо над головой Майкса, Мориока сбил «Мустанг» из 457-й истребительной эскадрильи (летчик - 2-й лейте­нант Джон Конифф). Тем не менее, американцам все-таки удалось вытащить сбитого летчика из-под носа у японцев. Сделали это две «Каталины» из эскадри­льи VPB-121.

13 августа Мориока во главе восьмерки «Зеро» атаковал «Каталину», которая занималась спасением сбитого над Токийским заливом пилота «Хэллкета». Гидросамолету удалось взлететь, и он взял курс к вы­ходу из Токийского залива. Впрочем, далеко «Ката­лина» не ушла: пули и снаряды «Зеро» нашли гидро­план над мысом Татеяма.

15 августа, за два часа до объявления переми­рия, лейтенант Мориока одержал свою пятую и последнюю победу в воздушном бою. Он вновь летал во главе восьмерки «Зеро» и сошелся в схватке с шестер­кой «Хэллкетов» из эскадрильи VF-88. Это был самый последний воздушный бой между «Зеро» и «Хэллкэтами» во второй мировой войне. В самой завязке боя Мориока заставил летчика одного из «Хэллкетов» превратиться в парашютиста.

Истинный джентльмен, Мориока, после войны материально поддерживал своего наставника - алко­голика Акаматцу. 4 декабря 1991 г. на симпозиуме, посвященном 50-летию нападения на Перл-Харбор,

Мориока познакомился с Эвардом Майксом. Ветераны живо вспомина­ли воздушный бой, произошедший над токийским заливом 46 лет назад. Расстались они лучшими друзьями. Ютака Мориока скончался в июле 1993 г.