Вьетнамский «Икар»

 

Бывший император Бао Дай прибыл в Ханой после начала восста­ния против французских колонизато­ров в качестве советника правитель­ства нового государства Демократи­ческая Республика Вьетнам, вместе с императором прибыли два легких самолета.

Дай был последним императо­ром из царствовавшей династии Нгуен, он правил с 1926 г. по 1945 г., ког­да он отрекся от власти в пользу Хо Ши Мина и бежал во Францию. Бао Дай вернулся в Гонг-Конг в 1949 г., где при коспонсорстве американцев и французов вновь провозгласил себя императором. В новой старой роли Дай показал себя плохим актером -его администрация оказалась на­сквозь коррумпированной, а в самом Вьетнаме император не пользовался ни уважением, ни влиянием. Второе пришествие Бао Дая продолжалось четыре годы, в глазах французов и американцев националист Бао Дай являлся альтернативой коммунисту Хо Ши Мину. В 1954 г. император опять бежал во Францию, где спокой­но прожил до своей смерти в июле 1997 г. Императора сменил премьер-министр Нго Динь Дьем.

Оставим в покое политику и вернемся к самому ценному, что при­внес в Ханой Бао Дай, к двум само­летам: британскому бипланчику «Тайгер Мот» и французскому высокоплану Моран-Сольнье. Ранее аэро­планами управляли летчики-францу­зы, которые «сделали ноги» после восстания 1945 г., самолеты остались в Ханое. Боа Дай отнюдь не походил на восточного монарха из сказок, ев­ропейски образованный человек, он не мыслил жизни без спорта и азар­та, так что самолеты подвернулись ему очень кстати.

В конце 1945 г., император, видимо, наигрался в новые игрушки или решил сделать жест доброй воли: Дай отправил самолеты из своей ре­зиденции, расположенной в древней столице Вьетнама Хюэ, в Ханой. В Ханой самолеты прибыли по желез­ной дороге, затем их на автомобилях перевезли на аэродром Тунгтиен, ок­руг Сонтай (в настоящее время про­винция Хатай).

В январе 1946 г. «Тайгер Мот» и Моран-Сольнье появились на аэро­дроме Тонг, технический состав воз­главил механик Тран Донг. Механи­ки столкнулись с рядом проблем, пер­вой из которых стала упаковка - са­молеты оставались в транспортной таре. К декабрю 1946 г. антиколони­альное восстание превратилось в полномасштабную национально-ос­вободительную войну, в которой оп­ределенную роль могли сыграть и маленькие самолетики. Появилась идея бомбардировки позиций фран­цузов под Намдинем минометными минами, сбрасываемыми с самолетов вручную. Генеральный штаб револю­ционеров отклонил данное предло­жение, распорядившись доставить аэропланы на базу Вьетбэк. После долгого путешествия по земле и воде самолеты прибыли в Чьемхоа, где заросший травой луг мог быть ис­пользован в качестве временного аэродрома.

Самолеты оставались в транс­портной упаковке до получения лич­ного распоряжения Хо Ши Мина. Только после отдачи такого приказа министерство обороны занялось организацией Исследовательского комитета ВВС (Ban Nghien Cuu Khong Quan), датой его создания счи­тается 9 марта 1949. «Тайгер Мот» и Моран-Сольнье вполне годились на роль учебных парт для летчиков и механиков.

Первым летчиком стал Нгуен Дак Вьет. Вьет в годы второй миро­вой войны служил в вермахте, его отцом был немец, а мать - вьетнам­ка, родился в Германии. После раз­грома Третьего Рейха войны он, как и многие другие бывшие военнослужащие германской армии, подался в Legion Etragere - где никто и никогда не интересовался прошлым рекрутов. Вместе с Легионом, Нгуен попал в Индокитай, проникся национально-освободительными идеям и с нача­лом восстания перешел на сторону Хо Ши Мина.

Вечером 15 августа 1949 г. Вьет вместе с механиком Траньг Донгом оторвал от земли «Тайгер Мот». Летчик набрал высоту 900 м, когда самолет неожиданно перешел в пикирование(видимо, по причине технической неисправности). Вьет чудом посадил машину, которая после соприкосновения с землей восста­новлению уже не подлежала. Тем не менее, полет Нгуен Дак Вьета вошел в историю авиации Вьетнам: впервые в небо ДРВ поднялся самолет с вьетнам­скими опознавательными знаками.