Патрули

 

После временного затишья декабря-января, в феврале 1966 г. администрация Джонсона санкцио­нировала массированные бомбарди­ровки объектов, расположенных на территории Северного Вьетнама. Командование Народной армии Вьетнама поставило истребительной авиации задачу прикрыть транспор­тную инфраструктуру страны от атак с воздуха.

Лам Ван Лич из 921-го полка 3 февраля одержал первую в истории ВВС ДРВ ночную победу. Летчик рапортовал о двух сбитых в районе Чобин, провинция Хоабинь, штурмо­виках А-1Н «Скайрейдер», однако согласно официальной статистике американцы в эту ночь потерь не име­ли.

Боевой дебют летчиков 923-го истребительного авиаполка состоял­ся 4 марта. Звено МиГ-17 (летчики Фан Тхань Чанг, Нго Дак Май, Тран Минь Фуонг и Нгуен Ти Хон) взлете­ли в 15 ч 42 мин, перед ними стояла задача патрулировать над районом Фубай - Футхо. В 16.00 над районом появились американские самолеты. Первым атаковал Фан Тхань Чанг, но промахнулся. Нго Дак Май при­строился в хвост «Фантому» на дис­танции в полкилометра. У Мая оказались крепкий нервы: залп из пушек он дал с дистанции 200 м. Согласно рапорту летчика американский ис­требитель-бомбардировщик взор­вался в воздухе. Статистика ВМС или ВВС США победу Нго Дак Мая не подтверждает.

После выхода из атак вьет­намские самолеты взяли курс домой, но летчики заметили «сопровождав­ших» их американцев. Нго Дак Май резку развернулся, пытаясь подло­вить «Фантом» на встречном курсе, однако американец ушел от удара. У Мая уже не оставалось горючего, он первым совершил вынужденную по­садку.

Летчик Хо Ван Кай из 923-го полка 26 апреля над Ваксоном - Биньгиа, провинция Лангсон, сбил два и повредил третий «Фантом». ВВС США, согласно официальным дан­ным, в этот день потерь не имели. В течение апреля экипажи американс­ких самолетов отрапортовали о пяти сбитых МиГ-17 и одном МиГ-21. За весь апрель американцы на самом деле потеряли в воздушных боях с МиГ-17 один-единственный самолет - 29 апреля штурмовик А-1Е.

Летняя воздушная кампания началась с налета 4 июня. Основны­ми объектами ударов американской авиации стали индустриальные цен­тры ДРВ, в первую очередь Ханой и Хайфон. 4 июня вьетнамские летчи­ки-истребители провели десять воз­душных боев и доложили о 12 сбитых самолетах противника. Сутками поз­же звено МиГ-17 сбило два истребителя F-8 «Крусейдер», вьетнамцы потерь не имели. Еще два «Крусейдера» стали жертвами звена МиГ-17 (летчики Фан Тхань Трунг, Дуонг Транг Тан, Нгуен Ван Бай и Фан Ван Тук) 21 июня над Кипом.

Согласно данным ВВС И ВМС США потери американской авиации составили один истребитель F-8E BuNo 149152 из эскадрильи VF-211, пилот самолета лейтенант-коммендер Коул Блэйк катапультировал­ся и попал в плен (освобожден в 1973 г.). Летчики одной только эскадрильи VF-211 заявили о четырех сбитых в период с 12 по 21 июня истребителях МиГ-17. Данные ВМС США говорят еще и о сбитом 21 июня разведчике RF-8А, однако причиной его потери счи­тается огонь зенитной артиллерии.

Американская авиация обру­шилась на нефтехранилища Дакгианг в Ханое и Тьуангли в Хайфоне. На перехват группы из 12 «Тандерчифов» поднялось звено истребите­лей МиГ-17 (летчики Тран Хаен, Во Ван Ман, Нгуен Ван Бай и Фан Ван Так) из 923-го полка. Летчики зави­ли о двух победах в воздушном бою, однако ВВС США отнесли един­ственный сбитый истребитель-бом­бардировщик F-105 на счет огня зенитной артиллерии. В свою очередь на счет 388-й тактической истреби­тельной эскадрильи ВВС США занес­ли первый сбитый в воздушном бою МиГ-17.

13 июля Ван Тьян Трунг из 923-го полка заявил о сбитым им над Антьи американском самолете не ус­тановленного типа, а экипаж F-4B BuNo 151500 с бортовым кодом «NL-216» из эскадрильи VF-161 (авиакры­ло авианосца «Констеллейшн») в со­ставе летчика лейтенанта Уильяма М. Макгуайна и оператора вооруже­ния Роберта М. Фоулера - об унич­тоженном МиГ-17. На следующий день вновь отличился Нго Дак Май; его победу (F-8E BuNo 150908) под­твердили американцы. Май сбил са­молет командира эскадрильи VF-162 коммодера Дика Беллинджера. Аме­риканец покинул свой истребитель над акваторией Тонкинского залива, откуда его оперативно вытащил и доставил на борт авианосца CVA-34 «Орискани» поисково-спасательный вертолет. Позже, 9 октября 1966 г. Беллинджер взял реванш - сбил МиГ-21.

Согласно официальной стати­стике 17 июля Ле Куанг Транг и Нго Дак Май одержали над Хангйен «юбилейные» победы: их «Скайхоки» стали 1200-м и 1201-м самолетами, сбитыми на Северным Вьетнамом. Американские данные потери двух штурмовиков А-4 17 июля не под­тверждают.

Через два дня вьетнамцы за­секли группу из 12 «Тандерчифов» (истребители-бомбардировщики принадлежали 354-й эскадрилье 355-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США) в районе Тамдао, самолеты шли на высоте 500-1500 м, направляясь в сторону распо­ложенной севернее Ханоя авиабазе Нойбай. «Тандерчифы» на сей раз несли только вооружение класса «воздух-воздух», их задачей являлась охота на МиГи - «MiG-hanting mission». Приказ на взлет получили пилоты МиГ-17 Нгуен Биен и Во Ван Ман из 923-го полка. МиГи подня­лись в небо в 14 ч 50 мин, Биен и Ман быстро обнаружили четверку «Тан­дерчифов» на удалении порядка по­лутора километров.

Вьетнамцы включили форсаж и перешли в набор высоты в надежде зайти в хвост одному из F-105. Нгу­ен Биен открыл огонь с дистанции в 600 м, американец ушел от очередей скольжением на крыло. К схватке присоединились остальные «Тандер­чифы». Летчики МиГов сочли наи­лучшим выходом оттянуться в рай­он позиций зенитной артиллерии, прикрывавшей аэродром Нойбай.

Восточнее аэродрома Во Ван Ман резким виражом зашел в хвост F-105. Два залпа из трех пушек МиГа поставили крест на карьере пилота F-105D BuNo 59-1755 1-го лейтенанта Стивена Даймонда, Даймонд погиб. Потеря товарища сломила боевой дух американцев, обладавших шести­кратным численным превосход­ством, которых также «прессовал» огонь зениток. Через две минуты пос­ле гибели Даймонда, Нгуен Биен вса­дил серию снарядов во второй «Тандерчиф», третий американский истре­битель-бомбардировщик сбили зе­нитчики. Оба МиГ-17 благополучно приземлились на ханойском аэродро­ме Риалам. ВВС США официально подтвердили потерю двух F-105, при­чем один из них они отнесли на счет огня зенитной артиллерии.

Во второй половине 1966 г. в воздушном пространстве Северного Вьетнама произошла целая серия воздушных боев, в ходе которых летчи­ки Мигов получили массу возможно­стей отработать тактические приемы ухода из-под ракетных атак. Ряд при­емов показал очень высокую эффек­тивность. К примеру, в сентябре лет­чик МиГ-17 благополучно вернулся на аэродром после боя с двумя «Фан­томами». Экипажи F-4 выпустили с дистанции 1500-2000 м несколько ра­кет воздух-воздух AIM-7 «Спэрроу», но все ракеты прошли мимо цели бла­годаря резкому маневрированию лет­чика МиГа с высокими перегрузками.

Ракеты AIM-9 «Сайдуиндер» показали более высокую эффектив­ность, чем УР AIM-7 «Спэрроу», хотя и обладали меньшей дальностью. От этих ракет также можно было уйти резким маневром, главное - вовремя заметить пуск ракеты. Последнее не являлась большой проблемой: запуск ракетного двигателя сопровождался сильным выбросом пламени, а на траектории ракета оставляла мощ­ный дымовой след. Типовым манев­ром срыва ракетной атаки, который применяли пилоты МиГ-17, стал пе­реход на скорости 700-900 км/ч в кру­той вираж с креном порядка 70 град и перегрузкой 3-4 G. D, в большин­стве случаев при выполнении такого маневра головка самонаведения ра­кеты «Сайдуиндер» теряла цель. Пер­вые варианты головок самонаведе­ния могли захватывать только кон­трастные тепловые объекты типа со­пла реактивного двигателя.

Если МиГ в момент ракетной атаки находился выше 800 м и его летчик не мог крутым виражом со­рвать атаку, следовало попробовать более сложный, но и более эффект­ный способ. Войдя в вираж пилот начинал плавно увеличивать угол атаки до тех пор, пока самолет не сва­ливался, при этом ручку управления летчик брал на себя, а не отдавал, как при переходе в нормальное пикиро­вания. Истребитель срывался в нис­ходящую спираль. Головка самона­ведения ракеты не могла отслеживать одновременное перемещение цели в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Опасность подстерегала летчика в резком увеличении угла атаки, за которым могла последовать не нисходящая спираль, а самый на­стоящий штопор, причем самый опасный его вид - плоский.

С июня по декабрь 1966 г. лет­чики МиГ-17 рапортовали о 18 сби­тых в воздушных боях американских самолетах, половина из которых на­шла подтверждение в сводках мини­стерства обороны США. За тот же самый период экипажи самолетов ВВС США донесли о шести сбитых ими МиГ-17 и трех МиГ-21, в то вре­мя как их коллеги из авиации амери­канского флота заявили о шести сби­тых МиГ-17, одном МиГ-21 и двух Ан-2.

Одной из подтвержденных американцами победы стал истреби­тель F-8E «Крусейдер» из эскадрильи VF-111 (всего эскадрилья за этот пе­риод лишилась двух истребителей) с авианосца «Орискини». На самолете BuNo 150896 5 сентября не установ­ленным летчиком МиГ-17 был сбит капитан У. К. Эбботт. Летчик ката­пультировался, после приземления попал в плен, где и оставался до кон­ца войны.

21 сентября звено МиГ-17 пе­рехватило группу истребителей-бом­бардировщиков F-4C ВВС США. Beдущий первой вьетнамской пары, ис­пользуя превосходство в высоте, ата­ковал один из «Фантомов». Летчик открыл огонь из пушек на дистанции в 500 м и не прекращал стрельбы, пока расстояние не сократилось до 200 м. Снаряды нашли цель: F-4C BuNo 63-7642 был сбит. Члены эки­пажа «Фантома», летчик капитан Р. Г. Киллимс и оператор вооружения 1-й лейтенант Дж. У. Томас, ката­пультировались, их вывезли к своим на вертолете люди поисково-спаса­тельной службы ВВС США.

Авиабаза Нойбай подверг­лась очередному налету 2 декабря. Группа «Фантомов» и «Тандерчифов» подошла к аэродрому на высо­те 2000-2500 м. Американцев ждали, истребители МиГ-21 находились выше, а МиГ-17 - ниже самолетов противника. Летчикам МиГ-21 при­казали атаковать противника в мо­мент сброса бомб, а пилотам МиГ-17 - в момент перехода американских истребителей-бомбардировщиков в пикирование.

Первый бой произошел меж­ду парой МиГ-17 и двумя «Тандерчифами», выходившими из пикиро­вания после атаки наземной цели. Ведомый пары МиГов открыл огонь по лидирующему F-105 со слишком большой дистанции, американец вру­бил форсаж, после чего освобожденная от груза на внешней подвеске машина легко ушла от преследования.

Ведущий также начал стрель­бу преждевременно. Пилот «Тандерчифа» попытался сбросить МиГ-17 с хвоста, однако форсаж на его F-105 не зажегся. Пока летчик «дергался» с форсажем, МиГ сократил дистанцию до 150-200 м. С такого расстояния промазать трудно, вьетнамец и не промазал. Снаряды трех пушек МиГа буквально изрешетили американский истребитель-бомбардировщик. Аме­риканцы отрицали потерю самолета в воздушном бою 2 декабря над аэро­дромом Нойбай. Статистика - лука­вая наука: согласно данным ВВС США 5 декабря истребителем МиГ-17 был сбит F-105D BuNo 62-4331 из 421-й эскадрильи 388-го тактическо­го авиационного авиакрыла, его пилот майор Б. Н. Бигли пропал без вести, однако ни один летчик МиГ-17 в тот день не докладывал о сби­том американском самолете! Летчи­ки «Тандерчифов» доложили об уни­чтожении в конце 1966 г. на аэродро­мах 12 истребителей МиГ-17, общую численность МиГов американская разведка тогда оценивала в 20 само­летов. Иначе говоря, ВВС США практически полностью уничтожили вьетнамскую истребительную авиа­цию. Американские летчики убеди­лись в излишнем оптимизме своих оценок.

Согласно официальным дан­ным ВВС ДРВ 55% всех потерь аме­риканской авиации над Северным Вьетнамом - работа летчиков-истре­бителей. В 196 воздушных боях аме­риканская авиация лишилась 54 са­молетов, 36 из которых сбили пило­ты истребителей МиГ-17. Американцы считают, что их потери в воздушных боях с вьетнамскими истребителями составили 12 самолетов, десять из ко­торых было сбито МиГами-17-ми.

Вне всякого сомнения, в 1966 г. летчики-истребители ВВС ДРВ приобрели богатый боевой опыт и усилили свою активность - только в районе Ханоя истребительная авиа­ция совершила 1991 самолетовылет на перехват. Улучшилась воздушно-стрелковая подготовка летчиков: в 1965 расход на один сбитый амери­канский самолет составлял 65 снарядов к 37-мм пушке и 247 снарядов ка­либра 23 мм, в конце 1966 г., чтобы сбить самолет противника в среднем требовалось выпустить 43 37-мм сна­ряда и 150 снарядов калибра 23 мм.

Успехи летчиков не пошли не замеченными для руководства стра­ны. В декабре 1966 г. в Ханое состоя­лось награждения наиболее отличив­шихся летчиков 1-й эскадрильи 921-го истребительного авиационного полка и 2-й эскадрильи 923-го истре­бительного авиационного полка, в числе других награды получили Тран Хань, Нгуен Ван Бай и Лам Ван Лич.