Истребители МиГ-17 в 70-е годы

 

Передышка в налетах дала командованию ВВС ДРВ шанс вос­полнить потери. Боеготовность в ис­требительной авиации, тем не менее, сохранялась на высоком уровне: в 1969 г. летчики 921-го и 923-го пол­ков совершили 540 боевых вылетов.

Прекрасным и безболезнен­ным способом поддерживать высо­кую боевую форму для летчиков вьет­намских МиГов стал перехват беспи­лотных разведчиков Райан «Файрби». Нельзя сказать, что охота за ма­лоразмерными самолетиками явля­лась простой: за весь 1969 г. летчики 921-го полка сбили восемь, а пилоты 923-го полка только два беспилотных разведчика.

Полеты разведчиков «Файрби» над Северным Вьетнамом про­должились и в 1970 г. МиГи шесть раз поднимались на перехват разведыва­тельных БПЛА, но не сбили не одно­го беспилотника. В 1971 г. также шесть раз Миг-17 взлетали на пере­хват «Файрби», только один раз лет­чику удалось установить визуальный контакт с БПЛА. 9 марта Луонг Дак Труонг из 923-го полка обнаружил «Файрби» и сбил беспилотной раз­ведчик. Через несколько минут, лет­чик МиГ-17 не справился с управле­нием самолета на малой высоте. МиГ врезался в землю, летчик погиб.

Воздушные бои с «Фантомами» возобновились весной 1972 г. Экипаж «Фантома» (F-4B BuNo 153019 борто­вой код «NL-201») в составе летчика Гарри Вейгана и оператора вооруже­ния Билла Фриклтона 6 марта сбил МиГ-17. Вейган вспоминал:

- Нашей паре предстояло осу­ществлять дальнее прикрытие разведчика, перед которым стояла задача сфотографировать аэродром Янгланг. Я летел ведомым. Разведчик выходил на цель через «заднюю дверь» - со стороны Лаоса. Непосред­ственное прикрытие осуществляли «Фантомы», которые держались над Лаосом.

- После взлета мы пошли в зону патрулирования. Нами управ­лял офицер наведения с авианосца «Чикаго». Мы не успели даже подой­ти к зоне, как услышали нашу «фо­топтичку», вокруг которой вились МиГ-21 и МиГ-17. Истребители со­провождения сразу устремились на помощь. В наушниках зазвучала му­зыка воздушного боя. МиГи стреля­ли из пушек, пускали ракеты, «Фан­томы» отвечали «Сайдундерами». Диспетчер направил нас в Северный Вьетнам в район севернее места боя. Он хотел, чтобы мы отрезали МиГам путь к аэродрому, с которого они взлетели. Мы заканчивали выпол­нять левый разворот, когда станция наведения сообщила о появлении противника на удалении 25 миль.

- «Бандит! Курс 230, удаление 15 миль». В голосе диспетчера звуча­ло требование - атаковать, мы взяли резко вправо и пошли на перехват. «Курс 240, удаление 10...250, 8...270, 6...295,4...наконец - 330,2», - а мы его все не видим. Ведущий передал: «Ни­какой радости!»

- Диспетчер ответил: «Смотри ниже!» Я резко накренил самолет вле­во - там был МиГ! Он как раз зади­рал нос, чтобы пристроиться к нам. Ведущий передал: «Вижу его!» и спи­кировал на МиГ-17. Они сошлись на одной высоте. Летчик Мига погасил скорость, и Джим проскочил вперед. Тогда Стилленгер сделал горку, но когда он с нее «покатился», то вновь обогнал МиГ. Я держался выше, при­крывая самолет командира. ... Стил­ленгер продолжал «игру» с против­ником. Он четыре раз делал горку, прежде чем все-таки решился пустить «Сайдуиндер». Летчик МиГа хорошо видел пуск ракеты. Он заложил кру­той вираж, наверно с перегрузкой порядка 6G, ракета прошла мимо. Джим старался держаться на хвосте противника, но понял, что точный пуск осуществить не сможет. Я дер­жал ситуацию под контролем. Как только я решил вмешаться, Джим передал: «Я не могу больше оставать­ся сзади него! Ты его видишь?» Я пе­редал, что вижу и атакую.

- Я перевел самолет в пикиро­вание и левый вираж одновременно, стремясь выйти на истребитель про­тивника снизу сзади. Я считал, что пилот МиГа слишком увлечен само­летом Джима и не заметит меня. Вдруг МиГ пошел на меня... Я решил, что он собирается атаковать, но МиГ выполнил вираж и довернул на само­лет ведущего. Он не видел меня!!! У меня была слишком высокая ско­рость, чтобы ее погасить пришлось выпустить аэродинамические тормо­за. Когда МиГ разворачивался для новой атаки самолета Джима, летчик врубил форсаж. Джим тянул на ско­рости 900 км/ч, старясь оторваться от преследователя. Я убрал тормоза, после чего рванулся в атаку.

- Джим спросил: «Есть МиГ?» Я передал, что есть. В ответ услышал: «Стреляй! Стреляй! Стреляй!» Каза­лось, прошли часы, пока ракета схо­дила с пилонов и, сделав пару вык­рутасов, неслась к МиГу. В момент пуска я находился в идеальной пози­ции - на 6 часах, дистанция составля­ла примерно километр. «Сайдуин­дер», похоже, влетел в сопло двига­теля. Я хорошо видел как отвалилась камуфлированная хвостовая часть вьетнамского истребителя. МиГ вре­зался в землю, летчик не катапульти­ровался.

- В этот момент к нам напра­вилась четверка МиГ-21. У нас кон­чалось горючее. Мы включили фор­саж и на сверхзвуке ушли к авианос­цу «Корал Си».

В апреле появились потери: 6 числа экипаж истребителя F-4J (BuNo 157267, бортовой код «NG-112») в составе летчика Ренди «Дака» Каннигхэма и оператора вооружения лейтенанта Уильяма П. Дрисколла ра­портовал об уничтоженном МиГ-17.

Командование ВВС ДРВ в 1971 г. приняло решение подготовить группу летчиков для выполнения спе­циальных задач. Десять летчиков из 923-го отобрали для обучения нане­сению ударов по кораблям. Руково­дил подготовкой кубинский военный советник, которого все звали просто «Эрнесто». К марту 1972 г. шесть лет­чиков были готовы выполнить атаку военных кораблей американского флота. Параллельно с обучением лет­ного состава силами 28-й техничес­кой бригады велось строительство секретной авиабазы Гат в провинции Куангбинь.

В рамках подготовки предсто­ящей операции в устье реки Ньятли развернули 403-ю радиолокацион­ную роту, которая отслеживала пере­мещения кораблей США вблизи по­бережья Северного Вьетнама.

В 15 ч 45 мин. 18 апреля 1972 г. Ле Хонг Диеп и Та Ди из 923-го полка оторвали свои МиГ-17 от по­лосы аэродрома Кип. Перелет в Гат проходил с двумя промежуточными посадками в Гиалам и Вине. В Гате самолеты быстро замаскировали.

Вечером того же дня, между 23.00 и 23.50, вьетнамская РЛС обна­ружила американские корабли в 10-15 км от побережья на траверзе де­ревни Куангха. Нгуен Ван Бай хоро­шо запомнил следующий день:

- Утром мой командир, Ли Ксуан Ди, и я заняли места в каби­нах МиГ-17, мы были готовы к атаке. В 9 ч 30 мин расчет РЛС 403-й радио­локационной роты засек четыре кораб­ля в 40 км от Литхай и три корабли в 80 км от устья реки Сот. Стоял туман, поэтому мы не могли взлететь.

- К полудню расчет РЛС про­информировал наше командование о том, что корабли ушли на юг, одна­ко две «посудины» остались на пре­жнем месте. К 15.00 четыре корабля подошли к берегу в районе Лихоа на расстояние 15 км, еще два корабля находились в семи км от Куангтрача, еще три - в 18 км от Лихоа. Но­вую группу морских целей обнару­жил в 16.00 в 16 км от Ньятли.

- В 16.05 мы получили приказ на взлет. Наши МиГ-17 под руковод­ством инженера Труонг Кхань Чау были специально подготовлены к выполнению задания на сброс бомб. После взлета мы взяли курс на высо­ту 280, расположенную в десяти ки­лометрах от берега. После пролета высоты, мы развернулись вправо. Пролетая над Лихоа мы увидели дымки кораблей, видимо, они вели обстреливали побережье. Ли Ксуан Ди передал на КП о том, что он на­блюдает два корабля прямо по курсу на удалении 10-12 км. С земли отве­тили: «Атаковать!»

- Над морем командир развер­нулся влево в направлении эсминца «Хайгби» (DD-806 «Higbee»), увели­чив скорость 800 км/ч. Когда до цели оставалось 750 м, Ди сбросил бомбы. Обе 250-кг бомбы попади в эсминец. Ли Ксуан Ди доложил на КП о пора­жении цели, в 16.18 его МиГ-17 уже приземлился на аэродроме Гат. По­садочная скорость была слишком ве­лика - самолет выкатился за пределы полосы, к счастью ни летчик, ни МиГ не пострадали.

- Пока Ди атаковал «свой» эс­минец, я обнаружил два корабля се­веро-западнее устья реки Динь. Они находились так близко, что у меня не оставалось времени точно построить заход в точку сброса бомб, я проско­чил их. Атаковать пришлось со вто­рого захода, бомбы я сбросил в 750 м от кораблей. Ли Ксуан Ди запро­сил меня по радио: «Порядок?» Я от­ветил: «Не видел». На самом деле, я был уверен, что промахнулся. Я при­землился в 16.22. На море хорошо был виден столб черного дыма высо­той 30 м, в дыму проблескивали язы­ки пламени.

Вся атака заняла 17 минут. Вьетнамские летчики сбросили четы­ре бомбы, осколки которых ранили четырех моряков. Надстройка эс­минца «Хайгби» получила сильные разрушения, кормовая двухорудийная башня была практически уничто­жена. Флагманский корабль 7-го флота «Оклахома Сити» (CLG-5 «Oklahoma City») получил не такие значительные повреждения.

Американская пресса живо отреагировала на атаку кораблей 7-го флота. Выходившая в Лонг-Биче, шт. Калифорния, газета «The Daily Independent» писала:

- ...Северовьетнамские МиГи, торпедные катера и береговые бата­реи в среду нанесли удар по эсмин­цам американского флота, действо­вавшим недалеко от побережья ДРВ. Командование сообщило, что при отражении ударов удалось сбить один самолет и потопить два торпед­ных катера. Одни МиГ сбросил 250-фунтовую (на самом деле 250-кг) бом­бу на кормовую часть палубы эсмин­ца «Хайгби», приписанного к воен­но-морской базе Лонг-Бич. В резуль­тате взрыва бомбы было ранено трое моряков и разрушена кормовая 5-дюймовая артиллерийская установ­ка. Представители командования также сообщили, что повреждения от огня береговой артиллерии получил крейсер «Оклахома Сити». В момент воздушной атаки американские ко­рабли вели обстрел побережья. Ата­ка торпедных кораблей была отбита артиллерийским огнем фрегата УРО DLG-31 «Стиритт»...

На действия МиГов амери­канцы ответили ударом 19 апреля по Донгханю и бомбежкой аэродрома Винь. Через несколько дней амери­канские летчики обнаружили аэро­дром Гат, группа из 30 самолетов нанесла удар по секретной базе. В результате налета один МиГ-17 по­лучил повреждения.

6 мая имел место воздушный бой, после которого экипаж «Фанто­ма» (F-4B BuNo 150456, бортовой код «NL-100», летчик лейтенант-коммендер Джерри Б. Хаустон, оператор вооружения лейтенант Кевин Т. Мур) из эскадрильи VF-51 доложил о сби­том МиГ-17.

- Я летел в группе сопровож­дения штурмовиков А-6, в состав пат­руля входила пара «Фантомов» из эскадрильи VF-51 и пара - из эскад­рильи VF-111. Штурмовикам пред­стояло нанести удар по аэродрому Байтхоанг, где 5 апреля разведка об­наружила 14 Мигов.

- Как раз перед нашим подхо­дом к побережью четверка наших А-6 соскользнула вниз и на малой вы­соте направилась прямо к Байтхаонгу, каждый А-6 нес на внешней под­веске по 16 бомб. ... Как только мы пересекли береговую черту, летчики А-6 стали сообщать о появлении МиГов. «Везде МиГи, МиГи, МиГи!» Это для нас было очень хорошо, это было то, что мы искали, но мы были далеко - на 15 миль южнее Байтхаонга.... Мы не могли больше выдержать и, увеличив обороты двигателей, по­шли на снижение. Мы уже были до­вольно низко и летели на большой скорости. В это время Кевин (опера­тор вооружения лейтенант Кевин И.Мур) заметил самолеты: «Вот наши А-6...первый...второй...третий, а вот и МиГи!» Я посмотрел вперед вправо и тоже увидел истребитель противника. Он был покрашен чер­ным, белым и серым цветом - стан­дартный камуфляж под цвет местно­сти (недаром есть поговорка - врет, как очевидец. Такого камуфляжа, скорее всего, никогда и нигде не име­ли ни один самолет с маркой МиГ). Это был МиГ-17, не представляло никого труда его опознать. Миг про­шел у нас под носом. Я немедленно начал разворот на 180 град., включил форсаж и сбросил центральный под­весной топливный бак.

- Раньше, чем я выполнил разворот, МиГ открыл огонь по штур­мовику А-6 из бортовых пушек. Это меня удивило, я считал, что штурмо­вик и истребитель разделяет дистан­ция примерно в две мили. Мы сооб­щили штурмовикам, что у них на хво­сте «бандит» и что им надо срочно отрываться от него. Двое А-6 ушли вперед, но один почему-то задержал­ся. Штурмовики шли на скорости 465-500 узлов (750-800 км/ч), мы же делали почти 600 узлов (960 км/ч), высота была порядка 100 футов (300 м). На такой скорости, как мы зна­ли, у МиГа начинаются проблемы с управлением. Самолет очень вяло реагирует на отклонение рулей. ...Летчик А-6 хорошо знал о недо­статках в управлении МиГа на боль­ших скоростях, он чувствовал, что пилот МиГ не сможет поразить его из своих пушек. Летчик штурмовика решил «подтащить» МиГ к нам, рас­считывая дать форсаж в момент пус­ка «Сайдуиндера». МиГ не мог ус­коряться так резко, как наши само­леты. Казалось, секунды тянутся веч­но. Я боялся зацепить ракетой штур­мовик.

- Мой ведомый держался на пяти часах. Кевин посмотрел назад и заметил МиГ за самолетом Чака Шредера. Кевин пытался предупре­дить его по радио. В нашем «осо­бом», «древнем», самолете при рабо­те системы управления оружием ра­дио имело привычку вырубаться из-за нехватки электроэнергии. Наша СУО работала на полную катушку, но А-6 мешал пустить ракету по МиГу. Чак узнал о присутствии у него на хвосте истребителя против­ника только по протянувшимся ря­дом с кабиной трассам. Чак взял вле­во, уводя тем самым МиГ от нашего самолета. О том, что происходило за спиной я узнал только на земле, так как всецело был поглощен МИГом и штур­мовиков, в наушниках раздавался по­стоянный писк захвата головки само­наведения «Сайдуиндера».

- Наконец я решился. Пуск...-или никакого пуска. Я проверил все тумблеры, все нормально. Еще раз: «Пуск». От нажатия кнопки до схода ракеты с пилона проходит 3/4 секун­ды, сейчас они казались минутами. Ракета наконец пошла, пошла - пря­мо вниз. Потом прямо вверх! Нако­нец траектория выровнялась, «Сайдуиндер», оставляя за собой дымный шлейф, мчался к МиГу. Летчик штур­мовика уловил момент и врубил фор­саж, пилот МиГа повторить такой «фокус» не мог. «Сайдуиндер» влетел в сопло истребителя противника.

- Летчика МиГа вел себя очень агрессивно, но его подвела устарев­шая техника. Бой длился не больше минуты. Все наши самолеты благопо­лучно вернулись на авианосец «Корал Си».

Президент Никсон 9 мая от­дал приказ начать минирование пор­та Хайфон и прилегающей к нему акватории Тонкинского залива. В это же время авиация США активизиро­вала рейды на промышленные и во­енные объекты, железнодорожные станции, шоссе, расположенные в глубине территории Северного Вьет­нама. Ожесточенным налетам под­верглись аэродромы Винь, Тхоксуан, Хоалак, Йенбай и Насан. Командо­ванию ВВС ДРВ опять пришлось стя­нуть основные силы истребителей в район Ханоя-Хайфона, МиГ-17 из 23-го полка получили задачу при­крыть с воздуха железнодорожную линию Ханой - Лангсон и шоссе № 5.

Одно из крупнейших воздуш­ных сражений 1972 г. имело место утром 10 мая, когда самолеты F-4, А-6 и А-7 авиации флота США атако­вали Хайдуонг, а также мосты в Лайву и Фулоунг. На защиту переправ с аэродрома Кип взлетела четыре ис­требителя МиГ-17. Первыми пошли в атаку Нгуен Ван Тхо и Та Донг Трунг. Та Дронг Трунг обстрелял один из американских «джетов», но промахнулся. Нгуен Ван Тхо также промазал по штурмовику А-7. В это время на хвост МиГа Тхо сел «Фан­том», резким маневром вьетнамец ушел из-под удара.

Пара «Фантомов» пристрои­лась ко второй паре МиГ-17, веду­щим которой был Нгуен Ханг. Ханг не сумел увернуться, в его МиГ по­пало два «Сайдуиндера». Летчик катапультировался, вьетнамцы утверж­дают, что его расстреляли в воздухе, пока он спускался на парашюте, аме­риканцы. Понятно, что подобное произойти не могло. Так или иначе - Нгуен Ханг погиб.

Между тем, Нгуен Ван Тхо сам атаковал «Фантом», правда ус­пеха его атака не имела. После этой атаки боекомплект в патронных ящи­ках МиГа вьетнамского летчика за­кончился. Через несколько минут МиГ-17 получил попадание ракеты, выпущенной с истребителя флота США. Самолет упал северо-западнее Таки. Всего 10 мая экипажи «Фан­томов» из эскадрильи VF-96 сбили шесть самолетов, а их коллеги из эс­кадрильи VF-51 - один МиГ (эки­паж F-4B BuNo 151398 бортовой код «NL-111» в составе летчика лейтенан­та Кеннета Л. Кэннона и оператора вооружения лейтенанта Рэя А. Мор­риса). Три вьетнамских истребителя сбил экипаж «Фантома» в составе Каннигхэма-Дрискелла. Два МиГа записали на счет экипажа F-4J BuNo 155769 (бортовой код «NG-106») в составе летчика лейтенанта Майкла Дж. Коннели, оператора вооружения лейтенанта Томаса Дж. Дж. Блонски. Один МиГ сбили лейтенант Стефен С. Шумэйкер - лейтенант Кейт В. Криншоу (F-4J BuNo 155749, борто­вой код «NG-111»). Американцы по­теряли два F-4J. Самолет BuNo 155797, бортовой код «NG-212», как считается - от огня зенитной артил­лерии. Экипаж, летчик коммодор X. Л. Блэкберн и оператор вооружения лейтенант С. А. Радлофф, катапуль­тировался и попал в плен. Истреби­тель F-4J BuNo 155800, бортовой код «NG-100», по данным ВМС США, был сбит зенитный ракетой. Летчику Рэнди Каннигхэму и оператору вооружения Биллу Дрисколлу уда­лось спастись. Каннигхэм сбил в бою 10 мая третий, четвертый и пятый самолеты, став первым асом ВМС США периода войны в Индокитае (первый - МиГ-21 - американец сбил 19 января 1972 г., второй, МиГ-17, 8 мая 1972 г.) Достижение Каннигхэма уникально не только по числу сбитых одним экипажем в одном бою само­летов, его «Фантом» в боевом выле­те 10 мая должен был наносить удар по наземной цели и был под завязку увешан бомбами. К счастью для эки­пажа F-4 ракеты также входили в ар­сенал бортового оружия:

- Это была операция «Альфа» - удар по железнодорожной станции Хайфон. Я летел с двумя «Спэрроу», четырьмя «Сайдуиндерами» и бомба­ми «Рокай», под фюзеляжем был под­вешен центральный топливный бак. Первыми наносили удар штурмови­ки А-6. Мы описывали циркуляцию над ними. В это время снарядом зе­нитной артиллерии был сбит «Фан­том» нашего командира - коммодера Блэкберна. Он погиб, но его опе­ратор вернулся из плена после окон­чания войны.

- Брайан (Брайан Грант ведо­мый Каннингхэма) хотел поскорее вступить в бой, решив поэтому ос­вободиться от бомб. Внизу я видел объект удара, сильно затянутый ды­мом. Над целью был очень силен огонь зенитной артиллерии, сбившей несколько штурмовиков А-6. Мы за­метили другой объект - длинную красную линию складских зданий, сбросили бомбы...я промазал.

- Противник приложил макси­мум усилий, чтобы сорвать нашу операцию. С аэродромов Кип, Фукйен, Йенбай, Байтхуонг взлетели МиГи.

- Мы еще не отошли от цели, когда справа на удалении 150 м от самолета Брайона появилось два МиГ-17. Я находился в 300 м впере­ди Брайана, он передал: «Дак (про­звище Каннигхэма), пара «бандитов» на семи часах». Я накренил «Фан­том» и увидел истребители противни­ка, которые уже открыли огонь. ...Они быстро приближались. МиГ-17 на высоких скоростях становится плохо управляемым. Эти парни мо­гут стать неплохой добычей. Веду­щий пары МиГов не среагировал на мой маневр и проскочил вперед, но ведомый перевел свой МиГ на верти­каль. Брайан передал: «Я позабочусь о парне с твоего хвоста». Я пошел за ведущим МиГом и запустил «Сайдуиндер». ... Ракета попала в цель, зах­ват сработал, хотя я пускал «Сайдуиндер» на пределе минимально допу­стимой дистанции. МиГ-17 взорвал­ся в воздухе.

- Перед вылетом я торжествен­но обещал Брайану помочь ему сбить один из МиГов, если представится случай. Я стал загонять для него вто­рой МиГ. Я отвлекал вьетнамский истребитель на себя: «Брайан, у тебя есть шанс - я держу парня для тебя!» Я снизился и встал в вираж, МиГ шел следом. «Брайан, бери его! Брайан?» Брайан ответил, что ему уже не до атаки - на хвосте висят два МиГа. На пикировании я увеличил скорость и легко оторвался от МиГ-17. Посмот­рел направо - там был Брайн. Он пытался оторваться от пары МиГ-17, повторяя мои маневры. Ему в конце концов удалось это сделать. Брайн передал: «Дай я еще попробую». Мы набрали 4500 м и выполнили боевой разворот. Мы пока не сбрасывали центральные топливные баки. Я бросил взгляд вниз - там было восемь МиГ-17. Куда уж хуже... Многовато для трех «Фантомов»! Мы перешли в пикирование. Хорошее место для смерти! МиГи встали в оборонитель­ный круг. Я приказал Брайану при­крывать, после чего атаковал. Я не­много опустил нос своего «Фантома» - впереди шел F-4, а за ним в 600 м Миг-17, позади МиГ-17 - в 300 м еще и МиГ-21, потом - опять МиГ-17. Мы находились на семи часах у самого опасного МиГа. Весь вопрос - кто первым откроет огонь? Я пустил «Сайдуиндер», как раз в этот момент Тим (летчик «Фантома» Дуайт Тиме) врубил форсаж. Я испугался, что «Сайдуиндер» захватит «Фантом» и крикнул Тиму, чтобы он взял впра­во. В этот момент заорал Вилл (лей­тенант Вили Дрисколл, оператор во­оружения самолета Каннигхэма): «Дак смотри вверх на два часа!» Я послушал его и увидел две серебрис­тые точки. Не может быть столько МиГов: сзади нас догонят четверка МиГ-17, плюс два перед нами, плюс два около нас, Тим в лихом вираже с 17-м на хвосте. В два разы выше Миг-17 могут идти только МиГ-19. Упор­ный МиГ-17 никак не отставал от Тима. Летчик МиГа не давал мне вре­мени для надежного захвата его са­молета головкой «Сайдуиндера». Я все-таки подловил его. МиГ ненадол­го выскочил вперед меня, я тут же крикнул Тиму, чтобы он срочно сва­ливал вправо. На сей раз Тим послу­шался, я пустил «Сайдуиндер». МиГ взорвался, пилот катапультировался. - Как только я сбил МиГ-17, нас атаковали четыре МиГ-21. ...Я резко повернул на них. Скоро само­леты противника остались далеко сзади. Я передал: «Самое время сма­тывать удочки». Куда бы я не посмот­рел везде были МиГи и ни одного F-4. Я взял курс на восток...Бой продол­жался всего около двух минут.

- Вдруг я на малой высоте за­метил какой-то самолет, летевший еще ниже меня. Я опознал МиГ-17. В ходе тренировок мы провели много учебных боев со «Скайхоками», са­мое время с благодарностью вспом­нить как мы отрабатывали даже ло­бовые атаки на малых высотах. Я сказал: «Смотри Вилли, я пойду его попугаю - это будет очень смешно!» Я полетел прямо на МиГ.

- Мой «Фантом» («как пуля быстрый, в небе голубом и чистом») несся на «17-й» лоб в лоб. Вдруг на носу самолета противника засверка­ли вспышки. Я совсем забыл, что МиГ-17, в отличие от «Скайхока» в учебном бою, постарается расстре­лять меня. Я бросил «Фантом» резко вверх. МиГ должен был остаться справа. Я посмотрел назад... Там МиГ, летит кабина к кабине со мной. Когда я находился в верхней точке петли, летчик МиГа открыл огонь. Трассы прошли совсем рядом. Я сва­лился вниз, он - за мной.

- Я могу сказать, что летчиком МиГа был настоящий ас. ...Я пока­тился вниз, постоянно перекладывая руль направления влево-вправо, что­бы хоть в какой степени сбить при­цел противнику. Я только и думал: «Может все-таки чертовы пушки промажут!!!» Вниз, вверх, ножни­цы...И туту я вспомнил, как в учеб­ной бою попал в точно такую же си­туацию. Опять делаю ножницы, пы­таясь заставить Миг проскочить впе­ред, опять - вверх. Пожалуй, это единственный из всех МиГов, кото­рый воевал на вертикали. Они пре­красно дерутся на горизонталях, но вверх-вниз не лезут. Я сознательно дал возможность летчику МиГа про­извести выстрел и резко погасил ско­рость. МиГ стрелял уже передо мной. Я снижался на скорости 240 км/ч, врубил форсаж и вышел МиГу под брюхо. МиГ пошел к земле. Я поду­мал, что «Сайдуиндер» не захватит его на фоне подстилающей поверхно­сти, но все-таки пустил ракету. Уви­дел маленькую вспышку: «Черт! Про­махнулся!» Уже хотел пускать после­дний «Сайдуиндер», как вдруг... сноп огня и дыма вырвался из МиГ-17. Истребитель потерял управление, после чего рухнул на землю.

- Я посмотрел вверх - у нас на 2 часах был МиГ-17. В наушниках раздалось: «Дак, глянь на семь ча­сов!» Я оглянулся...там было четыре МиГ-17!!! Ведомый пустил «Спэрроу», мне показалась, что ракета ле­тит прямо на нас. Я заорал: «Что ты делаешь! Ты стреляешь в нас!» Раке­та не зацепила ни нас, ни МиГи, но они бросились в разные стороны. «Все! Уходим! Уходим!» Передо мной выскочил МиГ-21, однако дистанция до него была короче минимально допустимой - запустить «Сайдуин­дер» я не мог. Я подумал: будь у меня пушка, я бы сбил не три самолета... Как минимум, из пушки можно было поразить еще два МиГ-17 и вот те­перь Миг-21. Если бы у меня была пушка!

- В районе Намдинха нас в очередной раз обстреляли вьетнамс­кие ЗРК. Ракета взорвалась пример­но в 100 м от нас. Ничего не произош­ло, мы успокоились. Вдруг через ми­нуту самолет резко повело влево. Я посмотрел на приборную доску -стрелка датчика давления в первой гидросистеме стояла на нуле. Стрел­ка датчика давления второй гидроси­стемы сначала колебалась, а потом тоже поползла к нулю. Я включил форсаж, надеясь успеть выскочить за пределы Вьетнама, прежде, чем уп­равление полностью выйдет из строя. Управление «встало», когда мы про­неслись над береговой чертой. Я все еще пытался направить «Фантом» как можно дальше от берега, но F-4 уже входил в глубокую спираль. Я дал команду Вилии катапультиро­ваться, следом за ним потянул держки катапульты сам. Все прошло глад­ко - нас подобрал вертолет корпуса морской пехоты.

Через восемь дней, четверка МиГ-17 в кампании с МиГ-19 и МиГ-21 перехватила американские самоле­ты над Кипом. Вьетнамцы действо­вали парами в разомкнутых боевых порядках, благодаря чему успешно уходили от выпущенных по ним ра­кет воздух-воздух. В наборе высоты летчик одного из МиГ-17 сбил «Фан­том». ВВС США подтвердило поте­рю в воздушном бою самолета F-4D BuNo 66-7612 из 412-й эскадрильи 366-го тактического истребительно­го авиакрыла.

23 мая экипаж «Фантома» (F-4В BuNo 153020, бортовой код «NF-100», летчик лейтенант-коммендер Рональд И. Маккиун, оператор воо­ружения лейтенант Джек С. Инч) из эскадрильи VF-161 доложил сразу о двух сбитых в одном бою истребите­лях МиГ-17. Джек Инч вспоминал:

- Мы (экипаж второго «Фан­тома» - летчик лейтенант Майкл Рэб, оператор вооружения лейтенант Кен Крэндл) взлетели с «Мидуэя», дозап­равились и направились в район пат­рулирования между Кипом и Хайфо­ном. Наша задача состояла в пере­хвате взлетающих с Кипа МиГов. Информацией о воздушной обста­новке нас обеспечивала радиолока­ционная станция эсминца «Бидл».

- Начало операции было стан­дартным: мы достигли побережья в районе Камфа, повернули на запад и снизились до вершин скалистых гор. Подобный маршрут позволял избе­жать обстрела вьетнамской зенитной артиллерией и ЗРК. «Бидл» инфор­мировал нас о взлете МиГов в мо­мент когда мы прошли полпути от побережья до заданного района. Оператор РЛС эсминца выдал азимут и удаление «бандитов»: 278 градусов, 38 миль.

- Мы немедленно повернули на противника. Радар на истребите­ле ведомого «сдох». Мы искали про­тивника с помощью РЛС одного на­шего «Фантома», постоянно уточняя свою точку и местоположение про­тивника с помощью мощной станции «Бидла». Высота полета составляла 1500 м, в преддверии боя мы снизи­лись до 1000 м. Вдруг Ронгальд передал: «Джек, мы над Кипом!», следом: «Черт! Впереди 1-10 миль, ниже нас!» Мы шли на запад, прямо на солнце. Будь МиГи повыше - нам не удалось бы увидеть солнечные блики на их фюзеляжах. Экран РЛС был чист -станция не фиксировала цели на фоне земли. Мы не знали даже куда летят МиГи: на нас или от нас. Проблема быстро разрешилась. Пара серебри­стых МиГ-19 пронеслась между на­шим «Фантомом» и ведомым F-4. Макгс (прозвище Маккиуна) прика­зал Майку выполнять вираж со снижением, а сам пошел ему на встречу. Командир хотел запутать летчиков МиГов, выставляя «Фантом» Рэба в качестве приманки. На половине ви­ража Маге посмотрел вниз и увидел МиГ-17. Начиная бой, мы надеялись на драку с парой МиГ-19, теперь си­туация осложнилась. Уповать на лег­кую победу уже не приходилось. Ско­рее всего, МиГи-19-е просто замани­вали нас в ловушку. Мы «рвем» за «19-ми», а «17-е» в это время спокой­но садятся на «шесть часов». К счас­тью мы заметили опасность. Веду­щий пары МиГ-17 пошел за нами, мы были с ним кабина к кабине. А Майк в это время заметил еще один МиГ-17, атаковавший нас на курсовом угле 100 градусов. Это была первая наша встреча с такими мастерами воздушного боя, как летчики этих МиГов. МиГ точно повторял все наши маневры. Мане начал снижать­ся, МиГ висел на хвосте.

- На восьми часах появился еще один МиГ-17 и сразу открыл огонь. Я осмотрелся - кругом полно МиГ-17-х. Один из них шел нам в лоб...еще немного и мы столкнемся - такого со мной еще не было! МиГ проскочил в нескольких футах. Маге резко развернулся, чтобы сесть ему на хвост. По нам опять открыли стрельбу, в самолет попало несколь­ко снарядов. Комбинируя повороты и перевороты, отчаянно маневрируя, нам удалось оторваться от преследо­вателя. Мы просто падали. Кое-как Маге выровнял самолет. Мы осмот­релись. О чудо - прямо перед нами шел МиГ-17. В наушниках звучал сигнал захвата головки самонаведе­ния «Сайдуиндера», оставалось толь­ко нажать клавишу «Пуск», что я с удовольствием и сделал. После поло­женной задержки, которая в этот раз показалась вечностью, ракета пошла за этим «железом». Летчик МиГа то ли заметил пуск ракеты, то ли его предупредил ведомый. Красивым виражом истребитель противника ушел в сторону, ракета же пошла по баллистической траектории, за моло­ком...Мы сделали пару виражей, после чего я пустил второй «Сайдуиндер». Результат - как в первый раз. МиГ пропал из виду, наверное, у него кончалось топливо, и он пошел на посадку.

- Из четырех ракет, только три прошли контрольное тестирование в ходе приведения системы управления оружием в рабочее состояние. Две ракеты я уже использовал. ...На че­тырех часах появился очередной МиГ и открыл по нам огонь. Я огля­нулся назад: «Боже!!!» 37-мм пушка изрыгала огонь всего в 30 м от нас! Хорошо Маге вспомнил, как Рэнди Кангнигхэм «отыграл» сходную си­туацию. Командир нашел способ рез­ко сбросить скорость. МиГ проско­чил вперед, а я пустил третий «Сайдуиндер». Миг начала отворачивать в сторону. Я подумал, что опять про­махнулся, но вдруг - взрыв и из ис­требителя противника вылетает ката­пультное кресло, а затем распускает­ся купол парашюта. Мы сделали ЭТО!!!

- Я осмотрелся - на хвосте Майка висел МиГ-17. ...Майк снача­ла сбросил скорость, потом прибавил оборотов двигателям. МиГ пошел правее - прямо перед нами. На удив­ление, заработала головка самонаве­дения четвертого «Сайдуиндера», в ушах стоял устойчивый писк. Я на­жал пуск, ракета пошла прямо к МиГу и врезалась прямо в кабину -самолет взорвался.

- Пора сматываться отсюда к чертовой бабушке. Мы снизились до 30 м и взяли курс на авианосец. Весь бой длился не более пяти минут.

Летом 1972 г. удача изменила пилотам МиГ-17 923-го полка: побед в воздушных боях больше не было, в то время как сам полк продолжал нести потери. Так, 11 июня звено МиГ-17 над Красной рекой сошлось в бою с парой «Фантомов» из эскад­рильи VF-51 (из авиакрыла авианос­ца «Корал Си»). Американцы сбили два МиГ-17, один летчик погиб. Ав­торами побед стали экипажи F-4B BuNo 149473, бортовой код «NL-114» (летчик коммодор Фостер С. Тигю, оператор вооружения лейте­нант Ральф М. Хоуэлл) и F-4B BuNo 149457, бортовой код «NL-113» (лет­чик лейтенант Уинстон У. Коупилэнд, оператор вооружения лейте­нант Дональд Р. Бачю).

В 1972-73 г.г. летчики авиации ВМС США сбили 17 МиГ-17, в то время как пилоты ВВС США записы­вали на свой счет МиГ-19 и МиГ-21, исключение составил сбитый 12 января 1973 г. один МиГ-17. Победу одержал экипаж «Фантома» из эскад­рильи VF-161 с авианосца «Мидуэй». Истребитель ВМС США пилотиро­вал летчик с типично североамери­канскими именем и фамилией - Вик­тор Т. Ковалески. Согласно истори­ографии ВМС США - сбитый Кова­лески МиГ-17 стал вообще после­дним МиГом, уничтоженным флотс­ким летчиком над Вьетнамом.

Последняя в воздушной вой­не над Индокитаем победа на МиГ-17 была одержана 11 июля. В 5 ч 30 мин два МиГ-17 из 923-го полка (лет­чики Хан Винь Туонг и Хоанг Као Тхань) совершали тренировочный полет над Кипом, когда их атакова­ли истребители противника. Летчи­ки получили приказ срочно садится в Нойбай. Хан Винь Туонг немедлен­но сбросил баки, обнаружив на рас­стоянии 5 км «Фантомы». Примеру ведущего последовал Хоанг Као Тхань. Летчики МиГов-17 решили взять инициативу в свои руки. Туонг открыл огонь с дистанции в 500 м. Пилот не промахнулся - дымящий «Фантом» пошел к земля. Второй F-4 смог уйти из под удара МиГов.

Хан Винь Туонг не смог пора­доваться своей победе. На подхода к аэродрому его сбил ракетой экипаж F-4J ВМС США, что, вообще гово­ря, странно, так как никто из амери­канцев не претендовал на победу в воздушном бою 11 июля 1972 г. По­терю одного самолета американцы признали. Им был F-4J BuNo 155803 из эскадрильи VF-103 авиакрыла авианосца CV-60 «Саратога». Эки­паж в составе летчика лейтенанта Рю И. Рэнделла и оператора вооружения Ф. Дж. Мастерсона был пленен.

Истребители МиГ-17 остава­лись на вооружении подразделений ВВС ДРВ до последних дней войны. Самую последнюю победу в воздуш­ном бою над Индокитаем американ­цы одержали именно над МиГ-17. 12 января 1973 г. экипаж F-4B из эскад­рильи VF-161 с авианосца «Мидуэй» сбил МиГ-17 ракетой «Сайдуиндер».

Через шестнадцать дней пос­ле последнего воздушного боя в небе Вьетнама состоялось подписание Парижских мирных соглашений. На­леты авиации США немедленно пре­кратились. Командование ВВС ДРВ получило возможность реорганизо­вать свои ослабленные силы истреби­телей, отремонтировать поврежден­ные аэродромы в районе Ханоя -Хайфона. Спустя несколько дней пос­ле вступления в силу исторических договоренностей 923-й полк переба­зировался на аэродром Тхоксуан, где в готовности № 1 постоянно дежури­ли два истребителя Миг-17. Несколь­ко самолетов, задействованных в системе ПВО Хайфона, оставалось на аэродроме Киенан.

Истребители МиГ-17 прослу­жили в составе ВВС Вьетнама до кон­ца 70-х годов, однако их назначение изменилось. На 923-й истребитель­ный авиационный полк возлагались задачи поражения надводных целей и непосредственной авиационной поддержки наземных войск, задачи перехвата самолетов противника ре­шали более современные истребите­ли МиГ-21. Последние уцелевшие в ВВС Вьетнама МиГ-17 использова­лись в качестве учебно-тренировоч­ных самолетов, окончательно маши­ны этого типа списали в начале 80-х годов.