Гаечный ключ и молоток

 

Северный Вьетнам всегда полу­чал богатую помощь из Советского Союза и Китая, других социалистичес­ких стран - Чехословакии, ГДР, Венг­рии, Польши. Поставленную из-за ру­бежа боевую технику, однако, прихо­дилось поддерживать в исправном со­стоянии собственными силами.

Подготовка национальных кадров, способных обслуживать авиационную технику, началась в 1949 г. В марте 1956 г. к обучению приступили будущие специалисты по строительству и ремонту аэродро­мов, а с 1957 г. инженерно-техничес­кий персонал стал проходить обуче­ние за рубежом. К 1960 г. в СССР и Китае было подготовлено примерно 200 техников.

В апреле 1961 г. на ханойском аэродроме Бачмай были организова­ны авиаремонтные мастерские А-33 (Xuong Sua May Bay A-33), здесь же при помощи иностранных военных советников велось обучение техни­ческого состава. К 1965 г. мастерские освоили ремонт основных узлов вер­толетов и истребителей МиГ-17.

В конце 1965 г. из СССР по­ступили первые МиГ-17ПФ и МиГ-21Ф-13. Самолеты поступали в ра­зобранном виде, сборка велась в ма­стерских А-33 под руководством со­ветских специалистов. На приведе­ние одного самолета в пригодное к полетам состояние отводилось десять суток. Вьетнамцы быстро осваивали технологию сборки: сначала срок уменьшили до недели, а в конечном итоге самолет стали собирать всего за три дня.

По мере эскалации конфлик­та объем работы мастерских вырос во много раз. Основным занятием техников и рабочих стало исправле­ние боевых повреждений самолетов и вертолетов, ремонт электрообору­дования, которое быстро выходило из строя в жарком и влажном тропи­ческом климате Юго-Восточной Азии.

Самой большой проблемой стал даже не огромный объем работ, а нехватка квалифицированных ин­женеров. Попытки наладить подго­товку инженерных кадров на месте давали минимальный результат. Фактически на базе А-33 имелось все­го два инженера: Труонг Кхань Чау и Ниянь Нгок АН. Трудились вьет­намцы самоотверженно. За 1968 г. небольшая группа техников под ру­ководством Чау и Ана отремонтиро­вала «по-крупному» 11 самолетов, исправила полученные в бою по­вреждения на восьми истребителях, на 12 самолетах заменила двигатели и собрала 24 новых истребителя! По­мимо всего прочего, вьетнамцы даже пытались модернизировать имевшу­юся в их распоряжении авиационную технику, к примеру на опоры шасси истребителей МиГ-17 ставили гидро­амортизаторы нового типа.

В начале 1969 г. наземный эки­паж истребителя, по причине нехват­ке кадров, состоял всего из одного (реже - из двух) механика. По штату для нормального технического об­служивания парка вьетнамских МиГ-17 требовалось 120 человек, в нали­чии же имелось только 43 подготов­ленных техника. Количество боеспо­собных МиГ-17 постепенно уменьша­лось - делали свое дело неудовлетво­рительное техническое обслуживание и климат.

Инженерно-техническая служ­ба ВВС ДРВ имела в своем распоряжении 774 грузовых автомобиля, что составляло около 70% от требуемо­го количества, шоферов же было еще меньше - 476 человек. Машины час­то ломались, каждый шофер стано­вился и автослесарем. В любой мо­мент бензин из баков грузовиков мог­ли перекачать в отсеки истребителей - эскадрильи МиГ-17 испытывали постоянную нехватку горючего.

Топливная проблема являлась головной болью всей Народной Ар­мии. В стране использовалось горю­чее 40 марок, хранилось топливо в 500 резервуарах, расположенных в 48 нефтехранилищах. Нефтехранилища на протяжении всей войны подверга­лись налетам американской авиации. Надежной системы доставки горюче­го, запасных частей, боекомплекта в истребительные авиаполки наладить так и не удалось. Проблемы логисти­ки усиливало плохое качество про­водной и радио связи, объяснявшее­ся, опять же, нехваткой квалифици­рованных радистов, телеграфистов, телефонистов и т.д.

В 70-е годы напряжение рабо­ты техников несколько ослабло - по­явилась возможность отправлять са­молеты для проведения сложных ви­дов ремонта за границу. В самом Вьетнаме ремонт и техническое об­служивание велось не только на базе А-33, но и в полевых мастерских, организованных на аэродромах Киенан, Хоаклок, Хабак, Лонгсон. Средний ремонт проводили на аэро­дромах Йенбай, Нойбай и Кип. Вьет­намцы широко использовали для дос­тавки поврежденных самолетов к мес­там ремонта огромные вертолеты Ми-6, всего «шестерки» перевезли на внеш­ней подвеске более 400 истребителей.