Производство в Праге

 

Люди из руководства RLM были хорошо осведомлены о возмож­ностях авиационной промышленно­сти оккупированных Германией стран. Авиационные заводы протек­тората Богемия и Моравия с самого начала привлекли внимание техни­ческого департамента министерства авиации, однако ненадежное местное населения делало рискованным нала­живание выпуска здесь боевых само­летов первой линии. Было решено строить на чешских авиационных за­водах учебно-тренировочные, много­целевые и прочие «легкие» самолеты. Следствием принятого реше­ние стало развертывание на заводе фирмы Авиа в Праге выпуска совре­менного цельнометаллического учеб­ного самолета Арадо Аг-96 и развед­чика Fw-189. Неслучайно эти два са­молета стали строить на одном заво­де: на Аг-96 и Fw-189 устанавлива­лись одни и те же 12-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Аргус As-410 с винтами изменяемо­го шага. Эти моторы по лицензии фирмы Вальтер строились на заводе в Праге-Жинониче.

Главным подрядчиком лицен­зионного выпуска самолетов Fw-189 являлась фирма Аэро из Праги-Высочан, субподрядчиками - фирма Летов и авиационное отделение фирмы ЧКД-Прага. Фирма Аэро длительное время специализировалась на пост­ройке бипланов с полотняной обшив­кой, металлическим каркасом фюзе­ляжа и полностью деревянными кры­льями. Значительный прогресс в тех­нологии производства был достигнут в ходе лицензионного освоения в се­редине 30-х годов выпуска француз­ских бомбардировщиков Марсель Блок МВ-200 и, особенно - в ходе ос­воения производства самолетов СБ-2 конструкции А.Н. Туполева; в Че­хословакии бомбардировщик СБ-2 выпускался под обозначением В-71. После оккупации Германией Чехии фирма Аэро сначала стала строить «классический» учебный биплан Бюккер Bu-131D, первые две сотни этих самолетов было построено ле­том 1940г.

Первое техническое совеща­ние, в повестке дня которого стоял вопрос о производстве самолетов Fw-189, состоялось в последний день ноября 1939 г. интересно, что завод сначала изготовил Fw-189B-1 и лишь затем перешел на более раннюю мо­дель разведчика Fw-189A-l. Фирма Летов из Праги-Летнаны изготавли­вала хвостовые балки и хвостовое оперение разведчиков. Фирма ЧКД-Прага из Праги-Карлина - центроп­лан крыла, элероны, закрылки, тяги управления механизацией крыла. Фирма Аэро изготавливала все ос­тальные основные конструктивно-тех­нологические секции самолета, отвеча­ла за окончательную сборку и летные испытания готовой продукции.

Пресс для изготовления ме­таллических штампованных деталей передали на завод фирмы Аэро из Бремена, с фирмы Фокке-Вульф. Ряд квалифицированных рабочих, масте­ров и инженеров также прибыли в Прагу из Бремена для помощи чехам в освоении производства нового для фирмы Аеро изделия. К изготовле­нию узлов и агрегатов разведчиков Fw-189 заводы в Праге приступили весной 1940 г. Сразу же выявились проблемы с поставкой комплектую­щих, материалов и даже с чертежами. Организация производства стала предметом неоднократных обсужде­ний на технических совещаниях ди­ректората фирмы Аэро. Тем не менее, даже в конце апреля из Бремена про­должала поступать документация, содержащая ошибки в чертежах. В мае на заводе прошла крупная реор­ганизация, связанная с освоением производства Fw-189, ряд цехов и складов переехал их корпуса в кор­пус. За выпуск Fw-189 отвечало выс­шее руководство фирмы: техничес­кий директор Антонин Хучник, Розендорф, Матоушек, Беднар, Немечек, Конечный - все эти люди зани­мали высокие посты на фирме Аэро еще в предвоенные годы.

Завод располагался в про­мышленной зоне жилого района Высочаны и не имел собственного аэро­дрома. С самого начала своего су­ществования фирма Аэро использо­вала аэропорт Прага-Кбелы, кото­рые являлся одновременно и граж­данским, и военным аэродромом. Изготовленные на заводе самолеты доставляли в разобранном виде авто­транспортом по извилистым пражс­ким улочкам. На восточной границе аэродрома Кбелы у фирмы Аэро имелся собственный ангар, где нахо­дилось отделение окончательной сборки и летных испытаний. Этот ангар фирма «потеряла» в 1940 г. пос­ле сдачи заказчику 30-го сентября последнего изготовленного в Праге учебного самолета Bu-131D. На ан­гар «наложили лапу» вооруженные силы Германии, желая расширить хозяйство аэродрома Кбелы. Фирме Аэро взамен «потери» выделили ме­сто поблизости от аэродрома Летнаны, который использовали фирма Летов, Военно-технический авиаци­онный институт (Flugzeugtechnische Versuchsanstalt Prag), аэроклуб «Летнаны», авиационные ремонтные ма­стерские. Этим организациям при­шлось потеснится в целях организа­ции сборки и летных испытаний са­молетов Fw-189.

Первый собранный разведчик появился на летном поле аэродрома Летнаны в марте 1941 г. Летные испытания начались 12 марта, предва­рительно заводские летчики-испыта­тели освоили доставленный из Бре­мена Fw-189 W.Nr. 0070. Первая «рама» чешского изготовления полу­чила заводской номер W.Nr. 2051. испытания проводили все три завод­ских летчика - Франтишек Внук, Ка­рел Ванек и Вацлав Бртник. Помимо чехов к испытаниям привлекались немецкие летчики, чаще других -Фрёхлих и Альтрогге из испытатель­ного центра люфтваффе в Рехлине. 4 июня в Прагу пожаловал высокий гость: Fw-189 чешского изготовления лично облетал технический директор фирмы Фокке-Вульф Курт Танк.

Как правило испытания одно­го самолета занимали не более пяти дней: первый полет продолжительно­стью 10-20 минут, затем два 20-ми­нутных полета - и все! Позже про­грамму летных испытаний урезали до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка аппаратуры в ходе проверок состав­ляла полчаса-час. Контрольные оце­ночные полеты продолжительностью 15-20 минут выполнялись через опре­деленное количество сданных машин «сторонними» летчиками, а не завод­скими сдаточными пилотами. Извес­тно, что в 1942 г. (предположитель­но 6 июня) в районе Кралупы-над-Влтавой разбился Fw-189 А, экипаж погиб. По иронии судьбы обломки самолета упали на территорию заво­да фирмы Кмент, поставлявшей ком­плектующие фирме Аэро для изго­товления Fw-189A.