Служба разведчиков Fw-189 в составе люфтваффе

 

Первый опыт использования самолетов Fw-189 А в качестве раз­ведчика дал положительные резуль­таты. Осенью 1940 г. тренировочное подразделение 9.(H)/LG-2 (LG -Lehrgeschwader) первым в люфтваф­фе получило самолеты первой партии Fw-189A-0, тренировочные Fw-189B летчики этой части использовали с весны прошлого года. В то же время на момент начала вторжения в Совет­ский Союз в июне 1941 г. стандарт­ным тактическим самолетом-развед­чиком фронтовых подразделений Aufklarungsstaffeln (Н) (Н Heeresgruppen) оставался Хеншель Hs-126. К концу 1941 г. большинство Aufklarungsstaffeln реорганизовали в группы ближней разведки Nahauflk-larungsgruppen (NAG), которые пере­дали в непосредственное оператив­ное подчинения сухопутных войск.

Зимнее наступление Красной Армии привело к тяжелым потерям в личном составе, люфтваффе стало ощущать нехватку подготовленных экипажей и самолетов, по этой при­чине ряд разведывательных подраз­делений пришлось расформировать. Вновь созданные Nahauflklarungs-gruppen состояли из трех эскадрилий (на практике очень немногие группы действительно имели в своем соста­ве три стаффеля). К весне 1942 г. на вооружение разведывательных под­разделений начали поступать самоле­ты Fw-189A-0 и FW-189A-1.

В таблице приведены сведе­ния о разведывательных подразделе­ниях, действовавших на советско-германском фронте:

 

Центральный участок фронта

Группа              Эскадрильи

NAG-2              3.(H)21 (Hs-126); l.(H)41 (Hs-126); 2.(H)23 (Hs-126)

NAG-5              l.(H)11;2.(H)12 (Hs-126)

NAG-8              4.(H)23 (Hs-126)

NAG-10            5. (Н)32 (Hs-126)

NAG-11             l.(H)31;2.(H)31; l.(H)13 (Hs-126)

NAG-15             l.(H)12 (Hs-126); 6.(H)32 (Hs-126); 2.(H)13

Северный участок фронта

NAG-13            2.(H)21 (Hs-126); 3.(H)41 (Hs-126)

Заполярье        1.(Н)32

 

В декабре 1941 г. 9-я немецкая армия под ударами соединений гене­рала Конева оставила Калинин. В условиях суровой зимы подготовка самолетов к полетам вызывало мно­жество сложностей. В разведыватель­ных подразделениях люфтваффе ощущалась нехватка запасных час­тей, топлива, людей. Данные пробле­мы вызвали очередную реорганиза­цию, в ходе которой опять уменьши­лось количество отдельных эскадри­лий, теперь в боевых частях преобла­дали самолеты Fw-189A-l (позже -Fw-189A-2). Первой новую технику получили подразделения дальней разведки 2.(F)/11 и Aufklarungsgruppe Gr.10 Tannenberg.

В таблице приведены «ре­зультаты» реорганизации.

 

Группа           эскадрилья

NAG-1             5.(Н)11 южный участок фронта

NAG-2             1.(Н)41;2.(Н)13;3.(Н)21 центральный участок

NAG-4             2.(Н)41 ; 6.(Н) 1 3 южный участок

NAG-6             7.(Н) 1 3 южный участок

NAG-7             1.(Н) 10; 4.(Н) 10 южный участок

NAG-8             3.(Н) 13; 4.(Н) 23; 4.(FT) 31 северный участок

NAG-9             1.(Н) 21; 7.(Н) 32 южный участок

NAG-10           2.(Н)10; 2.(Н) 31; 5.(Н)32 центральный участок

NAG-11           1.(Н) 13; 1.(Н) 31 северный участок

NAG-12           6.(Н) 41 южный участок

NAG-13           2.(Н) 21; 3.(Н) 41 южный участок

NAG-15           1.(Н) 12; 6.(Н) 32 южный участок

NAG-16           3.(Н) 12; 5.(Н) 12 южный участок

 

Полеты на ближнюю развед­ку на Восточном фронте становились все опаснее и опаснее. В некоторых подразделения экипажи разведчиков урезали до одного человека, многих наблюдателей пришлось направить на краткосрочные курсы пилотов. Летная подготовка вчерашних на­блюдателей была явно не достаточ­ной - потери продолжали расти. По­рой новички успевали выполнить всего один-два боевых вылета преж­де , чем их сбивали.

Предпринятое в мае 1942 г. 17-й общевойсковой и 1-й танковой ар­мий вермахта в районе Харькова на­ступление временно остановило на­тиск Красной Армии на южном уча­стке Восточного фронта. Немцы по­лучили передышку, за время которой сумели восполнить потери в людях и технике. Разведчики Fw-189 проде­монстрировали в отдельных случаях потрясающую боевую живучесть. 19 мая 1942 г. два истребителя МиГ-3 атаковали немецкий разведчик над Таманским полуостровом. Советские истребители повредили левый двига­тель «рамы», вывели из строя все обо­ронительное вооружение, тем не ме­нее разведчик сумел приземлится на передовом аэродроме. При посадке подломилась левая основная опора шасси и была смята левая плоскость крыла, но самолет в короткий срок отремонтировали, заменив мотор, опору шасси и плоскость крыла.

В сентябре 1942 г. на Восточ­ном фронте имелось 174 разведчика Fw-189. Самолеты этого типа име­лись также в Северной Африке - пе­ред отправкой на Средиземноморье на воздухозаборниках карбюраторов монтировались фильтры механичес­ких частиц. В Северной Африке на Fw-189А-1 летал один единственный стаффель 4.(Н) 12, самолеты имели пустынную камуфляжную окраску. В Западной Европе «рамы» использо­вались немцами в качестве связных и легких транспортных самолетов, для VIP перевозок. К примеру, Fw-189A-1/U3 W.Nr. 0178 служил персональ­ном самолетом генерала Йешоннека, а на Fw-189A-l/U2 W.Nr. 0159 «H1+IN» летал в 1943 г. генерал-фельдмаршал Кессельринг. Интерес­но, что ни Йешоннек, ни Кессельринг не были профессиональными летчи­ками, однако оба при необходимос­ти могли управлять Fw-189, впрочем, порой генералы садились в кресло пилота и без необходимости.

В отличии от генералов люф­тваффе технический директор и главный конструктор фирмы Фокке-Вульф Курт Танк был еще и велико­лепным летчиком, в своих служебных перелетах он пользовался Fw-189A-1 W.Nr. 0029 «BQ+AY». В 1944 г. Танку запретили из-за высокой веро­ятности встречи с истребителями со­юзников летать на разведчике днем, предписав пользоваться «скорост­ным хорошо вооруженным самоле­том». Технический директор, однако, продолжал летать на «раме», но толь­ко в темное время суток.

Ожесточенные бои за Сталин­град в конце лета 1942 г. вновь по­ставили на повестку дня вопрос об исключительно высоких потерях в вооруженных силах Германии. Очень сильно пострадали разведыватель­ные подразделения люфтваффе. 18 сентября 1942 г. «рама» из 6.(Н) 41 под прикрытием четырех истребите­лей Bf.109 занималась корректиров­кой стрельбы артиллерии, когда группу немецких самолетов атакова­ли советские истребителе. Первым повредил раму Иван Балюк, добил разведчика командир группы совет­ских истребителей Михайлик. Fw-189 завалился на левое крыло и перешел в беспорядочное падение, после чего столкнулся с землей. Экипаж самоле­та, обер-фельдфебель Манфред Кюхле и штабсфельдфебель Фридрих Лесска, погиб. Еще один двухбалочный разведчик советские летчики сбили на следующий день, 19 сентября. В битве за Сталинград потери разведы­вательных подразделений люфтваф­фе в людях и технике в среднем со­ставили 25%. Командованию люфт­ваффе в очередной раз пришлось проводить реорганизацию. Из дальнеразведывательных в ближнеразведывательные были преобразованы следующие группы:

3.(F)31 в   3.(H)31NAG-1

3.(F) 11 в  3.(Н) 11NAG-3

2.(F) 33 в  2.(Н) 33 NAG-6

4.(F) 33 в  4.(Н) 33 NAG-16

В ходе контрнаступления Красной Армии на передовых аэро­дромах пришлось бросить некоторое количество небоеспособных самоле­тов Fw-189, но уцелевшие самолеты продолжали работать в интересах войск окруженной 6-й армии генера­ла Паулюса. 17 декабря в очередной раз отличился летчик-истребитель Михайлик в тяжелом поединке, сбив­ший «раму» («P2+BV»). В этот же день в районе Давыдовки корректировал стрельбу артиллерии развед­чик Fw-189 «5H+KK» из NAG-16. Разведчик эскортировали истребите­ли Bf. 109. Немецкие самолеты атако­вала советская пара: командир Иван Максименко, ведомый - Чумбарев. Чумбарев впустую израсходовал весь боекомплект, после чего таранил раму, отрубив воздушным винтом своего истребителя одну хвостовую балку Fw-189. Экипаж разведчика - обер-фельдфебель Майер, унтер-офицер Шмидт и ефрейтор Сова - не смогли покинуть беспорядочно па­давший самолет. Не всегда боевые вылеты завершались для экипаж раз­ведчиков столь трагически. Многие пилоты выполнили на Fw-189 по не­сколько сотен заданий. Один экипаж даже перешагнул рубеж в 1500 бое­вых вылетов!

К началу февраля 1943 г. люф­тваффе потеряли на Восточном фрон­те почти пять сотен самолетов и по­чти тысячу человек летного состава. Ближнеразведывательные подразде­ления лишились примерно 150 само­летов, в основном - Fw-189. К 31 де­кабря 1942 г. вновь сформированный стаффель 3.(Н) 11 из NAG-3 лишил­ся шести машин: W.Nr. 0206, 0147, 0240, 2307, 4212 и 2206.

Неудача под Сталинградом положила начало отступлению вер­махта на всем протяжении советско-германского фронта. Отступление вызвало которую уже реорганизацию подразделений ближней авиацион­ной разведки, имевших на вооруже­нии самолеты Fw-189. Некоторые стаффели получили другие номера: 1.10 (бывший 1.(Н) 10-1 из NAG-12), 2.10 (бывший NAG-9), 4.10 (бывший 1.NAG-2, перевооружен на Bf. 109), 1.11 (бывший N AG-5) и 5.11 (бывший NAG-1). На вооружение ряда подраз­делений помимо  Fw-189 поступили другие типы самолетов, главным об­разом разведывательные модифика­ции двухмоторных истребителей Bf.HO. На Кавказе продолжали действовать оснащенный «рамами» стаффель 1.21, на центральном учас­тке Восточного фронта - 11.12 (быв­ший 1.(Н)12). Группы NAG-2,3, 5, 8 и 10 находились в тылу на отдыхе и переучивании на истребители Bf.109 или FW-190A-3/A-4.

Активность подразделений ближней авиационной разведки люф­тваффе шла на убыль, в то время как активность советских истребителей росла, а точность и плотность огня зенитной артиллерии усиливалась. Все чаще экипажам немецких развед­чиков приходилось вступать в воз­душные бои; в 1943 г. в среднем на 90 боевых вылетов Fw-189 приходилась одна сбитая огнем с земли «рама». С мая 1943 г. самолеты Fw-189 стали привлекать для борьбы с партизана­ми, в подобных операциях как нельзя кстати пришлась малая скорость по­лета двухбалочных разведчиков. Не­смотря на искусную маскировку, эки­пажи Fw-189 сумели вскрыть и унич­тожить большое количество парти­занских стоянок. В начале июля не­мецкие войска начали последнее за войну стратегическое наступление на Восточном фронте - операцию «Ци­тадель». Разведчики пытались отсле­живать   перемещения  советских войск. В боях над Курской дугой от­личились летчики вооруженной ис­требителями Як-1 эскадрильи «Нор­мандия» вооруженных сил Свобод­ной Франции. Пилоты Лефевр и ла Пуап атаковали и сбили один Fw-189, второй разведчик на счет эскад­рильи записали Литольф и Кастелен, третий - Марсель Альбер и Альберт Прециоси.

12 июля в контрнаступления из района Курска перешли войска Красной Армии. Разведчики Fw-189 вскрыли дислокацию советских со­единений, однако у немцев не име­лось резервов, чтобы заткнуть все дыры в своей обороны. Через два дня после начала контрнаступления Красная Армия освободила от немец­ко-фашистских захватчиков города Орел и Белгород, в честь этого собы­тия в Москве прогремел первый са­лют. Большой проблемой для экипа­жей разведчиков стали новейшие со­ветские истребители Ла-5 по силуэту очень похожие на Fw-190. Теперь «рамы» старались пересекать линию фронта на предельно малой высоте, но все равно огромное численное превосходство советских истребите­лей наряду с усилением средств ПВО сухопутных войск поставили точку в успешной деятельности разведчиков. Особенно туго немецким истребите­лям, сопровождавшим Fw-189 при­шлось после появления на фронте самолетов Як-3, на малых высотах имевших абсолютное превосходство над любым истребителем люфтваф­фе. Советские летчики относились к Fw-189 с уважением. Летчик-истреби­тель А. Семенов в своих воспомина­ниях писал:

- «Рама», корректируя огонь артиллерии, сильно досаждала на­шим наземным войскам. Самолет этого типа представлял собой слож­ную цель для летчиков истребителей. Сбить «раму» - не простая задача, даже более сложная, чем сбить истребитель Bf.109 или бомбардировщик Ju-88.

Похоже отзывался о немецких Fw-189 знаменитый ас Александр Покрышкин, считавший сбитую «раму» самым объективным показате­лем мастерства летчика-истребителя.

Ближе к концу войны самоле­ты Fw-189 стали привлекаться к вы­полнению ночных разведывательных полетов, для чего на некоторых ма­шинах устанавливалось специальное оборудование. Чаще всего, рамы вели визуальную разведку, освети­тельные авиабомбы для аэрофотосъ­емки ночью применились достаточ­но редко, так как самолет при сбросе бомбы демаскировал себя, после чего попадал под огонь зениток.

По данным на 6 апреля 1944 г. в составе 6-го воздушного флота люфтваффе имелись следующие под­разделения, оснащенные разведчика­ми Fw-189:

NAGr.4 - 8 боеспособных са­молетов

NAGr.10 - 12 боеспособных самолетов

NAGr.15 - 15 боеспособных самолетов

два самолета Fw-189 имелось в I./NJG-100

С лета 1944 г. самолеты Fw-189 использовать для решения задач тактической авиационной поддерж­ки уже не представлялось возмож­ным, так как «рамы» стали наиболее приоритетной целью для истребите­лей ВВС Красной Армии. В отдель­ных случаях Fw-189 привлекались к ведению психологической войны -разбрасыванию листовок. Существу­ет легенда о том, что якобы в ходе одного из таких вылетов экипаж «рамы» сбил советский истребитель ... листовками. «Рама» высыпала бу­мажный груз перед носом советско­го самолета, пилот потерял про­странственную ориентировку и не справился с управлением; истреби­тель разбился. Ночные боевые выле­ты выполнялись на Fw-189 в течении всего лета 1944 г. К этому времени на вооружении многих подразделе­ний имелся смешанный парк самоле­тов: Fw-189, Bf.l09G, Fw-190A-2, Bf.110C.

Среди 200 самолетов действо­вавшей в Финляндии группировки Fliegerfuhrer Nord (Ost) 5-го воздуш­ного флота люфтваффе имелось семь Fw-189. Самолеты находились на во­оружении 1.(Н) 32, стаффель базиро­вался на аэродромах Кемиярви, Алакурти и Петсамо. «Рамы» вели раз­ведку над Кировской железной доро­гой, наносили бомбоштурмовые удары и разбрасывали листовки. В первую неделю мая 1943 г. один са­молет из 1.(Н) 32 разбился на взлете.

В январе 1944 г. на аэродроме Идрица среди прочих подразделений 1 -го воздушного флота базировались Stab/NAGr.5 и l/NAGr.5, в то время как 2/NAGr.5 короткое время дисло­цировалась на авиабазе Питсери. 1 .(Н) 32, действовавшая с аэродрома Петсамо потеряла один самолет в воздушном бою, который имел мес­то 15 апреля 1944 г. в районе Алакурти. К 26 апреля 1944 г. летчики 1.(Н) 32 совершили около 1000 бое­вых вылетов. 12 мая советские ис­требители сбили еще один Fw-189 из этого стаффеля.

Зимой 1944-45 г.г. самолеты Fw-189 действовали главным обра­зом над Польшей и «протекторатом Богемии и Моравии». Часть повреж­денных разведчиков немцы бросили на польских и чешских аэродромах при отступлении.

Самолеты Fw-189 принимали участие в боевых вылетах практичес­ки до последнего дня войны в Евро­пе, хотя и в очень ограниченном ко­личестве. Так в ночь на 17 апреля 1945 г. в рейде на позиции советских войск принял 21 самолет из состава NAGr. 2 и NAGr. 15, шестнадцать из них были Fw-189. В налете 19 ап­реля приняли участие два Fw-189 вме­сте с несколькими Bf. 109 и Bf.110 из NAGr. 15. В последние дни войны «рамы» из 1.(Р) 41 действовали на южном участке Восточного фронта, в конце апреля этот стаффель преобразовали. в NAGr. 2.

Несколько самолетов Fw-189 экипажам удалось перегнать в нейт­ральную Швецию. Первый двухбалочный «беженец» (Fw-189 W.Nr. 0271 «СЕ+РЕ») из Германии призем­лился 8 апреля 1945 г. на аэродроме Альвештадт. Еще две «рамы» (W.Nr. 2326 производства фирмы Аэро «U2+ZD» и W.Nr. 0215 «U2+BD») приземлились в Буллтофте 8 мая 1945 г. Самолеты, скорее всего, принадле­жали Nahaufklarungsgruppe 5. Немец­кие экипажи объяснили факт призем­ления на шведском аэродроме нави­гационной ошибкой. Несколько Fw-189 (известно о восьми самолетах, два из них - чешского производства) германские войска бросили на нор­вежских аэродромах. Большинство самолетов было утилизировано анг­личанами осенью 1945 г. В неофици­альном порядке один Fw-189 пере­дали ВВС Норвегии, эту машину сня­ли с вооружения в мае 1946 г. Уцелел один единственный Fw-189 W.Nr. 0173, который некоторое время летал в Великобритании.