Зима

 

В конце 1943 г. эскадрилья получила пополнение. Между темп отступление на Восточном фронте продолжалась. Сначала венгры пере­летели в Бердичев, затем, в январе 1944 г., в Калиновку, где вместе с ними базировались истребительная эскадрилья 5/1 ВВС Венгрии и Aufklarungsstaffel из состава люфт­ваффе.

Боевые задания остались пре­жними: полеты на разведку, нанесе­ние ударов по войскам противника. Участилось противодействие советс­ких истребителей. 15 марта самоле­ты Ла-5 дважды за день атаковали венгерские разведчики, 17 марта -трижды.

Ситуация на фронте осложня­лась. Утром 18-го марта 1944 г. тан­ки Т-34 появились в непосредствен­ной близости от аэродрома Радзивилов, где тогда базировалась венгерс­кая разведывательная эскадрилья. Самолетамм пришлось взлетать под огнем противника. Один Fw-189 на взлете получил прямое попадание снаряда, выпущенного из танковой пушки. Экипаж самолета забрал другой разведчик. Летному составу еще повезло - самолеты быстро взлетели и покинули опасный район. Назем­ный персонал отходил с боем. Эскад­рилья перебазировалась сначала во Львов, затем - на аэродром Мокрое, расположенный в окрестностях Замостья.

18 мая на смену эскадрилье при­было другое разведывательное подраз­деление венгерских ВВС - 4/1. kozelfelderito-szazad под командовани­ем капитана Йозефа Фраунхоффера.

Новое подразделение понесло первые потери уже в ходе двухне­дельного знакомства с районом бое­вых действий: один самолет разбил­ся в результате летного происше­ствия, второй - получил тяжелые по­вреждения при ночной посадке. Пос­ле окончания тренировочных поле­тов 4/1. kozelfelderito-szazad переле­тала на аэродром Замостье, а через десять дней - в Лисятитце, где посту­пило в распоряжение командования действовавшей на центральном уча­стке Восточного фронта 1-й венгерс­кой армии. Быстрая смена аэродро­мов не прошла даром. Экипажи не успевали знакомиться со сложным рельефом местности, в результате один самолет в тумане столкнулся с горой, экипаж погиб.

Отступление продолжалось. 23 апреля войска Красной Армии вошли в Станислав. Все венгерские эскадрильи поступили в распоряже­ние германского командования, на самолетах вместо опознавательных знаков Королевских ВВС Венгрии были нанесены опознавательные зна­ки люфтваффе. Венгерские Fw-189 летали на разведку, наносили с малых высот бомбоштурмовые удары по наземным целям.

Как правило, первый боевой вылет производился перед рассветом в районе 1.30-2.00 ночи. Перед эки­пажами ставилась задача визуальной разведки войск противника, полет продолжался 2-2,5 часа. Второй вы­лет на фоторазведку выполнялся в дневное время и считался самым опасным из-за большей вероятности встречи с вражескими истребителя­ми. Третий за день боевой вылет вы­полнялся в предвечернее время, сно­ва на визуальную разведку. В одном из таких вечерних полетов 6 июня 1944 г. над восточным берегом реки Буг советскими истребителями был сбит самолет, командиром экипажа которого являлся наблюдатель капи­тан Ференц Хидвеги.

Через четыре недели также во время второго дневного вылета четы­ре истребителя Ла-5 атаковали между Ковелем и Луцком Fw-189 2-го лейтенанта Андраша Шиморджи. Летчик пытался оторваться от пре­следования в облаках, но противник попался упорный. В конце концов раненый Шиморджи совершил на поврежденном самолете вынужден­ную посадку. 26 июля над террито­рией противника пропал Fw-189 с бортовым кодом «F.O+60».

Боле удачливым оказался эки­паж 2-го лейтенанта Андора Бегизщана. Стрелок-радист самолета Бегизщана сбил, атаковавший «раму» истребитель Як-9. Победу венгра в воз­душном бою подтвердили немецкие танкисты, наблюдавшие за схваткой.

В конце июля 1944 г. венгерс­кую разведывательную эскадрилью перебросили на побережье Балтики. Здесь венгры успели выполнить все­го несколько боевых вылетов, после чего 11 августа их опять вернули на Украину, на аэродром Ужгород. От­сюда разведчики приняли участие в подавлении Словацкого националь­ного восстания.

23 сентября самолет 2-го лей­тенанта Гомбоса был атакован истре­бителями. Венгерский летчик пытал­ся найти спасение у земли, но только осложнил ситуацию, подставив свой Fw-189 под огонь зениток. Левый двигатель был разбит, после чего пришлось идти на вынужденную по­садку на территории Словакии. Эки­паж уцелел, а самолет после посадки восстановлению уже не подлежал.