Окраска и обозначения

 

Прототипы V1-V4 самолета Юнкере Ju 87 не окрашивались, а ос­тавались в натуральном цвете дюра­люминиевого листа, из которого были изготовлены. Прототип VI не нес кодовых обозначений или каких-либо знаков государственной при­надлежности. Прототип V2 имел на обеих сторонах фюзеляжа и крыльев буквенное обозначение D-UHUH черного цвета. Прототип V3 нес ана­логичное черное кодовое обозначе­ние D-UKYQ.

Прототип V4 - кроме черных букв D-UBIP - имел на вертикальном киле красную полосу с белым кругом, куда была вписана черная свастика. Этот знак, как один из символов го­сударственной принадлежности воз­душного судна, был нанесен позднее на прототипы V2 и, вероятно, V3. Серийные экземпляры версии Ju 87 А окрашивались по верхним поверхно­стям планера стандартным трехцвет­ным камуфляжем RLM 61/62/63 с ломаными линиями разделения цве­тов. Сверху наносились пятна красок коричневой (RLM 61 Dunkelbraun), темно-зеленой (RLM 62 Grim) и серо-зеленой (63 Grungrau); снизу вся ма­шина окрашивалась в светло-голу­бой цвет (RLM 65 Hellblau). Некото­рые экземпляры версии Ju 87 А, пос­ле передачи их в летные школы к кон­це тридцатых годов, перекрашива­лись по образцу версии Ju 87 В. Пос­ледняя (Ju 87 B/R) окрашивалась сверху большими ломаными пятнами красок в стандартном расположении, черно-зеленого (RLM 70 Schwarzgrun) и темно-зеленого (RLM 71 Dunkelgrun) цветов. Окраска сни­зу осталась прежней (светло-голубая RLM 65 Hellblau). Этот камуфляж, подробно определявший расположе­ние пятен обоих зеленых оттенков, также использовался на позднейших производственных сериях D и G. От этого стандарта, однако, существова­ло много отступлений. Самолеты, действовавшие в Африке, получали тропический камуфляж, имевший не­сколько вариантов. Вначале допол­нительно накрашивались пятна пе­сочного цвета, которые наносились непосредственно на стандартную «ев­ропейскую» раскраску из цветов RLM 70 и RLM 71. Для них исполь­зовалась краска песочного цвета (RLM 79 Sandgelb) или, скорее всего в исключительных случаях, песочная краска, применявшаяся итальянской авиацией. В следующих фазах боев над Африкой тропические версии Ju 87 B/R/D получали стандартный ка­муфляж, состоявший из песочного (RLM 79 Sandgelb) и оливково-зеленого (RLM 80 Olivgrun) цветов на верхних поверхностях и светло-голу­бого (RLM 78 Hellblau) на нижних. Расположение пятен камуфляжа на верхних поверхностях было различ­ным, чаще всего это были хаотические оливково-зеленые пятна или пятныш­ки на песочном фоне. Некоторые Ju 87, действовавшие на Африканском ТВД, сверху окрашивались исключительно песочным цветом RLM 79.

В зимних условиях, особенно на Восточном фронте, самолеты ок­рашивались по верхним поверхнос­тям белой смывающейся краской или известью. Краска или известь иног­да наносились равномерно, что дава­ло сплошную белую окраску маши­ны сверху и сбоку; однако чаще все­го краска/известь наносились не очень тщательно или - из-за воздей­ствия атмосферных факторов - белая окраска облазила, что создавало ин­тересный визуальный эффект. На са­молетах, действовавших ночью, свет­ло-голубой цвет RLM 65 иногда за­менялся на черный RLM 22 Schwarz. Некоторые машины из ночных штур­мовых эскадрилий окрашивались также дополнительными пятнышка­ми или «змейками» светло-серого (RLM 76 Hellgrau) или светло-голу­бого (RLM 65 Hellblau) цветов по­верх стандартного камуфляжа верх­них поверхностей.

Прототип версии С оставался цвета натурального металла. Как единственное обозначение нес флаг со свастикой на хвосте. Серийные самолеты версии С получили стан­дартную окраску RLM 70/71/65 с рас­положением цветов, аналогичным версии B/R. Обозначения государ­ственной принадлежности состояли из шести балочных крестов (Balkenkreuz) и двух свастик (Hakenkreuz). Кресты черного цвета с белой обводкой наносились снизу и сверху на обоих крыльях и с левой и с правой сторон фюзеляжа. Форма и размеры креста изменялись в тече­ние всего периода службы Ju 87 в Люфтваффе, что можно видеть на цветных планшетах, показывающих способы окраски отдельных версий «штуки». Свастики наносились на обе стороны вертикального киля. До осени 1939 черная свастика размеща­лась в центре белого круга, располо­женного на красной полосе, как на государственном флаге Третьего рей­ха. В дальнейшем свастику рисовали прямо на камуфляже, причем черный силуэт имел белую обводку, снаружи окантованную тонкой черной обвод­кой. В конце 1939 изменилось место­расположение свастики - из середи­ны вертикального оперения она пе­редвинулась ближе к переднему краю вертикального стабилизатора. Над­писи и эксплуатационные обозначе­ния наносились по всему самолету согласно установленному образцу. Кодовые обозначения, символизиру­ющие принадлежность к соответству­ющей части, наносились по обеим сторонам фюзеляжа. Перед крестом, слева от него, рисовались буква и цифра, обозначающие код части (на­пример, Т6 означало StG 2), после креста следовали индивидуальная буква самолета в эскадрилье и бук­ва, обозначающая номер эскадрильи. Штаб эскадры или штабная эскадри­лья в качестве последней имели бук­ву А, а индивидуальная буква всегда была голубой. Индивидуальные бук­вы самолетов, принадлежащих к шта­бам групп, всегда были зелеными, а последняя буква обозначала соответ­ствующую группу: I. - В, II. - С, III. -D, IV. - F, V. - G. Индивидуальные цвета и буквенные символы каждой эскадрильи представлены в таблице. Самолеты также носили эмб­лемы частей, чаще всего на передней части фюзеляжа, на капоте двигате­ля или под фонарем кабины. Разме­щение и некоторые примеры эмблем показаны на цветных планшетах. Окраска и обозначения дополнялись элементами быстрой идентификации самолета. Чаще встречалось окраши­вание нижних частей оконцовок кры­льев в белый цвет и белый пояс вок­руг фюзеляжа для машин, действовавших в Африке и в бассейне Сре­диземного моря, или тех же элемен­тов в желтый цвет - на Восточном фронте, а также в период балканской кампании весной 1941. Во время опе­рации «Марита» часто в желтый цвет окрашивали полностью капот двига­теля и руль направления, а изредка даже элероны горизонтального опе­рения. Самолеты, использовавшиеся союзниками немцев, оставались чаще всего в первоначальной заводской окраске (цвета RLM 70/71/65). Вен­герские Ju 87 А окрашивались соглас­но схемам Люфтваффе в стандартные цвета RLM 61/62/63/65.