Зимняя война

 

В августе 1939 г. Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, ставший большим сюр­призом для Запада. В секретных до­полнительных протоколах к пакту, найденных после окончания второй мировой войны американцами и со­всем недавно опубликованными в России, предусматривалась аннексия Советским Союзом стран Балтии. СССР присоединил Латвию Литву и Эстонию в 1940 г. Одной из стран невольно способствовавшей погло­щению балтийских стран Союзом стала Финляндия.

Вторжение германских войск в Польшу началось 1 сентября 1939 г. Менее чем через три недели Герма­ния установила контроль над запад­ными районами небольшой, но очень гордой восточноевропейской стра­ны. Как и предусматривалось пактом о ненападении, Советский Союз ввел свои войска в восточные районы Польши и одновременно добился размещения своих военных баз на территории государств Балтии.

Финляндия осталась один на один со звериным оскалом русского медведя. Красная Армия развернула свои соединения на советско-финс­кой границе. В это время в Москве велись переговоры с финской делега­цией об отводе границы от Ленинг­рада. Советский Союз предлагал вза­мен на перенос границы в районе Северной Пальмиры в глубь Финлян­дии большую по площади часть тер­ритории Карелии. Требоваение-просьба аргументировалось лозун­гом «обеспечить безопасность горо­да трех революций». Финны считали, что перенос границы в районе Ленин­града - это первый шаг. к установле­нию контроля коммунистов над всей Суоми. Недавние исследования исто­риков показали, что у финнов име­лись основания подозревать Москву в злостных намерениях. После про­вала переговоров Финляндия объя­вила всеобщую мобилизацию. 28 но­ября 1939 г. СССР прервал перегово­ры и аннулировал договор о ненапа­дении с Финляндией от 1932 г. Через 48 часов началась война, которую в Финляндии окрестили «зимней».

 

Истребители на защите Финляндии

 

В 1937 г. был принят пятилет­ний план развития финских ВВС, ос­новное внимание уделялось закупкам истребителей-перехватчиков. Разра­ботчики программы перевооружения совершенно справедливо считало, что любой агрессор станет широко использовать бомбардировочную авиацию, причем, скорее всего, бомбардировщики вероятного про­тивника будут действовать без сопро­вождения истребителей. Имея ограни­ченные средства и столкнувшись с не­желанием по политическим мотивам ведущих европейских государств про­давать истребители, финны были вы­нуждены искать альтернативные ис­точники необходимых им самолетов.

Финляндия заключила кон­тракт с голландской фирмой Фоккер на поставку семи истребителей Фок­кер D.XXI и лицензионное производ­ство еще 35 самолетов данного типа. На 30 ноября 1939 г. ВВС Финляндии имели 36 истребителей Фоккер D.XXI. Три эскадрильи этих самоле­тов состояли на вооружении в Lentolaivue (LLv)-24, две эскадрильи - Lentolaivue-26, всеми самолетами командовал капитан Густав Эрик Магнуссон из Lentolaivue-24.

Помимо более-менее совре­менных Фоккеров парк финской ис­требительной авиации включал де­сять устаревших самолетов Бристоль «Бульдог IVA» (3-я эскадрилья в Lentolaivue-26). Оба истребительных подразделения, LLv-24 и LLv-26, вхо­дили в состав Lentorykmentti-2, кото­рым командовал подполковник Ри­чард Лоренц.

Согласно советским данным на Финском фронте было разверну­то 3253 самолета (с учетом Арктики и района Финского залива). Боль­шинство самолетов советской авиа­ции концентрировалось на Карельском перешейке - ключевом районе Зимней войны. Эта армада выпол­няла по 1000 самолето-вылетов ежед­невно.

 

Тактика истребителей

 

Нехватку количества истреби­телей финны пытались компенсиро­вать хорошей индивидуальной выуч­кой летчиков, которая сочеталась с современными тактическими при­емами, выработанными Ричардом Лоренцем. Еще в 1934 г. майор Ло­ренц (он тогда служил в LLv-24) при­шел к выводу о преимуществе в воз­душном бою звена из двух самолетов перед звеном из трех истребителей. Пара может действовать с большей гибкостью, ударную мощь пары лег­ко усилить за счет второго звена из двух самолетов. То есть Лоренц са­мостоятельно пришел к ставшему традиционному в люфтваффе Schwarm'y - звену из четырех истре­бителей.

Лоренц побывал на стажиров­ках в ряде истребительных подразде­лений ВВС других стран, в частности он прошел трехмесячную стажиров­ку в эскадре JG-132 «Рихтгофен». Немцы, как раз, отказались от звена из трех самолетов как основной так­тической единицы в пользу боевого порядка «кончики пальцев» из четы­рех истребителей. Лоренц убедился в правильности своей идеи.

Недостаточное финансирова­ние ВВС Финляндии в 30-е годы ска­зывалось не только на количествен­ном составе самолетного парка, но и на уровне подготовки пилотов. Мо­лодые летчики истребители проходи­ли только курс первоначального обу­чения. Они осваивали всего два-три способа атаки воздушной цели. Счи­талось, что бомбардировщик можно безнаказанно атаковать несколько раз. Летчики осваивали способы атак и получали навыки воздушной стрельбы уже в строевых подразделениях.

Согласно наставлениям огонь по бомбардировщику предписыва­лось открывать с дистанции 150 м, но летчиков учили стрелять с дистанции не более 50 м. Риск столкновения с лихвой компенсировался сведением к минимуму вероятности промаха.

После начала войны Магнуссон приказал своим пилотам по воз­можности избегать воздушных боев с советскими истребителями, так как по маневренности Фоккер XXI про­игрывал И-16, И-153 и И-15бис. С другой стороны Фоккер вполне годил­ся для борьбы с бомбардировщика­ми. Фоккер хотя и имел недостаточ­ную скорость горизонтального поле­та, но обладал неплохими разгонны­ми характеристиками и всегда мог оторваться от преследователя пики­рованием.

 

Первые схватки

 

30 ноября 1939 г. стояла об­лачная погода, финские истребители в этот день несколько раз поднима­лись в воздух, но противника не обнаружили. На следующее утро арма­да из 250 бомбардировщиков ВВС РККА собиралась бомбить Хельсин­ки и другие финские порты, еще одна волна самолетов направилась к аэро­дромам юго-восточной Финляндии. Финские истребители патрулировали над Карельским перешейком.

Первый контакт между про­тивниками имел место в 11 ч 45 мин., когда пару финских «Бульдогов» пе­рехватили две тройки И-16 из 7-го истребительного авиационного пол­ка (ИАП) ВВВС РККА. Пара «буль­догов» немедленно распалась, старший сержант Уутту на самолете с борто­вым кодом «BU-64» ввязался в бой с советскими истребителями. Уутту добился нескольких попаданий в «Ишака», однако его самолет был немедленно сбит. «Бульдог»упал в районе Молаанярви. Финны счита­ют, что Уутту также одержал одну победу в воздушном бою. «Его» И-16 считается первым самолетом, сби­тым финским летчиком в воздушном пространстве Финляндии.

Вскоре после этого боя в воз­дух поднялась группа истребителей Фоккер D.XXI из LLv-24, ведомая капитаном Магнуссоном (Магнуссон летел на своем самолете с бортовым кодом «FR-99»). До 15 ч 00 мин. лет­чики LLv-24 выполнили 59 самолето­вылетов. В районе Лаппиинранта-Сейвясто они сбили восемь бомбар­дировщиков СБ из 41-го скоростно­го бомбардировочного авиационно­го полка (СБАП) и три СБ из 24-го СБАП. Две победы одержал 1-й лей­тенант Вуорила, по одному самоле­ту сбили капитан Магнуссон, 1-й лей­тенант Ахола, 1-й лейтенант Луукканен, 1-й лейтенант Ряти, 2-й лейте­нант Кокко и сержанты Хейкинаро, Ниссинен, Раутакорпи, Вирта.

Плохая погода с метелью не позволили авиации действовать вплоть до 19 декабря. 19 декабря пи­лоты LLv-24 выполнили 58 самоле­то-вылетов над Карельским перешей­ком; с 10 ч 50 мин до 15 ч 20 мин они провели 22 воздушных боя. Потери ВВС РККА составили семь СБ (в том числе - шесть из 44-го СБАП) и пять бомбардировщиков ДБ-3. Первым победу в этот день одержал сержант Вирта (самолет с бортовым кодом «FR-84»), правда его жертвой стал не бомбардировщик, а истребитель И-16 из 25-го ИАП. Всего Вирта в од­ном бою сбил два самолета И-16.

Через четыре дня самолеты несчастливого 44-го СБАП снова подверглись атаке Фоккеров. Финские истребители сбили над Карельс­ким перешейком шесть СБ. Два само­лета сбил 1-й лейтенант Сарванто на истребителе D.XXI с бортовым ко­дом «FR-97». Финская авиация про­вела в этот день 21 воздушный бой. Помимо СБ были сбиты два И-16 из 7-го и 64-го истребительных авиапол­ков. Оба «ишака» сбил сержант Тил­ли на Фоккере с бортовым кодом «FR-103».

Боевой счет LLv-24 в первый месяц войны рос стремительной и достиг 54 побед в воздушных боях, собственные безвозвратные потери составили один самолет, еще один Фоккер был поврежден. В сухопут­ных сражениях финским войскам, несмотря на многократное численное превосходство противника, сопут­ствовала удача. Наступление Крас­ной Армии удалось остановить на всем фронте.

 

6 января 1940 г.

 

Утром 6 января 17 бомбарди­ровщиков ДБ-3 из 6-го дальнебомбардировочного авиационного пол­ка (ДБАП) взлетели двумя волнами с расположенного в Эстонии аэро­дрома. Объектом налета являлся на­ходящейся в восточной Финляндии город Куопио. Первая группа из де­вяти Ильюшиных вышла на цель как планировалось, но вторая волна из восьми бомбардировщиков, пересекая Финский залив, отклонилась от маршрута полета на запад в район острова Ути. В этом районе патрули­ровал Фоккер D.XXIFR-92») из базировавшейся неподалеку 4/LLv-24. 1-й лейтенант Совелиус атаковал советские самолеты в 10 ч 10 мин. Бой проходил на высоте 3000 м. Совели­ус первой атакой сбил один бомбар­дировщик, после чего строй самоле­тов ДБ-3 рассыпался.

Уцелевшие семь самолетов, тем не менее, продолжали держать курс на Куопио. Бомбардировщики благополучно отбомбились по цели (эффект от бомбежки, впрочем, был невелик). Русские возвращались на базу тем же маршрутом, вдоль желез­нодорожной линии. На перехват ДБ-3 взлетел 1-й лейтенант Сарванто. В своих послевоенных мемуарах он вспоминал о знаменитой четырехми­нутной схватке:

- Облачность над Утти разош­лась. Выглянуло солнце, его лучи от­ражались от фюзеляжей и крыльев бомбардировщиков. Я насчитал семь самолетов противника. Первая трой­ка шла колонной, замыкающая чет­верка - ромбом. Строй был очень тесным, дистанция между бомбарди­ровщиками не превышала размеров одного самолета.

- Я развернулся вправо и взял курс на юг, продолжая набор высо­ты. В какой-то момент я прошел точ­но под носовыми стрелковыми уста­новками бомбардировщиков, но сол­нце помешало противнику разгля­деть мой самолет. Я достиг высоты полета самолетов противника, потом поднялся еще на 500 м выше. На пол­ном газу я атаковал крайний левый бомбардировщик. Его стрелок от­крыл огонь. Когда дистанция сокра­тилась до 300 м, я оказался букваль­но в облаке пуль.

- Я выпустил короткую оче­редь с дистанции в 20 м по фюзеляжу бомбардировщика. Попадания были заметны прекрасно, воздушный стре­лок замолчал. Я повторил атаку, те­перь вел огонь по правым двигателям сразу двух бомбардировщиков. На обоих самолетах начался пожар. Я переключился на два правых самоле­та «ромба». Короткой очередью за­жег двигатель одного ДБ, по второй машине пришлись две или три оче­реди, выпущенные мной в упор. Са­молет также загорелся. Я оглянулся и увидел, что «первый правый» само­лет устремился к земле, за ним тянул­ся шлейф дыма и вырывались языки пламени.

- Теперь я поставил перед со­бой цель сбить все оставшиеся бом­бардировщики. Некоторые загора­лись после очередей моих пулеметов подобно страницам из подожженной книги. Красное январское солнце ос­вещало дымящиеся самолеты.

- Сложнее всего оказалось сбить предпоследний самолет. Пат­ронные ящики крыльевых пулеметов Фоккера к этому моменту, скорее все­го, были уже почти пустыми. Я все же смог его зажечь, после чего ата­ковал последний самолет. Кормовой стрелок бомбардировщика молчал. Я подошел вплотную к противнику. Прицелился в двигатель и нажал на гашетку. Пулеметы молчали! Я жал на гашетку снова и снова - без резуль­тата! Боезапас кончился - мне не оставалось ничего другого, как возвра­щаться домой.

Сарванто сбил шесть ДБ-3, все самолеты упали между Утти и Тавастила, расстояние между первым и последним рухнувшими бомбарди­ровщиками составило всего 30 км. Сарванто стал первым асом ВВС Финляндии всего за четыре минуты. Его Фоккер («FR-97») получил 23 пробоины, к счастью для финского летчика ни одна пуля не причинила серьезных повреждений. Самолет был быстро отремонтирован. Инос­транная пресса проявила большой интерес к достижению Сарванто, од­нако в то время известность первого финского аса не вышла за пределы оккупированной Германией Европы.

Десять истребителей Фоккер D.XXI 17 января 1940 г. в 13 ч 55 мин. перехватили три группы бомбарди­ровщиков СБ (всего 25 самолетов) из 54-го СБАП. Советские бомбардировщики возвращались домой пос­ле выполнения задания. Воздушный боя разгорелся над Карельским пере­шейкам. Через 25 минут ВВС Крас­ной Армии не досчитались девяти СБ, еще несколько машин получили повреждения.

Через два дня 1-й лейтенант Нийминен на самолете с бортовым кодом «FR-78» и старший сержант Вирта на Фоккере «FR-84» сбили над Карельским перешейком по одному СБ и стали асами. После этих боев советские бомбардировщики избега­ли летать над юго-восточными рай­онами Финляндии в течение двух не­дель. Активность советской авиации наблюдалась не только над Карельс­ким перешейком. 20 января 1-й лей­тенант Луукканен во главе группы финских истребителей перехватил бомбардировщики СБ из 21-го ДБАП севернее Ладожского озера. Финны сбили два самолета. Две ма­шины поджег уоррент-офицер Пиятсия (на Фоккере с бортовым кодом «FR-110»), один - старший сержант Тилли (на «FR-107»); Пиятсия и Тил­ли стали четвертым и пятым асами ВВС Финляндии.

 

Flygflottilj-19

 

Финские летчики закрыли Ка­рельский перешеек для советских бомбардировщиков, но чтобы проти­востоять советской авиации на севе­ре у них не хватало сил. К счастью для Финляндии, Швеция заняла жес­ткую позицию в отношении Советс­кого Союза. Правительство Швеции разрешило своим добровольцам от­правиться на помощь финнам. 10 ян­варя авиационное подразделение Flygflottilj-19 прибыло в Кеми, на вооружении флотилии состояло 12 истребителей «Гладиаторов» и четы­ре «Харта». Самолета стали базиро­ваться на льду озера в окрестностях Вейтсилуото. На первый взгляд Flygflottilj-19 представляло собой не­значительную силу, однако - 12 «Гла­диаторов» и четыре «Харта» состав­ляли треть истребительного парка ВВС Швеции.

Первый боевой вылет шведы выполнили уже 12 января: «Харты» нанесли удар по базе 145-го ИАП в Мяркаярви, «Гладиаторы» прикры­вали «Харты» от возможных атак истребителей противника. Удача от­вернулась от волонтеров на обрат­ном пути - два «Харта» столкнулись в воздухе, еще один был сбит советс­ким истребителем. 2-й лейтенант Якоби на «Гладиаторе» (идентифи­кационная литера его самолета «F») сбил один И-15бис - первая воздуш­ная победа, одержанная шведом.

Летчики Flygflottilj-19 воевали вплоть до окончания Зимней войны. Они совершили порядка 600 боевых вылетов. Шведы сбили всего восемь самолетов противника, но их присут­ствие в Лапландии смогло предотв­ратить бомбежки городов, располо­женных на севере Финляндии.

 

Летчики-испытатели на войне

 

Финский государственный авиационный завод находился в го­роде Тампере, расположенном на юге центральной части страны. На за­водском аэродроме базировалось входившее в состав ВВС подразделе­ние Koelentue (KoeL - испытательная эскадрилья). Пилоты из Koelentue облетывали вновь построенные и от­ремонтированные машины. Завод в Тампере стал объектом ударов совет­ской авиации с первых дней войны.

Командир KoeL капитан Эрнрут 13 января 1940 г. на истребите­ле Фиат G.50 SA-1 открыл боевой счет своего подразделения. Он сбил СБ юго-восточнее Тампере. Через два дня капитан сбил второй СБ, на сей раз - на Фоккере, который он об­летывал после ремонта. .

Как уже отмечалось выше день 20 января выдался несчастливым для ВВС Красной Армии - 35-й СБАП по­нес тяжелые потери. Шесть СБ из это­го полка были сбиты тремя истребите­лями Фоккер D.XXI из LLv-24, еще четыре стали жертвами «Фоккера» (бортовой код «FR-91») 1 -го лейтенан­та Итявуори. Ближе к вечеру на этом же Фоккере 1 -и лейтенант Хуханантти перехватил тройку СБ из 36-го СБАП, отставшую от основной группы. Он успел сбить два бомбардировщика прежде чем на сцене появилось пять истребителей И-153.

Последнюю победу в воздуш­ном бою Зимней войны летчики-ис­пытатели одержали 2 марта 1940 г., доведя суммарный счет Koelentue до девяти сбитых самолетов. 2 марта KoeL понесла свою единственную потерю: воздушный стрелок ДБ-3 сбил Фоккер с бортовым кодом «FR-84», который пилотировал уоррент-офицер Хейскала.

 

Помощь из-за рубежа

 

Помимо Фоккеров финны за­казали в Италии для вооружения LLv-2625 истребители Фиат G.50. Контракт был подписан 23 октября 1939 г. Чтобы ускорить доставку са­молетов в Финляндию был выбран самый короткий маршрут поперек через Швейцарию и Германию. Из Германии истребители должны были морем следовать в Швецию, где их предстояло собрать и уже потом сво­им ходом перегнать в Финляндию. Первые два Фиата преодолели сей маршрут в конце декабря 1939 г. В конце года в порту Штеттин находи­лось еще шесть самолетов, но под давлением Советского Союза Герма­ния отправила истребители обратно в Швейцарию. Эти и другие Фиаты пришлось доставлять из Италии мо­рем вокруг Европы. Финляндия их получила только 15 февраля 1940 г.

Вскоре после начала Зимней войны британское правительство пе­редало Финляндии 30 истребителей Глостер «Гладиатор II», первый из них прибыл 18 января 1940 г., осталь­ные - в течение последующих четы­рех недель. Временно, до 1 марта, «Гладиаторы» поступили на воору­жение LLv-26, затем их передали в LLv-12 и LLv-14, входивших в состав Lentorykmentti.

В преддверии поступления «донорской» помощи 8 декабря 1939 г. было сформировано новое истре­бительное подразделение LLv-28. Летчики LLv-28 поначалу абсолют­но не представляли на каких самоле­тах им предстоит летать. В начале 1940 г. Франция предоставила фин­нам 50 истребителей Моран-Сольнье MS.406, которые в конечном итоге и поступили на вооружение подразде­ления. Самолеты морем доставляли в Швецию. Здесь их собирали рабо­тавшие бок о бок шведские и финс­кие рабочие, после чего истребители перегонялись в Финляндию. Первый Моран прибыл в Финляндию 4 фев­раля. До конца месяца на вооруже­ние LLv-28 поступило примерно 30 истребителей MS.406.

В лихорадочной спешке фин­ны заключили 16 декабря 1939г. кон­тракт на поставку из США 44 истре­бителей Брюстер «модель 239». Пер­воначально самолеты предназнача­лись ВМС США, однако флот пред­почел более совершенные F2A-2. Маршрут поставки был тот же са­мый, что и в случае с французскими или английскими самолетами: морем до Швеции, сборка и перелет в Фин­ляндию. Первые шесть «американ­цев» прибыли на место 13 марта не­задолго до окончания Зимней войны, истребители поступили на вооруже­ние вновь сформированной LLv-22.

Также запоздали на фронт и десять из двенадцати экс-британских «Харрикейнов I», поступивших во второй неделе марта. Франция пре­зентовала 80 легких истребителей Кодрон-Рено CR.714 «Циклон». Шесть из них прибыли сразу после окончания войны, от остальных фин­ны отказались из-за неудовлетвори­тельных взлетно-посадочных харак­теристик «Циклонов». Полученные «Циклоны» практически сразу поста­вили на «прикол», как оказалось -навсегда.

Период стабилизации линии фронта окончился 1 февраля с нача­лом второго наступления Красной Армии на Карельском перешейке. Командование РККА сконцентриро­вало на узком участке крупные мас­сы войск. Бомбардировщики пере­ключились с ударов по стратегичес­ким целям на оказание тактической поддержки своим сухопутным войс­кам, крупные группы истребителей патрулировали над атакующими войсками, часто вторгаясь в воздуш­ное пространство самой Финляндии.

В этот период количество бо­еспособных истребителей в ВВС Финляндии находилось на уровне 45-67 машин. Перехватом бомбарди­ровщиков занимались Фоккеры и «Гладиаторы», но выполнять такие задания стало труднее: бомбардиров­щики летали в сопровождении истре­бителей.

После двух недель освоения «Гладиаторов» пилоты LLv-26 2 фев­раля 1940 г. открыли боевой счет. 1-й лейтенант Берг в воздушном бою с шестеркой И-153 сбил одну «Чайку». Советский истребитель упал недале­ко от аэродрома базирования LLv-26. В этот же день старший сержант Туоминен на «Гладиаторе» с борто­вым кодом «GL-258» перехватил над Финским заливом два СБ, которые сопровождали шесть И-16. Тоуминен сбил один И-16 над Коткой и еще один - в районе острова Суурсаари.

Через 11 дней шесть «Гладиа­торов» перехватили севернее Ладоги девятку СБ из 39-го СБАП, летевших в сопровождении «Чаек». В атаку ус­тремилась пара «Гладиаторов» (веду­щий Лаутамаки, ведомый - сержант Туоминен). Истребители эскорта свя­зали боем другие «Гладиаторы» из LLv-26, а эта пара без помех занима­лась бомбардировщиками. В корот­ком бою Лаутамаки и Туоминен сби­ли пять СБ. Туоминену засчитали 3,5 победы, он стал первым финским асом, добившимся почетного титула на «Гладиаторе». Тоуминен 13 фев­раля дрался на самолете с бортовым кодом «GL-255». Разгром доверши­ли другие летчики из LLv-26. сбив еще два бомбардировщика.

Перед базировавшейся в юго-западной Финляндии LLv-28 стояла задача прикрыть от налетов авиации противника расположенные здесь порты. Летчики подразделения вступили в бой менее чем через две неде­ли после начала освоения французс­ких Моранов. 17 февраля они пусти­ли «первую кровь» русским, сбив над шхерами ДБ-3. Через три дня 1-й лей­тенант Берг стал вторым финским асом, завоевавшим этот титул на «Гладиаторе». На самолете с борто­вым кодом «GL-280» в воздушном бою с 30 бомбардировщиками СБ из 6-го ДБАП он сбил один самолет конструк­ции Туполева. Бергу пришлось само­му воспользоваться парашютом - его «Гладиатор» зажег воздушный стрелок советского самолета.

Воздушное сражение, разыг­равшееся над Карельским перешейком 25 февраля стало самым ожесто­ченным за весь период Зимней вой­ны. Тяжелые потери понесли обе сто­роны. Три «Гладиатора» из LLv-26 атаковали девять Р-5, которые эскор­тировали шесть И-153 из 13-й отдель­ной истребительной авиационной эс­кадрильи. Финны сбили четыре само­лета, в свою очередь были сбиты и два «Гладиатора», а третьему вслед­ствие повреждений, полученных от огня пулеметов «Чаек», пришлось идти на вынужденную посадку.

Бой лишний раз продемонст­рировал насколько сложно драться на «Гладиаторе» с советскими истре­бителями И-16 и И-153. После десятидневного переучивания летчики LLv-26 пошли в бой уже на итальян­ских Фиатах G.50. 26 февраля 1-й лейтенант Пухакка во главе тройки Фиатов перехватил группу советских бомбардировщиков и истребителей южнее Куовалы. Пухакка сбил И-16, а его ведомый 2-й лейтенант Линнамаа - ДБ-3.

Финны понесли потери 29 чис­ла, когда советская авиация нанесла удар по аэродромам, на которых ба­зировались LLv-24 и LLv-26. Утром над Руоколахти И-16 из 49-го ИАП сбили «Гладиатор». Вечером были обнаружены приближавшиеся к Ру­околахти «бомбардировщики», кото­рыми на самом деле оказались шес­тью «Чайками» и 18-ю истребителя­ми И-16 из 68-го ИАП. Летчикам «Гладиаторов» поступила команда взлететь на перехват самолетов про­тивника. Советские самолеты обру­шились на взлетавшие бипланы, три «Гладиатора» были немедленно сби­ты. В последовавшим затем воздуш­ном бою на малой высоте финны ли­шились еще двух «Гладиаторов» и одного Фоккера D.XXI. Потери на­падавшей стороны составили два И-16: один был сбит, второй при маневрировании врезался в дерево.

К марту финны на Карельс­ком перешейке уже отступали. Фронт держался только в районе Виипури (Выборг). Чтобы ускорить темп на­ступления части Красной Армии 2 марта обошли Выборг по льду замер­зшего Финского залива.

Красной Арми удалось захва­тить два плацдарма западнее Выбор­га. Финская авиация наносила удары по колоннам войск и техники, дви­гавшимся по льду залива на плацдар­мы. На открытом льду спрятаться было некуда. Упорное сопротивле­ние на суше наряду с поддержкой авиации позволило финнам задер­жать наступление противника на не­делю. В воздушных боях над Финским заливом обе стороны потеряли по пять самолетов.

Ситуация на Карельском пе­решейке обострилась настолько, что Финляндии пришлось предложить Советскому Союзу начать перегово­ры о мире. Переговоры начались в Москве 8 марта. Упорное сопротив­ление финнов, также как и военная помощь, оказанная Финляндии, За­падом удержало СССР от продолже­ния наступления. Зимняя война не переросла в международный конф­ликт. 13 марта с 11 ч 00 мин. вступи­ло в силу соглашение о прекращении огня. Финляндии пришлось уступить Москве территорию, которую Мос­ква пыталась получить миром в 1939 г. Советский Союз также получить возможность создать военную базу на полуострове Ханко.

Истребители Lentorykmentti-2 совершили 3486 самолето-вылетов. Финские летчики завили о 170 сбитых и 70 поврежденных самолетах про­тивника, десять пилотов стали асами. Потери составили 23 самолета. Все­го ВВС Финляндии выполнили 5693 боевых самолетов и сбили 207 само­летов, собственные потери в воздуш­ных боях составили 53 самолета, еще 314 крылатых машины сбила советс­кая зенитная артиллерия.

Советская авиация на финс­ком фронте выполнила 100 970 само­лето-вылетов, сталинские соколы по официальным данным советского времени сбили в воздушных боях 427 финских самолетов ценой потери 261 своих самолетов. Однако недавно опубликованные российскими исто­риками данные существенно отлича­ются: потери составили 579 самоле­тов, что хорошо коррелирует с фин­скими данными о потерях ВВС РККА в Зимней войне - 521 самолет.

 

Асы Зимней войны

Звание

летчик

LLv

число побед

1-й лейтенант

Сарванто, Юрма

24

13

старший сержант

Тоуминен, Ойва

26

8

уоррент-офицер

Пиютсия, Виктор

24

7,5

1-й лейтенант

Хухананантти, Тату

24

6

1-й лейтенант

Ниминен, Урхо

26

6

1-й лейтенант

Пухакка, Олли

26

6

сержант

Вирта, Келпо

24

6

1-й лейтенант

Совилиус, Пер-Эрик

24

5,5

старший сержант

Тилли, Пенти

26

5

1-й лейтенант

Берг, Пааво

26

5