Финское наступление 1941-43 г.

 

Сразу же после окончания Зимней войны началась реорганиза­ция ВВС Финляндии. Реорганизация была вызвана поступлением иност­ранной военной помощи - часть ис­требителей уже прибыла в Финлян­дию, часть - находилась в пути. 27 марта 1940 г. считается датой форми­рования Lentorykmentti-3 – второго истребительного авиаполка. В состав Lentorykmentti-3 вошли три эскадри­льи: LLv-30 (вооружена южноафри­канскими самолетами Глостер «Гантлет»), LLv-32 (бывшая LLv-22, воо­ружена Брюстерами, которые через три недели после формирования эс­кадрильи заменили Фоккерами, пере­данными из LLv-24) и LLv-34, на базе которой велась повышенная подго­товка летчиков-истребителей.

Структура Lentorykmentti-2 не изменилась, эскадрилья LLv-24 летала на Брюстерах, LLv-26 - на Фиатах G.50 и LLv-28 - на MS.406. Строились новые аэродромы, совер­шенствовались программы подго­товки летчиков.

 

Структура истребительной авиации ВВС Финляндии

 

Lentorykmentti-2 подполковник Р. Лоренц Пиексямяки

E/LeLv-24 майор Г. Магнуссон Весивехмяя

l/LeLv-24 капитан И. Луукканен Весивехмяя 9 Брюстер

2/LeLv-24 капитан Л. Ахола Силянпяя 8 Брюстер

3/LeLv-24 1-й лейтенант И. Кархунен Весивехмяя 8 Брюстер

4/LeLv-24 1-й лейтенант П-Э. Совелиус Весивехмяя 8 Брюстер

E/LeLv-26 майор Р. Харю-Йенти Йоройнен

l/LeLv-26 1-й лейтенант М. Линкола Йоройнен 7 Фиат G.50

2/LeLv-26 капитан И. Кивинен Йоройнен 9 Фиат G.50

3/LeLv-26 1-й лейтенант У. Ниеминен Йоройнен 10 Фиат G.50

E/LeLv-28 капитан С-И Сирин Наараярви

l/LeLv-28 капитан Т. Тансканен Наараярви 7 MS.406

2/LeLv-28 1-й лейтенант Р. Туркки Наараярви 10 MS.406

3/LeLv-28 1-й лейтенант И. Лупари Наараярви 10 MS.406

Lentorykmentti-3 подполковник И. Нуотио Пори

E/LeLv-30 капитан Л. Бремер Пори

l/LeLv-30 капитан X. Калая Холлола

2/LeLv-30 1-й лейтенант В. Кару Пори

3/LeLv-30 1-й лейтенант И. Иивескорпи Пори

E/LeLv-32 капитан И. Хейниля Хивинкяя

l/LeLv-32 капитан П. Берг Хивинкяя

2/LeLv-32 капитан К. Лахтила Хивинкяя

Lenolaivue-6 майор К. Иянко Турку

3/LeLv-6 капитан Л. Карялайнен Турку

 

После оккупации Германией в апреле 1940 г. Дании и Норвегии, пос­ледовавшего затем захвата стран Бени­люкса и Франции, Финляндия оказа­лась в геополитической изоляции. Страна представляла собой некую «прокладку» между Советским Союзом на востоке и Германией на западе. В Хельсинки не смогли или не захоте­ли в августе 1940 г. отказать Германии в просьбе наладить транзит частей вер­махта через финскую территорию в северные районы Норвегии.

В свою очередь Германия обя­залась поставить Финляндии 25 зах­ваченных во Франции истребителей MS.406 и 29 экс-французских и экс-норвежских самолетов Кертисс «Хок-75А». Большинство из этих самоле­тов финны успели получить до нача­ла новой войны с Советским Союзом. Государственный авиацион­ный завод в Тампере изготовил 50 оснащенных двигателями Твин Уосп «Юниор» истребителей Фоккер D.XXI и отремонтировал несколько захваченных в ходе Зимней войны истребителей. Трофеев набралось для комплектования одной эскадрильи.

 

Прелюдия к войне

 

О предстоящем внезапном на­падении Германии на Советский Союз, операции «Барбаросса», фин­ские лидеры были поставлены в из­вестность за четыре недели до 22 июня. За четыре дня до 22 июня в Финляндии началась всеобщая моби­лизация.

Сразу же после начала войны советская разведка обнаружила на финской территории аэродромы, на которых базировались самолеты люфтваффе. Отсюда немецкая авиа­ция летала бомбить Ленинград. На финском фронте, протянувшимся от Арктики на севере до Финского за­лива на юге, Красная Армия по дан­ным на утро 25 июня 1941 г. имела 224 истребителя и 263 бомбардиров­щика. В этот день примерно 150 со­ветских бомбардировщиков атакова­ли аэродромы, расположенные в южной части Финляндии. Началась «Продолжительная война».

 

25 июня 1941 г.

 

Большая группа бомбарди­ровщиков противника, которая дер­жала курс на южную Финляндию, была обнаружена в 7 часов утра. Но­вость быстро достигла аэродрома в Силянпяя. Майор Магнуссон не­медленно отдал приказ подняться на перехват самолетам из 2/LeLv-24. В 7 ч 10 мин. в воздух поднялись два Брюстера: сержант Киннунен на са­молете «BW-352» и капрал Лампи на «BW-354». Первым добился по­беды Лампи:

- Через пять минут после взле­та я обнаружил большую группу са­молетов противника. Я атаковал крайний правый в строю самолет и зажег его с первой очереди. Самолет перешел в отвесное пикирование, он упал в лес. Затем я атаковал два бомбардировщика, летевших с правого фланга строя пеленга звена. Обе ма­шины после моей атаки задымили. Я перенес огонь на третий самолет это­го же звена. Он также задымил, сни­зился к самой земле, но не упал. Ско­рость бомбардировщика упала, что позволила мне подойти к нему на предельно короткую дистанцию. В этот момент кормовой воздушный стрелок бомбардировщика попал в мой самолет.

- Я ушел от трассы, развернул­ся сзади бомбардировщика, после чего ударил короткой очередью по правой части фюзеляжа. Самолет противника загорелся и он упал в воду. Я видел как сержант Киннунен тоже сбил в этом бою два бомбарди­ровщика.

В 15 ч 00 мин финские истре­бители на подступах к Хейнола пе­рехватили группу из 27 СБ, принад­лежавших 201-му СБАП. Русские в завязавшемся воздушном бою поте­ряли пять самолетов. Киннунену и Лампи засчитали в этот день по 2,5 победы. Лампи стал асом, на его сче­ту со времен Зимней войны уже име­лось 3,5 победы.

Очередной воздушный бой имел место тем же утром. Пилоты Брюстеров атаковали не менее пяти СБ; уоррент-офицер Туркка (на «BW-351») сбил два самолета и также стал асом (в Зимнюю войну ему засчита­ли 4,5 победы). Еще два самолета сбил Киннунен, доведя свой личный счет до 4,5 побед.

Недавние исследования уста­новили, что десять СБ (три из 2-го СБАП, шесть из 201-го СБАП и один из 202-го СБАП) были сбиты 25 июня 1941 г. летчиками LeLv-24. В этот день воздушный бой провели и летчики LeLv-32, которая базировалась в Хивинкяя. Четверка Фоккеров D.XXI во главе с 1-м лейтенантом Ивиненом в 8 ч 00 мин. атаковала бомбар­дировщики ДБ-3, которые возвраща­лись домой после бомбежки Хельсин­ки. Финны сбили два бомбардировщи­ка. На самом деле жертвами звена Ивинена стали два СБ из 4-й смешанной авиационной дивизии.

Третьим подразделением фин­ских ВВС, принявшим бой 25 июня, стала LeLv-26. Самолеты этого под­разделения патрулировали свою зону ответственности все утро. Летчики 2/ LeLv-26 едва успели приземлиться на своем аэродроме, как в 11 ч 45 мин Йоройнен атаковали 15 бомбарди­ровщиков СБ из 72-го СБАП. Не­смотря на малый остаток топлива в баках, два Фиата пошли на взлет прямо под градом падающих бомб. Фин­ны сбили три СБ прямо над своим аэродромом.

Между тем по радио была вызвана помощь - патруль из шести G.50 из 3/LeLv-26; шестеркой коман­довал 1-й лейтенант Ниеминен. В 11 ч 55 мин Фиаты, используя преимуще­ство в высоте, обрушились на советс­кие бомбардировщики. За двадцать минут группа Ниеминена сбила десять СБ. Ниеминен писал в рапорте:

- Мы атаковали группу из 15-20 бомбардировщиков СБ над Тууксярви. Я поразил два крайних в строю самолета противника, на обо­их загорелись двигатели. Над остро­вом Керисало мне удалось занять позицию, удобную для атаки третье­го СБ. После выпущенной мной оче­реди на вражеском самолете взорвал­ся топливный бак. Я продолжал ата­ковать противника до полного израс­ходования боеприпасов. К этому мо­менту в воздухе осталось только 4-5 СБ, причем за одним бомбардиров­щиком тянулся шлейф черного дыма. Ниеминену было засчитано три победы (он летал на самолете с борто­вым кодом «FA-11»), в этом воздуш­ном бою стал асом сержант Порвари (он летал на самолете «FA-20»). Со­гласно советским источникам бомбар­дировщики атаковали «12 истребите­лей Bf.109», девять СБ получили по­вреждения, три были сбиты.

Налеты советской авиации 25 июня фокусировались на восточной части Финляндии, поэтому в боях при­няли участие практически все базиро­вавшиеся здесь финские истребители. Примерно в 13 ч 00 мин. сержант Тани из l/LeLv-28 на MS.405 («MS-311») сбил одиночный СБ (вероятно бомбар­дировщик принадлежал 10-му СБАП, а его экипаж заблудился).

В первый день Продолжитель­ной войны финские истребители запи­сали на свой счет 26 (23 подтвержден­ных) сбитых советских бомбардиров­щиков. В то же время первые налеты выявили неэффективность системы обнаружения и оповещения. Не луч­шим образом зарекомендовала себя и система управления истребителей. Из 125 самолетов, принявших участие в отражении налетов советской авиации, не менее пяти было потеряно.

Согласно советским данным, самолеты ВВС РККА в период с 25 июня по 1 июля 1941 г. нанесли уда­ры по 39 расположенным на терри­тории Финляндии аэродромам, на которых базировались финские и не­мецкие самолеты. В результате нале­тов на земле якобы было уничтоже­но 130 самолетов. Германские источ­ники ничего не говорят о столь круп­ных потерях, что же касается финнов, то легкие повреждения в результате бомбежек получили только два ис­требителя. С другой стороны, финны завили о 34 сбитых за этот период в воздушных боях советских бомбар­дировщиках.

Сержант Тоуминен на истре­бителе G.50 («FA-3») в 10 часов утра 4 июля взлетел на перехват самоле­тов из 72-го СБАП, которые шли бомбить Йонсуу:

- Я обнаружил самолет про­тивника уже после того, как он осво­бодились от бомб. Бомбардировщик был поврежден огнем зенитной артиллерии. Я поймал в прицел левый двигатель бомбардировщика, с дис­танции 50 м открыл огонь. Самолет противника загорелся.

- Потом я атаковал и поджег второй бомбардировщик. Затем я заметил еще три самолета, два из них мне удалось поджечь. В этот момент на моем самолете был пробит топ­ливный бак. Я быстро расправился с воздушным стрелком, поразившим мою машину. Бомбардировщик про­тивника скрылся в облаке, волоча за собой шлейф дыма.

- По моему самолету вел огонь стрелок с другого бомбардировщика, дистанция составляла примерно 30-100 м. Истребитель получил еще одно попадание в топливный бак, был по­врежден руль направления. Весь бой у меня оставался исправным только один пулемет, на других пулеметах заклинило ленты после первой выпу­щенной очереди.

Тоуминен сбил три СБ, позже была подтверждена и четвертая по­беда. Выдающийся результат, особенно если учесть, что все бомбардиров­щики удалось сбить единственным пу­леметом Бреда калибра 12,7 мм.

 

Наступление в Карелии

 

Успешное начало операции «Барбаросса» побудило финнов на­чать в конце июня собственное на­ступление. Два удара планировалось нанести в Карелии и один - на Ка­рельском перешейке. Командование финской армии не ставило глобаль­ных целей, задачей являлось вернуть территории, утерянные Финляндией после Зимней войны.

Для действий севернее Ладож­ского озера была сформирована Ка­рельская армия, действия которой с воздуха предстояло прикрывать всем трем эскадрильям Lentorykmentti-2. Кроме того армии придавались для ведения разведки и нанесения ударов по войскам противника LeLv-12 и LeLv-16. В случае необходимости в интересах соединений Карельской армии могли работать «Бленхеймы» из LeR-4.

Советской разведке удалось вскрыть концентрацию финских войск в преддверии проведения на­ступательной операции. 8 июля авиа­ция ВВС РККА нанесла удары по за­нявшим исходные позиции финским войскам. Отражая налеты, истреби­тели Брюстер в трех воздушных боях сбили три бомбардировщика и шесть истребителей. Через сутки финские летчики добились очередного успеха. Ведомые майором Магнуссоном 12 Брюстеров из 3 и 4/LeLv-24 взлетели в 4 часа утра на патрулирование воз­душного пространства. Через 70 минут девять самолетов из- группы Магнуссона перехватили над Лахдинпохья 15 «Чаек». Уоррент-офицер Юуутилайнен (летал на самолете с бортовым кодом «BW-364») вспоминал:

- Я услышал, как 1-й лейте­нант Кокко с ведомым атаковали группу истребителей И-153. Я вмес­те с капралом Хуотари присоединил­ся к паре Кокко. С короткой дистанции мы обстреляли несколько само­летов противника, добившись попа­даний во вражеские истребители. Возвращаясь к Лахдинпохья я заме­тил идущий на малой высоте И-153. Я спикировал и открыл огонь с дис­танции 50 м. Высота над кронами деревьев составляла всего 10м, «Чай­ка» после моей очереди упала на лес между Мииналой и Лахдинпохья.

- Набрав высоту, я обнаружил два И-153, которые не принимали уча­стия в только что произошедшем воз­душном бою. Они держали курс в на­правлении острова Сорола, я последо­вал за ними. Выждав удобный момент, открыл огонь по ведущей «Чайке». Я выпустил всего по шесть патронов из фюзеляжных пулеметов (установлен­ные в крыле пулеметы не работали на протяжении всего полета). Истреби­тель противника сначала завалился на крыло, а потом рухнул в воды Ладож­ского озера. В этот момент двигатель моего истребителя стал работать с пе­ребоями, так что одержать третью по­беду мне не удалось.

В течение десяти минут рус­ские лишились восьми истребителей И-153, еще четыре «Чайки» получи­ли повреждения. Победы одержали шестеро финских летчиков, кроме Юуутилайнена два самолета сбил сержант Ниссинен (на Брюстере «BW-353»). Истребитель «Брюстер» имел большую, чем И-153, скорость полета, поэтому финны смогли навя­зать противнику свою тактику веде­ния боя. В ближайшие два года фин­ны будут почти во всех случаях иметь превосходство в воздухе.

Карельская армия перешла в наступление 10 июля, на шестой день войска Маннергейма вышли к север­ному побережью Ладожского озера. Двумя неделями позже армия выпол­нила промежуточную задачу - дос­тигла реки Тулоса. Маршал Маннергейм отдал приказ приостановить наступление.

Наступление на Карельском перешейке началось 31 июля. С воз­духа финские войска прикрывали «Харрикейны» и «Хоки» из LeLv-32, Брюстеры из 3/LeLv-24. Армия обо­шла с востока Выборг, после чего устремилась в Ладожскому озеру. Почти все поставленные маршалом Маннергеймом задачи были выпол­нены к 15 августа, но взять Выборг удалось только 30 августа. Красная Армия сумела остановить финские части на старой советско-финской границе; до Ленинграда оставалось всего 30 км.

Шестерка Брюстеров под ко­мандованием капитана Кархунена 12 августа провела воздушный бой с группой истребителей И-153, насчи­тывавшей примерно 20 самолетов. Бой над Карельским перешейком на­чался в час дня и продолжался около 30 минут. Финны сбили девять «Чаек»без потерь со своей стороны. От­личились все пилоты Брюстеров, причем Юуутилайнен сбил три истре­бителя, а Катаяйнен - два.

На следующий день истреби­тели из LeLv-26 эскортировали само­лет-корректировщик. Маршрут по­лета пролегал вдоль берега Ладоги к реке Тулоса. Примерно в 14 ч 00 мин. Группу истребителей 1-го лейтенан­та Хямяляйнена атаковала девятка «Чаек» из 195-го и 197-го истреби­тельных авиационных полков ВВС РККА. Бой продолжался пять минут, в течение которых восьмерка Фиатов сбила все «Чайки». Два советских истребителя записал на свой счет Пухакка, летчик летал на самолете Фиат G.50 с бортовым кодом «FA-1».

 

Оккупация Олонца и Карелии

 

3 сентября Карельская армия сделала четырехдневную передышку на рубеже реки Свирь. Восстановив силы, финские войска устремились с севера и с востока в направлении на Петрозаводск. В первый день ново­го наступления звено Фиатов из LeLv-26 в ходе патрулирования завя­зало бой с тремя «Чайками» из 65-го штурмового авиационного полка (ШАП) и двумя И-16 из 155-го ИАП. Все советские самолеты были сбиты.

Семерка «Хоков» капитана Берга из LeLv-32 3 сентября провела 15-минутный воздушный бой с истребителями И-153 из 5-й авиационной дивизии. Каждый финн сбил по од­ной «Чайке».

9 сентября четверка истребите­лей из 2/LeLv-28 перехватила над ре­кой Свирь девять «Чаек» и шесть И-16 из 155-го ИВП. Шесть советских истре­бителей было сбито. На обратном пути летчики Моранов встретили три бом­бардировщика противника, летевших под прикрытием пяти истребителей. Русские потеряли еще две «Чайки»: отличились 2-й лейтенант Инхимо (MS.406 «MS-623») и сержант Лихтоваара (MS.406 «MS-304»).

Передовые части Карельской армии достигли Петрозаводска, с воздуха их прикрывали самолеты LeLv-24. 23 сентября капитан Кархунен во главе восьмерки Брюстеров атаковал звено И-16 из 155-го ИАП. Советские самолеты штурмовали на­ступавшие финские войска. Пилоты Брюстеров быстро разделались со всеми тремя «ишачками». Возвраща­ясь на базу, Кархунен заметил еще одну группу из шести И-16, которые также наносили удар по наземным целям. Ноги унес только один «ишак».

Через три дня Кархунен со своими парнями расправился с шес­тью «Чайками». На обратном пути финским летчикам вновь подверну­лись советские самолеты. Три И-16, три И-15бис и три И-153 из 65-го ШАП штурмовали финские войска. Три самолета противника финны сбили, остальные прервали штурмов­ку и ушли домой. В этом вылете три победы записал на свой счет Юуутилайнен на «BW-364», две - Кархунен на «BW-366».

Петрозаводск и Олонец были захвачены финскими войсками к 1 октября 1941 г. Карельская армия медленно продвигалась на север вдоль западного берега Онежского озера. 5-6 декабря финны взяли рас­положенные на северной оконечнос­ти Онеги города Кархумаки и Повенец. На этом финское наступление завершилось. В данном районе линия фронта стабилизировалась на два с половиной года.

В течение 1941 г. летчики LeLv-24 записали насчет своего под­разделения 135 побед в воздушных боях, потеряв один Брюстер. Пило­ты LeLv-26 сбили на Фиатах 52 со­ветских самолета без потерь со своей стороны. Летчики LeLv-28 сбили 70 самолетов, собственные потери со­ставили пять Моранов. На счету LeLv-32 к январю 1942 г. значилось 52 победы, подразделение потеряло в воздушных боях пять собственных «Хоков».

Внизу приведен спи­сок асов Продолжительной войны по состоянию на конец 1941 г.

 

LeLv  количество побед

Уоррент-офицер

Туоминен, Оива

26

13

Уоррент-офицер

Юуутилайнен, Илмари

24

13

Сержант

Ниссинен, Лаури

24

13

1-й лейтенант

Кокко, Пекка

24

10

сержант

Лихтоваара, Урхо

28

10

капитан

Кархунен, Йорма

24

8,5

2-й лейтенант

Инехмо, Мартти

28

7

сержант

Киннунен Ииро

24

6,5

сержант

Томминен, Тойво

28

6,5

капитан

Ниеминен, Урхо

26

6

1-й лейтенант

Пухакка, Олли

26

6

сержант

Катаяйнен, Нильс

24

6

капитан

Луукканен, Эйно

24

5,5

капитан

Совелиус, Пер-Эрик

24

5

2-й лейтенант

Кархила, Киёсти

32

5

сержант

Тани, Антти

28

5

сержант

Киряонин, Мауно

32

5

 

 

Крест Маннергейма

 

В конце Зимней войны, 16 де­кабря 1940 г., был учрежден статут креста Маннергейма. Крест Маннер­гейма имел две степени, им награж­дались на отвагу в бою или проявле­ние выдающихся командирских ка­честв. Представление к кресту никак не увязывалось с воинским званием отличившегося.

Кавалером креста №1 стал 22 июля 1941 г. командир танкового подразделения полковник Эрнст Лагус. Первым в ВВС крест Маннергей­ма (№6) получил 18 августа 1941 г. уоррент-офицер Оива Туоминен за 20 сбитых самолетов противника, во­семь из них он сбил в период Зимней войны.

Крест Маннергейма примерно соответствует Звезде Героя России, британскому кресту Виктории или американской Медали почета. Крест являлся высшей военной наградой Финляндии. Всего им был награжден 191 человек, только четверо удосто­ились креста дважды: летчики-истре­бители капитан Ханс Винд и уоррент-офицер Илмари Юуутилайнен; гене­рал-майор Ааро Пяари и полковник Мартти Ахо.

Крест Маннергейма 1-го клас­са вручался всего два раза: маршалу Финляндии Карлу Густаву Эмилю Маннергейму 17 октября 1941 г. И начальнику Генерального штаба ге­нералу Акселю Хейнричу 31 декабря 1944 г. Хейнрич был награжден кре­стом 2-го класса (№48) 5 февраля 1942 г. Награждение крестом Маннергейма сопровождалось вручением денеж­ной премии в размере 5000 финских марок (годовая зарплата 1-го лейте­нанта финской армии).

 

В боях с самолетами ленд-лиза

 

В августе 1941 г. начались по­ставки в Советский Союз по ленд-лизу из Великобритании истребите­лей «Харрикейн». Самолеты прибы­вали морским путем в порты Мур­манск и Архангельск. После сборки и облета первые «Харрикейны» использовались, главным образом, против люфтваффе в районах Мур­манска и Кандалакши. По мере уве­личения поставок, «Харрикейны» стали появляться на других участках Восточного фронта, в том числе и на финском.

Первая встреча в воздухе фин­ских летчиков с краснозвездными «Харрикейнами» отмечена 17 декабря 1941 г. в районе Беломорска. В воздуш­ном бою четверка капитана Кархунена сбила один «Харрикейн» из 152-го ИАП и четыре И-153 из 65-го ШАП.

Недавние исследования уста­новили, что на самом деле первая встреча финнов с «Харрикейнами» произошла на 11 дней раньше. Сер­жант Тойво Томминен (6,5 побед) из 3/LeLv-28 над Кархумаки вступил в бой с «Харрикейном» старшего лей­тенанта Н.Ф. Репникова из 152-го ИАП. Финский MS.406 («MS-329») и советский «Харрикейн» столкну­лись в воздухе, оба пилота погибли. «Харрикейн» был ошибочно иденти­фицирован финнами как МиГ-3.

После появления «Харрикейнов» южнее Мурманска, пилоты Фоккеров D.XXI из LeLv-14 (LeLv-14 базировалась на самом северном финском аэродроме в Тииксярви, 200 км от Беломорска) убедились в неспо­собности своих истребителей проти­востоять в бою самолету британской конструкции.

8 января в Тииксярви были переброшены восемь Брюстеров из 2/ LeLv-24, через две недели сюда при­были еще четыре самолета аналогич­ного типа. Через сутки после их по­явления в Тииксярви, аэродром под­вергся налету шести «Харрикейнов» На перехват советских самолетов взлетела четверка Фоккеров. В завя­завшемся воздушном бою будущий ас с 11 победами сержант Хеммо Лийно сбил свой первый самолет (Лийно летал на Фоккере D.XXI с бортовым кодом «FR-146»).

24 января летчики 2/LeLv-24 одержали первые победы в новом для них районе боевых действий. Пятер­ка Брюстеров над Рукаярви перехва­тила десять И-15бис и И-153 из 65-го ШАП, финны сбили четыре самоле­та противника. Всего русские поте­ряли пять самолетов: старший лейте­нант В.А. Книжник таранил на И-153 истребитель сержанта П. Коскила («BW-372»). «Чайка» совершила вынужденную посадку, а Брюстер смог дотянуть до своего аэродрома. Интересно, что победы засчитали и Книжнику, и Каскилу.

В феврале Брюстеры провели два воздушных боя с «Харрикейнами» и сбили два истребителя. В мар­те 1942 г. наступило затишье, это было затишье перед бурей: вскоре русские предприняли решительные действия с целью вывести полностью из строя базу в Тииксярви.

 

Суурсаарская операция

 

Остров Суурсаари лежит в центральной части Финского залива южнее острова Котка. Советские войска находились на Суурсаари до начала декабря 1941 г. , когда разме­щавшиеся здесь части эвакуировали перед угрозой финского вторжения. Однако, важное стратегическое поло­жение острова заставило советское командование вернуть 2 января 1942 г. войска на Суурсаари. Данная ак­ция побудила финнов также озабо­титься судьбой острова. Финны выж­дали пока окрепнет лед, чтобы без по­мех подвести свои части к острову.

Движение отряда численнос­тью 3500 человек к Суурсаари нача­лось 27 марта. С воздуха колонну прикрывали 57 самолетов: пять тро­фейных бомбардировщиков СБ и шесть также трофейных истребите­лей И-153 из LeLv-б, шесть Брюстеров из LeLv-24, 16 Фоккеров D.XXI из LeLv-30, 13 истребителей Кертисс «Хок» из LeLv-32 и 11 бомбардиров­щиков «Бленхейм» из LeLv-42.

27 числа финские самолеты сбили четыре советских истребителя, патрулировавших над Суурсаари. На следующий день в небе над ост­ровом произошло два крупных воз­душных боя. В 8 часов утра 1-й лей­тенант Кауппинен во главе звена Брюстеров атаковал десятку И-153 из 71-го ИАП. Финны сбили примерно половину «Чаек». Ближе к вечеру Суурсаари был захвачен финскими войсками. В 17 ч 40 мин. 12 «Хоков», ведомых 1-м лейтенантом Нурминеном вступили в бой с тремя группами (29 самолетов) советских истребителей из 11-го и 71-го ИАП. Бой продолжал­ся 20 минут. Летчики «Хоков» рапор­товали о десяти сбитых И-153 и пяти И-16. Ни один «Хок» не был сбит. Со­ветские данные о потерях в этом бою выглядят более скромно - один И-15бис, один И-16 и шесть И-153.

 

Восточнее Тииксярви

 

29 марта семь советских «Харрикейнов» штурмовали аэродром Тииксярви. На следующий лень в от­вет восемь Брюстеров во главе с 1-м лейтенантом Пикури полетели на разведку в район Сигиши. Финские летчики завязали бой с 12 «Харрикейнами» из 152-го ИАП и сбили шесть самолетов противника.

Через восемь дней советская авиация нанесла давно планируемый удар по Тииксярви. Целью удара яв­лялось уничтожить как можно боль­ше финских самолетов на земле и в воздухе. В налете на Тииксярви дол­жны были принять участие восемь пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 608-го ПБАП, семь СБ из 80-го БАП, девять «Харрикейнов» из 161-го ИАП, три истребителя ЛаГГ-3 и восемь «Харрикейнов» из 767-го ИАП. Налет первоначально плани­ровался на 5 апреля, но ухудшение погодных условий заставило русских отложить удар. Затем задержка на несколько часов последовала из-за того, что истребители прикрытия не смогли встретиться в воздухе с бом­бардировщиками.

В конечном итоге, ближе к ве­черу курс на Тииксярви взяли семь бомбардировщиков и 18 истребите­лей. Большую группу советских са­молетов быстро обнаружила финская радиоразведка. Команды наведения с земли поступили патрулировавше­му в воздухе 1-му лейтенанту Пикури из 2/LeLv-24. Финские истреби­тели перехватили группу всего в не­скольких минутах полета от аэродрома Тииксярви. Восемь летчиков Брюстеров лейтенанта Пикури сби­ли три бомбардировщика ДБ-3 (на самом деле - СБ из 80-го БАП) и 12 «Харрикейнов» без потерь со своей стороны. Бой продолжался 25 ми­нут, с 15.25 по 15.50. Самым резуль­тативным оказался 2-й лейтенант Лаури Ниссинен (он летал на само­лете с бортовым кодом «BW-384»), сбивший три самолета:

- Я летел во главе замыкающе­го звена. Нас вернули из разведыва­тельного полета к Беломорску, пере­дав, что к базе приближается 25 рус­ских самолетов, мы набрали высоту и взяли курс на противника, вскоре завязался жесткий бой с истребителя­ми эскорта. Я обстрелял несколько самолетов, но все время мазал.

- В один «Харрикейнов» я по­пал, самолет противника перевернул­ся через крыло, после чего стал терять высоту. Я его нагнал, после короткой очереди «Харрикейн» перешел в от­весное пикирование. Истребитель упал в лес и взорвался. Бой длился десять минут, затем уцелевшие рус­ские самолеты повернули домой. Я заметил летевший на высоте 500 м над озером Рюкаярви одиночный са­молет противника. Огонь по нему я открыл с дистанции 50 м. Самолет взорвался. Все произошло так быст­ро, что я не успел отвернуть - по ка­поту мотора моего истребителя зас­тучали обломки взорвавшегося «Харрикейна».

- Затем я пристроился к само­летам 1-го лейтенанта Пикури и сер­жанта Корхонена. Вместе мы атако­вали два русских «Харрикейна». Пос­ле выпущенной мной короткой оче­реди один из «Харрикейнов» рухнул в лес. Второму удалось увернуться от Пикури. Имея численное преимуще­ство, русские ничего не смогли про­тивопоставить нашим атакам. Мой самолет не получил ни одного попа­дания, однако выхлопная система двигателя основательно пострадала от кусков «Харрикейна».

Лейтенант Пикури также сбил в том бою на Брюстере «BW-372» три самолета противника:

- Мы встретили противника в 20 км от аэродрома, я атаковал ис­требители сопровождения, а пара Брюстеров - бомбардировщики. Пер­вый истребитель противника я сбил примерно в пяти километрах от аэро­дрома, самолет сначала загорелся, а потом упал на землю. Второму вра­жескому истребителю я попал в дви­гатель и водорадиатор. Самолет упал в 800 м от Онтросеваара, его облом­ки потом нашли.

- Уже перед посадкой я сбил третий «Харрикейн». Он упал в по­лукилометре южнее озера Рюкаярви. Раненый летчик этого «Харрикейна» попал в плен. Допрос показал, что у советского пилота не было никаких шансов - на его истребителе кончил­ся боекомплект ко всем 12 пулеметам.

Одним из добившихся 6 апре­ля успеха финских летчиков был 22-летний сержант Эйно Петрола, сбив­ший два «Харрикейна». Петрола по­вторил свой успех, достигнутый 30 марта в налете на Сигишу. Петрола писал в рапорте:

- Я летел в составе звена 1-го лейтенанта Пикури ведущим второй пары. Нам передали по радио об об­наружении группы самолетов про­тивника в составе семи бомбарди­ровщиков и 18 истребителей. Мы на­шли их быстро. После первой атаки я видел как загорелся от выпущенной меной очереди один «Харрикейн». Этот самолет совершил вынужденную посадку в 15 км южнее Тииксярви.

- Второму «Харрикейну» я попал по кабине. Истребитель про­тивника перешел в вертикальное пи­кирование, при столкновении с зем­лей самолет взорвался. Место паде­ния находится севернее Рикаярви.

До своей гибели 2 апреля 1944 г. Эйно Петрола в более чем 200 бое­вых вылетах одержал 10,5 побед, 7,5 - на Брюстере, остальные - на Bf.109.

Если пилоты «Харрикейнов» почти не оказали сопротивления летчикам Брюстеров, то бомбардиров­щики оказались для двух атаковав­ших их финнов упрямыми оппонен­тами. Самолет 1-го лейтенанта Килпинена (Брюстер «BW-394») получил повреждения, а сам лейтенант был ранен воздушным стрелком одного из СБ. Килпинен сбил обидчика со второго захода.

Официальные советские дан­ные об этом бое выглядят следующим образом: потеряны один СБ из 80-го БАП, два «Харрикейна» из 609-го ИАП и четыре «Харрикейна» из 767-го ИАП. Сталинские соколы рапор­товали о семи Брюстерах, сбитых в воздушном бою, и о четырех самолетах, уничтоженных на аэродроме. После неудачного рейда на Тииксяр­ви советская авиация не появлялась в этом районе до 8 июня. 8 июня шесть Брюстеров во главе с 1-м лей­тенантом Пикури перехватили 13 «Харрикейнов» из 152-го ИАП. Фин­ны сбили шесть истребителей против­ника, потеряв один Брюстер.

Крупный воздушный бой имел место 25 июня северо-восточнее озера Сиисярви: самолеты из 2/LeLv-24 и 3/LeLv-24 схлестнулись с 15 «Харрикейнами» из 609-го ИАП. Финны претендовали на четыре по­беды в воздушном бою, русские - на три сбитых финских истребителя. В данном случае русские не сильно ошиблись - было сбито два Брюстера, обоим летчикам удалось спастись.

В течение шести месяцев фин­ские истребители сбили примерно 45 «Харрикейнов». Работа была выпол­нена, летчики Брюстеров, базировав­шихся в Тииксярви практически не вели воздушных боев вплоть до но­ября 1942 г.

После последних схваток июня на фронте установилось зати­шье, продолжавшееся почти полгода. Это время командование финских ВВС использовало для реорганиза­ции подразделений и совершенство­вания системы ПВО. Фронтовики не разделяли предложенной штабиста­ми новой стратегии, полагая, что истребительные подразделения могут утратить тактическую гибкость - ключ к успеху финской авиации в боях против ВВС РККА.

Не взирая на возражения фронтовых летчиков, приказом от 3 мая 1942 г. весь фронт разделили на три сектора, за оборону воздушного пространства над каждым сектором отвечал один истребительный полк. Район Онежского озера достался LeR-2 в составе LeLv-16, LeLv-24 и ЬеЬу-28.Олонец прикрывали LeR-1, в который входили LeLv-12 и LeLv-32, Карельский перешеек - LeR-З в составе LeLv-26 и LeLv-ЗО. Северный фланг закрывали летчики LeLv-14, южный - LeLv-б. Бомбардировочный полк LeR-4 работал по всему советско-финскому фронту.

Дальнейшее развитие новая организационная система получила 18 июля 1942 г., когда LeLv-24 пере­вели в LeR-3, 16 ноября 1942 г. был сформирован морской разведыва­тельный полк LeR-5 в составе LeLv-6 и LeLv-30. Наконец, 23 января 1943 г. в LeR-3 включили LeLv-34.

 

Финский залив

 

Когда в мае 1942 г. Финский залив очистился ото льда, субмари­ны Краснознаменного Балтийского флота начали выходить из военно-морской базы Кронштадт на позиции в Балтийском море. Подводные лод­ки представляли серьезную угрозу для германского и финского судоход­ства в центральной части Балтики и Ботническом заливе. В начале лета возросло количество самолетов со­ставе ВВС КБФ. Перед авиацией Бал­тийского флота была поставлена за­дача прикрыть с воздуха боевые ко­рабли, в первую очередь - подводные лодки на маршрутах следования из базы и в базу.

Чтобы нейтрализовать возрос­шую активность советской морской авиации, в состав LeR-3 18 июля были включены 3/LeLv-24 и 4/LeLv-24, кото­рые прибыли на аэродром Рюмпютти 1 августа. Неделей позже здесь при­землились самолеты l/LeLv-24. Пе­ред истребителями LeLv-24 постави­ли задачу закрыть для советских са­молетов западную часть Финского залива. Однако последние действова­ли под защитой зенитной артилле­рии, которая была особенно сильной на Ораниенбаумском плацдарме, по­этому крупных воздушных боев не произошло. Тем не менее, отдельные схватки в воздухе имели место. Пер­вая произошла 6 августа: истребите­ли из l/LeLv-24 сбили два И-16 в рай­оне острова Сескар. Через шесть дней летчики 4/LeLv-24 над Толли сбили один штурмовик Ил-2 и один истре­битель И-16.Вечером того же дня ко­мандир 3/LeLv-26 1-й лейтенант Пухакка повел группу истребителей Фиат G.50 в рейд на Кронштадт. Над главной базой Балтийского флота фин­ны встретили четверку И-16. Все совет­ские истребители были сбиты. Вскоре LeLv-26 перебросили в восточную часть карельского перешейка.

Активность самолетов LeLv-24 определялась деятельностью на­блюдательного поста на острове Ино, откуда был хорошо виден взлет советских самолетов с аэродромов Кронштадт и Ораниенбаум. Работа поста определила новую тактику финских истребителей: теперь они старались подловить самолеты про­тивника при возвращении с боевого задания. 14 августа в двух воздушных боях Брюстеры сбили девять «Харрикейнов». Через две суток - группа ис­требителей из 3/LeLv-24 взлетела на перехват поздним вечером. Атаку возглавил капитан Кархунен на са­молете с бортовым кодом «BW-388»: - Я повел в бой группу из шес­ти Брюстеров. Южнее Сескара мы обнаружили восемь бомбардировщи­ков СБ, летевших на высоте 200 м под прикрытием трех МиГ-3 и 16 И-16. Первыми мы атаковали истребителей эскорта. Я сбил И-16, летевший в строю крайним с левого фланга. Са­молет упал в море. Второй И-16 так­же загорелся и упал в море. Третий И-16 я сбил в момент, когда его лет­чик уже открыл огонь по Брюстеру. Я выпустил несколько очередей, прежде чем И-16 загорелся. Всего мне пришлось выполнить 12 атак.

- Истребители эскорта летели на одной высоте с бомбардировщи­ками СБ. Летчики И-16 сражались отчаянно, однако не имея преимуще­ства в высоте им не помогло даже численное превосходство.

Летчики Брюстеров сбили 11 И-16 из 4-го гвардейского истреби­тельного авиационного полка (ГИ АП) ВВС КБФ. «МиГи» на самом деле были не МиГами, а штурмови­ками Ил-2 из 57-го авиаполка ВВС КБФ.

Крупнейший воздушный бой лета 1942 г. состоялся 18 августа. С наблюдательного поста поступила информация о появлении восточнее Титярсаари десяти истребителей И-16. 1-й лейтенант Ханс Винд поднял в небо восьмерку Брюстеров. Финские самолеты набрали вы­соту 2000 м, после чего взяли курс к Сескару. Когда финны визуально обнаружили противника, выяснилось, что в груп­пе из «десяти И-16» на самом деле насчитывается порядка 60 самолетов. На перехват немедленно взлетели две дополнитель­ные группы истребителей под командованием капитана Кархунена и 1-го лейтенанта Ламме. Винд летал на самолете с бор­товым кодом «BW-393»:

- Я во главе восьмерки Брюстеров перехватил четыре «Харрикейна». После двух выпущенных мной очередей один объятый пламенем истребитель противника упал в лес. Затем на сцене появилось порядка 60 истребителей И-16. Я успел поджечь один И-16, прежде чем снаряд, выпущенный из пуш­ки другого ишака, пробил правую плоскость крыла моего истребителя. Мне повезло - снаряд прошел всего в двух дюй­мах от топливного бака. Я хорошо видел, как зажженный мною И-16 упал в воды Балтики. Я несколько раз атаковал еще один И-16, но успеха не добился.

- Ближе к концу схватки мне удалось занять удачную позицию для стрельбы. От огня пулеметов моего Брюстера третий в этом бою самолет противника загорелся, после чего упал в море.

Ценой потери одного самолета и одного летчика, фин­ны сбили два пикирующих бомбардировщика Пе-2, один ис­требитель «Харрикейн» и 13 И-16. Винд, Кархунен и Юуутилайнен одержали по три победы. Согласно советским данным потери ВВС КБФ составили по одному истребителю Як-1 и ЛаГГ-3 из 21-го ИАП плюс два И-16 из 71-го ИАП.

 

На других фронтах

 

В конце мая 1942 г. под Олонец на аэродром Нурмойла была пе­реведена LeLv-32. Здесь финские «Хоки» часто вели воздушные бои с более современными, чем И-16 или СБ самолетами - пикирующими бом­бардировщиками Пе-2, истребителя­ми МиГ-3 и ЛаГГ-3. Все эти советские самолеты имели большую максималь­ную скорость горизонтального полета нежели явно устаревший истребитель американской конструкции.

Один из таких боев имел мес­то 5 сентября, когда уоррент-офицер Коскинен (на самолете с бортовым кодом «SCU-551») вместе с ведомым обнаружил необычно большую груп­пу советских самолетов - 35-40 машин - над рекой Свирь в районе Лотинанпельто. Коскинен запросил по радио помощи. В воздух поднялось звено капитана Бремер. Воздушный про­должался почти час. Финны сбили четыре истребителя ЛаГГ-3, четыре И-16 (из 524-го ИАП), два МиГ-3 и один Пе-2 без потерь со своей сторо­ны (не иначе им Бэтман помогал!!!).

За первые девять месяцев боев в районе Олонца летчики «Хоков» уничтожили в воздушных боях 65 со­ветских самолетов, потеряв лишь один свой истребитель. С наступле­нием зимы на фронте установилось затишье. Авиация с обоих сторон действовало только в случае край­ней необходимости и только в яс­ную погоду.

Крестом Маннергейма на­граждали асов, сбивших 20 и более самолетов противника, в 1943 г. ниж­няя планка была повышена до 30 побед. На конец 1942 г. список самых результативных летчиков-истребите­лей выглядел следующим образом:

 

LeLv количество побед

Уоррент-офицер

Юуутилайнен, Илмари

24

34

Уоррент-офицер

Туоминен, Ойва

26

23

Капитан

Кархунен, Йорма

24

22,5

2-й лейтенант

Ниссинен, Лаури

24

20,5

Уоррент-офицер

Киннунен, Ииро

24

15,5

1 -и лейтенант

Терво, Калеви

32

15

Майор

Луукканен, Эйно

24

14,5

1-й лейтенант

Винд, Ханс

24

14,5

Сержант

Катаяйнен, Нильс

24

13

1-й лейтенант

Пикури, Лаури

24

12,5

Капитан

Пухакка, Олли

26

11

Уоррент-офицер

Коскинен, Эйно

32

11

Сержант

Лихтоваара, Урхо

28

11

1 -и лейтенант

Кокко, Пекка

24

10

 

В воздушных боях с советски­ми самолетами лучше всего показа­ли себя истребители Брюстер. Фиат и Моран не могли развить скорость более 350 км/ч, показатели «Хока» были не лучше.

Финляндия с самого начала войны пыталась получить из Герма­нии Мессершмитты, мечта осуще­ствилась только в конце 1942 г., ког­да Берлин разрешил продать своему союзнику 30 истребителей Bf. 109G-2 для оснащения одной эскадрильи (LeLv), но контракт подписали лишь 1 февраля 1943 г.

За неделю до подписания кон­тракта на поставку Мессершмиттов, 23 января 1943 г., на аэродроме Иммола началось формирование LeLv-34. Командовать LeLv-34 назначили теперь уже бывшего командира LeLv-32 майора Эрнрута. Команду­ющий ВВС генерал-майор Люндквист дал Эрнруту карт-бланш на от­бор любых летчиков во вновь фор­мируемое подразделение. Данному указанию резко воспротивились ко­мандиры других эскадрилий - кому же хочется отдавать лучших бойцов? Протесты не возымели никакого дей­ствия, новая эскадрилья была сфор­мирована.

Отобранные Эрнрутом летчи­ки отправились осваивать новую для себя технику в Германию. Инструк­торы люфтваффе быстро убедились в высокой квалификации финнов, после чего сочли возможным сокра­тить программу обучения полетам на Bf.109G. Первые 16 истребителей Bf. 109G-2 прибыли в Финляндию 9 марта 1943 г. , вторая партия из 14 самолетов прибыла 10 мая.

Боевой дебют финских мессершмиттов (и LeLv-34) состоялся 24 марта. В этот день капитан Эрви и уоррент-офицер Юуутилайнен из 1/ LeLv-34 перехватили разведчик Пе-2, возвращавшийся с задания по фотосъемки акватории Финского зали­ва. В 14 ч 30 мин Юуутилайнен на Bf. 109G-2 с бортовым кодом «МТ-212» сбил Пе-2 в районе Суурсаари.

 

Восточно-карельский эпизод

 

Финская разведка в Тииксярви в начале 1943 г. обнаружила в Иелярви базу подготовки снабжения партизан. База находилась примерно в 50 км от линии фронта. Финское командование в преддверии летних операций решило уничтожить парти­занский тренировочный центр. Бата­льон лыжников скрытно двинулся в район базы. С воздуха батальон при­крывали базировавшиеся в Тииксярви истребители MS.406 из LeLv-14.

Финны атаковали базу в Иелярви 16 марта. Атаку лыжников прикрывала шестерка Моранов из 1/ LeLv-14 во главе с капитаном Тайнио. Десять И-15бис из 839-го ИАП пытались штурмовать атакующих. Советским летчикам помешали пило­ты Моранов. В первом заходе фин­ны сбили пять И-15бис, во втором -еще два. Будущий ас сержант Хемо Лейно (на MS.406 Z»MS-319) уничто­жил два биплана. База по подготов­ке партизан была разгромлена.

 

Наступление Балтийского флота

 

В преддверии грядущего вес­ной 1943 г. прорыва советских под­водных лодок из Финского залива в Балтику, всю зиму немцы оборудова­ли заградительные рубежи. Первый рубеж представляли собой протяну­тые от финской Порккалы до эстонского Найссаари два ряда противо­лодочных сетей, второй рубеж - два ряда мин между Коткой и Нарвой. Личный состав и мелкие корабли, прикрывающие заграждение базиро­вались на мелких островах Финско­го залива, основной оперативной ба­зой являлась Котка. Именно эти базы стали первоочередными целями для бомбардировщиков и штурмовиков ВВС Краснознаменного Балтийско­го флота. Зимой 1942-43 г.г. ВВС КБФ качественно усилились: на сме­ну истребителям И-153 и И-16 при­шли современные Ла-5, Як-1, Як-7, появились пикирующие бомбарди­ровщики Пе-2, штурмовики Ил-2. Самолеты с высокими летно-тактическими характеристиками, наряду с улучшением подготовки экипажей сделало русских гораздо более опас­ными, чем в начальный период вой­ны, противниками.

Советское наступление нача­лось как только Финский залив осво­бодился ото льда. 18 апреля произо­шел первый крупный воздушный бой. Восемь Брюстеров 1-го лейте­нанта Лумми (он летал на Брюстере с бортовым кодом «BW-370») и еще одна восьмерка ведомая 1-го лейте­нанта Савонена («BW-375») взлетела с аэродрома базирования в пять ча­сов вечера; обе группы истребителей принадлежали LeLv-24. Западнее Кронштадта финны повстречали большую группу советских самоле­тов: восемь штурмовиков Ил-2 из 7-го ГШАП ВВС КБФ и 50 истребите­лей из 21-го ИАП ВВВС КБФ (в этот период штатная численность советс­кого истребительного полка была гораздо меньше, чем 50 самолетов!). В получасовом воздушном бою горя­чие финские парни по их докладам достигли фантастической результа­тивности, сбив два штурмовика и 18 (!) истребителей.

21 апреля все три подразделе­ния LeLv-24 перехватили в районе Сескар-Кронштадт 35 истребителей Як-1. ЛаГГ-3 и Ла-5. Ценой потери двух Брюстеров (один в воздушном бою, второй - от огня зениток с Ораниенба­умского «пятачка») финны уничтожи­ли 19 самолетов из 4-го ГИАП и 21-го ИАП ВВС КБФ. Нехитрые арифмети­ческие операции показывают, что в воздушных боях 18 и 21 апреля пило­ты LeLv-24 сбили ВСЕ (или чуть боль­ше) самолеты 21-го ИАП! Чего только на войне не бывает.

Воздушные сражения продол­жились в мае. В последний весенний месяц пилоты устаревших Брюстеров вновь показали себя настоящими ма­стерами арифметики - они доложили о 81 сбитом советском самолете, соб­ственные потери составили три ис­требителя.

21 мая в двух воздушных боях приняли участие финские Bf. 109G. Мессершмитт с бортовым кодом «МТ-228» столкнулся в воздухе с «Чайкой» из 71-го ИАП ВВС КБФ. Финский летчик 1-й лейтенант Т. Сааласти погиб, пилот И-153 лейте­нант В. Ситвинков выпрыгнул с па­рашютом. Второй бой имел место примерно в 18 ч 45 мин.: майор Луукканен во главе 11 мессершмиттов перехватил в районе Сескар-Лавенсаари четверку Ил-2 из 7-го ГШАП ВВС КБФ и 17 истребителей (Як-1, ЛаГГ-3 из 13-го ИАП ВВС КБФ) эскорта. Согласно финским отчетам группа Луукканена сбила два штурмовика и два истребителя; советские данные в этом случае показывают, что финны занизили свой успех: было потеряно три Ил-2 и три истребителя.

1 августа 1943 г. самолеты LeLv-34 перебазировались на аэро­дром Кими, севернее Котки. В зону ответственности LeLv-34 попадал рай­он восточнее линии Выборг-Ораниен­баум. Последний до наступления зимы крупный воздушный бой над восточ­ной частью Финского залива произо­шел 23 сентября 1943 г. В 13 ч 30 мин четыре Брюстера из 3/LeLv-24 и четы­ре Bf.l09G из l/LeLv-34 в районе Шепелевского маяка перехватили 20 ис­требителей из 4-го ГИАП КБФ. Фин­ны сбили три Яка и пять Лавочкиных. Через два с половиной часа семерка

Брюстеров, ведомая 1-м лейтенантом Виндом атаковала 15 советских само­летов, возвращавшихся с боевого за­дания на аэродром Сескара. В воздуш­ном бою был сбит один штурмовик Ил-2 и шесть истребителей Ла-5.

Ниже приведен список самых результативных летчиков-истребите­лей ВВС Финляндии по состоянию на 31 декабря 1943 г.

 

LeLv количество побед

Уоррент-офицер

Юуутилайнен, Илмари

34

53

Капитан

Винд, Ханс

24

38

Уоррент-офицер

Туоминен, Ойва

34

31

Майор

Луукканен, Эйно

34

26,5

Майор

Кархунен, Йорма

24

26,5

Сержант

Лихтоваара, Урхо

34

23,5

1-й лейтенант

Тирво, Калеви

34

23

1-й лейтенант

Ниссинен, Лаури

24

22,5

Капитан

Пухакка, Олли

34

22

1-й лейтенант

Кархила, Киясти

34

19

Уоррент-офицер

Киннунен, Ииро

24

19

 

14 февраля 1944 г. изменилось наименование финский авиационных подразделений. Вместо Lentolaivues (авиационная эскадрилья) ввели тер­мин Havittajalentolaivues (истреби­тельная авиационная эскадрилья).

LeLv-24 стала HLeLv-24 (LeR-3)

LeLv-26 стала HLeLv-26 (LeR-3)

LeLv-28 стала HLeLv-28 (LeR-2)

LeLv-30 стала HLeLv-30 (LeR-5)

LeLv-32 стала HLeLv-32 (LeR-1)

LeLv-34 стала HLeLv-34 (LeR-3)

 

Удары авиации Балтийского флота по Котке

 

В начале 1944 г. авиация Крас­нознаменного Балтийского флота перенесла свои усилия с противоло­дочных позиций в Финском заливе на порты Котка и расположенную в 20 км восточнее Котки Хамину. Совет­ская авиация старалась помешать снабжения финского фронта морем.

Первый массированный налет на Котку состоялся 6 марта. На пере­хват советских самолетов в 13 ч 45 мин взлетела пятерка Bf. 109G майора Луукканена (Луукканен летал на самоле­те с бортовым кодом «МТ-201»). Фин­ские истребители перехватили группу из 40 самолетов противника над На­рви; группа Луукканена сбила пять пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из 12-го ГПБАП (гвардейского пи­кирующего бомбардировочного авиа­ционного полка) ВВС КБФ и два ис­требителя Ла-5. Двумя с половиной часами позже пятерка мессершмиттов во главе с 1-м лейтенантом Миллиля (лейтенант летал на Bf. 109G с борто­вым кодом «МТ-216») в воздушном бою с относительно небольшой груп­пой советских самолетов сбила южнее Котки четыре машины.

В апреле ВВС Финляндии по­лучили из Германии истребители Bf. 109G-6, что позволило перевоору­жить на новую технику HLeLv-30 и HLeLv-34, последняя предала уцелев­ший Bf.l09G-2 в HLeLv-24.

Утром 17 мая новенькие ис­требители HLeLv-34 отражали нале­ты самолетов авиации Балтийского флота на Котку и Хамину. Летчики мессершмиттов применили новую тактику: теперь они не набирали вы­соту, чтобы свалиться на противни­ка сверху, а атаковали «под брюхо».

Новые тактические приемы стали сюрпризом для русских. Одиннад­цать истребителей майора Луукканена сбили восемь (всего в налете при­нимало участие 27) пикирующих бомбардировщиков Пе-2 раньше, чем 15 истребителей сопровождения смогли что-нибудь предпринять. В завязавшемся потом бою с истреби­телями финны сбили три Яка, поте­ряв один Bf. 109G-6. В этом воздуш­ном бою отличился летавший на са­молете с бортовым кодом «МТ-419» капитан Пухакка:

- После взлета я увидел бом­бардировщики противника пример­но на десяти часах, ударную группу прикрывало порядка двадцати истре­бителей. Самолеты шли курсом на Котку. У меня не было возможности забраться выше вражеских истреби­телей, поэтому я принял решение ата­ковать бомбардировщики из нижней полусферы. Тактика сработала. Я атаковал бомбардировщики на выходе из пикирования, после того как они отбомбились по целям в порту.

- Первый самолет, в который я всадил очередь, упал в море неда­леко от Хамины. Используя преиму­щество в скорости, я пристроился ко второму бомбардировщику. Очередь - самолет загорелся, после чего пере­шел в отвесное пикирование. Я не видел как он упал, но от самолета в разные стороны полетели детали кон­струкции, включая фонарь кабины. Я наблюдал как один из членов экипа­жа выпрыгнул из бомбардировщика, однако купол парашюта в небе так и не появился.

- Затем я атаковал третий бомбардировщик. От него опять по­летели какие-то куски, самолет пере­шел в пологое пикирование, после чего упал в море между двух неболь­ших островов. Я опять не наблюдал ни одного раскрывшегося парашюта.

19 мая девятка Bf.l09G-6 1-го лейтенанта Миллиля («МТ-406») перехватила над Коткой 20 пикирую­щих бомбардировщиков Пе-2 из 12-го ГПБАП, которые шли в сопро­вождении 15 Як-9. Финны сбили два бомбардировщика и четыре истре­бителя, после чего благополучно вернулись на аэродром Лавансаари. Этим налетом завершились рейды на Котку. Генералиссимус Сталин собирал силы для «четвертого ста­линского удара» - наступления на Карельском перешейке.