Лучшие асы

 

Уоррент-офицер Эйно Илмари Юуутилайнен

 

Илмари Юуутилайнен родил­ся 21 февраля 1914 г. в восточно-финляндском местечке Лиекса. В 1935 г. он поступил на службу в ВВС, 1 мая свежеиспеченный сержант получил назначение в дислоцированную на авиабазе LAs-5 разведывательную эскадрилью. Юуутилайнена отобра­ли для переучивания на летчика-ис­требителя, после переподготовки он 3 марта 1939 г. получил назначение в вооруженную истребителями Фоккер D.XXI B3/LLV-24.

30 ноября 1939 г. началась Зимняя война, первый воздушный бой Юуутилайнен провел 19 декабря 1939г. -летчики сбил бомбардиров­щик СБ. В последний день уходящего 1939 г. «Иллу» на Фоккере с бортовым кодом «FR-106» сбил И-16. 31 декабря 1939 г. Юуутилайнена повысили в звании: он стал стафф-сержантом. Через 25 дней летчик получил очередное воинское звание мастер-сержанта, 1 марта 1940 г. - уорент-офицера. За время Зимней войны Ил­мари Юуутилайнен совершил 115 боевых вылетов.

Продолжительную войну, которая началась 25 июня 1941 г., Юуутилайнен встретил, летая на Брюстере с бортовым номером «BW-364» в составе 3/LLv-24. Пер­вый воздушный бой в новой войне летчик провел 9 июля 1941 г. В этом бою он сбил две «Чайки». 12 августа Юуути­лайнен первый раз в своей карьере одержал в одном бое­вом вылете три победы (все три сбитых самолета - истре­бители И-153). Второй подобный результат летчики про­демонстрировал 26 сентября на том же самом Брюстере «BW-364». 26 апреля 1942 г. Юуутилайнен получил крест Маннергейма (№ 56) за 20 сбитых самолетов противни­ка. 18 августа ас в третий раз одержал «тройную» победу в одном вылете. 8 февраля 1943 г. Юуутилайнена переве­ли в l/LeLv-34, к этому времени на его счету значилось 36 побед. Львиную часть их этих побед он сбил в 181 -м боевом вылете, выполнен­ном на Брюстере.

В новом для себя подразделе­нии «Иллу» сначала летал на Bf. 109G-2 с бортовым кодом «МТ-212», позже на этом самолете в бою с Пе-2 погиб 2 июня 1944 г. уоррент-офицер Ойва Туоминен (44 побед). Вместо «212-го» Юуутилайнену дали мессершмитт с бортовым кодом «МТ-222». На этой машине он сделал четвертый «хедтрик» через три дня после гибели Туоминена. 10 июля после трех очередных побед в воз­душных боях, Юуутилайнен стал пер­вым в рейтинге асов ВВС Финляндии (эти три советских самолета Юуутилайнен сбил на Bf. 109G-2 с бортовым ко­дом «МТ-217»). 27 октября 1943 г. фин­ский ас №1 сбил три истребителя Ла-5, 6 марта - опять три победы в одном боевом вылете: два Пе-2 и Як-9.

На мессершмитт с бортовым кодом «МТ-426» Юуутилайнен пере­сел 30 мая 1944 г., а через десять дней (это уже не смешно) летчик сбил три советских самолета в одном боевом вылете. Во втором за день вылете Юуутилайнен сбил штурмовик Ил-2 (во втором вылете ас вел бой на Bf.l09G «MT-424»). 20 июня «Иллу» сбил пять самолетов в трех вылетах. 26 июня - очередной «хедтрик» на Bf.l09G «MT-422»). Через два дня Илмари Юуутилайнен второй раз был награжден крестом Маннергейма за 75 побед в воздушных боях. Юуутилайнен и Ханс Винд стали пер­выми, удостоенными чести стать «дважды Героями Финляндии». Все­го за войну два раза крест Маннергейма получило шесть человек, вклю­чая Юуутилайнен и Винда.

На мессершмитте с бортовым кодом «МТ-426» Юуутилайнен 30 июня 1944 г. повторил успех Йормы Сарванто - шесть сбитых в одном вылете: два Як-9, две «Аэрокобры», один Ил-2 и один Ла-5. На следую­щий день «Иллу» сбил три самолета в двух вылетах, 5 июля - три победы в одном вылете. 3 сентября, за сутки до вступления в силу соглашения о прекращении огня, Юуутилайнен сбил транспортный Ли-2. Иллмари Юуутилайнен в 437 боевых вылетах сбил 94 самолета - лучший результат войны в Европе, если не учитывать достижения «белокурых бестий» из ягдгешвадеров.

Иллу Юуутилайнен вышел в отставку на полный пенсион 16 мая 1947 г. Он стал летать на небольших самолетиках, регулярно принимая участия в разнообразных авиашоу. Умер лучший финский ас в 1998 г.

 

Капитан Ханс Хенрик Винд

 

«Хасси» Винд родился 30 июля 1919 г. в Таммисаари. После оконча­ния местной средней школы в 1939 г. он поступил в ISK - школу воздушно­го боя. Через год Винд - уже в кадет. Окончившего кадетский корпус юно­шу направили в учебно-тренировочное подразделение LLv-25, 16 июня 1941 г. кодом «BW-378»; асом он стал 29 марта 1942 г. 1 августа 1942 г. Винда второй раз перевели в l/LeLv-24 уже на должность заместителя команди­ра подразделения. Через две недели летчик сбил два «Харрикейна», 18-го августа - еще два «Харрикейна» и один И-16, все - на Брюстере с бор­товым кодом «BW-393».

Винд принял командование 1/ LeLv-24 от майора Эйно Луукканена 7 ноября 1942 г. и оставался в этой должности до 16 января 1943 г., ког­да его сменил капитан Йорма Сарванта. 4 мая 1943 г. Винд (снова на «BW-393») сбил три Ил-2 и один И-153 в одном вылете. Шестнадцатью днями позже в одном бою он сделал «хедтрик». 27 мая Винд принял командование 3/LeLv-24, свой люби­мый Брюстер «BW-393» он взял с со­бой. 31 июля 1943 г. Винд был на­гражден крестом Маннергейма (№ 116), у него на счету числилось к это­му времени 34 победы. 19 октября ему присвоили очередное воинское зва­ние капитан. Последнюю, 39-ю по счету, победу на Брюстере Винд одер­жал 21 марта 1944 г.

В апреле HLeLV-24 перевоору­жили мессершмиттами, Винд полу­чил Bf. 109G-2 с бортовым кодом «МТ-201». 13 июня на нем он в од­ном бою сбил четыре пикирующих бомбардировщика Пе-2. Всего на «МТ-201» ас сбил 11 самолетов, прежде чем сменил 19 июня 1944 г. Bf.l09G-2 на Bf.l09G-6 «MT-439». В последующие десять дней Винд на шестом «Густаве» сбил 25 самолетов, в том числе пять машин в двух выле­тах 20-го числа, четыре в одном вы­лете - 23 июня, по пять в двух выле­тах - 26-го 28-го июня.

Во втором за 28 июня боевом вылете мессершмитт Винда, после того, как ас в этом бою сбил третий самолет противника, получил прямое попадание 20-мм снаряда в кабину. Тяжело раненый летчик нашел в себе силы привести поврежденный истре­битель на базу в Лаппиинранта. Винд попал в госпиталь, конец войны он встретил на больничной койке. 28 июня капитан Ханс Хенрик Винд был второй раз награжден крестом Ман­нергейма. Винд выполнил 302 боевых вылета и сбил 75 самолетов против­ника.

К активной жизни ветеран Продолжительной войны вернулся 10 октября 1945 г. Винд занялся хлебо­пекарным бизнесом, в котором до­бился немалых успехов. Ханс Винд отошел от дел в 1984 г., скончался 24 июля 1995 г.

 

Майор Эйно Антиро Луукканен

 

Эйно Луукканен родился в карельском местечке Яаккима 4 июня 1909 г. В 1929 г. добровольно посту­пил в Maalentokoulu - военное авиационное училище - в Утти. Через год он окончил училище и поступил в кадетский корпус. Из корпуса Луукканена выпустили в 1933 г. в звании 2-го лейтенанта. Для дальнейшего прохождения службы его направили на авиабазу LAs-6; 21 марта 1935 г. уже 1-го лейтенанта Луукканена пе­ревели на базу LAs-б, где он освоил истребитель Бристоль «Бульдог».

24 января 1939 г. Луукканена назначили командиром 3/LLv-24, где он стал летать на истребителе Фоккер D.XXI с бортовым кодом «FR-104». На второй день Зимней войны Луукканен сбил бомбардировщик СБ. Через несколько дней его само­лет получил тяжелые повреждения от огня зенитной артиллерии, Фоккер пришлось списать. Взамен Луукка­нен получил истребитель с бортовым кодом «FR-108», на нем летчики одержал 1,5 победы в воздушных боях. 15 мая 1940 г. «Эйкка» Луукка­нен стал капитаном.

Продолжительную войну Лу­укканен встретил в должности коман­дира l/LeLv-24, его «персональным» самолетом был Брюстер «BW-375». В первом воздушном бою 8 июля 1941 г. Эйкка сбил «Чайку» и повредил еще один И-153; согласно послевоен­ным данным второй И-153 разбился, не дотянув до своего аэродрома. С 1 июня 1942 г. Луукканен стал летать на Брюстере «BW-393». До 7 ноября он сбил на нем шесть советских са­молетов, после чего его личный счет вырос до 17 побед. Будучи майором, Луукканен получил командование LeLv-ЗО, на вооружении эскадрильи находились истребители Фоккер D.XXI и трофейные истребители И-153. Эскадрилья использовалось для ведения морской разведки.

29 марта 1943 г. майора Луук­канена назначили командиром вновь сформированного подразделения LeLv-34 - первого подразделения ВВС Финляндии, получившего на вооружение истребители Bf. 109G-2. Майор получил самый первый дос­тавленный в Финляндию мессершмитт (бортовой код «МТ-201»). В последующие месяцы личный побед­ный счет Луукканена рос стремитель­но. 6 марта он сделал свой первый хедтрик: сбил в одном вылете два Пе-2 и один Ла-5. В апреле часть Луукканена перевооружили на Bf. 109G-6, командир стал летать на самолете с бортовым кодом «МТ-417». 14 июня Эйкка сбил три само­лета, через четыре дня он был удос­тоен креста Маннергейма (№ 127). 19 июня самолет Луукканена был сбит огнем зенитной артиллерии, после того как майор уничтожил корректи­ровочный аэростат. Летчик сумел выполнить вынужденную посадку.

Уже через сутки Лууканен вновь вел воздушный бой (на Bf.l09G-6 «MT-415»). 23 июня май­ор сбил три самолета противника. Кроме нескольких одиночных побед, Луукканен четырежды сбивал по два самолета. Последнюю победу в Про­должительной войне майор одержал 5 августа - сбил истребитель Як-9 на Bf.l09G-6 «MT-451»).

За свою карьеру Луукканен совершил 441 боевой вылет - больше, чем любой другой летчик-истреби­тель. Эйно Антиро Лууканен одер­жал в воздушных боях 56 побед.

После окончания войны Луук­канен продолжал командовать своим подразделением, которое 4 декабря 1944 г. было реорганизовано в HLeLv-33. 13 февраля 1948 г. ему было присвоено воинское звание подполковник, Лууканен получил назначение на должность, базировав­шейся в Риссала Lentorykmentti-2. Ветеран вышел в отставку 8 ноября 1951 г. и стал заниматься лесоторгов­лей. Ас скоропостижно скончался 10 апреля 1964 г.

 

Уоррент-офицер Урхо Сакари Лихтоваара

 

Лихтоваара родился 27 октяб­ря 1917 г. в Пихвярви, на северной Финляндии. В 1937 г. он поступил на военную службу, в 1939 г. его отобра­ли для прохождения первоначальной летной подготовки. 10 февраля кап­рал Лихтоваара получил назначение в 2/LLv-28. Боевой счет Лихтоваара открыл в период Зимней войны, ле­тая на истребителе MS.406 с борто­вым кодом «MS-326». Очередное во­инское звание сержант летчику при­своено 23 марта 1940 г.

Начало Продолжительной войны Лихтоваара встретил в соста­ве 2/LeLv-28, за ним был закреплен Моран с бортовым кодом «MS-327». За свой маленький рост Лихтоваара получил прозвище «Пикку-Ятти» -маленький гигант. Первый успех к Пикку-Ятти в новой войне пришел 3 июля 1941 г.. когда он сбил бомбар­дировщик ДБ-3. Через шесть дней Лихтоваара в одном бою сбил два бомбардировщика СБ и один истре­битель МиГ-3. 23 июля он добавил в свой победный список еще пару ДБ-3, в этот же день ему присвоили зва­ние стафф-сержанта.

9 сентября Лихтоваара сбил в одном вылете три истребителя И-16 (на самолете с бортовым кодом «MS-304»), через два дня героя нашло оче­редное повышение в звании - мастер-сержант. Подразделение Лихтоваара перебросили в Карелию, где летчик продолжил наращивать свой боевой счет. 5 марта 1943 г. он сбил два са­молета - последние из 15 побед, одержанных на Моране. Через 23 дня Лихтоваара перевели в 3/LeLv-34. Пер­вую победу на втором «Густаве» ас одержал 19 апреля. Чаще всего Лихто­ваара летал на Bf.l09G-2 «MT-218».

6 марта 1944 г. (на «МТ-235») сбил два пикирующих бомбардиров­щика Пе-2 в первом за день вылете и один истребитель Ла-5 - во втором. 26 апреля Лихтоваара достиг пика своей военной карьеры - ему присво­или звание уоррент-офицера. После перевооружения подразделения шес­тыми «Густавами», Лихтоваара по­лучил В Г. 109G-6 с бортовым кодом «МТ-404». 17 мая летчик обновил самолет - одержал две победы в од­ном воздушном бою. 19 июня ас на мессершмитте «МТ-406» сбил два пикирующих бомбардировщика Пе-2 и две «Аэрокобры». 2 июля в районе Выборга в бою с большой груп­пой Пе-2, Лихтоваари отправил на землю три пикирующих бомбардиров­щика. Через семь дней пилот был удо­стоен креста Маннергейма (№ 142).

Последней жертвой Лихтоваара стал сбитый 25 июля 1944 г. пи­кирующий бомбардировщик Пе-2. Всего в более чем 400 боевых выле­тах ас одержал 44,5 победы. Урхо Лихтоваара оставил службу 22 нояб­ря 1946 г., после чего занялся кино­бизнесом. Скоропостижно скончал­ся 5 января 1949 г.

 

Уоррент-офицер Ойва Эмиль Калерво Туоминен

 

«Ойппа» Туоминен родился 5 марта 1908 в Коувола, южная Фин­ляндия. В 1926 г. он поступил добро­вольцем в вооруженные силы. Юно­ша направил свои стопы прямо в рас­положенный в Хельсинки рекрутский центр ВВС. Его взяли в военную авиацию, но - в качестве механика. Парень же жаждал полета. Он добил­ся своего - в 1933 г. получил направ­ление в авиационное училище. Пос­ле окончания училища сержант Туо­минен получил назначение в базиро­вавшуюся в Las-5 разведывательную эскадрилью. 1 января 1938 г. летчи­ки перевели в вооруженное истреби­телями Бристоль «Бульдог» подраз­деление LLv-26.

Перед самым началом Зимней войны Туоминена перевели в осна­щенное Фоккерами подразделение 1/ LLv-24, здесь летчик одержал 1,5 по­беды в воздушных боях. 30 января 1940 г. его перевели назад в 2/LLv-26, которая к этому времени имела на вооружении истребители Глостер «Гладиатор». Два самолета Туоми­нен сбил на «Гладиаторе» с борто­вым кодом «GL-258». 13 февраля Ту­оминен (на «Гладиаторе» в паре GL-255) в паре с уорент-офицером Лаури Лаутамаки сбил пять бомбарди­ровщиков СБ. Туоминену засчитали 3,5 победы. Во втором за тот же день боевом вылете летчик сбил сразу пос­ле взлета самолет Р-5. Всего за Зим­нюю войну Туоминен одержал в воз­душных боях восемь побед, став в финских ВВС вторым по результа­тивности летчиком-истребителем.

Когда началась Продолжи­тельная война Туоминен служил в 1/ LeLv-26.4 июля 1941 г. на Фиате G. 50 с бортовым кодом «FA-30» (персо­нальным самолетом Туоминена явля­лась машина с бортовым кодом «FA026) ас сбил в одном боевом вы­лете четыре бомбардировщика СБ. Через 19 дней Ойва Туоминен стал уорент-офицером. 18 августа Туо­минен стал первым летчиком-истре­бителем, награжденным крестом Маннергейма (№ 6), к этому времени на его счету числилось 20 побед в воз­душных боях.

На Фиатах Ойпа сбил 23 са­молета противника, в том числе шесть раз - по два за один вылет. 8 февраля его перевели в l/LeLv-34, через четыре месяца - в 2/.LeLv-34, где ему предоставили истребитель Bf.l09G-2 «MT-220». 22 августа под­разделение, где служил Туоминен, вошло в систему противовоздушной обороны столицы Финляндии.

6 марта 1944 г. Туоминена пе­ревели в 3/HLeLV-34. Последнюю свою победу Ойва Туминен одержал 18 июля 1944 г. Всего он выполнил за две войны более 400 боевых выле­тов и имел 44 подтвержденные побе­ды в воздушных боях.

Туоминен вышел в отставку 6 января 1945 г. Затем работал таксис­том. Ветеран поддерживал навыки пилотирования, летая на легких са­молетах в течение почти 30 лет. Скон­чался 28 января 1976 г.

 

Капитан Ристо Олли Питтер Пухакка

 

Пухакка родился в карельс­ком городе Сортовала 11 апреля 1916 г., среднюю школу окончил в 1935 г., после чего поступил в военное авиаци­онное училище. 6 октября 1936 выпус­кника училища в торжественной обста­новке поздравили с присвоением зва­ния 2-й лейтенант. Свежеиспеченный лейтенант предпочел кадетскому кор­пусу изучение юриспруденции в уни­верситете Хельсинки.

После начала Продолжитель­ной войны Пухакка направили в LLv-26, но прежде он короткое вре­мя летал на Фоккере D.XXI (в основ­ном на машине с бортовым кодом «FR-117) в составе l/LLv-24. Прежде чем Пухакка пересел 30 января 1940 г. на Фиат G.50 в 3/LLv-26, он успел сбить четыре советских самолета. 15 февраля пилоту присвоили звание 1-го лейтенанта, а через две недели он стал командиром 3/LLv-26 вместо получившего ранение 1 -го лейтенан­та Урхо Нииминена. До конца Зим­ней войны Пухакка одержал в воз­душных боях еще две победы.

После окончания войны Пу­хакка поступил в кадетский корпус, но новая война, Продолжительная, заставили его прервать учебу. Ас вер­нулся в свое старое подразделение, 3/ LLv-26. Персональным самолетом летчика стал Фиат G.50 с бортовым кодом «FA-1». 13 июля Пухакка одержал первую победу в новом во­оруженном конфликте с Советским Союзом. Через месяц на его счету было уже 12 побед, одержанных в двух войнах. До 3 июня 1942 г., пока вновь не принял командование 3/ LeLv-26, он служил инструкторам в различных истребительных подраз­делениях. На Фиате G.50 с бортовым кодом «FA-25» Пухакка сбил еще пять самолетов; 29 декабря 1942 г. пилоту было присвоено воинское зва­ние капитан.

9 февраля 1943 г. капитан Пу­хакка получил назначение команди­ром вновь сформированного подраз­деления 3/LeLv-34, теперь его персо­нальным истребителем стал Bf. 109G-2 с бортовым кодом «МТ-204». На этой машине он одержал всего три победы, летая на «чужих» мессершмиттах Пухакка добивался больше­го успеха. 20 августа на «МТ-216» ас сбил три истребителя Ла-5 и один штурмовик Ил-2 в двух боевых вы­летах. 17 мая 1944 г. на «МТ-419» сбил три пикирующих бомбардиров­щика Пе-2. В конце месяца на этом же истребителе - еще три самолета. В последнем бою истребитель финна был подбит - Пухакке пришлось идти на вынужденную посадку.

До конца войны капитан ле­тал уже только на Bf. 109G «МТ-433». Всего ас за две войны совершил 401 боевой вылет и одержал в воздушных боях 42 победы. Пухакка был на­гражден крестом Маннергейма (№ 175). Ветеран двух войн оставил службу в ВВС 25 июля 1946 г., одна­ко он не расстался с небом - перешел в гражданскую авиацию. Летную работу ас оставил в 1971 г. в возрасте 55 лет будучи командиром экипажа воз­душного судна. Скончался Ристо Олли Питтир Пухакка 28 января 1989 г.

 

1-й лейтенант Олави Кауко Пуро

 

Олдави «Олли» Пуро родился 18 ноября 1918 г. в Хельсинки. В 1940 г. после окончания средней школы поступил добровольцем в вооружен­ные силы, 11 февраля 1941 г. ему было присвоено звание 2-й лейтенант. Уже будучи офицером он прошел курс обучения пилотированию самолета. 22 июня 1942 г. для дальнейшего про­хождения службы «зеленого» летчи­ка-истребителя направили в LeLv-24, через три месяца его перевели в 3/ LeLv-б, где он освоил трофейную «Чайку».

До возвращения 4 апреля 1943 г. в 2/LeLv-24, Пуро успел продемон­стрировать свою квалификацию, сбив два самолета противника. В боях над Финским заливом, пилоти­руя истребители Брюстер с бортовы­ми кодами «BW-387» и «BW-365», он одержал 5,5 побед.

19 октября 1943 г. Пуро полу­чил звание 1-й лейтенант.

В мае 1944 г. его подразделе­ние перевооружили мессершмиттами, Пуро достался самолет с борто­вым кодом «МТ-201». 20 июня на этой машине он сбил пять самолетов в двух боевых вылетах. Через три дня на «МТ-449» - еще четыре тоже в двух боевых вылетах. Пуро был ра­нен 28 июня 1944г., в том же воздуш­ном бою, в котором ранение получил Ханс Винд.

Летчик вернулся в 2/HLeLV-24 9 июля с еще не снятым с ноги гип­сом. Тем не менее, в тот же день ас ушел на боевое задание, после кото­рого на его счету добавились четыре победы (в двух вылетах), одержанные на Bf.l09G «MT-479». 22 июля Пуро сбил три самолета, а на следующий день одержал свою последнюю, 36-ю победу в воздушном бою - его жерт­вой стал истребитель Ла-5. В общей сложности Пуро совершил 207 бое­вых вылетов.

10 ноября 1944 г. летчик вер­нулся к гражданской жизни. Пуро стал заниматься банковским делом, он оставил работу только 1983 г. В конце XX века ветеран находился в относительно добром для глубокого старика здравии.

 

Мастер-сержант Нильс Эдвард Катаяйнен

 

Катаяйнен родился в Хельсин­ки 31 мая 1919 г., поступил на воен­ную службу в 1939 г., прошел обуче­ние на летчика-истребителя. 18 июня 1941 г. капрал «Нипа» Катаяйнен получил назначение в 3/LeLv-24, где ему предоставили истребитель Брю-стер «BW-368». 28 июня он одержал свою первую победу. Асом Катаяйнен стал 12 апреля 1942 г. в звании сержанта после того как сбил две «Чайки».

Сбившего 12 самолетов Катаяйнена направили 9 сентября 1942 г. в тренировочное подразделение осва­ивать двухмоторные самолеты. 18 октября 1942 г. летчик получил но­вое назначение - в LeLv-б, где в его распоряжении предоставили трофей­ный СБ. На этом самолете Катаяйнен охотился за субмаринами Краснозна­менного Балтийского флота.

«Ссылка» на бомбардировщи­ки продолжалась недолго - 9 апреля 1943 г. Катаяйнен был направлен в 3/ LeLv-24, где в короткий срок одержал 4,5 победы. 24 сентября 1943 г. лет­чику присвоили звание мастер-сер­жанта, а в апреле 1944 г. его эскадри­лья получила мессершмитты.

Катаяйнен получил ранение в воздушном бою 2 июня 1944 г. Игно­рируя указания врачей, ас быстро вернулся в строй. В конце июня он за два дня одержал три победы. 26 и 28 июня он сбил на мессере «МТ-436» по три самолета противника. Собствен­ный самолет летчика («МТ-462») по­лучил тяжелые повреждения при вы­нужденно посадке. Двумя днями поз­же Катаяйнен сбил Як-9, но был сно­ва ранен. Этот бой пилот провел на истребителе с бортовым кодом «МТ-462». Окончание войны Катаяйнен встретил в госпитале. На момент окончания войны Катаяйнен совер­шил 196 боевых вылетов, в которых одержал 35,5 самолетов.

10 ноября 1944 г. Катаяйнен оставил военную службу; 21 декабря он был награжден крестом Маннергейма (№170), став единственным финским летчиком, получившим выс­шую награду страны будучи уже в отставке. В первые послевоенные годы ас занялся мелким бизнесом, прежде чем поступил на работу в градоуправление Хельсинки. Ушел на пенсию в 1982 г., скончался 16 янва­ря 1997 г. в возрасте 78 лет.

 

1-й лейтенант Лаури Вильгельм Ниссинен

 

Лаури «Лапра» Ниссинен ро­дился в Йонсуу, восток Финляндии, 31 июля 1918 г., в 1936 г. пошел доб­ровольцем в авиационное училище, в марте 1938 г. в звании сержанта был направлен в LLv-24, вооруженную истребителями Фоккер D.XXI. За время Зимней войны Ниссинен на Фоккере «FR-98» сбил четыре бом­бардировщика. Зимнюю войну Нис­синен завершил в звании сержанта.

 

1-й лейтенант Киёсти Кейо Энсио Кархила

 

Киёсти Кархила родился 2 мая 1921 г. в Раума, на юго-западе Фин­ляндии. В 1939 г. он добровольцем пошел в армию и поступил в ISK, где стал летчиком-истребителем. 18 мар­та 1941 г. 2-й лейтенант Кархила по­лучил назначение в l/LLv-32, где сна­чала летал на Фоккерах D.XXI, а с середины июля - на «Хоках». Пятую победу в воздушном бою молодой офицер одержал 19 сентября - сбил на «Хоке» с бортовым кодом «Cuw-560» истребитель МиГ-3. Кархила стал асом в 20-летнем возрасте.

20 апреля 1943 г. «Косей» Кар­хила перевели в вооруженную мессершмиттами LeLv-34, к этому вре­мени на его счету значилось 13 побед (все на «Хоке»). Кархила служил в 2/ LeLv-34, за ним закрепили Bf. 109G с бортовым кодом «МТ-214». 4 мая 1943 на этой машине ас сделал «дубль» - сбил два самолета в одном бою. 22 августа 1943 г. его вместе с LeLv-34 перебросили в Хельсинки-Мальми для прикрытия столицы с воздуха. 6 марта 1944 г. Кархила по­лучил назначение в HLeLv-ЗО, но уже 15 июня вернулся назад в HLeLv-34.

30 июня Киёсти Кархила при­нял командование 3/HLeLv-24 после того, как тяжелое ранение получил Ханс Винд. Назначение Кархилы -крайне не типично для финских ВВС, обычно командиром становился лет­чик, который уже служил в подраз­делении. Кархила в этот период ле­тал на «пятиточечном» Bf. 109G-6/R-6 с бортовым кодом «МТ-461». На этой машине Кархила одержал во­семь побед. 21 июля 1944 г. летчика вновь перевели в другую часть - ко­мандиром 2/HLeLv-30. Всего за вой­ну Киёсти Кейо Энсио Кархила вы­полнил 304 боевых вылета, сбив 32 самолета противника.

14 ноября 1944 г. Кархила ос­тавил военную службу. В течение кода он работал авиадиспетчером, затем вернулся к летной работе, но уже в гражданской авиации. Снача­ла Кархила летал вторым пилотом, потом командиром экипажа авиалай­нера, свою карьеру завершил в дол­жности летчика-инспектора 1973 г. В 1973 г. Кархила прекратил летать на регулярных маршрутах, но пилоти­ровать самолеты бизнесс-класса в чартерных рейсах он продолжал до 1985 г. На пенсии ветеран занялся мемуарами.

 

Майор Йорма Кархунен

 

Кархунен родился 17 марта 1913 г. в Пихаярви, Южная Финлян­дия. В 1933 г. после окончания сред­ней школы, он поступил в ISK, в 1936 г. Кархунен закончил кадетский кор­пус и получил назначение в Lentoasema-1. С 1 января 1938г. Кар­хунен служил в Lentorykmentti-2.

Начало Зимней войны 1 -и лей­тенант Йорма Кархунен встретил в должности заместителя командира 1/ -24, вооруженной истребителями Фоккер D.XXI. Персональным само­летом Кархунена являлся истреби­тель с бортовым кодом «FR-112». На нем он одержал почти все свои 4,5 победы, одержанных до 30 января 1940 г., когда Кархунена перевели в 2/LLv-24. В новом подразделении Кархунен не смог увеличить свой бо­евой счет - летчик осваивал новый для себя истребитель Брюстер «мо­дель 239».

25 июня 1941 г. застало «Йоппе» Кархунена в должности команди­ра 3/LLv-24. Первые два года войны Кархунен летал на персональном Брюстере с бортовым кодом «BW-366». В первом же воздушном бою летчик сбил бомбардировщик СБ, став, с учетом своих «зимних» побед, асом. В июле ему присвоили воинс­кое звание капитан. В течение 1941-1942 г. г. Кархунен трижды сбивал в одном бою по два самолета: 26 сен­тября и 17 декабря 1941 г., 26 февра­ля 1942г.

В первом крупном воздушном сражении над Финским заливом под­чиненные Кархунена старались не отставать от своего командира. 12 августа летчики 3/LLv-24 сбили 25 советских самолетов. Дважды, 16-го и 18-го августа, Кархунен на Брюс­тере с бортовым кодом «BW-38» сби­вал по три самолета за один боевой вылет. 8 сентября аса за выдающие­ся командирские качества и личные достижения (25 побед) наградили крестом Маннергейма.

Последнюю, 31-ю, победу в воздушном бою ас одержал 4 мая 1943 г., сбив истребитель И-153. 1 июня Йорма Кархунен получил на­значение командиром Lentolaivue-24, через три месяца ему присвоили во­инское звание майор. Прежде чем Кархунена перевели в тыл, он успел совершить 350 боевых вылетов.

После окончания войны Кар­хунен остался в ВВС. 6 декабря 1951 г. он стал подполковником и получил под свое начало базировавшуюся в Пори Lentorykmentti-1 (менее чем через год Lentorykmentti-1 реоргани­зовали в 2.Lennosto).

Кархунен вышел в отставку 13 декабря 1955 г., в 1967 г. ему присво­или звание полковника (в запасе). После увольнения из ВВС Кархунен стал известным писателем. Его перу принадлежит более 30 книг и 200 журнальных статей. Большинство своих произведений ветеран посвя­тил летчикам-истребителям.