История подразделений

 

Основным истребительным подразделением ВВС Финляндии яв­лялось Lentolaivue (эскадрилья). Со­гласно штатному расписанию в эс­кадрильи числилось 27 самолетов. Эскадрилья делилась на три звена по восемь самолетов в каждом. На прак­тике в эскадрилья могло быть 35 са­молетов, а могло - и шесть. Типич­ной тактической единицей являлся Schwarm из четырех самолетов. К лету 1944 г. в воздух редко поднима­лось больше восьми самолетов из одной эскадрильи, в готовности к взлету находилось, как правило, четыре истребителя.

До мая 1944 г. Lentolaivue со­кращенно обозначалось LLv, после -LeLv. Приказом от 14 февраля 1944 г. все фронтовые подразделения по­лучили обозначение HLeLv -Havittajalentolavivues.

 

Lentolaivue-24 - Havittajalentolavivue-24

 

Командиры: капитан(подпол­ковник) Густав Магнуссон с ноября 1938 г., капитан (майор) Йорма Кархунен с июня 1943 г.

Материальная часть: Фоккер D.XXI («Меркури») с апреля 1938 г., Брюстер «модель 239» с апреля 1940 г., Мессершмитт Bf. 109G с апреля 1944г.

Lentolaivue-24 сформирована 15 июля 1933 г. в процессе реоргани­зации ВВС Финляндии, когда «авиа­станции» были преобразованы в лет­ные подразделения. Подразделения согласно новой структуре теперь вхо­дили в состав авиабазы. Lentoasema-1 (LAs-1) в Ути контролировала LLv-10 и LLv-24. Эта авиастанция полу­чила известность в качестве «кузни­цы летчиков-истребителей». 1 янва­ря 1938 г. авиастанция была преоб­разована в авиационный полк: LAs-1 стала LeR-2.

Перед началом Зимней войны LLv-24 базировалась в Иммола, на вооружении эскадрильи состояло 35 истребителей Фоккер D.XXI, кото­рые были поделены между пятью зве­ньями. 28 декабря 1939 г. штаб эскад­рильи перевели в Йоутсино, звенья эскадрильи действовали на различ­ных участках фронта, где в них была необходимость. В Иммонала подраз­деление вернулось 25 февраля 1940 г. , 1 марта - переброшена в Леми, че­рез десять дней - в Рустину. Зимняя война завершилась 13 марта 1940 г.

В апреле LLv-24 перевели в Йоройнен, где личный состав пере­дал Фоккеры эскадрильи LLv-32, по­лучив взамен истребители Брюстер «модель 239». С августа эскадрилья базировалась на вновь построенном аэродроме Висивехмаа, здесь летчи­ки осваивали новую технику - истре­бители Брюстер.

Начало Продолжительной войны (25 июня 1941 г.) застало LLv-24 (33 истребителя Брюстер в пяти звеньях) на аэродроме Висивехмаа. 2 июля часть эскадрильи перебросили в Рантасалми. К 16 сентября основ­ные силы эскадрильи сосредоточили на базах Лункула и Мантаси. С 23 октября основные силы LLv-24 дей­ствовали с ледового аэродрома Контурохья, с наступлением весны, 14 апреля 1942 г., самолеты перелетели на «нормальный» аэродром Хирвас.

18 июля 1942 г. эскадрилью перевели из LeR-2 в LeR-3. Через две недели штаб LLv-24 и три звена пе­редислоцировались в Рюмпютти. К 21 ноября вся эскадрилья собралась на аэродроме Суулаярви, Карельский перешеек. Приказом от 11 февраля 1944 г. количество звеньев в LLv-24 было уменьшено до трех по восемь истребителей Брюстер в каждом.

14 февраля 1944г. эскадрилью преобразовали в Havittajalentolaivue-24 (истребительная эскадрилья 24), через два месяца в HLeLv-24 посту­пили первые истребители мессершмитт Bf. 109G-2, а уцелевшие Брюстеры в мае передали в HLeLv-26.

В начале июня эскадрилья под натиском советских войск вынужде­на была перебазироваться из Суула­ярви в Иммола. (11 июня), а 15 июня - в Лаппиинранта. Аэродром Лаппиинранта стал последним, на котором во время войны базировались само­леты HLeLv-24. Продолжительная война завершилась 4 сентября 1944 г., а через три месяца эскадрильи ВВС Финляндии были перенумерованы, HLeLv-24 стала HLeLv-31.

Летчики Havittajalentolaivue-24 в течение Зимней и Продолжитель­ной войн сбили в воздушных боях 877 самолетов противника: 96 на истре­бителях Фоккер D.XXI, 477 - на Брю­стерах и 304 - на Bf. 109G. Суммарные безвозвратные потери эскадрильи составили 55 самолетов, из них 44 -боевые потери (11 Фоккер D.XXI, 19 Брюстеров и 14 Bf. 109G). 27 летчи­ков погибло в боях или пропало без вести, трое - попали в плен. Пять че­ловек из состава эскадрильи были удостоены креста Маннергейма.

 

Lentolaivue-26 - Havittajalentolaivue-26

 

Командиры: капитан Эркки Хейниля с февраля 1939 г., майор Раул Харыо-Йенти с декабря 1939г., капитан (майор) Эйно Карлссон с декабря 1941 г., майор Лаури Ларьо с марта 1944 г., майор Эркки Митсола с июля 1944 г.

Материальная часть: Брис­толь «Бульдог IV» с июля 1935 г., Глостер «Гладиатор II» с января 1940 г., Фиат G.50 с февраля 1940 г., Брю-стер «модель 239» с мая 1944 г.

Сформированная 15 июля 1933 г. как Lentoasema-5, Lentolaivue-26 1 января 1938 г. была включена в состав LeR-2, когда командование ВВС приняло решение сконцентриро­вать все истребительные эскадрильи в составе одного авиационного полка.

Начало Зимней войны, 30 но­ября 1939 г., застало эскадрилью на аэродроме Хейнюки. На вооружении эскадрильи состояло всего десять ис­требителей «Бульдог», так как два вооруженных Фоккерами D.XXI звена временно были переданы в состав LLv-24, которая базировалась непос­редственно у линии фронта. «Бульдо­гам» выделялись зоны патрулирова­ния, где вероятность встречи с совет­скими истребителями считалась наи­меньшей. Летно-тактические харак­теристики «Бульдогов» и самолетов ВВС РККА были просто несопоста­вимы. В конечном итоге, 2 февраля 1940 г. все «Бульдоги» были переда­ны в учебно-тренировочные подраз­деления.

Частично «Бульдоги» замени­ли британские истребители-бипланы Глостер «Гладиатор», которые тоже являлись отнюдь не последним сло­вом в мировой авиационной моде. Первый «Гладиатор» эскадрилья по­лучила 19 января 1940 г. «Гладиато­рами» вооружили два звена, третье -получило итальянские Фиаты G.50. Звено Фиатов до конца февраля дей­ствовало с различных аэродромов, когда его передали в LeR-1. Фиаты базировались в Утти, с 15 февраля -в Хауккаярви. В июле LLv-26 пере­дислоцировали в Йоройнен.

На 25 июня 1941 г. в составе LLv-26 (эскадрилья входила в состав LeR-2 и базировалась в Йоронене) имелось 26 истребителей Фиат G.50. Эскадрилья делилась на три звена. 6 июля штаб LLv-26 перевели в Йоинсуу, в то время как звенья действова­ли с различных аэродромов до 2 ав­густа, когда их все собрали воедино в Лункуле. 13 сентября LLv-26 пере­подчинили командованию LeR-3; штаб стал дислоцироваться Иммоле, а звенья опять работали с разных аэродромов. 5 июля 1942 г. LeLv-26 перебросили на Карельский переше­ек, на аэродром Килпасилта. 14 фев­раля 1944 г. наименование подразде­ления изменили на Havittajalentolaivue-26.

9 мая HLeLv-26 перевели на аэродром Хейньоки, здесь ветераны Фиаты были сданы учебно-трениро­вочному подразделению, а взамен 26-я истребительная эскадрилья получи­ло аналогичные G.50 раритеты - ис­требители Брюстер «модель 239». Эти самолеты двумя партиями посту­пили из пересевшей на мессершмитты HLeLv-24. Под натиском Красной Армии эскадрильи пришлось 14 июня сначала перелететь в Иммола, а через двое суток - в Кякисалми. 7 июля HLeLv-26 опять сменила место базирования: теперь самолеты пере­летели на аэродром Мисуваара, че­рез 19 дней - в Вяртсилу. 4 августа HLeLv-26 включили в состав LeR-2.

С окончанием Продолжитель­ной войны HLeLv-26 8 сентября передислоцировалась в Онтолла, а 2 октября 1944 г. - в Ваалу. С аэродро­ма Ваала звено Брюстеров вместе с истребителями Мирски из HLeLv-12 помогали сухопутным войскам очи­стить от немцев Лапландию.

18 октября эскадрилья переба­зировалась в Кеми, а 4 декабря сме­нила обозначение на HLeLv-23. 23 января 1945 г. - очередное перебази­рование, в Риссалу. Риссала стала постоянным местом базирования эс­кадрильи в мирное время.

Летчики Havittajalentolaivue-26 сбили 183 самолета противника в течение трех войн (Зимняя, Продол­жительная, Лапландская): шесть на «Бульдогах», 25 - на Фоккерах D.XXI, 34 - на «Гладиаторах», 99 - на Фиат G.50 и 19 - на «Брюстерах». Безвозвратные потери эскадрильи составили 41 самолет, из них боевые потери - 28 истребителей. 16 летчи­ков HLeLv-26 погибло или пропало без вести. Эскадрилья дала первого кавалера креста Маннергейма среди летного состава ВВС Финляндии.

 

Lentolaivue-28 - Havittajalentolaivue-28

 

Командиры: майор Нило Юсу с декабря 1939 г., капитан (майор) Свен-Эрик Сирин с мая 1941 г., май­ор Ауво Маунола с августа 1942 г., майор Пер-Эрик Совелиус с июня 1944г.

Материальная часть: Моран-Сольнье MS.406 с февраля 1940 г., Мёркё Моран (MS.406 с мотором М-105) и Мессершмитт Bf.l09G с июля 1944г.

Эскадрилья Lentolaivue-28 была сформирована на авиабазе Утти декабря 1938 г. как часть полка LeR-2. В феврале 1940 г. на вооруже­ние трех звеньев эскадрильи поступи­ло 40 истребителей Моран-Сольнье MS.406, после чего подразделение перебазировали на расположенный в юго-западной Финляндии аэродром Сякиля. В период заключительной фазы Зимней войны два звена из LLv-28 базировались на аэродроме Холлола.

В период между двумя война­ми эскадрилья базировалась в Наараярви. На момент начала Продолжи­тельной войны в составе трех звень­ев подразделения числилось 27 истре­бителей MS.406. 4 июля 1941 г. LLv-28 перебросили в Йоройнен, а через две недели - в Йоинсуу. Непосред­ственно на фронт эскадрилья прибы­ла только 19 августа, когда самоле­ты LLv-28 приземлились на аэродро­ме Каркунранта. 18 октября основ­ной базой эскадрильи стала Витана, откуда отдельные звенья периодичес­ки перелетали на различные полевые площадки.

3 августа 1942 г. штаб LLv-28 перевели в Хирвас. 14 февраля 1944 г. наименование эскадрильи измени­лось на Havittajalentolaivue-28.

10 июня 1944 г. на базе эскад­рильи была создана «группа Совелиуса» в составе двух звеньев. Группу Совелиуса передали в оперативное подчинение штаба LeR-З, которые находился на аэродроме Лаппиинранта. В конце июня 1944 г. подраз­деление получило истребители Мес­сершмитт Bf. 109G, а все уцелевшие Мораны были сосредоточены в пер­вом звене. В это же время на воору­жение 1-го звена начали поступать оснащенные советскими двигателями М-105 истребители Мёркё Моран. 11 июля эскадрилья перелетела в Вяртсилу, здесь к «родному» подразделе­нию присоединилась группа Совелиуса. Эскадрилья по прежнему входи­ла в состав LeR-2.

После заключения перемирия с Советским Союзом Мёркё Мораны из HLeLv-28 принимали участие в короткой Лапландской войне с Гер­манией. 27 октября 1944 г. все звенья эскадрильи были передислоцирова­ны на авиабазу Риссала. 4 декабря 1944 г. название подразделения изме­нилось на Havittajalentolaivue-21.

В период двух войн летчики Havittajalentolaivue-28 сбили в воз­душных боях 133 самолета противни­ка: 118 на MS.406 и 15 - на Bf.l09G. Собственные потери составили 39 истребителей, из них 26 - боевые по­тери (все MS.406); 18 летчиков погиб­ло, три попали в плен.

 

Lentolaivue-30 - Havittajalentolaivue-30

 

Командиры: капитан (майор) Лаури Бремер с апреля 1940 г., май­ор Олави Сииви с мая 1942 г., майор Эйно Луукканен с ноября 1942 г., ка­питан (майор) Тойво Кивилахти с марта 1943 г., майор Арво Хассинен с ноября 1943 г., капитан (майор) Вейкко Кару с мая 1944 г.

Материальная часть: Фоккер D.XXI (с мотором Уосп) с марта 1941 г., И-153 с ноября 1942 г. и Мессершмитт Bf.l09G с февраля 1944 г.

Эскадрилья Lentolaivue-30 была сформирована 27 марта 1940 г. как подразделение повышенной под­готовки летчиков-истребителей для полка Lentorykmentti-З. Готом позже эскадрилью преобразовали в боевое подразделение. На 25 июня 1941 г. в трех звеньях LLv-ЗО имелось пять «Харрикейнов» и 18 Фоккеров D.XXI; эскадрилья базировалась в Пори. 1 июля звено «Харрикейнов» передали в состав LLv-32, а через два дня остальные два звена перебазиро­вались на аэродром Хивинкяя. Хивинкяя стал основной оперативной базой LLv-ЗО, с которой звенья пери­одически разлетались на передовые полевые площадки. 1 сентября LLv-30 перелетела в Утти, через 17 дней третье звено перебросили в Виену, где на ее базе была сформирована отдельная эскадрилья LLv-10. 21 сен­тября оставшиеся в LLv-ЗО 25 истре­бителей Фоккер D.XXI разделили на два звена. Эскадрилья в этот период базировалась в Суулаярви.

Эскадрилья LLv-10 была рас­формирована 1 ноября 1941 г., хотя 3-е звено LLv-10 действовало в соста­ве LLv-14 до 1 августа 1942 г. 16 ноября 1942 г. эскадрилья LLv-30 стала разведывательной, ее передали в со­став LeR-5, а истребители Фоккер D.XXI заменили трофейными И-153. Подразделение перевели на аэродром Рюмпютти.

14 феврале 1944 г. наименова­ние эскадрильи изменено на Havittajalentolavue-30, одновременно подразделению вернули статус истре­бительной эскадрилья. До конца вой­ны два вооруженных самолетами Bf. 109G звена эскадрильи HLeLv-30 действовали с аэродрома Висивихмаа.

Летчики Havittajalentolavue-30 сбили в воздушных боях 39 само­летов противника: 36 на Фоккерах D.XXI и три - на Bf.l09G. Безвозв­ратные потери составили 24 самоле­та, девять из них - боевые (шесть Фоккеров D.XXI, один И-153 и два Bf. 109G). Погибло 11 летчиков. Кре­ста Маннергейма был удостоен един­ственный пилот из Havittajalentolavue-30.

 

Lentolaivue-32 - Havittajalentolaivue-32

 

Командиры: капитан Эркки Хейниля с апреля 1940 г., майор Ола­ви Эрнрут с июля 1941 г., майор Лау­ри Бремер с января 1943 г., капитан (майор) Куллирво Лахтила с июня 1944г.

Материальная часть: Фоккер D.XXI (с мотором Меркурий) с ап­реля 1940 г., Кертисс «Хок-75А» с июля 1941 г.

27 марта 1940 эскадрилья LLv-22 из полка LeR-2 была передана в полк LeR-3, где получила новый но­мер - LLv-32. В следующем месяце эскадрилья передала состоявшие на вооружении истребители Брюстер в LLv-24, взамен получив самолеты Фоккер D.XXI. В это время LLv-32 базировалась в Силикангасе. По со­стоянию на 25 июня 1941 г. в трех зве­ньях эскадрильи имелось 25 истреби­телей Фоккер D.XXI. 1 июля в со­став эскадрильи было передано зве­но «Харрикейнов» из LLv-ЗО. Через десять дней эскадрилью перебросили в Утти для переучивания личного со­става на истребители Кертисс «Хок-75А». 1 августа три звена «Хоков» (15 истребителей) перелетели на аэро­дром Лаппиинранта. 17 августа зве­но «Харрикейнов» передислоцирова­ли на юг, в Виену.

3 мая 1942 г. был сформирован полк LeR-1, вскоре в состав этого пол­ка передали LLv-22. Эскадрилья стала базироваться в районе Олонца на аэро­дроме Нурмойла. 14 января 1944 г. Lentolaivue-32 была переименована в Havittajalentolaivue-32.

В июне 1944 г. началось на­ступление Красной Армии на оло­нецком направлении, в результате HLeLv-32 перебазировалась сначала в Уомаа, затем 4 июля - в Минсуваара. В Минсуваара эскадрилья бази­ровалась до конца войны. 4 декабря 1944 г. эскадрилью расформировали.

Летчики Havittajalentolaivue-32 сбили 202 самолета противника: пять на Фоккерах D.XXI, шесть - на «Харрикейнах», 190 - на «Хоках» и один на трофейном ЛаГГ-3. Потери HLeLv-32 составили 29 самолетов, из них 18 - боевые: два Фоккера D.XXI, один «Харрикейн» и 15 «Хоков». Погибло и пропало без вести 16 лет­чиков, два пилота попали в плен.

 

Lentolaivue-34 - Havittajalentolaivue-34

 

Командиры: майор Олави Эр­нрут с января 1943 г., майор Эйно Луукканен с марта 1943 г.

Материальная часть: Мессершмитт Bf. 109G с марта 1943 г.

Эскадрилья LeLv-34 была сформирована 23 января 1943 г. как часть полка LeR-З. С марта по май 1943 г. подразделение получило 30 истребителей Мессершмитт Bf. 109G. В этот период LeLv-34 базировалась в Утти, но небольшие группы мессершмиттов действовали с различных полевых площадок. 2 августа эскад­рилья перелетела в Кими.

С 14 февраля 1944 г. подраз­деление стало именоваться Havittajalentolaivue-34, двумя днями позже 2-е звено целиком передали в состав HLeLv-ЗО. До конца войны в HLeLv-34 оставалось только два звена.

Через три дня после начала 9 июня 1944 г. советского наступления самолеты HLeLv-34 перебазирова­лись в Иммола, 16 июня - в Лаппиинранту. 23 июня эскадри­лья базировалась уже в Тайпалсаари, где и встретила окончание Продол­жительной войны. 4 декабря 1944 г. подразделение переименовали в HLeLv-33.

Летчики Havittajalentolaivue-34 одержали в воздушных боях 345 побед, все на Bf. 109G. Собственные потери составили 30 самолетов, из них - 18 было потеряно в боях. По­гибло или пропало без вести 12 лет­чиков, один - попал в плен. Три аса из HLeLv-34 были удостоены креста Маннергейма.