Хождение за два Маха

 

В июле 1965 г. американцы впервые отметили применение северовьетнамцами зенитно-ракетных комплексов С-75, как стало известно позже, ЗРК обслуживались советски­ми расчетами. Новое средство ПВО оказалось эффективным оружием для борьбы с воздушными целями на средних и больших высотах. Амери­канская авиация была вынуждена спустится к самой земле, где самоле­ты ВВС и ВМС США становились уязвимыми от атак истребителей МиГ-17 ВВС ДРВ.

К концу года интенсивность воздушной войны резко обострилась, помимо МиГ-17 в воздухе стали по­являться сверхзвуковые истребители МиГ-21Ф-13, оснащенные ракетным оружием класса воздух-воздух. В ап­реле 1966 г. на вооружении ВВС ДРВ поступили перехватчики МиГ-21ПФ.

Высокая честь первыми осва­ивать «двухмаховые» истребители МиГ-21 выпала летчикам старейше­го подразделения ВВС ДРВ - 921-го истребительного авиационного пол­ка «Сао До» (Sao Do). Некоторые летчики, в том числе будущие асы Нгуен Ван Кок, Фам Тхань Нган, Нгуен Хонг Ньи, прошли обучение в Советском Союзе, в Краснодарском высшем военном авиационном учи­лище летчиков. Среди летчиков, ото­бранных для переучивания на МиГ-21, были Фам Нгок Лан, Нгуен Ньят Чиеу, Нгуен Нгок До, Тран Хань, Дао Динь Лаен, последний в 1966 г. стал командиром 921-го И АН.

В Советском Союзе, прежде чем совершить первый полет на бое­вом МиГ-21, курсанты осваивали сначала реактивный учебно-боевой L-29 «Дельфин», потом - спарку МиГ-21 У. ВВС ДРВ таких самолетов не име­ли, поэтому первоначальная подготов­ка велась на МиГ-15УТИ, иногда - на JJ-5 (двухместный вариант МиГ-17 китайского производства).

В конце января 1966 г. процесс переучивания на МиГ-21 командова­ние ВВС ДРВ сочло завершившимся. На вооружении 921-го И АН имелись одновременно новейшие МиГ-21Ф-13 и устаревшие МиГ-17.

Свою боевую работу летчики МиГ-21 начали с охоты на американ­ские беспилотные разведчики «Файрби». Первый такой самолетик был сбит 4 марта 1966 г. В 4 часа утра РЛС обнаружила воздушную цель, кото­рая приближалась с северо-востока. Заместитель командира 921-го ИАП Тран Хань отдал Нгуену Хонг Ньи приказ взлететь на перехват. Через 19 минут МиГ-21 набрал высоту 16 000 м, цель в этот момент находилась от вьетнамского истребителя на удале­нии 15 км и на 2000 м выше него. Беспилотный разведчик шел курсом на Куангнинь. Наземный командный пункт уверенно управлял действиями летчика и через несколько минут ис­требитель МиГ-21 открыл свой бое­вой счет в небе Вьетнама. Наследую­щий день истребителем МиГ-21 из 921-го ИАП был сбит еще один бес­пилотный разведчик.

Оба разведчика «Файрби» были атакованы на высоте порядка 18 000 м в 70 км от Ханоя. В обоих случаях ДПЛА были сбиты первой запущенной ракетой с дистанции два-четыре километра. Это вообще пер­вые сбитые вьетнамскими истребите­лями американские беспилотные раз­ведчики.

В апреле истребители МиГ-21 несколько раз вступали в бой с аме­риканскими истребителями, но уда­ча отвернулась от пилотов МиГов. Первый воздушный бой произошел 23 апреля, когда пара МиГ-21 атако­вала звено «Фантомов». Несмотря на фактор внезапности, вьетнамцы не смогли занять положение для пуска ракет к-13. В апреле-мае с МиГ-21 было произведено не менее 14 пусков ракет, но ни одна из них не попала в цель. Первые потери в самолетах понес 921-й полк, несколько летчиков были вынуждены катапультировать­ся из-за того, что закончилось топли­во. Американцы претендуют на один МиГ-21, сбитый за данный период. Его записал на свой счет 26 апреля экипаж «Фантома» из 480-й эскадри­льи 35-го тактического авиакрыла ВВС США.

Когда командование ВВС ДРВ проанализировало воздушные бои апреля-мая с участием МиГ-21, выяснилось, что летчики испытыва­ли затруднения в работе с прицель­ной системой истребителя. При по­иске цели летчик использовал борто­вую РЛС, после обнаружения цели он должен был переключаться на приме­нение оптического прицела, по кото­рому уже определять момент пуска ракеты. Понятно, что пилот самоле­та противника при этом всячески пытался уйти из-под удара. Чтобы удержать маневрирующую цель в уз­ком поле зрения оптического прицела требовалось недюжинное летное мас­терство, которого у вьетнамских лет­чиков весной 1966 г. просто не было.

Анализ первых боев показал, что наиболее эффективным будет ис­пользование пар истребителей МиГ-21 со смешанным вооружением: ис­требитель ведущего вооружается дву­мя ракетами К-13 с инфракрасными головками самонаведения, самолет ведомого - парой блоков НАР с ра­кетами С-5М.

Именно пара истребителей со смешанным вооружением одержала первую на МиГ-21 победу в воздуш­ном бою с пилотируемым самолетом. Летчики двух МиГ-21 ПФ обнаружи­ли 7 июня 1966 г. два истребителя-бомбардировщика F-105 «Тандерчиф», летевших на высоте всего 500 м. Летчик ведомого МиГа пустил не­управляемые ракеты с дистанции 1500 м, но летчик «Тандерчифа» вов­ремя заметил пуск и уклонился от НАР левым виражом. МиГ не отста­вал от «Тада»: последовали еще два залпа с дистанций 500 и 200 м. Со­гласно вьетнамской версии ракеты нашли цель, однако ВВС США не подтвердили потери в этот день в воздушном бою истребителя-бом­бардировщика F-105 «Тандерчиф». Между тем, летчик ведущего МиГа так и не смог из-за фантасти­ческого маневрирования второго «Тандерчифа» занять положение для пуска ракет. Еще два похожих по сце­нарию воздушных боя произошла в течение нескольких последующих дней. Вьетнамцы вполне могли быть более удачливыми, кабы их МиГи имели пушечное вооружение. Увы, на ранней стадии войны Вьетнам полу­чил «чистые» истребители-перехват­чики МиГ-21ПФ, не способные нести пушечные контейнеры ГП-9.

В целях повышения эффектив­ности действий истребителей МиГ-21 пришлось изменить порядок вво­да в бой. Теперь разрешение на взлет поступало непосредственно из шта­ба ВВС. Летчиков, однако, по-пре­жнему ориентировали на ведение маневренного воздушного боя, а не на скоростной перехват, для которо­го, собственно говоря и предназна­чался МиГ-21ПФ. Скорее всего, именно такая ошибочная тактика не позволила летчикам МиГ-21 по нача­лу добиться успеха.

Командование ВВС предпи­сывало летчикам действовать в дос­таточно плотных боевых порядках: дистанция между самолетами по фронту - 50 м, в глубину - 200 м; в случае действия в составе звена ин­тервал между парами составлял от 300 до 700 м. Позже дистанции между самолетами в паре были увеличены до 500-800 м и до 800 м между парами. Обычно истребители МиГ-21 действо­вали на высотах более 2500 м.

Типовая боевая нагрузка од­ного самолета включала две ракеты воздух-воздух К-13, так как лобастые блоки НАР УБ-16-57 снижали манев­ренные качества истребителя.

В июне 1966 г. еще 13 летчи­ков завершили в Советском Союзе переучивание на МиГ-21. 9 июня пара МиГ-21 сбила два «Фантома», однако американские данные и на этот раз не подтверждают потерь в воздушных боях.

В течение 1966 г. эффектив­ность действий истребительной авиа­ции ВВС ДРВ постоянно росла, од­нако успех сопутствовал истребите­лям МиГ-17. Летчики 921-го ИАП провели несколько воздушных боев, но не сбили ни одного американско­го самолета. Причины неудач под­верглись всестороннему анализу. Выяснилось, что летчики МиГ-21 продолжают использовать те же так­тические приемы, которые они осво­или, пилотируя самолеты МиГ-17.

Командование ВВС подверг­ло коренному пересмотру тактику действий своей истребительной авиа­ции. Теперь истребителям МиГ-17 и МиГ-21 предстояло действовать в соответствии с единым планом. Их тактика чем-то напоминала тактику американских боевых воздушных патрулей (Combat Air Patrol, CAP). Истребители МиГ-17 должны были патрулировать на высотах ниже 1500 м, в то время как МиГ-21 - на высоте более 2500 м. В интервале высот от 1500 до 2500 м воздушные бои могли вести истребители обоих типов.

Летчики ВВС ДРВ имели два неоспоримых преимуществами перед американскими пилотами: хорошее знание рельефа местности и отлажен­ную систему наведения с земли.

Вьетнамские РЛС засекли 7 июля группу американских самоле­тов, приближающихся со стороны Таиланда. С аэродрома Нойбай взле­тела пара МиГ-21 (летчики Нгуен Ньят Чиеу и Тран Нгок Ксиу), пило­ты которых пока получили приказ в бой не ввязываться. Команда атако­вать последовала после того, как группа «Тандерчифов» перевалила хребет Тамдао. Тран Нгок Ксиу вы­пустил сразу две ракеты, которые попали в F-105D (данные ВВС США потерю «Тандерчифа» в воздушном бою не подтверждают). 11 июля пара МиГ-21 (летчики Ва Нгок Динь и Донг Ван Сонг) сбила над Сондоуннгом, провинция Туенкуанг, «Тандерчиф». Жертвой вьетнамских лет­чиков оказался F-105D с заводским номером 61-0121, пилотируемый майором У.Л. Макклилендом из 355-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. Правда, аме­риканцы опять «отперлись» от поте­ри в воздушном бою: самолет якобы упал после израсходования топлива. Янки взяли реванш за сбитый истребитель-бомбардировщик 14 июля: два МиГ-21 сбили экипажи ис­требителей F-4C из 480-й эскадрильи 35-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. Один из «Фантомов» пилотировал капитан Уильям Дж. Свиндир:

- Я вел четверку «Фантомов». Мы прикрывали три противорадиолокационных «Тандерчифа», имев­ших радиопозывной «Панда». Мой «Фантом» нес обычную для таких полетов подвеску: 2 подкрыльевых топливных бака, центральный подфюзеляжный топливный бак, четыре ракеты AIM-7 «Спэрроу», четыре ракеты AIM-9 «Сайдуиндер». Топли­во из центрального бака почти выра­боталось, я сбросил его сам и прика­зал сбросить своим парням.

- Экипажи «Тадов» с помо­щью своей хитрой электроники что-то обнаружили. В этот момент мой третий номер сообщил: «МиГ на восьми часах, идет к нам». Я оглянул­ся и увидел блеснувший на солнце пикирующий на нас МиГ. Я резко отвернул вправо и сбросил подкрыльевые баки.

- Висела плотная облачность, в которой исчез самолет противника. Я его потерял. Он должен был про­скочить нас, по крайней мере я так подумал, после чего опять переклю­чил внимание на «Панд». Как оказа­лось - вовремя: с трех часов к «Тандерчифам» несся МиГ-21. Я старался дать возможность Дуану (1-й лей­тенант Дуан Баттел, оператор БРЭО) взять самолет противника в захват бортовой РЛС. Дуан крикнул: «О'Кей! Работай, есть захват!» Я втопил кнопку пуска «Спэрроу». Краем глаза успел увидеть, что засветка на экране радара исчезла раньше, чем ракета сошла с направляющей. «Дуан подсказал: «Поздно, дистанция слишком мала». Я попробовал еще раз испытать удачу - пустил «Сайдуиндер» с минимальной дистанции и под большим ракурсом. Ракета прошла над кабиной МиГа, ее взрыватель не успел встать на боевой взвод. Вьет­намец понял, что обнаружен, он включил форсаж и резко ушел впра­во. Я вцепился ему в хвост. Думаю, что на экране РЛС МиГ и «Фантом» сливались в одну отметку. Я чуть от­пустил его. МиГ пошел вверх, истре­битель противника на фоне неба представлял собой отличную контра­стную цель для захвата инфракрас­ной головкой самонаведения «Сайдуиндера». Тем не менее, я промахнул­ся! Скрежеща зубами пустил третий «Сайдуиндер». На месте МиГа вспыхнул огненный шар. Попал!!! Избегая разлетавшихся обломков вьетнамского истребителя, я вышел из атаки. Я заорал: «Парни, видели мою работу?!»

Во второй половине 1966 г. имело место несколько воздушных боев с участием истребителей МиГ-21. Один из них произошел 21 сентяб­ря. Патруль МиГов в этот день ата­ковал группу «Тандерчифов», летев­ших под прикрытием «Фантомов» боевого воздушного патруля. Ведущий вьетнамской пары ракетой К-13 сбил с дистанции в 1500 м один F-105D. ВВС США приписали потерю огню зенитной артиллерии.

5 октября ВВС США отнесли потерю «Фантома» (F-4C заводской номер 64-0702) из 433-й эскадрильи 8-го тактического истребительного авиационного крыла на счет деятель­ности МиГ-21, однако на сей раз дан­ные ВВС ДРВ не подтверждают эту потерю. Вероятно, «Фантом» сбили зенитки, а не истребители.

Тремя днями позже, 9 октяб­ря, летчики МиГ-21 одержали первые победы над пилотами морской авиации США, сбив два «Фантома». Один «Фантом» (F-4B BuNo 152093) из эскадрильи VF-154 пилотировал экипаж в составе летчика лейтенант-коммендера Чарльза Таннера и опе­ратора БРЭО лейтенанта Росса Р. Терри. Много позже Таннер так опи­сывал тот бой:

- Я взлетел на F-4B с авианос­ца «Корал Си», моим оператором БРЭО был лейтенант Росс Терри. Я шел ведущим четверки «Фантомов», мы сопровождали группу груженых бомбами «Скайхоков». Перед нами стояло две задачи: во первых отбом­биться 500-фунтовыми бомбами по позициям зенитной артиллерии, во-вторых прикрывать штурмовики от возможных атак МиГов.

- Мы достигли объекта удара - железнодорожной станции Фалай. Я шел во главе всей группы, нам предстояло разбомбить позиции зе­ниток, прикрывавших станцию. Ве­домый держался сзади ниже. В тече­ние 30 секунд я менял высоту и курс, прежде чем установил визуальный контакт с целью.

- От разрыва зенитного снаря­да под моим «Фантомом» вышла из строя все электрооборудование и одна гидросистема самолета. Тяга двигателей, однако, не упала, само­лет заваливался в правый вираж. Из-за отказа гидравлики я не имел воз­можности управлять тягой двигате­лей, самолет с креном в 135 град, шел под углом 60 град к земле. Скорость составляла 1,3М - я принял решение катапультироваться.

- Мы катапультировались удачно, но после приземления попа­ли в плен. В плену Росс Терри и я про­вели шесть с половиной лет. Нас под­вергали физической и психологичес­кой обработке с целью выудить ин­формацию военного характера и за­ставить признать будто бы нас сбил МиГ-21. После непрерывного вось­мичасового допроса Росс был вынуж­ден пойти на уступку и объявить пуб­лично о том, что наш «Фантом» был сбит вьетнамским истребителем.

«Фантом» из эскадрильи VF-154 согласно информации ВМС США остался единственным реак­тивным самолетом морской авиации, потерянным в 9 октября 1966 г. При­чем, скорее всего, его сбили зенитки, а не ракета воздух-воздух. В этот же день морские летчики сбили свой пер­вый МиГ-21: победу одержал коман­дир эскадрильи VF-162 (авиакрыло авианосца CVA-34 «Орискани») коммандер Дик Беллинджер на истреби­теле F-8E «Крусейдер». 5 ноября эки­пажи «Фантомов» из 480-й эскадри­льи 366-го тактического истребитель­ного авиакрыла ВВС США заявили о двух сбитых МиГ-21.

Ряд воздушных боев произо­шел в первой половине декабря 1966 г. Первый из них имел место 2 декаб­ря, когда аэродром Нойбай оказался в фокусе внимания «Фантомов» и «Тандерчифов». На оборону своей базы взлетели три пары МиГов. Ве­дущий первой пары выпустил по од­ному из «Фантомов» ракету К-13 с дистанции 1200-1500 м и добился ус­пеха. Ведомый не сумел закрепить успех командира: расстояние для ус­пешного пуска неуправляемых ракет оказалось великовато. Тем временем, ведущий выпустил оставшуюся уп­равляемую ракету по группе «Фанто­мов» практически наугад, с дистан­ции четыре километра. Вьетнамец промахнулся.

Ведущий второй пары также сбил «Фантом». Когда к месту боя подошла третья пара МиГ-21, амери­канские истребители уже находились за пределами дальности полета ракет К-13. ВВС США подтвердили поте­рю 2 декабря двух истребителей F-4C, но потери вновь отнесли на счет ра­боты наземной системы ПВО (зенитно-ракетных комплексов).

До конца 1966 г. вьетнамские истребители действовали только в районе своей базы - аэродрома Ной-бай. В бой МиГ-21 вступали только в случае, если самолеты противника вторгались в близлежащее к Нойбаю воздушное пространство. Русские советники рекомендовали вьетнам­цами изменить тактику: атаковать противника на подступах к объекту налета, пока ударная группа еще шла в сомкнутом боевом порядке. Впер­вые новая тактика была опробована 5 декабря.

Две пары истребителей МиГ-21 взлетели с аэродрома Нойбай и отошли на удаление 35 км от базы. Через одну-две минуты сюда подо­шла группа из 24 «Фантомов» и «Тандерчифов». Первая пара вьет­намских истребителей атаковала ве­дущую пару «Тадов» и сбила один F-105D. Вторая пара МиГ-21 атаковала второе звено истребителей-бом­бардировщиков ВВС США и также сбила один самолет. Американцы развернулись на обратный курс, не выполнив поставленной задачи. ВВС США признали потерю одного F-105D (заводской номер 62-4331) из 421-й эскадрильи 388-го тактическо­го истребительного авиационного крыла. Летчик «Тандерчифа» майор Б.Н. Бигли попал в число без вести пропавших. По мнению американ­цев, самолет майора Бигли сбил ис­требитель МиГ-17.

Через три дня рубеж перехва­та отнесли от Нойбая на 50 км. Сно­ва в воздух были подняты две пары МиГ-21, пилоты которых доложили о двух победах в воздушном бою (американцы свои потери не подтвер­дили). Наконец, 14 декабря четвер­ка МиГ-21 атаковала группу из двад­цати истребителей-бомбардировщи­ков F-105D. Летчики ВВС ДРВ до­ложили о трех сбитых «Тадах», од­нако ВВС США признала потерю только одной машины - F-105D BuNo 60-0502 из 357-й эскадрильи 355-го тактического авиакрыла; са­молет пилотировал капитан Р.Б. Кули (пилот спасен).

Декабрьские схватки застави­ли вьетнамских летчиков поверить в эффективность ракет К-13. Однако успеха удавалось добиться только в случае внезапной атаки. Летчики ста­рались выходить на цель визуально, включая бортовую РЛС в крайнем случае и на короткое время. В боль­шинстве случаев ракеты пускались в диапазоне дальностей 1200-2500 м, русские советники считали опти­мальной дистанцию пуска в 1500 м. Сразу же после пуска, летчик МиГа резким снижением с разворотом ухо­дил к земле и брал курс на аэродром. Обзор из кабины МиГ-21 был гораздо хуже, чем из кабины МиГ-17, поэтому шансы охотника превра­титься в добычу повышались. Из-за меньшей площади остекления фона­ря кабины, пилоту «21-го» сложнее было обнаружить пуск УР AIM-9

«Сайдуиндер», чем летчику истреби­теля МиГ-17. Пилот ведомого МиГ-21 должен был постоянно контроли­ровать заднюю полусферу, чтобы вовремя предупредить командира об угрозе. При обнаружении пуска ра­кеты летчикам МиГов рекомендова­лось выполнять разворот с большой перегрузкой навстречу ракете; в этом случае вероятность срыва захвата головки самонаведения УР «Сайдуиндер» первых модификаций при­ближалась к 100%.