Котлы ке - /vodogreynie-kotly-na-tverdom-toplive/- выгодно.

Победы и потери

 

Новый 1967 г. начался для северовьетнамских ВВС неудачно - 2 января в течение нескольких минут над Нойбаем было потеряно не ме­нее пяти истребителей МиГ-21. Все эти самолеты сбили экипажи F-4C из 8-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. «Фантомы» возглавлял легендарный ас второй мировой войны полковник Робин Олдс. Американцы провели опера­цию «Боло»,целью которой являлось спровоцировать противника на круп­номасштабные воздушные бои и сбить в них как можно больше вьет­намских истребителей. Причиной ус­пеха ВВС США в очередной раз ста­ла неадекватная тактика пилотов МиГ-21. Потеря пяти истребителей крайне тяжело отразилась на мо­ральном духе личного состава 921 -го ИАП, даже не взирая на то, что че­тырем из пяти летчиков удалось бла­гополучно катапультироваться (в числе сбитых и оставшихся в живых были будущие асы Ва Нгок Динь и Нгуен Ван Кок).

В тот несчастливый для вьет­намцев день истребители МиГ-21 с аэродрома Нойбай и МиГ-17 с базы Кип находились на стоянках в готов­ности №1, когда РЛС обнаружили большую группу американских само­летов. Оба аэродрома закрывала плотная 10-балльная облачность, ви­севшая на высоте от 1500 до 3000 м.

Изначально, командование в Ханое приняло ошибочное решение: команду на взлет не давать пока са­молеты противника не окажутся на удалении 40 км от аэродрома. Как оказалось, радары обнаружили не все американские самолеты. Два звена «Фантомов» полковника Олдса выш­ли к Нойбаю незамеченными и заняли исходное положение для возможной атаки непосредственно над верхней кромкой облаков. К этому времени в воздухе уже находились МиГ-17, одна­ко они летели ниже облачности и, по­скольку не имели бортовых РЛС, не могли обнаружить «Фантомы».

Сразу после взлета с Нойбая истребители МиГ-21 попадали под ракеты парней Олдса. Одного за дру­гим, словно тяжелых гусей, амери­канцы сбили четыре МиГа - все пер­вое звено. Аналогичная участь по­стигла командира второго звена.

Через четыре дня «Фантомы» из 8-го авиакрыла сбили еще два МиГ-21, один летчик катапультиро­вался, второй - погиб.

В операции «Боло» принимал участие экипаж F-4C из 433-й эскад­рильи 8-го тактического истреби­тельного авиакрыла в составе летчи­ка капитана Джона Б. Стоуна и опе­ратора вооружения Клиффона X. Даннигана. Стоун вспоминал:

- Я только что прибыл в Убон из Штатов после отпуска, меня еще переполняли домашние впечатления. На пути в свою эскадрилью, я узнал о подготовки «большой операции». Инструктаж проводил сам полков­ник Олдс. Когда мы узнали, что нам предстоит болтаться над Ханоем на­строение резко упала - оптимисты остались в явном меньшинстве.

- Весь смысл операции «Боло» заключался в создании иллюзии на­лета «Тандерчифов» с целью провоцирования МиГов на воздушный бой. Мы летели маршрутами «Тадов», пользовались в радиообмене их позывными и даже в положенное вре­мя запрашивали коррекцию доплеровской навигационной системы, хотя на наших «Фантомах» стояли инерциалки.

- Полковник Олдс скомандо­вал: «Зеленые, вниз!» - по такой команде летчики «Тандерчифов» начи­нали сыпать бомбы. Почти сразу кто-то из экипажа головного «Фантома» заорал: «Вижу МиГи!» Мы увидели четверку МиГов примерно на трех часах. Правым виражом надо поста­раться зайти им в хвост. Буквально за несколько секунд до начала атаки я заметил отблеск металла пример­но на десяти часах выше нас. Это мог быть только МиГ, так как все наши самолеты имели камуфляжную ок­раску, благодаря которой не пуска­ли солнечных зайчиков. Я пошел за одиночным МиГом, в то время как все наши F-4 сближались с четверкой противника.

- Когда все вышли на шесть часов к звену МиГов, «мой МиГ» вышел на ударную позицию, он в любой момент мог пустить ракеты.

Я предупредил командира по радио. Он понял - «Фантомы» завалились влево с перегрузкой, превышающей максимально допустимую. Теперь охота пошла за одиночным МиГом. Мы все навалились на него. Пользу­ясь нашим замешательством МиГ пронесся сквозь завесу «Фантомов» и ушел в направлении Китая. Мы опять занялись вражеской четверкой. Еще на земли мы уговорились пускать сразу две ракеты «Спэрроу», посколь­ку эти «игрушки» не отличались надеж­ностью. Уже первая ракета, блеснув факелом работающего двигателя, раз­метала МиГ-21 на составляющие. УР «Спэрроу» поразила самолет против­ника в место стыка левого крыла и фюзеляжа. Самолет взорвался, летчик катапультировался.

- Мы заслужили хорошую пи­рушку. Еще один МиГ сбил Ларри Глэйн. Весь бой проходил на высоте 1500 футов, где МиГ-21 превосходит «Фантом», но мы сделали их!

Командование ВВС ДРВ про­вело 8 января 1967 г. совещание, на котором обсуждался вопрос о тяже­лейших потерях 921-го ИАП. Было принято решение вновь сменить так­тику. Теперь МиГ-21 предстояло дей­ствовать в партизанском стиле «ударь и беги». Наряд истребителей на каждое задание следовало выде­лять минимальный: два - четыре са­молета. В ходе сближения с против­ником летчикам рекомендовалось «путать следы», постоянно меняя высоту и скорость. Наиболее пред­почтительной считалась атака сзади сверху, в это же время группу само­летов противника, отвлекая на себя внимание, должны были атаковать снизу и с флангов истребители МиГ-17. Проверку новой тактики в боях пришлось отложить, так как 921-й ИАП несколько месяцев «зализывал» нанесенные ему в январе раны.

Следующая встреча пилотов ВС США с истребителями МиГ-21 произошла лишь 23 апреля 1967 г. В этот день 921-й полк лишился еще одного самолета (по американским данным), который сбил экипаж F-4C (летчик майор Роберт Д. Андерсон, оператор БРЭО капитан Фред Д. Кир) из 389-й эскадрильи 366-го так­тического истребительного авиакры­ла ВВС США. Через пять дней аме­риканцы заявили о том, что жертвой МиГа-21 стал «Тандерчиф» (F-105D BuNo 58-1151) из 44-й эскадрильи 388-го тактического истребительно­го авиакрыла, его летчик капитан Ф. А. Карас попал в разряд пропавших без вести. ВВС ДРВ сей успех на свой счет не отнесли, возможно, «Тандер­чиф» сбили зенитки.

Новую тактику пилоты 921-го полка впервые опробовали в бою в последний день апреля. «Подопыт­ными кроликами» опять выступали «Тандерчифы». После обнаружения радарами группы воздушных целей, которые шли курсом на Виньфу, ко­манду на взлет получили две пары МиГ-21. Ставший впоследствии одним из самых результативных пилотов ВС ДРВ Нгуен Ван Кок вспоминал:

- Я летел ведомым у Нгуена Нгок До. Я заметил группу F-105, летевшую ниже нас на высоте при­мерно 2500 м, курсовой угол состав­лял примерно 30 град. Командир также обнаружил «Тандерчифы». Мы увеличили скорость и перевели МиГи в пикирование. Американцы не подо­зревали о нашем присутствии. Ко­мандир сбил второй самолет голов­ного звена. Передо мной стояла за­дача прикрывать истребитель коман­дира от возможных атак противни­ка, что я и делал. «Тандерчиф» сам влез в прицел, мне осталось только пустить ракету. После выхода из ата­ки мы взяли курс на базу, где благо­получно приземлились.

Пилоты второй пары также отличились: командир эскадрильи Ле Тронг Хуен и его ведомый By Нгок Динь сбили по одному F-105. Отче­ты ВВС США подтверждают потерю трех самолетов: двух одноместных F-105D (BuNo 59-1726 1-го лейтенанта Р.А. Эббота из 354-й эскадрильи и BuNo 61-0130 капитана Дж.С. Эббота из 333-й эскадрильи) из 355-го так­тического истребительного авиакры­ла и одного двухместного F-105F (BuNo 62-4447, экипаж - майор Л.И. Торснесс и капитан Х.И. Джонсон) из 357-й эскадрильи 355-го авиакрыла. Все четверо американских пилотов попали в плен. За одиннадцать дней до 30 апреля Торснесс и Джонсон сбили в воздушном бою истребитель МиГ-17.

В мае американская авиация возобновила налеты на Ханой. Ис­требители ВВС ДРВ в этот период стали выполнять до 40 самолето-вы­летов ежедневно. 4 мая полковник Робин Олдс сбил МиГ-21:

- МиГ-21 атаковал нас в 15 милях от аэродрома Фукйен. Он по­явился на семи часах чуть выше нас. Я развернулся на противника. МиГ ушел влево, что выглядело с его сто­роны явной глупостью. Я был довольно далеко от противника, но не так далеко как хотелось бы, чтобы держать его примерно на одном кур­совом угле. Противник начал дья­вольски маневрировать - полет пре­вратился в ад. Я работал, работал и работал, чтобы занять положение для доброго пуска «Сайдуиндера». Я без намека на положительный результат пустил четыре «Спэрроу» и два «Сай­дуиндера». Третий «Сайдуиндер» едва не чиркнул по хвосту МиГа. Истребитель противника вздрогнул, а затем его летчик попытался выйти из боя. У меня остался один «Сайду­индер» - я не торопился его исполь­зовать. МиГ продолжал выполнять правый вираж со снижением. Летчик явно пытался сесть на аэродром Фукйен. Казалось, что у него все по­лучится. Нет, МиГ вдруг по всей ле­вой стороне покрылся пламенем. Ка­залось вспыхнул магний. Преследо­вать его больше не имело смысла. МиГ упал на зенитную батарею, при­крывавшую аэродром. Мы долго вспоминали этот бой и весело смея­лись насчет того, как я доставил «МиГ» на аэродром, с которого он взлетел.

Летчики 921-го взяли реванш через восемь дней: пара МиГов, пило­тируемых Ле Тронг Хуеном и Донг ван Сонгом сбили над Ванйеном двухмес­тный «Тандерчиф» (американцы от­несли эту потерю на счет ЗРК).

20 мая «Фантомы» из 389-й эскадрильи 366-го тактического ис­требительного авиакрыла сбили два МиГ-21 (экипажи F-4C подполков­ник Роберт Ф. Титу с/1-й лейтенант Милан Зимер; майор Роберт Д. Янка/ 1-й лейтенант Уильям И. Роберте), спустя двое суток вновь отличился командир 389-й эскадрильи подпол­ковник Роберт Ф. Титус (оператор БРЭО 1-й лейтенант Милан Зимер), поразивший ракетами в одном бою сразу два истребителя МиГ-21. Пилоты 921-го полка ответили американ­цам всего одним сбитым «Фанто­мом», его записал на свой боевой счет 20 мая Данг Нгок Нга (ВВС США тра­диционно посчитали причиной поте­ри F-4C зенитную ракету).

Объектом налета американс­кой авиации 11 июля стали мосты на шоссе №5 в районе Лайву и Фулуон-га. На отражения удара взлетела пара МиГ-21 (летчики Ле Тронг Хуен и Донг Ван Сонг), которая координи­ровала свои действия с истребителя­ми МиГ-17. Вьетнамцы атаковали группу из 12 штурмовиков А-4 «Скайхок» и четырех истребителей F-8 «Крусейдер», один «Скайхок» был сбит (американцы потерю не под­твердили).

Через шесть дней звено МиГ-21 во главе с Нгуеном Ньят Чиеу сби­ла над Лангчанем, провинция Тханьхоа, один «Крусейдер». На победу 20 июля над «Фантомом» претендуют Нгуен Нгок До и Фам Тхань Нган. Потери «Крусейдера» и «Фантома» американцы не признали.

26 июля и 10 августа пилоты 921 -го полка сбили по одному разведчику RF-4C, американцы официаль­но отнесли эти потери на счет рабо­ты ЗРК.

К середине 1967 г. полеты раз­ведчиков RF-4C над Северным Вьет­намом стали рутинными, долгое вре­мя летчикам МиГ-21 их не удавалось перехватить. Первый успех пришел 26 июля. Летчики двух МиГ-21 визу­ально обнаружили разведчик, кото­рый уже выполнил задание по аэро­фотосъемке и уходил на юг. «Фан­том» шел на высоте порядка 8-10 км, вьетнамские истребители занимали эшелон 5000 м. Ведущий вьетнамской пары включил форсаж и повел истре­битель на сближение с противником. Американский разведчик также уве­личил скорость до 1200 км/ч, «Фан­том» перешел в пологое пикирова­ние. На скорости 1400 км/ч и высоте 3000 м летчик МиГ-21 пустил с дис­танции 3 км ракету К-13. «Фантом» взорвался в воздухе. Аналогичная судьба постигла другой RF-4C 10 августа.

Экипажи «Фантомов» (летчик лейтенант-коммендер Р.С. Дэвис, оператор БРЭО лейтенант-коммендер Свид Эли; летчик лейтенант Гай Фриборн, оператор БРЭО лейтенант Боб Эллиот) из эскадрильи VF-142 авиакрыла авианосца «Констеллейшн» рапортовали 10 августа о двух сбитых истребителях МиГ-21.

Качество боевой работы лет­чиков 921-го ИАП, несмотря на пе­риодические потери, заметно улуч­шилось, в результате командование ВВС ДРВ приняло решение исполь­зовать МиГ-21 более крупными, чем звено, группами.

Первый такой крупномасш­табный бой произошел 23 августа. В 13 ч 45 мин. расчет вьетнамской РЛС обнаружил группу из 40 самолетов противника, державшую курс на Ха­ной со стороны Лаоса. На перехват подняли пару Миг-21 и две четверки МиГ-17. Один из МиГ-21-х пилоти­ровал Нгуен Ван Кок:

- Мой командир, Нгуен Ньят Чиеу, старался занять удобное поло­жение для атаки - сзади сверху. Чиеу первой ракетой сбил «Тандерчиф», а я удачно отстрелялся по «Фантому».

- Во второй атаке командир промахнулся, после чего ушел в об­лака, намериваясь обстрелять про­тивника из пушки. Тем временем я атаковал «Фантом», но пустил раке­ту с очень небольшой дистанции - взрыватель не сработал. На выходе из атаки я попал под пушечную оче­редь командира, который вел огонь по американскому истребителю. Мой самолет получил повреждения, но полностью управлялся, поэтому я запросил у командира разрешения продолжать бой. Он отказал - макси­мальная скорость моего МиГа не пре­вышала теперь 600 км/ч.

Сбитый Нгуеном Ньят Чиеу «Тандерчиф» американцы отнесли на счет вьетнамских зенитно-ракетных комплексов. Победа над «Фанто­мом» (F-4D BuNo 66-0238 из 555-й эскадрильи 8-го тактического истре­бительного авиакрыла ВВС США) была «чистой»: согласно официаль­ным данным US Air Force его дей­ствительно сбил МиГ. Летчик «Фан­тома» майор С.Р. Тайлир катапуль­тировался, а потом попал в плен; опе­ратор БРЭО капитан Р.Н. Ситтнер погиб.

По сравнению с предшеству­ющими тремя месяцами количество самолето-пролетов американской авиации над Северным Вьетнамом в июле, августе и сентябре 1967 г. со­кратилось на две трети. Высокую ак­тивность сохраняли самолеты-раз­ведчики, особенно часто появлявши­еся в районе вьетнамских аэродро­мов.

В этот период деятельность летчиков 921-го полка была связана в основном с пресечением действий самолетов-разведчиков. 16 сентября Фам Тхань Нган и Нгуен Нгок До сбили пару RF-101C «Буду». Потерю одного «Буду» американцы списали на зенитные ракеты, второй (BuNo 56-0180 из 20-й эскадрильи 432-го тактического разведывательного авиакрыла), как ни крути, пришлось объявить жертвой МиГа. Летчик это­го RF-101C, майор Б.Р. Бэгли, по­пал в плен. 17 сентября МиГи из 921 полка сбили разведчик RF-4C.

На перехват двух RF-4C взле­тела пара МиГ-21. «Фантомы» шли на высоте 9000 м. Ведущий вьетнам­ской пары обнаружил цель с помо­щью бортовой РЛС РП-21 на удале­нии 18 км, интервал между разведчи­ками составлял примерно километр. Командир пары МиГов включил форсаж, самолет разогнался до ско­рости 1,4 Маха. Экипажи «Фанто­мов» обнаружили преследование, американцы также вышли на сверх­звук, а операторы БРЭО включили аппаратуру постановки помех.

Добыча ускользала от вьет­намцев. Ведущий пары МиГов все решил испытать судьбу. Он пристро­ился к замыкающему «Фантому», наведение летчик осуществлял по­средством оптического прицела.

Пуск ракеты был произведен с опти­мальной дистанции в 1500 м с наибо­лее благоприятного ракурса - голов­ка самонаведения УР К-13 четко зах­ватила сопла работающих на форса­же двух моторов «Фантома». Амери­канцам пришлось списать RF-4C, как всегда самолет якобы был зенитно-ракетным комплексом. Согласно вьетнамской историографии сбитый в этот день разведчик стал 2300-м американским самолетом, уничто­женным в небе ДРВ! Поисково-спа­сательная служба ВВС США не смог­ла вытащить экипаж сбитого RF-4C - майора Джона И. Стэвэста и лейте­нанта Джеральда С. Винанци.

Ряд схваток имел место в ок­тябре. ВВС США списали на дей­ствия МиГов сбитый 3 числа F-4D, 7-го - F-105F и 9-го - F-105D. На са­мом деле только двухместный «Тандерчиф» (BuNo 63-8330 из 13-й эскад­рильи 388-го тактического истреби­тельного авиакрыла) сбил 7 октября летчик МиГа-21-го, им был Нгуен Ван Кок, ставший с девятью победа­ми асом №3 в ВВС ДРВ. В октябре американцы, в свою очередь, сбили два МиГа-21. 24 октября победу праз­дновал экипаж F-4D в составе майо­ра Уильяма Л. Кирка и 1-го лейтенан­та Теодора Р. Бонгартца из 433-й эс­кадрильи 8-го тактического истреби­тельного авиакрыла. 26 октября от­личились морские летчики: МиГ-21 сбил экипаж F-4B в составе летчика лейтенанта Р.П.Хайки и оператора БРЭО лейтенанта Джерри Морриса из эскадрильи VF-143 авиакрыла авианосца «Констеллейшн».

В ноябре 1967 г. командова­ние ВВС ДРВ перевело 921-й полк на постоянное дежурство, некоторое количество истребителей всегда на­ходилось на аэродроме Нойбай в го­товности к взлету на перехват. Пер­выми вступили в бой из положения готовности №1 8 ноября Нгуен Хонг Ньи и Нгуен Данг Кинь. Пилоты под­нялись в воздух на перехват обнару­женной радаром группы «Фантомов» и «Тандерчифов», державшей курс на Ханой. Звено «Фантомов» пыталось отсечь МиГов от ударных самолетов, тем самым пилоты F-4 сами подста­вились под атаку.

Ракета К-13, запущенная не­дрогнувшей рукой Нгуена Хонга Ньи влетела в истребитель F-4D BuNo 66-0250 из 555-й эскадрильи 388-го так­тического авиакрыла. На месте «Фантома» вспыхнул огненный шар, летчик майор У. С. Гордон катапуль­тировался и был спасен поисково-спасательной службой ВВС США (на то - и Гордон), оператор БРЭО 1-й лейтенант Р.С. Бринниман попал в плен. Нгуен Данг Кинь не смог вый­ти на рубеж пуска ракеты: его про­тивник вовремя заметил преследова­ние, после чего ушел в облака. Кинь не стал преследовать «Фантом», рас­считывая подловить его на выходе из облачности. Все получилось, как рас­считал вьетнамский летчик: еще один «Фантом» распался на составляющие после попадания в него ракеты К-13 (впрочем, эту потерю, в отличие от сбитого Ньи F-4, ВВС США не под­тверждают). Пока «Фантомы» дра­лись с МиГами, «Тандерчифы» сбро­сили бомбы и развернулись на обрат­ный курс.

Нгуен Ван Кок в паре с летчи­ком, имя которого установить не уда­лось, 18 ноября сбил «Тандерчиф», второй F-105 сбил его оставшийся неизвестным боевой товарищ. Ред­кий случай - когда оба сбитых само­лета подтвердили американцы, при­чем подтвердили именно как потери в воздушном бою с истребителями МиГ-21: F-105F BuNo 63-8295 из 34-й эскадрильи 388-го тактического авиакрыла и из 469-й эскадрильи того же 388-го авиакрыла. Двухмес­тный «Тандерчиф» стал пятым аме­риканским самолетом, сбитым Нгуеном Ван Коком в небе Вьетнама, Нгуен Ван Кок стал асом.

На следующий день отличил­ся Ва Нгок Динь и Нгуен Данг Кинь сбили самолет РЭБ ЕВ-66, однако данные ВВС США этой победы не подтверждают. Зато официальные американские источники указывают на потерю сутками позже в воздуш­ном бою с МиГ-21 истребителя-бом­бардировщика F-105D BuNo 61-0124 из 460-й эскадрильи 388-го авиакры­ла, однако ответственность за эту победу на себя не взяли ВВС ДРВ.

Год завершился ожесточен­нейшими схватками, начало которым положил воздушный бой 12 декабря. В этот день пилоты МиГ-21 рапортовали об одном сбитом «Тандерчифе», американские данные потери не подтверждают. После боя 16 декаб­ря картина обратная: ВВС США объявили о сбитом МиГом-21 истре­бителе-бомбардировщике F-4D BuNo 66-7631 из 555-й эскадрильи 8-го авиакрыла, но согласно информа­ции противоположной стороны вьет­намские истребители побед в воздуш­ных боях не одержали.

На следующий день группу из 32 «Тандерчифов» и «Фантомов» ата­ковала тройка МиГ-21. Ва Нгок Динь одержал свои четвертую и пятую по­беды (два «Тандерчифа»), став асом. Третий «Тад» завалил ракетой Нгу­ен Хонг Ньи. Информация американ­цев подтверждает только один сби­тый Ва Нгок Динем самолет: F-105D BuNo 60-0422 из 469-й эскадрильи 388-го авиакрыла.

19 декабря Нгуен Ван Кок сбил F-105 над Тамдао, еще три летчика 921-го полка завили о трех сби­тых самолетах неустановленных ти­пов. Американцы не подтвердили ни одной потери.

Действия истребителей МиГ-21 в 1968 г. стали еще более эффек­тивными. Год начался с подарка: в начале января в 921-й полк пришло пополнение - 29 летчиков, прошед­ших в Советском Союзе переучива­ние на истребители МиГ-21. Попол­нение прибыло очень вовремя - нача­ло января ознаменовалось ожесто­ченными воздушными боями.

Утром 3 января в небе провин­ции Майчау появилась группа из 48 американских самолетов, янки дер­жали курс в направлении Тханьсона. На перехват взлетели с аэродрома Кип два истребителя МиГ-21 (летчи­ки Нгуен Данг Кинь и Бай Дак Нью). Вьетнамцы внезапно атаковали со стороны солнца и в первом заходе сбили по одному «Тандерчифу». Ра­дость победы несколько отравила авария на посадке истребителя Нгу­ена Данг Киня; пилот на радостях здорово «приложил» МиГ о бетонку, подломив в результате носовую опо­ру шасси. Как известно вьетнамских техников, так же как и летчиков, обу­чали советские инструкторы. Вьет­намцы -хорошо усвоили основопола­гающий принцип разрешения любой аварийной ситуации: «Против лома - нет приема». Доблестные техники именно с ломом бросились спасать Киня из клюнувшего носом истреби­теля. Пилота без особых проблем (с помощью лома и какой-то матери) извлекли из кабину, но чинить потом пришлось не только носовую опору шасси... ВВС США подтвердили только сбитый Кинем «Тандерчиф»: F-105D BuNo 58-1157 из 469-й эскад­рильи 388-го тактического истреби­тельного авиакрыла.

В тот же день, 3 января, на пе­рехват летала пара Бай Дак Нью и Ха Ван Чак, однако летчики не смогли выйти на противника. Затем, пример­но в 3 часа дня, была обнаружена группа из 36 американских самоле­тов, которые направлялись в сторо­ну Ханоя. В 15 ч 16 мин взлетел ис­требитель МиГ-21 с Ха Ван Чаком в кабине. Летчик быстро набрал высо­ту 5500 м, на которой летели «Тады». Прежде чем Чак занял положение для атаки, на него навалилась четверка «Фантомов».

Пилот МиГа продолжил на­бор высоты - «Фантомы» отстали. Чак забрался на 10 000 м, «Тандерчифы» остались далеко внизу, На пикировании истребитель сильно ра­зогнался, поэтому летчик не успел прицелиться - противник в букваль­ном смысле со свистом пронесся мимо (или Чак пронесся мимо про­тивника, что больше соответствует истине). Вьетнамец обнаружил еще одно звено «Тандерчифов». Он ата­ковал их, но опять не смог занять позицию для пуска ракеты. Между тем в баках МиГа осталось 700 лит­ров топлива - меньше навигационно­го запаса. Летчик взял курс на аэро­дром базирования. Казалось, что судьба дразнит пилота. Его путь со­впал с дорогой восьмерки «Тандер­чифов». Терять было уже нечего: Ха Ван Чак влупил советским «Сайдуиндером» с дистанции в 3,5 километра. Вьетнамец доложил о сбитом «Тандерчифе», но американские данные этой потери не подтверждают. В дан­ном случае не столь важно сбил или нет вьетнамец истребитель-бомбар­дировщик ВВС США - своим фено­менальным маневрированием Ха Ван Чак сорвал налет на Ханой.

Пара в составе Нгуена Данг Киля и Донг Ван Сонг сбили второй в истории 921-го полка самолет РЭБ ЕВ-66, на сей раз американцы поте­рю подтвердили и даже отнесли ЕВ-66С BuNo 55-0388 из 41 -и эскадрильи радиоэлектронной борьбы 355-го тактического истребительного авиа­крыла на боевой счет пилотов МиГ-21. Третий ЕВ-66 сбила 3 марта пара Нгуен Данг Кинь/Нгуен Дак Тхуан (эту потерю американские данные не подтверждают).

Помимо самолета РЭБ, 14 ян­варя ВВС США потеряли истреби­тель-бомбардировщик F-105D BuNo 60-0489 из 469-й эскадрильи 388-го тактического истребительного авиа­крыла. По их мнению - сбитый «Тандерчиф» являлся результатом работы МиГов, но сами летчики МиГ-21 о такой победе скромно промолчали. 18 января американцы продолжили наращивать боевой счет 921-го истре­бительного авиационного полка ВВС ДРВ. В реестр побед 921-го ИАП за­несли два F-4D (BuNo 66-8720 и BuNo 6607581) из 435-й эскадрильи 8-го авиакрыла, надо сказать, что в штабе вьетнамского истребительно­го полка об этом не подозревали. Аналогичные истории связаны со сбитым 4 февраля F-105D BuNo 60-5384 из 34-й эскадрильи 388-го авиа­крыла и 21 февраля F-4D BuNo 66-8725 из 497-й эскадрильи 8-го авиа­крыла. ВВС США относят эти поте­ри на счет пилотов МиГ-21, ВВС ДРВ их не подтверждает.

3 февраля произошел уникаль­ный воздушный бой: Нгуен Ван Кок сбил самый бесполезный американс­кий самолет в Индокитае - перехват­чик F-102A «Дельта Дарт» (это была седьмая победа аса). Истребитель с заводским номером 56-1166 принад­лежал 509-й эскадрильи 405-го авиакрыла истребителей-перехватчи­ков, пилотировал «Дельту» 1-й лейте­нант У.Л. Уиггинс. Исход поединка МиГ-21 и F-102 подтверждают обе сто­роны.

В феврале американцы отыг­рались: экипажи «Фантомов» из 8-го истребительного авиакрыла и 432-го тактического разведывательного авиакрыла сбили по одному МиГ-21 5-го, 6-го, 12-го и 21-го числа.

На смену активности начала года, в марте-апреле воздушная вой­на поутихла. До 7 мая истребители ВВС ДРВ не одержали ни одной по­беды. В бою 7 мая принимали учас­тие три пары МиГ-21, взлетевших с авиабазы Тхоксуан. Один из МиГов пилотировал Нгуен Ван Кок, кото­рый так вспоминал о том вылете:

- Мой ведущий, Данг Нгок Нью и я взлетели в Тхоксуана. Вто­рая пара в составе Нгуен Данг Кинь/Нгуен Ван Лунг прикрывала нашу. Из-за плохой координации с назем­ной системой ПВО, зенитчики оши­бочно приняли МиГи за американс­кие истребители и открыли по нам огонь. Ошиблись и ошибались не только зенитчики: в тот раз Данг Нгок Нга (ведущий первой пары, ко­торая взлетела перед нами) тоже при­нял третью пару за американцев, он даже сбросил топливные баки, намериваясь атаковать «противника».

- Мы сделали три круга над Долуонгомм, прежде чем получили по радио сообщение о приближаю­щихся со стороны моря самолетах -на этот раз действительно американ­ские. Данг Нгок Нга визуально об­наружил справа от себя на удалении примерно пять километров пару «Фантомов». Из-за сильной облачности он не смог выйти на позицию для пуска ракеты. Я хотел последовать за Нга, но обнаружил, что в баках ос­талось совсем мало топлива. Я уже лег на курс к Тхоксуану когда заме­тил летевший на высоте 2500 м «Фан­том». Я зашел к нему в хвост, после чего выпустил сразу обе ракеты с ди­станции в 1500 м. Вражеский истре­битель взорвался в воздухе, а его об­ломки упали в море.

Седьмым сбитым в воздуш­ном бою Нгуеном Ван Коком само­летом стал истребитель-бомбарди­ровщик F-4B BuNo 151485 из эскад­рильи VF-82 авианосца CVAN-65 «Энтерпрайз». Экипаж «Фантома» был спасен вертолетом ВМС США.

В мае американская авиация стала наносить регулярные удары по аэродромам базирования вьетнамс­ких истребителей: Виню и Донгхою. В Токийском заливе постоянное де­журили корабли ВМС США, чьи РЛС создавали сплошное радиолока­ционное поле в воздушном простран­стве от Виньлиня до Ниньбиня. При появлении в воздухе МиГов корабли отходили от берега ближе к авианос­цам, под защиту мощного зонтика ПВО авианосного соединения. Начи­ная с 7 мая вьетнамские самолеты пять раз пытались атаковать боевые корабли американского флота. Успе­ха эти попытки не имели, а два само­лета ВВС ДРВ потеряли.

Один из пытавшихся нанести удар по американскому флоту само­летов сбил 9 мая экипаж F-4B из эс­кадрильи VF-96. МиГ-21 был унич­тожен ракетой средней дальности AIM-7 «Спэрроу», запущенный за пределами визуального обнаружения (не все американские источники упо­минают об этой победе «Фантома» авиации флота США).

Очередное столкновение меж­ду МиГ-21 и флотскими «Фантома­ми» имело место 16 июня. Пара МиГ-21, взлетевшая с аэродрома Тхоксуан, летела вдоль шоссе №15 на высо­те 250-300 м со скоростью порядка 800 км/ч. Когда МиГи находились над Нгьядан, поступило предупреж­дение с командного пункта о появле­нии в районе Долуонга американских самолетов. Через несколько минут ведущий пары Динь Тон сам обнару­жил четверку F-4J. Динь сбросил топ­ливные баки, после чего двинул до отказа вперед сектор газа. Двигатель вышел на форсаж, а МиГ устремился в атаку. Какое-то время МиГи и «Фантомы» летели буквально голо­ва к голове, но потом ведущий чет­верки повел своих парней к земле в надежде уйти от вьетнамских- истре­бителей. МиГи не отставали даже когда «Фантомы» развернулись в сторону моря. Динь Тон держался всего в 300 метрах от замыкающего группу американского истребителя-бомбардировщика. За командиром неотрывно следовал ведомый - Нгуен Тиен Сам, это был самый первый боевой вылет будущего аса ВВС ДРВ. Опытный воздушный боец Динь Тон дал «молодому зеленом» наглядный урок воздушного боя. Выпущенная в упор ракета К-13 превратила «Фан­том» (F-J BuNo 155548 из эскадрильи VF-102 авиакрыла авианосца CVA-66 «Америка») в огненный шар, спа­стись удалось только летчику амери­канского истребителя-бомбардиров­щика. МиГи взяли курс на базу. Ко­мандный пункт Тхоксуана оповестил все окрестные зенитные батареи о предстоящем пролете и заходе на посадку пары истребителей МиГ-21. Тем не менее, артиллеристы не упус­тили возможности попрактиковать­ся в стрельбе по низколетящим воз­душным целям, к счастью для Тона и Сама промахнулись.

Любая война напоминает ка­чели - чаша весов склоняется то в одну, то в другую строну. 26 июня больше везло американцам: летчик истребителя F-8H «Крусейдер» из эс­кадрильи VF-51 авиакрыла авианос­ца CVA-31 «Бон Омм Ричард» сбил один МиГ-21. Следующий МиГ-21 сбила 10 июля пара «Фантомов» из эскадрильи VF-33 авиакрыла авианосца CVA-66 «Америка» в бою с тройкой вьетнамских истребителей. Потери ВВС ДРВ объясняются пло­хой тактикой и слабой подготовкой молодых летчиков. 1 августа произо­шел еще один воздушный бой между МИГ-21 и «Крусейдерами» из эскад­рильи VF-111 с авианосцы «Интрепид». Тройка МиГов (летчики Нгуен Хонг Ньи, Нгуен Мао и Нгуен Данг Кинь) перехватила американцев в 15 километрах от своего аэродро­ма. Первым пустил ракету Нгуен-Данг Кинь, но промахнулся. Вторую атаку выполнял Нгуен Хонг Ньи, он выпустил К-13 с дистанции 1000 м. Американец резким виражом с кре­ном в 45 град, сорвал захват головки самонаведения ракеты, однако от второй выпущенной Ньи ракеты он уже не ушел. Нгуен Хонг Ньи рапор­товал о сбитом истребителе против­ника, но данные ВМС США потери «Крусейдера» в этот день не подтвер­ждают.

Удачливый пилот МиГа сам превратился из охотника в добычу: ему на хвост сел «Крусейдер». Нгуен Хонг Ньи попробовал выполнить на форсаже крутой вираж с высокой пе­регрузкой, но вынужден был пре­рвать маневр из-за возможного вы­хода за пределы допустимых ограни­чений по перегрузке. «Крусейдер» сидел на хвосте МиГа в каких-то 300 метрах, вокруг вьетнамского истре­бителя уже свистели снаряда, выпу­щенные из пушек F-8. Нгуену Хонг Ньи опять пришлось бросать маши­ну в вираж. После третьего виража Ньи сам зашел в хвост более непово­ротливому на виражах, чем МиГ, «Крусейдеру». Американец уверенно проецировался в поле зрения опти­ческого прицела, оставался лишь технический момент - нажать на га­шетку. Вьетнамец так и поступил, но выстрелов не последовало - отказал электроспуск пушки, а обе ракеты уже были израсходованы. В этот мо­мент к месту схватки подтянулась еще одна пара «Крусейдеров». Нгу­ен Хонг Ньи пытался уйти от пресле­дования пикированием, однако рань­ше, чем МиГ набрал скорость в са­молет попали сразу две ракеты AIM-9 «Сайдуиндер». Ньи успел катапуль­тироваться, а через три дня уже сно­ва был готов подняться в небо на отражение налетов авиации империа­листических агрессоров.

В воздушном бою 19 сентября у ведущего пары МиГов опять про­изошел отказа системы вооружения - ракеты не среагировали на нажатие кнопки пуска. За командира отрабо­тал его ведомый, который сбил «Кру­сейдер». Американцы не только не подтверждают потери F-8, но сами заявляют о сбитом лейтенантом Э. Нарги из эскадрильи VF-111 истре­бителе МиГ-21. 26 октября на боевой счет 921-го ИАП был занесен Фан­том» - и об этой победе американцы молчат.

Правительство США 1 октяб­ря 1968 г. объявило о приостановке бомбардировок Северного Вьетнама, однако полеты самолетов-разведчи­ков над ДРВ продолжались, а актив­ность авиации США над Лаосом и Южным Вьетнамом не уменьшилась.

Результатом приостановки налетов стало резкое падение числа воздушных боев. Если не считать слу­чаев перехвата беспилотных развед­чиков «Файрби» за весь 1969 г. произошла единственная схватка с учас­тием МиГ-21: пара вьетнамских ис­требителей 9 февраля была атакова­на при перелете с аэродрома Нойбай в Винь. Американцы не одержали побед в воздушном бою, тем не ме­нее, ВВС ДРВ один МиГ-21 потеря­ли. У истребителя кончилось горю­чее, после чего летчику пришлось воспользоваться катапультой.

Так как бомбежки Лаоса не только не прекращались, но и усили­вались, штаб ВВС ДРВ в марте 1969 г. принял решение перебросить на расположенные в 4-м военном окру­ге аэродромы Винь и Аньсон некото­рое количество истребителей МиГ-17 и МиГ-21. Летчики, отобранные для действий с новых аэродромов, про­шли дополнительную подготовку. Подразделение, расквартированное на базе Аньсон, достигло состояния боеготовности 6 апреля. Подготовку к действиям на юге Вьетнама прошли десять пилотов МиГ-17, которых переучили на МиГ-21 МФ, пять из них специализировались на полетах в сложных метеоусловиях, пять - на действиях ночью.

В налетах на объекты Лаоса и Южного Вьетнама широко использо­вались стратегические бомбардиров­щики В-52, поэтому летчики МиГов готовились атаковать «Стратокрепости». Первая пара истребителей МиГ-21 прибыла в Винь 22 апреля; Винь являлся ближайшим к границе с Лаосом аэродромом Северного Вьетнама. Самолеты не имели камуф­ляжной окраски, поэтому сразу пос­ле посадки были обнаружены амери­канскими самолетами-разведчиками. Последовавший налет на аэродром Винь превратил блестящие на солн­це истребители в тусклые куски горе­лого металла.

Успех пришел только через несколько месяцев. Пара МиГ-21 (ве­дущий Фам Динь Туан, ведомый Ва Нгок Динь) после взлета с Виня находилась в районе шоссе №12, когда поступила информация от расчета РЛС об обнаружении поисково-спа­сательной партии ВВС США. Верто­лет под прикрытием истребителей направлялся в Лаос, где его страстно ожидал экипаж сбитого F-105G. Фам Динь Туан атаковал «Фантом», со­гласно рапорту вьетнамского летчи­ка самолет противника был сбит, но ВВС США потерю не подтверждают. Ведомый пары МиГов ракетой пора­зил поисково-спасательный вертолет UH-53В (заводской номер 66-14430) из 40-й поисково-спасательной эскад­рильи. Впервые истребители ВВС ДРВ провели бой в воздушном про­странстве Лаоса, а UH-53В стал един­ственным американским вертолетом, сбитым ракетой воздух-воздух за весь период войны в Индокитае.

При заходе на посадку в Вине в сложных метеоусловиях МиГ Фам Динь Туана столкнулся с горой, пи­лот погиб. Реакцией на появление МиГов в южных районах ДРВ стало несколько ударов по аэродрому Муонгксен, нанесенных американской авиацией 28 марта. Из-за плохой по­годы на отражение налетов с аэродрома Тхоксуан истребители взле­теть не смогли. В воздух поднялась лишь четверка МиГ-21 из Киенаня. Для двух вьетнамских летчиков этот вылет стал боевым крещением. Один из них из полета не вернулся: его МиГ-21 был сбит ракетой, запущен­ной с истребителя F-4J из эскадрильи VF-142 авиакрыла авианосца «Констеллейшн».

В период сухого сезона 1971 г. резко усилились грузоперевозки по шоссе №9 в интересах 559-го корпу­са армии ДРВ. Шоссе стало подвер­гаться периодическим налетам стратегических бомбардировщиков В-52, кроме того, здесь стали патрулиро­вать «ганшипы» АС-130. Штаб ВВС ДРВ получил приказ прикрыть с воз­духа важный маршрут снабжения действующих на Юге соединений ре­гулярной северовьетнамской армии. Для летчиков МиГ-21 поставленная задача осложнялось незнанием мест­ности и совершенно неадекватной системой наземного управления дей­ствиями истребительной авиации, точ­нее - ее почти полным отсутствием.

В число пилотов МиГ-21, вы­деленных для защиты шоссе №9, попал ветеран ВВС ДРВ Динь Тон, имевший опыт полетов по приборам («ганшипы» предпочитали работать ночью или в условиях ограниченной видимости). Один из первых вылетов в район шоссе №9 выполнил именно Динь Тон. В 17 ч 00 мин он взлетел с аэродрома Нойбай, приземлился для заправки горючем в Донгхой, снова взлетел в 19 ч 00 мин, после чего взял курс в район патрулирования. Монстроидальных АС-10 Динь Тон не обнаружил: американцы засекли при­сутствие истребителей противника, после чего все «Ганшины» ушли из опасного района. Чего, собственно, и желало вьетнамское командование.

Действия вьетнамских истре­бителей против В-52 в первой поло­вине 1971 г. сложно назвать успеш­ными, прежде всего из-за отсутствия РЛС обнаружения воздушных целей. В сентябре РЛС были развернуты в Бадоне и Виньлине. Расчеты ориен­тировали на своевременное обнару­жение стратегических бомбардиров­щиков.

Штаб 921-го ИАП направила 4 октября в Донгхой уже знакомого нам Динь Тона, откуда ветерану предстояло начинать охоту на В-52. Летчик взлетел после захода солнца. Американцы наладили эффективную систему подавления радиосвязи, по­этому Динь Тон был предоставлен самому себе - вести переговоры с зем­лей не представлялось возможным. Летчик самостоятельно вышел на пару «Стратофортрессов», но занять исход­ную позицию для пуска ракет не сумел, после чего вернулся в Тхоксуан.

Еще два МиГ-21 перелетели в Винь 20 ноября, в тот же день один ис­требитель приземлился в Аньсоне. В районе восьми часов вечера того же дня радиолокационный пост обнару­жил группу В-52 в 60 км севернее Ксамнуа. На перехват в 20 ч 46 мин был под­нят истребитель Ва Динь Ранга.

Наземный пункт управления информировал о трех воздушных це­лях, находившихся на удалении 100 км от него. Ранг сбросил топливные баки, набрал высоту 10 000 м, стан­ция наведения постоянно выдавала азимут на цель. На удалении 15 км вьетнамец включил бортовую РЛС МиГа. С дистанции восемь километ­ров Динь произвел пуск ракеты по одному из бомбардировщиков. На выходе из атаки пилот буквально наткнулся на второй В-52, по нему он запустил вторую. В 21 ч 15 мин МиГ-21 приземлился на аэродроме Аньсон. Летчики уверял, что первой ра­кетой он повредил В-52, в результате чего «Стратокрепости» пришлось выполнять вынужденную посадку в Таиланде.

Перехваты В-52 наряду с на­ращиванием группировки северовь­етнамских войск в Южном Вьетнаме заставили Вашингтон пересмотреть свое отношение к бомбежкам Север­ного Вьетнама. В декабре налеты на ДРВ возобновились, возобновились и воздушные бои. 18 декабря Ле Тхань До и Во Си Гиап сбили по од­ному F-4D (BuNo 66-0241 и BuNo 65-0799) из 4-го тактического разведы­вательного авиакрыла.

Воздушная война над Север­ным Вьетнамом достигла своей куль­минации.