Новое весеннее наступление

 

Мирный договор был подпи­сан 27 января 1973 г., соглашения за­фиксировали признание Вьетнама суверенным государством. Вашинг­тон взял на себя обязательства ува­жать территориальную целостность ДРВ, прекратить военные действия против правительства Ханоя и вывес­ти свои войска из Южного Вьетнама.

Подписание мирного догово­ра предоставило возможность в бо­лее полном объеме заняться строи­тельством военно-воздушных сил. В 1965 г. в составе ВВС ДРВ имелся один истребительный и один транс­портный авиационные полки, велась подготовка двадцати летчиков для истребителей МиГ-21. Инженерно-техническая база ВВС состояла все­го из двух мастерских по ремонту истребителей МиГ-17 и вертолетов.

За военные годы возросла численность ВВС, повысился уро­вень мастерства летчиков. Система ПВО и ВВС могли эффективно бо­роться с качественно и количествен­но превосходящим их противником, но только на ограниченной по раз­мерам территории.

3 мая 1973 г. 927-й истреби­тельный авиационный полк «Лам Сон» перебазировался на аэродром Тхоксуан. В конце года несколько истребительных и бомбардировоч­ных авиаполков свели в 371-ю авиа­ционную дивизию «Тханг Лонг» («Thang Long»). Штаб дивизии раз­местился на авиабазе Гиалэм. Само­леты базировались на аэродромах Кип, Йенбай, Киенан, Тхоксуан, Винь, Аньсон и Донгхой.

Со временем, 927-й ИАП пе­ревели в Кип, в то время как 921-й полк все время оставался в Нойбае. В январе 1974 г. изменилась страте­гия использования ВВС: помимо обо­роны ДРВ перед штабом военно-воз­душных сил была поставлена задача поддерживать борьбу с сайгонским режимом. Истребительным полкам «нарезали» зоны ответственности. Летчикам 921-го ИАП поставили задачу прикрывать с воздуха район Ханоя между шоссе №1 и шоссе №3, а в случае необходимости быть гото­выми к перебазированию в Винь и Донгхой. Зона ответственности 927-го ИАП находилась северо-восточнее и юго-восточнее Ханоя, запасным аэро­дромом был определен Тхоксуан.

Уже после завершения опера­ции «Лайнбэкер II» из Советского Союза прибыла группа из 42 летчи­ков, завершивших обучение полетам на истребителях МиГ-21. Вторая группа свежеиспеченных летчиков-истребителей прибыла домой из СССР в феврале 1974 г. Всего в ВВС насчитывалось 185 подготовленных летчиков-истребителей, 34 из них имели допуск к полетам ночью.

В октябре-декабре Централь­ный Комитет Коммунистической партии Вьетнама на основе опыта сражений 1973 и 1974 г.г. вырабаты­вал стратегию борьбы на Юге. Юж­ный Вьетнам должен был стать сво­бодным, то есть - социалистическим, не позднее 1976 г., но лучше - в 1975 г. Тем временем на аэродроме Кип началась реконструкция, 927-й полк перебазировался в Нойбай.

Освободительная война на Юге началась 4 марта 1975 г. ударом в центральном нагорье Южного Вьетнама на Тайнгуен. Очень быст­ро пал Буонматуот, все нагорье пе­решло под контроль коммунистов. Были захвачены аэродромы Буонма­туот и Плэйку. В качестве трофеев победителям досталось аэродромное оборудование и самолеты.

25 марта пал Хюэ, войска ар­мии Северного Вьетнама заняли авиа­базу Фубай, радиолокационную стан­цию обзора воздушного пространства в Тхуанане. В Хюэ немедленно пере­базировались два авиационных полка и два зенитно-ракетных дивизиона. Была захвачена также РЛС, располо­женная на полуострове Сонтра.

Действия ВВС Северного Вьетнама в освобождения Юга стра­ны не афишируются, однако извест­но, что МиГи принимали участие в кампании. Операции авиации секре­тились даже от русских военных со­ветников. Впрочем, русские не были дураками: МиГи взлетали с бомбами и НАРами, возвращались без оных -ясно куда и зачем они летали. Лица летчиков еще хранили азарт боя.

На юге действовали неболь­шие группы советских технических специалистов, которые обеспечивали работу вертолетов с передовых пло­щадок или ремонтировали повреж­денные МиГи. Известно, что некото­рые вертолетные площадки подвер­гались налетам южновьетнамской авиации. Война закончилась в нача­ле мая 1975 г.

Через два месяца после осво­бождения Сайгона наиболее опыт­ных летчиков-истребителей переве­ли служить на юг, где был сформи­рован новый авиаполк, имевший на вооружении трофейную американ­скую технику.