Последняя работа

 

Одной из основных целей опе­рации «Лайнбэкер I», которая нача­лась 10 мая 1972 г. являлся вывод из строя аэродромов истребительной авиации ВВС ДРВ. Ударам подвер­глись в первую очередь взлетно-по­садочные полосы, рулежные дорож­ки, самолетные стоянки и складские сооружения. Командование вьетнам­ских ВВС вынуждено было принять ответные меры. Штаб ВВС ДРВ пе­редислоцировали из Гиалам в Нгокдонг. Минирование Хайфона с воз­духа привело к тому, что все постав­ки горючего могли осуществляться только железно- и автодорожным транспортом через границу с Кита­ем. Причем поставки топлива не ожи­дались ранее ноября. Основные запа­сы топлива находились на авиабазе Нойбай, их пришлось рассредото­чить по разным местам.

Не взирая на массированные налеты по плану «Лайнбэкер I», ве­лись не только восстановительные работы, но строились новые аэродро­мы. Так вошли в строй базы Тантрай и Диентрач.

В середине декабря началась самая масштабная воздушная кампа­ния против ДРВ - операция «Лайнбэкер II». Бомбардировщики В-52 в ночь с 18 на 19 декабря нанесли уда­ры по аэродромам Кип, Нойбай, Ги­алам, Хоалак и Йенбай. Усилиями прежде всего гражданского населе­ния, все аэродромы, кроме Нойбая и Кипа, поддерживались в пригодным для полетов состоянии.

С 22 по 26 декабря истребите­ли-бомбардировщики F-11111 регу­лярно наведывались к аэродрому Йенбай. Южная, восточная и север­ная части базы были полностью уничтожены. К моменту очередных налетов на Нойбай, Кип, Йенбай и Гиалам, имевших место 28 декабря, все боеспособные истребители МиГ-21 в тайне были передислоцированы на новые базы в Камтхай и Тханьхоа.

Бомбардировки Северного Вьетнама прекратились 30 декабря 1972 г. Все аэродромы вьетнамских ВВС сильно пострадали от налетов, база Тханьхоа полностью выведена из строя, взлетно-посадочные поло­сы аэродромов Нойбай, Кип, Йенбай и Киенан не пригодны для эксплуа­тации реактивных истребителей.

Завершение воздушной войны над Северным Вьетнамом дало воз­можность в течение трех месяцев вос­становить ключевые аэродромы. Чтобы засыпать вороник от бомб на аэродромах Тхоксуан, Винь, Аньсон, Донгхой, Такой, Насан, Камбинь, Тантрай, Футхо и Камтхай потребо­валось 10 000 т грунта.

Восстановительные работы продолжались до середины 70-х го­дов. 30 апреля 1975 г. в 11 ч 30 мин флаг Демократической Республики Вьетнам взвился над президентским дворцом в Сайгоне - война закончи­лась. Первый самолет с золотыми звездами приземлился на сайгонской авиабазе Тансоннат уже 1 мая, а 18 мая И л-18 доставил в Тансоннат вы­сокопоставленных политиков из Ха­ноя. 27 летчиков ВВС Южного Вьет­нама пожелали добровольно пойти на службу в военно-воздушные силы единого социалистического Вьетна­ма. За ними последовали другие. Авиационные трофеи составили 54 самолета.

С образованием единого Вьет­нама вдвое возросла зона ответствен­ности ВВС. Самолеты перебазирова­лись на южновьетнамские аэродро­мы Фубай, Дананг, Нятранг, Фан-ранг, Фукат, Плэйку, Бьенхоа, Тан­соннат, Кантхо и Далат. В конце 1975 г. восстановительные работы на этих базах были полностью заверше­ны, после чего их признали годными для базирования реактивных истре­бителей.