Эпилог

 

Воздушную войну между США и ДРВ можно разбить на три периода: с 1965 по 1968 г.г., с 1969 по 1971 г.г. и с 1972 г. до первых двух недель 1973 г. Воздушные бои чаще всего велись в диапазоне скоростей от М = 0,5 до М = 1,0 на высотах от 150 до 9000 м.

Исход поединков зависел от множества факторов: уровня подго­товки летчиков, эффективности служб управления действиями авиа­ции, летных характеристик самоле­тов, тактики действий. Американцы имели бесспорное превосходство в количественном отношении и в уров­не подготовки экипажей, в системе боевого управления. Тактика истре­бителей ВВС ДРВ заключалась в мак­симальном использовании фактора внезапности, летчики МиГов стара­лись избегать затяжных «собачьих схваток».

Победы и поражения чередо­вались у обеих сторон. Официальные данные о потерях и соотношениях потерях, приводимые бывшими про­тивниками, сильно разняться. В со­ответствии с официальным исследо­ванием, проводившемся под эгидой Командования морских операций ВМС США, американцы потеряли в воздушных боях 91 самолет (включая шесть самолетов, сби­тых истребителями ВВС Китая), сами американцы претендуют на 193 побе­ды над самолетами ВВС ДРВ и один сбитый китайский истребитель.

Данные ВВС ДРВ гласят о 320 сбитых самолетах противника и соб­ственных потерях в 134 самолета. Интересно, что согласно американс­ким же данным 22 американских са­молета, сбитых в воздушных боях с МиГами, не нашли отражения в дан­ных ВВС ДРВ; лишь 64 сбитых вьет­намскими летчиками американских самолетов документально подтверж­дены с обеих сторон.

Существует масса причин для объяснения более высоких потерь вьетнамской стороны. Прежде всего - это более низкая квалификация лет­чиков ВВС ДРВ, как в отношении техники пилотирования, так и в от­ношении наиболее полного исполь­зования бортовых электронных сис­тема самолета. Недостаточная квали­фикация характерна для личного со­става абсолютно всех служб так или иначе, влияющих на исход воздушно­го боя. Операторы командных пунк­тов ошибались в оценке ситуации, запаздывали с приказами находя­щимся в воздухе пилотам. Точно так же ошибались расчеты РЛС, выдавая ошибочные координаты целей. Не­случайно наиболее опытные летчики-истребители предпочитали вести бой независимо, не полагаясь на коман­ды офицеров наведения.

Американцы постоянно пере­сматривали тактику действий своей авиации, вьетнамцы не всегда успе­вали реагировать на изменившиеся условия боя. Тем не менее, большин­ство летчиков-истребителей проявля­ли в бою завидную самостоятель­ность и были способны принимать по ходу боя самые неожиданные реше­ния. Опытные летчики даже вырабо­тали своеобразную памятку:

1. Если ты обнаружил пару или звено самолетов противника, прежде чем атаковать внимательно осмотри воздушное пространство в поисках самолетов сопровождения;

2. Избегай стереотипов, всегда ищи новые возможности для атаки;

3. Старайся действовать так, чтобы противник обнаружил снача­ла выпущенную тобой ракету, а уже потом твой самолет.

С апреля 1965 по январь 1967 гг. в небе Северного Вьетнама про­изошли сотни воздушных боев, дав­шие обильную пищу для размышле­ний тактиков ВВС всех ведущих авиационных держав мира. Опыт Вьетнама был учтен при разработке технических заданий на проектиро­вание реактивных истребителей сле­дующего за F-4 и МиГ-21 поколения.