Самолеты и форма асов

 

01.jpg Color3.jpg

1. и 2. Миг-21Ф-13 «4420» Нгуена Нгок До и МиГ-21Ф-13 «4520» Фам Тханя Нгана, 921-й истребительный авиационный полк «Сао До», 16 сентября 1967 г.

Два разведчика RF-101C ВВС США были сбиты над Сонла вьетнамскими ис­требителями МиГ-21Ф-13 16 сентября 1967 г. Нгуен Нгок До на самолете с бортовым номером «4420» сбил разведчик, который пилотировал майор Б. Р. Бэгли (RF-101С BuNo 56-0180 из 20-йразведывательной эскадрильи 432-го так­тического разведывательного авиакрыла). Фам Тханъ Нган на истребителе с бортовым номером «4520» сбил разведчик, который пилотировал капитан Р. И. Паттерсон (RF-101C BuNo 56-0181 из того же подразделения ВВС США). Американцы признали потерю самолета Бэгли в воздушно бою, но разведчик Паттерсона посчитали сбитым зенитной ракетой.

 

3. МиГ-21ПФ «4128» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао До», апрель 1966 г.

Самолет МиГ-21ПФ «4128» использовался, когда 921-й ИАП базировался на аэродроме Нойбай. Истребитель поступил во Вьетнам в числе первой партии МиГ-21ПФ, доставленных из Советского Союза. На Московском механичес­ком заводе «Знамя Труда» выпускалась специально для поставок во Вьетнам модификация «ПФВ», доработанная для эксплуатации в условиях влажного тропического климата. Помимо прочего, истребители МиГ-21ПФВ отлича­лись от МиГ-21ПФ более простым радиолокационным прицелом Р-2Л (на МиГ-21ПФ стоял радиолокационный прицел РП-21).

02.jpg Color4.jpg

4. МиГ-21ПФ «4234» Нгуена Данга Киня из 921-го истребительного авиацион­ного полка «Сао До», 19 ноября 1967 г.

На этом истребителе в 1967-68 г.г. победы в воздушных боях одержали не ме­нее девяти летчиков. За период с ноября 1967 по май 1968 г.г. на нем было сби­то в общей сложности 14 американских самолетов. Одним из первых на само­лете с бортовым номером «4234» добился успеха будущий ас Нгуен Данг Кинь (шесть побед). 19 ноября 1967 г. на пару с другим будущим асом Ва Нгок Динем (также шесть побед) сбил самолет РЭБ ЕВ-66. Данные ВВС США не подтверждают потери ЕВ-66 в этот день.

 

5. МиГ-21ПФ «4326» Нгуена Ван Кока из 921-го истребительного авиационно­го полка «Сао До», 7 мая 1968 г.

Фотографии истребителя МиГ-21ПФ с бортовым номером «4326» и отмет­ками о 13 победах в воздушных боях появились в нескольких западных изданиях в конце 60-х годов. Журналисты выдумали мифического «полковника Томба» (иногда - «полковник Тун»), который якобы летал на этом самолете и сбил 13 американских самолетов. На самом деле действительно на истребителе «4326» было сбито 13 самолетов, но летали на нем в 1967-68 г.г. разные летчики. Дос­товерно известно, что капитан Нгуен Ван Кок, вьетнамский «ас из асов», сбил 7 мая 1968 г. над Долуонгом на этом МиГ-21ПФ F-4B BuNo 151485 из эскадри­льи VF-92 авиакрыла авианосца «Энтерпрайз» (экипаж - летчик лейтенант-коммендер И. С. Кристенсен, оператор БРЭО лейтенант У.А. Крамер). В пе­риод с 1967 по 1968 г.г. Нгуен Ван Кок одержал девять побед в воздушных боях.

 

6. МиГ-21ПФМ «5015» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао До», 1972 г.

Пример камуфляжной окраски истребителя МиГ-21ПФМ из 921-го ИАП. Поверх светло-зеленой окраски верхних и боковых поверхностей планера кис­тью вручную нанесены пятна темно-зеленого цвета. Нижние поверхности са­молета - неокрашенный дюраль. Обычно так окрашивались самолеты, действо­вавшие с южных баз. Камуфляжная окраска упрощала маскировку истреби­телей на стоянках и снижала вероятность их обнаружения американскими самолетами-разведчиками.

03.jpg Color5.jpg

7. МиГ-21ПФМ «5020» Нгуена Тиена Сама из 927-го истребительного авиаци­онного полка «Лам Сон», 5 июля 1972 г.

На истребителе МиГ-21ПФМ с бор­товым номером «5020» и отметками о 13 победах в воздушных боях летали разные летчики 927-го ИАП, в числе которых были асы Ле Тхань Дао, Нгуен Дак Соат, Нгуен Ван Нгья. 5 июля 1972 г. на этом самолете Нгуена Тиен Сам сбил F-4E BuNo 67-0296 из 34-й эскадрильи 388-го тактического истребитель­ного авиакрыла ВВС США (экипаж - летчик капитан У.А. Спенсер, оператор БРЭО 1-й лейтенант Б.Дж. Сик). Сам выпустил ракету в упор, после близко­го взрыва «Фантома» у МиГа остановился двигатель. К счастью для вьет­намского пилота двигатель истребителя-ветерана удалось запустить. Под прикрытием своего ведомого Ха Виня Тханя Сам одержал вторую победу в воздушном, бою - его жертвой стал F-4E BuNo 67-0339 из той же 34-й эскад­рильи 388-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США

 

8. МиГ-21ПФМ «5033» Траня Виета из 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», 2 7 декабря 1972 г.

На истребителе МиГ-21 ПФМ с бортовым номером «503» Трань Виет одержал последние две подтвержденные американ­скими данными победы в воздушных боях вьетнамской войны. 27 декабря 1972 г. летчик доложил о трех сбитых им «Фантомах», но американцы заявили только о потере двух самолетов: F-4E BuNo 67-0292 (экипаж - летчик майор С.Х.Джеффкоат, оператор БРЭО 1-й лейтенант Дж. Р. Траймбл и F-4E BuNo 67-0234 (экипаж: - летчик капитан Дж. У. Андерсен, оператор БРЭО 1-й лей­тенант Б.Х Уард).

 

9. МиГ-21ПФМ «5040» Ле Тханя Дао из 927-го истребительного авиационного полка «Лам Сон», 10 мая 1972 г.

Пара Ле Тхань Дао/Ва Дак Хоп взлетела 10 мая 1972 г. на перехват группы самолетов палубной авиации ВМС США, шед­ших бомбить Хайфон. Будучи ведущим пары, Ле Тхань Дао вышел в атаку пер­вым, с дистанции 1500 м он выпустил ракету К-13. Как отметил в послепо­летном рапорте Дао, ракета поразила «Фантом», который упал на землю в районе Хайфона. Вероятно, жертвой летчика стал F-4J BuNo 155797 из эс­кадрильи VF-92 авиакрыла авианосца Констеллейшн» (экипаж «Фантома» - лет­чик коммендер Гарри Л. Блэкбарн, оператор БРЭО лейтенант Стив А. Радлофф). Члены экипажа «Фантома» катапультировались, после чего попали в плен. Впоследствии Блэкбарн и Радлофф утверждали, что их самолет получил прямое попадание снарядом калибра 85 мм. В официальном реестре потерь авиа­ции флота США F-4J BuNo 155797 значится сбитым зенитной артиллерией.

04.jpg

Color6.jpg

10. МиГ-21ПФМ «6122» из 927-го истребительного авиационного полка «Лал, Сон», 1972 г.

Истребитель МиГ-21ПФМ с бортовым номером «6122» был од­ним из немногих самолетов, получивших весьма своеобразный камуфляж, нане­сенный прямо на неокрашенный дюраль. Первоначально самолет находился на вооружении 921-го ПАП, окрасили МиГ уже после передачи машины в 927-й ИАП.

 

11. МиГ-21ПФМ «6122» из 927-го истребительного авиационного полка «Лам Сон», 1972 г.

Самолет МиГ-21ПФМ с бортовым номером «6122» в срочном порядке доставили во Вьетнам для восполнения потерь в воздушных боях. Ра­нее истребитель состоял на вооружении одного из истребительных авиацион­ных полков ВВС Советской Армии. Камуфляжная окраска советских ВВС со­хранилась и во Вьетнаме. Единственное изменение во внешнем, виде истреби­теля касалось опознавательных знаков и бортовых номеров: прежние были зак­рашены, вместо них - нарисованы вьетнамские. После окончания войны все уце­левшие истребители МиГ-21 ПФМ поступили на вооружение 372-й авиадиви­зии, которая базировалась в Дананге.

 

12. МиГ-21ПФМ без бортового номера из 921-го истребительного авиацион­ного полка «Сао Дао», 1972 г.

В начале 70-х годов прежде блестевшие нату­ральным металлом состоявшие на вооружении ВВС стран-участниц Варшав­ского договора истребители МиГ-21 стали красить по различным камуфляж­ным схемам или просто в однотонный серый цвет. Изображенный на рисунке истребитель МиГ-21ПФМ серого цвета ранее находился на вооружении одной из частей ВВС Национальной народной Армии ГДР.

05.jpg

Color1.jpg

13. МиГ-21ПФМ «5026» из 927-го истребительного авиационного полка «Лам Сон», 1972 г.

Значительное количество самолетов МиГ-21 доставленных во Вьет­нам для восполнения потерь в ожесточенных воздушных боях 1968 г. ранее на­ходилось на вооружении советских ВВС. На рисунке - один из этих истреби­телей.

 

14. МиГ-21МФ «5117» Троонг Тона из 927-го истребительного авиационного полка «Лам Сон», 24 июля 1972 г.

На истребителе МиГ-21МФ с бортовым номером «5117» Труонг Тон принимал участие в воздушном бою 24 июля 1972 г., когда он и его ведущий Ле Тхань Дао сбили по одному «Фантому» (ВВС США подтвердили потерю только одного F-4 в воздушных боях 24 июля 1972 г., в то время как вьетнамские пилоты доложили о четырех сбитых). Из-за жестокой бомбежки аэродрома Кип, на котором базировались самолеты 9270го И АН, Ле Тхань Дао Труонг Тону пришлось садится в Нойбае.

 

15. МиГ-21МФ «5121» Фам Туана из 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», 27 декабря 1972 г.

На истребителе МиГ-21 МФ с бортовым номером «5121» и отметками о восьми победах летало несколько летчиков. За весь период войны летчики 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао» сбили (по вьетнамским данным) 137 американских самолет, одним из ко­торых стал стратегический бомбардировщик 5-52, уничтоженный Фам Туаном 27 декабря 1972 над Хоабинем. Американцы категорически отвергают по­терю хотя бы одной «Стратокрепости» от ракетной атаки МиГа. Фам Туан стал Героем Вьетнама и Героем Советского Союза, последний титул он полу­чил за выполнение 79-суточного космического полета. Ракета-носитель с кос­мическим кораблем «Союз-37» стартовала с космодрома Тюратам 23 июля 1980 г. Экипаж космического корабля состоял из командира Виктора Васильевича Горбатко и космонавта-исследователя Фам Туана.

06.jpg Color2.jpg

16. МиГ-21 У «4124» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», 1968 г.

Первый двухместный учебно-тренировочный истребитель МиГ-21У («из­делие 66») был спроектирован на базе самолета МиГ-21Ф-13. Самолеты МиГ-21У выпускал Московский механический завод «Знамя Труда» с 1964 по 1968 г. г. Вьетнам был в числе первых стран получивших эти самолеты. Первые спарки МиГ-2IVпоступили на вооружение 921-го ИАП в 1965 г., раньше, чем боевые МиГ-21Ф-13.

 

17. МиГ-21 УС «5046» из 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», 1969 г.

Учебно-тренировочный самолет МиГ-21 УС («изделие 68») спроекти­рован на базе самолета МиГ-21 ПФ/ПФМ, спарки данной модификации выпус­кались в Тбилиси с 1966 по 1970 г.г. Часто для обучения летчиков применению оружия самолеты МиГ-21УС оснащались блоками НАР УБ-16-57.

 

18. МиГ-21 УМ «5903» из 927-го истребительного авиационного полка «Лам Сон», 1972 г. МиГ-21УМ («изделие 69») представляет собой третье поколе­ние спарок, разработанных на основе истребителя МиГ-21; в данном случае отправной точкой для создания двухместного варианта стала модификация МиГ-21МФ. Самолеты МиГ-21УМ строились в Тбилиси с 1971 г. Более 150 самолетов МиГ-21бис, поступивших на вооружение вьетнамских ВВС в 1979-1984 г.г. до сих пор составляют основу парка истребительной авиации и со­стоят на вооружении шести полков и Военно-воздушной академии. Подготов­ка и тренировка пилотов боевых МиГ-21 ведется на двухместных МиГ-21УМ.