Успех двигателя Ха-25

 

Здесь следует сказать несколь­ко слов о двигателе самолета, созда­ние которого стало единственным результатом проекта. Ха-25 был 14-цилиндровым двухрядным звездооб­разным двигателем с одноступенча­тым компрессором. Мотор развивал мощность 950 л.с. Разработанный, испытанный и готовый к эксплуата­ции к моменту появления самолета Ки-43, двигатель Ха-25 был плодом многолетних усилий инженеров фирм Накадзима и Огикубо. Конст­руктивно двигатель напоминал ана­логичные американские образцы. Двигатель характеризовался высо­кой мощностью при низкой массе, сравнительно маленький внешний диаметр, хорошие мощностные ха­рактеристики на низких и средних высотах, очень ровная работа и нео­бычайная экономичность. При соот­ветствующей эксплуатации и техни­ческом обслуживании двигатель от­личался надежностью и значитель­ным ресурсом.

Весной 1940 года двигатель впервые установили на третьем предсерийным морском истребителе Мицубиси А6М1 «Зеро», после чего са­молет пошел в серию. Двигатель по­лучил обозначение Сакэ 12 (позднее Сакэ 21 В морской авиации двига­тель обозначался NK1C (Сакэ 12) или NK1E (Сакэ 21). В армейской авиа­ции двигатель получил обозначение армейский 14-цилиндровый радиаль­ный двигатель Тип 99. Кроме того, существовала единая система обозна­чения армейской и морской авиации. По этой системе двигатель обозначался Ха-35/21.) Кроме того, самолет испытывался с двигателем Мицубиси Цуйсей 13, однако испытания кон­чились провалом. Можно смело ут­верждать, что двигатель Ха-25 был одним из лучших авиационных двига­телей 2-й Мировой войны. Двигатель пользовался успехом как у японских, так и у американских пилотов и меха­ников. Это был один из редких случа­ев, когда появление нового самолета совпало с появлением подходящего для него двигателя. Следует помнить, что двигатель создавался прежде всего для армейского истребителя, поэтому его испытывали и облетывали на первых экземплярах Ки-43.