Выдержка приносит плоды

 

Свертывание проекта на ста­дии третьего прототипа не было ис­ключительной ситуацией в истории японской авиации. Такое положение вещей возникало и до и после. Но в этот раз это означало не только по­терянный год и утрату престижа, но и потерю выгоднейшего контракта. Даже для такой крупной фирмы как Накадзима, подобная потеря была очень ощутимой. Поэтому руковод­ство компанией решило бороться до конца. Было решено продолжить ра­боты над машиной за свой счет. Од­новременно начались попытки заин­тересовать в самолете нужных людей из штаба армии.

Конструкторы на самолете заменили некоторые узлы другими, а также применили несколько совер­шенно новых узлов, которые во вре­мя первого этапа работ еще не были готовы. Кроме того, было сделано все, чтобы снизить массу самолета. Пара­доксально, но отсутствие конкретного задания позволил конструкторам тво­рить не оглядываясь на ограничения, что подняло дух в коллективе.

В период между ноябрем 1939 года и сентябрем 1940 года было со­брано и облетано десять прототипов (4304-4313). Все самолеты получили новый фюзеляж, имеющий меньший диаметр, но большую длину, а также уплощенный в сечении. Немного из­менился кожух двигателя. Немного изменили силуэт хвостового оперения, на котором руль высоты зани­мал теперь всю заднюю часть. Киль приобрел свою окончательную ок­руглую форму. Задний позиционный огонь перенесли на обычную для са­молетов фирмы Накадзима позицию на верхней части киля. Изменилась также форма концов крыльев, вмес­то опорного костыля установили ко­лесо. Фонарь получил новую форму, стал меньше, повысилась площадь остекления, назад сдвигалась вся зад­няя часть фонаря. Внешне самолет приобрел еще более чистый и аэро­динамичный силуэт. Винт получил обтекатель втулки, а антенную стой­ку перенесли вперед на правый борт между фонарем и двигателем. Самолет оснастили более мощной радио­станцией, изменили планировку ка­бины и улучшили гидравлическую и электрическую системы самолета. Отдельные прототипы имели отли­чия: 4310 и 4313 были вооружены пу­леметами Хо-103 Тип 1 калибра 12,7 мм вместо двух 7,7-мм пулеметов Тип 89; на 4305 и 4313 установили экспе­риментальный двигатель Накадзима Ха-105 мощностью 1100 л.с.

В конце концов, прототипы 4311 и 4313 оснастили так называе­мыми боевыми закрылками. Такое устройство впервые появилось на японских самолетах, а в других стра­нах мира такие закрылки были вооб­ще неизвестны. Закрылки могли выд­вигаться на 15 градусов при любых режимах полета, что повышало гру­зоподъемность и уменьшало радиус разворота машины. Закрылки выпус­кались нажатием на две кнопки, рас­положенные на штурвале - желтая кнопка на левой стороне выпускала закрылки, а красная на правой сто­роне убирала. Это позволяло летчи­кам выжимать из машины все. Бла­годаря боевым закрылкам самолет мог буквально зависать в воздухе и разворачиваться на пятачке. Для со­юзнических пилотов такая маневрен­ность представляла собой полную неожиданность. Благодаря таким возможностям самолета японские летчики могли без труда превращать­ся из жертвы в охотника. В умелых руках самолет представлял собой серьезного противника вплоть до кон­ца войны, несмотря на то, что у со­юзников появились более современ­ные истребители. В результате всех этих переработок осенью 1940 года акции Ки-43 резко пошли в гору.

Осенью 1940 года, когда кол­лектив инженера Хидео Итокавы за­кончил работу над девятой и после­дней - десятой - машиной второй эк­спериментальной серии, было реше­но, что конструкция самолета исчер­пала возможности к дальнейшему совершенствованию. В то же время, техники и летчики-испытатели ар­мейской авиации считали машину достойной заменой устаревающему Ки-27. На судьбу самолета влияние оказало еще одно обстоятельство. Традиционным противником Японии счи­талась Россия (Советский Союз) и Ки­тай. Но в 1940 году политическая си­туация сложилась так, что наиболее вероятным становился конфликт со странами ABDA ((American, British, Dutch, Australian) - США, Великобри­тания, Голландия и Австралия.). В этих условиях особую ценность приобрета­ло такое качество Ки-43, как большой радиус действия.

Подробности того, как шел об­лет прототипов, нам не известны. Из­вестно лишь, что в ходе испытательных полетов никаких серьезных происше­ствий не случилось. Результаты испы­таний оказались обнадеживающими и 9 января 1941 года самолет был при­нят на вооружение как истребитель Тип 1. В рамках новой политики ар­мейской авиации самолет получил официальное название «Хаябуса».