Серийный выпуск

 

Первые самолеты, покинув­шие сборочный цех в Ота в апреле 1941 года, известны как Тип 1 модель 1 Ко (Японские слова «Ко», «Оцу», «Хей» и «Тей» обозначают «первый», «второй», «третий» и «четвертый», соответственно.). Самолет по-пре­жнему был вооружен двумя 7,7-мм пулеметами Тип 89. После того, как было выпущено 35 машин, левый пу­лемет заменили на 12,7-мм пулемет Хо-103 Тип 1. Новая модификация - Ки-43 модель 1 Оцу - была выпуще­на серией численность 45 экземпля­ров, после чего и второй пулемет за­менили на пулемет калибра 12,7-мм. Так появилась третья модификация - «Хей». Как стало известно из со­хранившихся документов, распределе­ние модификаций могло быть иным. Вполне вероятно, что самолетов серии «Оцу» было выпущено 752 машины. Замена правого пулемета на крупнокалиберный шла постепенно, как на са­мом заводе, так и в полевых мастерс­ких, тем самым самолеты «Оцу» посте­пенно превращались в «Хей».

Причиной столь постепенной эволюции могла быть простая не­хватка пулеметов Хо-103, которые в 1941 году начали устанавливать на многих японских самолетах. Возмож­но, существовали и психологические причины, так как пилоты сопротив­лялись любым изменениям, ведущим к росту массы и ухудшению манев­ренности самолета. Как показали не­которые исследования, выпуклые крышки над пулеметными замками устанавливали на все самолеты, даже на вооруженные 7,7-мм пулеметами, хотя эти пулеметы легко умещались под капотом. Тем самым машины го­товили к будущему перевооружению.

Удивительно, но японцы очень неохотно усиливали вооруже­ние самолета - двух пулеметов счита­лось вполне достаточно. Опыт боев в Европе, а также собственный япон­ский опыт боев в Китае и на Халхин-Голе свидетельствовал о необходи­мости более мощного вооружения, однако японский консерватизм пере­вешивал. Акцент делался на низкую массу самолета, мастерство пилота и большой боекомплект. Однако вско­ре большинство пилотов потребова­ло усилить вооружение самолета. Это требование становилось все более настоятельным и дальше его игнори­ровать было уже нельзя.

Одновременно с серийным выпуском была развернута програм­ма подготовки пилотов и механиков. Новые самолеты поступали в летные школы, прежде всего в школу в Акено. В учебных целях использовали самолеты первых двух модификаций - «Ко» и «Оцу», в то время как истре­бители Ки-43 «Хаябуса» I модель «Хей» поступали в боевые части. К началу войны 8 декабря 1941 года 40 самолетов находились в составе 64-го и 59-го сентая. В конце весны 1942 года на Ки-43 перешло большинство истребительных частей первого эше­лона. С середины 1942 года ветерана Ки-27 сняли с вооружения.