Система обозначения

 

Тут следует поближе познако­миться с системой обозначений, при­нятой в японской армейской авиа­ции. Каждый самолет получал свой номер, а с 1941 года еще и официаль­ное «прозвище». Цифра типа пред­ставляла собой две последние цифры года, когда машина была принята на вооружение. Год исчислялся по япон­скому календарю. Так 1941 году со­ответствовал 2601 год. Первый ноль в номере опускался. Аналогичная система использовалась и в морской авиации, только моряки 1940 год (2600) обозначали цифрой «О», а ар­мейцы - «100». В результате могло существовать несколько разных «ти­пов» с одинаковым номером. Даль­нейшее различение моделей проводи­лось описательно, с добавлением слов «истребитель», «легкий бомбар­дировщик» и др.

Иногда не хватало и этого. Например истребители Ки-44 и Ки-45 были приняты на вооружение в один год - 2602 (1942) - и получили обозначение Тип 2. Пришлось ис­пользовать определения «истреби­тель одноместный» и «истребитель двухместный». Поэтому присваива­ние самолетам официальных про­звищ выглядело логичным шагом. Обозначение «Ки» происходило от японского слова «китай» - планер и использовалось исключительно заво­дами-изготовителями и штабом ар­мейской авиации. Это была секрет­ная и теоретическая система обозначений, которую никто и никогда не использовал на практике. Когда кон­струкция самолета подвергалась за­метным изменениям, самолету при­сваивали очередной номер модели. Если изменения были мелкими и не затрагивали основных узлов двигате­ля и планера, то самолет получал обозначения «Ко», «Оцу», и др. Иногда изменения были настолько принципиальными, что самолет по­лучал обозначение «КАИ» (от слова «кайзо» - модернизированный). Это была не слишком детальная система. Многие изменения вносились в кон­струкцию самолета без каких-либо изменений в названии, хотя измене­ния часто имели принципиальное значение. Наконец, официального статуса все эти обозначения не име­ли и окончательно закрепились лишь в послевоенных публикациях.

Первое время наблюдатели союзников часто путали Ки-43 и «Зеро». Дело в том, что союзники не имели никакой системы обозначения самолетов противника. Ситуацию удалось решить позже, когда капитан ВВС США Фрэнк Т. Маккой ввел систему кратких собственных имен для разных типов японских самоле­тов. Так истребитель Тип 1/Ки-43 получил прозвище «Оскар». На тер­ритории Бирмы и Китая короткое время самолет называли «Джим» или описывали его как Ки-27 с убираю­щимся шасси. Впервые систему кодо­вых обозначений начали применять в июле 1942 года.