Голландская Ист-Индия (декабрь 1941 - март 1942)

 

28 декабря 1941 года семь Ки-43-1 из 59-го сентая сопровождали 18 легких бомбардировщиков Ки-48 из 75-го и 90-го сентаев, шедших бом­бить аэродром Медан на Суматре. В ходе бомбежки японцам удалось уничтожить на земле один DC-3 KNILM (KNILM - Koninklijke Nederlandsch-Indische Luchtvaart Mij, Королевские авиалинии Голландс­кой Ист-Индии.). Японцы также сообщили о складе боеприпасов, анга­ре и трех других уничтоженных само­летах. Вероятно речь шла о машинах типа «Tiger Moth» и «Jungman» из местного аэроклуба. Следующий крупный налет на Суматру имел ме­сто 16 января 1942 года, когда «Хаябусы» из 59-го сентая снова сопро­вождали бомбардировщики 75-го и 90-го сентаев, бомбивших аэродром Медан. Результат налета был тот же -один уничтоженный на земле самолет. На следующий день истребители Ки-43-1 из 64-го сентая сопровождали 32 бомбардировщика Ки-21-П, которые в 11:25 совершили налет на аэродром Пакан-Бароэ. Японские истребители обстреляли аэродромные строения и стоящие на земле самолеты.

Незадолго перед капитуляци­ей Сингапура японцы подготовили крупную десантную операцию в рай­он нефтеперерабатывающего завода в Палембанге, который имел ключевое стратегическое значение в регио­не. На рассвете 6 февраля 1942 года восемнадцать Ки-43-I из 64-го сентая и четырнадцать из 59-го сентая вмес­те с 23 бомбардировщиками Ки-48 из 75-го и 90-го сентаев вылетели с аэро­дромов Ипох и Каханг. Густая низ­кая облачность не позволила истре­бителям и бомбардировщикам обна­ружить друг друга. Лишь 64-й и 75-й сентай смогли соединиться, осталь­ные машины летели к цели порознь. В 11:00 отряд самолетов 64-го и 75-го сентаев показались над целью. Но облачность была настолько низкой, что к аэродрому в Палембанге прорва­лись одни истребители. Спустя 15 ми­нут подошли два оставшихся сентая, но облачность не позволила им обнару­жить цель. ПОЭТОМУ машины 75-го и 90-го сентаев сбросили бомбы на запас­ную цель на острове Банка.

Тем временем пилоты 59-го сентая обнаружили два «Бленхейма» из 211-го дивизиона RAF - часть авиагруппы, прикрывавшей союзни­ческий конвой, шедший в Сингапур. Оба английских самолета были сби­ты. Из экипажей сержанта А.Т. Бута и сержанта Дж.М. Стила не уцелел никто. «Хаябусы» также атаковали еще одну пару «Бленхеймов», кото­рую вел взводный офицер Кафлан. Но этим самолетам удалось уйти. Это не помешало японским пилотам зая­вить третью уверенную и четвертую вероятную победы. Одну из них за­писали на счет старшего сержанта Хироси Онозаки.

Отряд «Хаябус» из 59-го сен­тая направился в сторону аэродрома Палембанг, небо над которым про­яснилось. Там японцы перехватили несколько английских самолетов. Шесть «Харрикейнов» ИВ из 258-го дивизиона RAF. возвращавшиеся с задания, завязали с противником бой. Это дало время другим «Харрикейнам» из 232-го и 258-го дивизио­нов подняться в воздух. Несколько Ки-43 попытались обстрелять аэро­дром, а остальные продолжили воз­душный бой. Пилоты 59-го сентая заявили пять уверенных и три веро­ятные победы, а также уничтожение на земле трех «Бленхеймов» и одно­го «Гудзона». Взводный офицер Per Бейнбридж из 232-го дивизиона зая­вил один сбитый Ки-43, а взводный офицер Амброуз Милнз, взводный офицер Дуг Николз и взводный офи­цер Джок Маккулох из 258-го диви­зиона - повреждение еще одного японского истребителя. Фактически японцам удалось сбить только два «Харрикейна» из 258-го дивизиона. Обломки самолета взводного офице­ра Карделла Клекнера позднее были обнаружены в джунглях, а останки американского пилота похоронили на кладбище в Палембанге. Другой неудачник - взводный офицер Кембпелл-Уайт - разбил свой самолет глу­боко в джунглях и четыре дня доби­рался до расположения своей части. Утром следующего дня один из разведывательных японских само­летов Ки-46 появился над Палембангом. Наблюдатель заметил на аэро­дроме множество самолетов и сооб­щил об этом на базу. Днем японцы повторили налет. Всего 31 Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев сопровождало группу легких бомбардировщиков Ки-48 из 90-го сентая. Союзники ока­зались захваченными врасплох. В ре­зультате первые «Харрикейны» еще только выруливали на взлетную по­лосу, когда на аэродроме уже начали рваться бомбы. Тем не менее по­чти все истребители смогли избежать повреждений в этой фазе атаки. Сре­ди бомбардировщиков оказалось не­сколько машин Ки-30, которые союз­ники первоначально неправильно идентифицировали как одномотор­ные истребители с неподвижным шасси.

Когда пилоты «Харрикейнов» набирали высоту, их атаковали япон­цы. Пилоты 59-го и 64-го сентаев за­явили десять сбитых самолетов и еще пять сбитых вероятно. Старший сер­жант Хироси Онозаки из 59-го сен­тая сбил одного «Харрикейна» из че­тырех, сбитых его частью. Остальные шесть машин записали на свой счет летчики 64-го сентая. В том числе по одной победе добавили лейтенант Йохеи Хиноки и сержант Акеси Йокои. Групповую победу записали ка­питану Кацуми Анма. лейтенанту Т. Эндо и старшему сержанту Йосито Ясудзе. 3-й чутай обстрелял аэро­дром, оценив результаты обстрела в десять уничтоженных и десять пора­женных самолетов. Пилоты 59-го сентая уничтожили один «Локхид» и еще один самолет уничтожили веро­ятно. В действительности «Локхидом» оказался «Бленхейм» взводно­го офицера Линтона из 211-го диви­зиона, который был атакован в мо­мент захода на посадку. Сам Кен Линтон получил тяжелое ранение, а его стрелок, сержант Дики Кроу выс­кочил с парашютом на малой высо­те. Сержанта Оффорда вынули из разбитого самолета и отправили в госпиталь. Тем временем 90-й сентай бомбил аэродром. Во время налета англичане понесли тяжелые потери: шесть «Бленхеймов». в том числе три небоеспособных, из 84-го дивизиона и три «Харрикейна» сгорели на зем­ле. Еще одиннадцать «Харрикей­нов», один «Баффало» и один «Гудзон» из 62-го дивизиона RAF полу­чили повреждения.

Среди пилотов «Харрикейнов» из 258-го дивизиона RAF, кото­рые успели подняться в воздух, был взводный офицер Дуг Николз. Он начал стремительно набирать высо­ту и зашел снизу на группу японских бомбардировщиков. Николз обстре­лял один бомбардировщик и заметил появившийся дым. Однако тут ему пришлось отрываться от насевшего «Хаябусы». Николз набрал высоту 1800 метров и спрятался в облака. Однако его самолет получил повреж­дения, в кабине появился дым. Лет­чику ничего не оставалось, как прыг­нуть с парашютом, хотя самолет на­ходился в 50 км к западу от Палем-банга. Еще два сильно поврежденных «Харрикейна» разбились при заходе на посадку. Взводный офицер Ред Кемпбелл сбил одного Ки-43 из трех машин, пытавшихся навязать ему бой. «Хаябуса»-упал на краю аэро­дрома. Еще одного японца сбил взводный офицер Милнз. Японцы признали потерю двух машин, в том числе Ки-43, пилотированного стар­шим сержантом Чёичи Окиямой.

Когда над Палембангом шел бой, два других «Харрикейна» из 258-го дивизиона RAF, возвращавшиеся из патрулирования, столкнулись с две­надцатью «Хаябусами». Японцы сби­ли сержанта Кена Глинна. Другой лет­чик - взводный офицер Джок Каллох - ушел в облака. Однако топливо у него кончилось и он разбил свой самолет в болоте возле реки, неподалеку от упав­шего первого «Харрикейна».

8 февраля, третий день под­ряд, японская армейская авиация бомбила Палембанг. На этот раз ут­ром над аэродромом показалось 25 Ки-43-I из 59-го и 64-го сентаев, а так­же 17 легких бомбардировщиков Ки-48 из 90-го сентая, которые уничто­жили на земле, по меньшей мере, один боеспособный «Бленхейм». Лет­чики 59-го и 64-го сентаев доложили о том, что столкнулись с четырьмя «Харрикейнами» и каждый сентай записал себе по одному сбитому са­молету. В действительности в возду­хе находились только два «Харрикей­на» из 232-го дивизиона RAF, пило­тируемые флайт-лейтенантом Эдви­ном Тейлором и сержантом Сэмом Хэкфортом. Англичане без колеба­ния приняли бой. Тейлор, заложил крутой вираж, уходя от севшего ему на хвост японца. «Хаябуса» под ог­нем зенитной артиллерии прошила «Харрикейн» длинной очередью и ушла в облака. Машина смертельно раненного Тейлора ударилась о де­ревья на краю аэродрома и взорва­лась. Тем временем пятеро японцев сбили «Харрикейн» Хэкфорта, кото­рый упал в джунглях. Гибель обоих пилотов оказалась серьезным ударом по 232-му дивизиону. Сэм Хэкфорт имел к тому времени четыре сбитых самолета противника, а Тейлор, ко­торого посмертно в августе 1942 года представили к Кресту за летные зас­луги, шесть.

13 февраля над аэродромом Палембанг 1 появилось 29 Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев, а также семь легких бомбардировщиков Ки-48 из 90-го сентая. В этот момент на аэро­дром садились двенадцать «Харрикейнов» из 232-го дивизиона, ведо­мых командиром эскадрона Р.Э.П. Брукером. Английские истребители возвращались из долгих и безуспеш­ных поисков шести японских «лета­ющих лодок» ( Это были гидросамо­леты F1M2. с плавучих баз «Камикава-мару» и «Сагарамару».), о кото­рых сообщало голландское командо­вание. К счастью почти одновремен­но над аэродромом появилось еще семь «Харрнкейнов», которых пило­ты 232-го и 258-го дивизионов RAF перегоняли на боевые аэродромы с за­пасного аэродрома в Тджилилтане, Ява. Вел группу командир крыла Х.Дж. Магнр. Большинство английс­ких самолетов пошло на посадку, так как топливо было уже на нуле. Сам же Мапгр. а также сержант Генри Николз набрали высоту и атаковали японцев. Магнр завязал бой с двумя Ки-43. В круговерти боя один «Хаябуса» об­стрелял своего товарища и повредил самолет. Николз добавил еще очередь и увидел, как Ки-43 разбился на краю аэродрома. Затем Николз атаковал еще один Ки-43, и сбил его. Третий «Хаябуса» атаковал Николза и вывел из строя двигатель. Николзу при­шлось прыгать с парашютом на вы­соте около 180 метров в нескольких километрах к югу от аэродрома.

Два Ки-43 сели на хвост «Харрикейну» сержанта Нельсона Скотта, который заходил на посадку, уже выпустив шасси и закрылки. Очере­дью японец повредил двигатель само­лета и легко ранил канадского летчи­ка в руку. Скотт рванул штурвал на себя, и едва его дымящая машина набрала 200 метров, выпрыгнул с парашютом. Флайт-лейтенант Макнамара, который летел в паре со Скоттом, сумел уйти от японцев на бреющем полете.

У «Хаябусы» лейтенанта Масабуми Куний из 64-го сентая в ходе боя отвалились крылья. Машина упа­ла в джунгли и взорвалась. Аэро­дромные наблюдатели решили, что это упал Макнамара, но сам флайт-лейтенант благополучно приземлил­ся, как и четверо других пилота. Только один «Харрикейн» получил незначительные повреждения.

Обломки Ки-43-I из 59-го сен­тая, который упал на краю аэродро­ма, позднее осмотрел командир кры­ла Рон Барклай, который подтвер­дил, что главной причиной гибели пилота, прошитого от головы до ног, было отсутствие бронеспинки.

В промежутке между налета­ми в воздух поднялись три «Харрикейна» из эскадрильи «А» 232-го дивизиона. Вслед за ними взлетело еще несколько «Харрикейнов», которые вел командир эскадрильи Брукер. Эти самолеты завяза­ли бой с японскими машинами на границе облаков на малой высоте. Сержант Сандеман Аллен атаковал Ки-43, прикрывающие бомбардировщики. По ошибке он принял «Хаябусу» за «Navy Zero». В том бою Аллену записали два сбитых истребителя и один вероятно сби­тый бомбардировщик. В свою очередь, японцы сбили взводного офицера Лесли Эммертона. В этот раз пило­ты обоих сентаев заявили три сбитых «Харрикейна» и два сбитых вероятно. Потери японцев составили две «Хаябусы».

14 февраля большая группа истребителей из обо­их сентаев сопровождала 34 транспортных самолета Ки-56 и Ки-57 из 1-го, 2-го и 3-го чутаев авиационного па­рашютного отряда. Транспорты имели на борту 270 па­рашютистов из 2-го парашютного полка. Задачей пара­шютистов было овладеть нефтеперегонным заводом и аэродромом в Палембанге. Вместе с названными маши­нами шло еще семь самолетов из 12-го транспортного чутая. Чуть позади летели восемнадцать бомбардиров­щиков Ки-21-П Ко из 98-го сентая, которые несли оско­лочные бомбы для расчистки местности перед сбросом десанта. Еще девять Ки-21 были нагружены грузами для десантников. Ки-21 сбросили свой смертоносный груз, причинив находящимся на земле ощутимые потери, а истребители обстреляли аэродромные строения. 12 лег­ких бомбардировщиков Ки-48 из 90-го сентая, также вышли на цель и разбомбили казармы в районе аэро­дрома. В 11:26 начался десант. Несколько пилотов 258-го дивизиона RAF завязали отчаянный бой с японски­ми истребителями. Три «Хаябусы» сели на хвост «Харрикейну» взводного офицера Макнамары и многократно прошили его очередями. Дымя­щий самолет дотянул до аэродрома Палембанг 1, а японцы записали его как сбитый.

Сержант Келли, который был ведомым у командира эскадрильи Томпсона, увидел ниже три или че­тыре самолета: один - «Харрикейн» Макнамары, остальные - «Хаябусы». Келли обстрелял одного из японцев, без видимого эффекта. Ки-43 выпол­нил резкий разворот, сел Келли на хвост, и преследовал его через всю южную Суматру, пока Келли не уда­лось оторваться.

Через несколько минут над аэродромом появилось еще четыре «Харрикейна». Это были остатки от группы из восьми машин, которые флайт-лейтенант Хатчесон из 488-го дивизиона RNZAF вел на подмогу из Батавии. Когда «Харрикейны» при­ближались к Палембангу, их пилоты заметили около дюжины двухмотор­ных самолетов, которые первона­чально приняли за «Гудзоны», одна­ко ближе стало видно, что самолеты сбрасывают парашютистов. Японс­кие истребители, прикрывающие вы­садку десанта, перехватили союзни­ков. Утех кончалось топливо, поэто­му «Харрикейны» рассеялись. Два «Хаябусы» атаковали и поразили машину взводного офицера Билла Маккаллоха из 258-го дивизиона RAF. Первой очередью пилот был ранен в левую ногу, второй - в пра­вую ногу и руку. Кроме того, было разрушено хвостовое оперение истребителя. У самой земли «Харрикейн» перевернулся вверх колесами, чирк­нул крылом по земле и мягко шлеп­нулся в болото, что спасло пилота от дальнейших ранений. Несмотря на раны, австралийский пилот выбрал­ся из разбитой машины. Сержант Арт Ширин из 258-го дивизиона RAF вел бой с тремя «Хаябусами», от которых сумел уйти. Поскольку двигатель его «Харрикейна» вышел из строя, Ши­рин совершил вынужденную посадку на реку Мези. В том бою пилоты 64-го сентая кроме самолета Макнама­ры заявили еще две победы, в том числе один сбитый самолет записал на свой счет майор Като. В тот же день авиация союзников эвакуирова­лась на Яву. 15 февраля 1942 года японцы заняли Палембанг.

В четверг 19 февраля японцы совершили первый массированный налет на западную Яву. Девятнад­цать Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев под командованием майора Татео Като сопровождали пять легких бом­бардировщиков Ки-48 из 90-го сен­тая. которые вскоре после 9:30 бом­били Битенцорг. На их перехват вы­летело восемь голландских «Баффало» из 1. и 2. VLG-V. Разгорелся бой. Сержанты Шеффер и Харт оказались втянутыми в карусель с маневренны­ми - «Хаябусами» и были сбиты. Оба смогли выпрыгнуть с парашютом. «Хаябусы» сбили еще два «Баффало», на которых летели 2-й лейтенант Кипер и сержант де Гроот - оба пи­лота погибли. Лейтенант Август Дибель дважды обстрелял одни из Ки-43. но и сам получил несколько по­паданий. Обломок снаряда ранил пилота, но тот нашел в себе силы по­садить поврежденную машину на брюхо. Японцы доложили, что вели бой с девятью истребителями «Кертис Хоук» и заявили семь побед.

В тот же день в 16:40 28 Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев сопровожда­ли девять бомбардировщиков Ки-48, целью которых был Бандунг. Против них вылетело двенадцать «Баффало» из 3. VLG-V, вел отряд капитан Пи­тер Тидеман. Голландцы определили силы противника как двенадцать бомбардировщиков и 36 истребите­лей «Зеро» сопровождения. Японцы со своей стороны оценили, что гол­ландцы располагали двадцатью ис­требителями Р-43. Японская сторона объявила о семи голландских само­летах, сбитых наверняка и трех, сби­тых вероятно. Истребители сопро­вождения не допустили голландцев к бомбардировщикам и втянули «Баф­фало» в круговой бой на высоте. Лей­тенант Туккер был сбит и погиб, а сержант ван Даален с простреленны­ми руками сумел выпрыгнуть из го­рящего самолета. Сержант И. Адам таранил в лоб одного Ки-43. Японец рухнул на землю, а «Баффало» Ада­ма потерял половину крыла и пило­ту пришлось покинуть машину. По­шедший добровольцем в 3. VLG-V гражданский пилот лейтенант де Хаас также спасся благодаря пара­шюту - у его самолета отказали пу­леметы и «Баффало» стал легкой до­бычей японцев.

Когда японский авиаотряд лег на обратный курс, в районе Битенцога японские истребители заметили два бомбардировщика В-17 и атако­вали их. Оба бомбардировщика были засчитаны как сбитые вероятно. В действительности японцам удалось сбить лишь один из них: В-17Е (41-2503). Американские бортстрелки смогли расквитаться, сбив Ки-43, который пилотировал старший сержант Акеси Йокои из 64-го сентая. Йокои удалось приводниться недале­ко от берега и пилота подобрала японская спасательная команда. В этих двух налетах 64-й сентай запи­сал четыре победы: две капитана Кацуми Анме и по одной старшего сер­жанта Акеси Йокои и старшего сер­жанта Йосито Ясуды. Остальные сбитые самолеты записали за 59-м сентаем, в том числе один В-17 стар­шего сержанта Такеоми Хаяси.

В субботу 21 февраля целью 64-го сентая стала Западная Ява. Ког­да майору Като сообщили, что пого­да вокруг Батавии ухудшилась, он повел свои истребители и легкие бом­бардировщики Ки-48 из 90-го сентая в сторону Калиджати. В районе цели 59-й и 90-й сентай отделились и по­летели в сторону аэродрома. Сам же майор во главе отряда из четырех истребителей пошел в сторону Бан­дунга, где синоптики обещали плот­ную облачность. Вскоре после полу­дня Като вышел на цель.

На высоте 6100 метров япон­цы заметили семь истребителей про­тивника, идентифицировав их как Р-43. Японцы атаковали противника, пользуясь преимуществом в высоте, но атакованные самолеты ушли в облака. Спустя минуту Като и его ведомый лейтенант Йохеи Хиноки заметили и атаковали четыре истре­бителя, шедших ниже. Один из них они сбили вероятно. Из той операции не вернулся один «Хаябуса» из 64-го сентая. Позднее выяснилось, что про­тивниками японцев были девять «Баффало» из 3. VLG-V капитана Тидемана. Сам Тидеман обстрелял один Ки-43, который пошел вниз, оставляя за собой дымовой след. Вероятно это и был та потерянная ма­шина 64-го сентая.

Утром 24 февраля японская армейская авиация провела массиро­ванный налет на западную Яву. Че­тырнадцать Ки-43 из 59-го сентая и тринадцать Ки-43 из 64-го сентая рас­чистили небо над целью. Японцы до­ложили, что наткнулись на семь «Харрикейнов» и два Р-43 и сбили пять из них. В том бою участвовали «Харрикейны» из 242-го и 605-го ди­визионов RAF. Самолеты шли на высоте 6100 метров, когда обнаружи­ли два японских истребителя в райо­не Батавии. Взводный офицер Ред Кембелл из 605-го дивизиона записал один сбитый самолет. Над аэродро­мом Клиджати действовали два гол­ландских «Харрикейна» из 2. VLG-V. Японцы сбили машину сержанта Якобса, которая разбилась, совершая вынужденную посадку. Второй «Харрикейн» 2-го лейтенанта Хамминга японцы обстреляли и тот разбился, угодив при посадке в воронку от авиабомбы.. Четыре CW-21B из 2. VLG-IV также пытались вести бой над Бандунгом. 2-й лейтенант Д. Деккер был сбит и погиб, а сержант Х.М. Хайе совершил вынужденную посад­ку. Его изрешеченную машину при­шлось списать.

Раньше, утром того же дня, бомбардировщики «Glen Martin 139» совершили налет на нефтеперегон­ный завод в Палджоэ. По японским докладам налет совершили сначала три, а потом еще два бомбардиров­щика. В ходе второго налета был уничтожен стоявший на земле истре­битель Ки-27, вторая машина этого типа получила серьезные поврежде­ния, а два других отделались царапи­нами. Патрулирующий район Ки-43 из 59-го сентая доложил об одном сбитом бомбардировщике. Действи­тельно, на аэродром не вернулся эки­паж сержанта Ф.Х. ван Онселена из 3. VLG-3.

В полден тринадцать «Хаябус» из 59-го сентая и семнадцать лег­ких бомбардировщиков Ки-48 из 90-го сентая появились над Явой. На этот раз целью японцев был Тджилилитан. Пилоты 59-го сентая доложи­ли, что перехватили девять «Харри­кейнов» и сбили два из них. В дей­ствительности Ки-43 из 59-го сентая на высоте 4250 метров вели бой с «Харрикейнами» из эскадрильи «А» 605-го дивизиона RAF. В свою очередь анг­личане доложили, что перехватили в воздухе группу из 40 японских самоле­тов, шедшую на Калиджати. Сержант Макинтош рассказывал:

«В общей свалке Шарп и Кун смогли сбить по одному самолету. Я пустил длинную очередь в японский истребитель, но проследить его судь­бу не смог, так как меня атаковало несколько других японцев. Из-за по­давляющего численного превосход­ства противника мы убедились в бес­перспективности дальнейшего боя. «Харрикейн» флайт-лейтенанта Шарпа вскоре был сбит, летчику уда­лось выпрыгнуть с парашютом.»

Тем временем тринадцать Ки-43 из 64-го сентая вместе с пятью бом­бардировщиками Ки-48 из 75-го сен­тая бомбили Батавию. Пилоты 64-го сентая заявили две сбитые «четырех­моторные летающие лодки». В действительности были сбиты два трех­моторных Дорнье Do-24 из эскадри­льи GVT-8 голландского Королевс­кого ВМФ, которые возвращались после налета на японский конвой в районе Мунтоку. Экипаж Х-71 по­гиб, а летчикам Х-18 удалось доб­раться до берега.

25 февраля 24 «Хаябусы» из 59-го сентая и 32 легких бомбарди­ровщика из 3-го хикодана в два эше­лона бомбили Семплак. Пилоты 59-го сентая доложили, что вели бой с восемью «Харрикейнами» и сбили четыре из них без потерь со своей сто­роны. Японские ВВС за неделю дос­тигли следующие цели: 3-й хикодан в период с 19 по 25 февраля соверши­ли 345 боевых вылетов (в том числе 203 вылета пришлось на истребите­ли). Потеряв три самолета японцы сбили 33 самолета, уничтожили на земле 53 самолета, повредили на зем­ле 50 самолетов.

1 марта большой отряд япон­ских бомбардировщиков численнос­тью до 50 машин, состоявший из лег­ких бомбардировщиков Ки-51 из 90-го сентая и истребителей Ки-43 из 59-го и 64-го сентаев, вылетели в сторо­ну Бандунга бомбить аэродром Андир. Большинство бомбардировщи­ков вернулось назад из-за плохой погоды, но истребители 59-го сентая долетели до цели. Они появились над аэродромом вскоре после того, как там приземлились семь «Харрикей­нов» 242-го дивизиона RAF. На пе­рехват японцев вылетели четыре «Кертиса» CW-21B из 2. VLG-IV. Следом поднялись последние три «Баффало» из 3. VLG-V. Вскоре пилоты RAF увидели короткий и жар­кий бой голландцев с японцами. Один голландец был сбит и выпрыг­нул с парашютом. Это был командир эскадрильи, лейтенант Боксман. Его CW-21В был сбит на высоте 4600 мет­ров. Пилоты 59-го сентая определи­ли своих противников как «Баффало» и заявили два сбитых самолета при потере одного Ки-43. Японцы не стали преследовать голландцев и не заметили пролетавших англичан.

Ближе к полудню 3 марта «Хаябусы» 64-го сентая вылетели с аэро­дрома на Суматре. Их задачей было сопровождать бомбардировщики Ки-48 из 90-го сентая до Бандунга, а затем совершить налет на аэродром Памеунгпеук, расположенный на южном побережье Явы. К цели япон­цы вышли около полудня. Ки-43 об­стреляли аэродром, уничтожив на земле два самолета. Когда к Бандун­гу вышел отряд морской авиации, пилоты А6М2 из 3-го кокутая заме­тили одинокий истребитель, который попытались атаковать, но самолет сумел уйти. Оказалось, что моряки атаковали и серьезно повредили «Хаябусу» командира 64-го сентая. май­ора Татео Като, который совершил вынужденную посадку в Калиджати. 7 марта шесть Ки-43-I из 59-го сен­тая вместе с двумя Ки-48 из "5-го сен­тая совершили налет на Тасикмалайю, концентрируясь на рассеянных по аэродрому самолетах. Японские пилоты доложили об уничтожении двух крупных самолетов и поврежде­нии еще восьми машин. В действитель­ности же им удалось уничтожить один «Харрикейн» из 242-го дивизиона RAF, повредить второй и еще три «Vildebeesty». На следующий день Ява капитулировала. 10 марта лейтенант А. Кикучи из 64-го сентая погиб в ка­тастрофе, облетывая один из трех тро­фейных «Харрикейнов». 12 марта пос­ле завершения боев на Яве части пере­бросили в Чанг-Май в Сиаме.