Бирма (декабрь 1941 - август 1945 года)

 

23 декабря 1941 года японцы провели первый налет на Рангун и окрестные аэродромы силами 27 бом­бардировщиков Ки-21 из 60-го сентая и 18 Ки-21 из 98-го сентая. Затем последовали машины второго эшело­на: 15 бомбардировщиков Ки-21 из 62-го сентая, 27 легких бомбардиров­щиков Ки-30 из 31 -го сентая, в сопро­вождении 30 истребителей Ки-27 из 77-го сентая. Самолеты 60-го и 98-го сентаев бомбили порт и доки Рангу­на, а 62-й и 31-й сентай атаковали аэродром Мингаладон. Союзники не смогли вовремя обнаружить японс­кие самолеты. Тем не менее к Рангу­ну успели долететь 15 «Баффало» из 67-го дивизиона RAF и 12 Р-40С из 3-го дивизиона американской добро­вольческой авиагруппы. На высоте 6100 метров начался воздушный бой. Союзники доложили о сбитых навер­няка 13 Ки-21 и еще семи вероятно, а также одного Ки-27 наверняка и од­ного Ки-27 вероятно. Потери союз­ников составили четыре Р-40С и два пилота, а также два «Баффало», уничтоженных на земле. Два «Баффа­ло» 67-го дивизиона получили по­вреждения в ходе боя.

Японцы действительно понес­ли тяжелые потери, но значительно меньшие, чем доложили союзники. Тем не менее командующий 7-м хикоданом, генерал Кендзи Ямомото получил приказ, выяснить у коман­дующего 3-м хикошиданом, генера­ла Мичио Сугавары причины столь тяжелых потерь. 62-й сентай в ходе налета перестал существовать. Из пятнадцати машин, вылетевших на задание, пять были сбиты, а десять вернулись изрешеченными пулями, многие члены экипажей погибли. 98-й сентай потерял два Ки-21. кроме того, погиб полковник Сигеки У суй. Всего Сугавара доложил, что налет на Рангун обошелся ему в семь Ки-21 и пятьдесят летчиков. Несколько офицеров его штаба выступило про­тив дальнейших налетов, запланиро­ванных на два следующих дня, пред­ложив вместо этого выслать в район аэродрома Мингаладон крупный от­ряд истребителей, с целью расчистить небо от «Баффало» и «Спитфайров» (Так пилоты 77-го сентая идентифи­цировали Р-40С.) противника. Дру­гие утверждали, что союзнические машины слишком хороши, чтобы с ними могли справиться японские ис­требители. И это несмотря на то, что 77-й сентай не потерял в ходе налета ни одного Ки-27.

В конце концов генерал Суга­вара отменил запланированный на 24 декабря налет и подтянул резервы. Из Пномпеня прибыл 12-й сентай тя­желых бомбардировщиков Ки-21, из Сайгона - 47-й отдельный чутай, ос­нащенный экспериментальными ис­требителями Накадзима Ки-44 Тип 2 «Секи». Однако Ки-44 имели слиш­ком маленькую дальность полета, чтобы участвовать в налете на Ран­гун. Поэтому с Малайи отозвали 64-й сентай майора Татео Като. В полдень в среду 24 декабря 25 «Хаябус» вылетело из Кота-Бхару и направи­лось в сторону Бангкока. Маршрут имел протяженность около 700 км. На новом месте пилоты 64-го сентая залили баки, отдохнули и 25 декабря были готовы вылететь на Рангун.

25 декабря состоялся второй массированный налет на Рангун. С японской стороны в нем участвова­ли части 7-го хикодана (21 Ки-21-II-Ко из 12-го сентая, 36 Ки-21 из 60-го сентая и 25 Ки-43 из 64-го сентая), а также 10-го хикодана (восемь отре­монтированных Ки-21 из 62-го сен­тая. 27 Ки-30 из 31-го сентая и 32 Ки-27 из 77-го сентая). Майор Като вел отряд из десяти Ки-43. семь «Хаябус» шло сзади, а восемь прикрывало группу сверху. Вся эта армада шла на высоте около 5800 метров. Перед це­лью группа разделилась. Ведущий Ки-21 из 12-го сентая. в котором ле­тели генерал Ямамото и командир

12-го сентая, полковник Китадзима, начал терять мощность в одном мо­торе и отстал от основных сил. Ос­тальные машины 12-го сентая и «Хаябусы» майора Като снизились до 5500 метров.

Поскольку радиосвязь между самолетами практически отсутство­вала, приходилось управлять частью с помощью визуальных сигналов, а это занимало очень много времени.

Десять «Хаябус» майора Като прикрывали шесть Ки-21, которые остались при машине командира 12-го сентая. Главные силы отряда -двадцать Ки-21 - с поворотом набра­ли высоту. Вместо выбывшего на­чальства, командование на себя при­нял майор Йосикума Оура. С этого момента 12-й сентай занял позицию за 60-м сентаем, поскольку Оура ре­шил лететь прямо на Рангун, отказав­шись от первоначального ломанно­го маршрута с поворотом над Моулмейном. Японский отряд разделился на три группы. 36 бомбардировщи­ков Ки-21 из 60-го сентая полковни­ка Коидзиро Огавы шли без прикры­тия. Восемь Ки-21 из 62-го сентая на­правились на север Рангуна. Еще 27 Ки-30 из 31-го сентая и 32 Ки-27 из 77-го сентая образовали третью группу.

Технические службы амери­канской добровольческой группы работали непокладая рук, латая по­врежденные 23 декабря машины. К началу налета группа располагала тринадцатью боеготовыми Р-40С. На этот раз командующий 3-го дивизи­она «Хеллз Эйнджелз», командир эс­кадрильи (Офицер в звании команди­ра эскадрильи в американской доб­ровольческой группы служил коман­диром дивизиона.) Арвид Ольсон получил предупреждение едва японцы показались над Бирмой. Он под­нял свои «Томагавки» в воздух в 11:30. Американцы действовали си­лами двух эскадрилий, которые вели Джордж Макмиллан и Паркер Дюпуи. Эскадрилья Макмиллана при­крывала нефтеперегонный завод в Сириаме, а Дюпуи кружил над аэро­дромом. Пилоты, взмокшие от тро­пической жары, теперь тряслись от холода на высоте. В этот момент появился «Дуглас DC-2», который ле­тел в сторону Мингаладона, имея на борту двух высших военачальников региона: генерала Джорджа Бреттема и генерала Арчибальда Уейвела. Гене­ралы летели в Бирму обычным марш­рутом Куньмин-Лашо-Рангун. Они вышли из самолета в тот момент, ког­да на аэродром упали первые бомбы.

20 бомбардировщиков Ки-21 из 12-го сентая майора Оуры первы­ми появились над Рангуном. Их це­лью была электростанция. Самолеты сбросили по тонне бомб каждый и ушли на юго-восток. Их сопровож­дали пятнадцать «Хаябус» из 64-го сентая. Вскоре все остальные японс­кие самолеты отбомбились и взяли курс на залив Мартабан.

Джордж Макмиллан продол­жал кружить над заводом, когда заме­тил шедшую от Рангуна группу майо­ра Оуры. Макмиллан никогда прежде не видел «Хаябус», поэтому неправиль­но идентифицировал их как «Зеро». Американцы, несмотря на подавляю­щее преимущество противника, атако­вали. Завязался бой, в котором первую роль сыграл Дюк Хедман.

Позднее он написал в рапор­те: «Я сближался с противником, на­стигая его сзади и снизу. Я открыл огонь и стрелял, пока бомбардиров­щик не взорвался в пятидесяти мет­рах передо мной.

Я держался сзади, чтобы зай­ти в хвост следующему бомбардиров­щику. Открыв огонь, я жал гашетку пока от нижней передней части фю­зеляжа не повалил дым. Резко я ушел вниз, перезарядил пулеметы, снова набрал высоту и начал короткими очередями обстреливать два летев­ших рядом бомбардировщика... за­кончив атаку полубочкой. Заходя на следующий круг, я увидел, как три самолета отделились от основной группы и ушли влево. Я приблизил­ся к ним на дистанцию 100 ярдов и выпустил короткую очередь в правое крыло самолета. Из правого двига­теля машины повалил густой черный дым и бомбардировщик завалился на крыло. Я пошел вверх, преследуя ве­дущую машину. С дистанции 100 яр­дов я выпустил в бомбардировщик длинную очередь. Тот сразу свалил­ся на нос и пошел к земле, таща за собой шлейф густого черного дыма. Очередь, пущенная бортстрелком тре­тьего бомбардировщика, разбила фо­нарь моей кабины и попала в бронес­пинку кресла. Я лег на крыло и в 500 ярдах заметил уходящий «Зеро». Я за­ложил вираж ему наперерез и с дистан­ции 300 ярдов открыл огонь. Самолет взорвался в воздухе и рухнул».

Тут Хедман заметил, что японский истребитель атаковал другой «Томагавк». Жертвой японского летчика едва не стал тридцатилетний опытный пилот ВМФ США Керт Смит. Смит вернулся на базу с почти полным боекомплектом. «Сбив» са­молет с хвоста Смита, Хедман сам оказался атакованным другим «Хаябусой». Хедман лег на крыло и ушел в глубокое пике, опустившись с 6100 метров до 1500. Там Хедман ушел в облака и направился в Хайленд-Квин - запасной аэродром RAF в Хвамби, где и приземлился на остатках топ­лива. Гедману засчитали четыре Ки-21 и одного Ки-43, но в официальных актах эти самолеты не фигурируют. Хедман решил передать свои победы на общий счет эскадрильи. В резуль­тате он потерял шансы стать первым асом добровольческой группы, за­кончив день с рейтингом 3,83.

Чарльзу Олдеру записали два Ки-21 и один «Зеро». Вместе с его победами, одержанными 23 декабря, рейтинг пилота составил 4,83. Р.Т. Смиту записали два бомбардировщи­ка и истребитель. Джорджу Макмиллану - три Ки-21, а Тому Хейвуду и Эдди Оверенду - по два Ки-21. Эти результаты были сильно завышены. В действительности японцы не поте­ряли ни одного «Хаябусы», а 12-й сентай потерял только пять Ки-21: три над Бирмой и два поврежденных бомбардировщика разбились на об­ратном пути. Эскадрилья Макмилла­на потеряла два «Томагавка». После атаки на второй бомбардировщик машина Эдди Оверенда была сбита «Хаябусой» майора Като. Р-40С совершил вынужденную посадку на рисовом поле в 50 км восточнее Ран­гуна. Другой жертвой японцев стал сам Макмиллан. Его «Томагавк» с раз­вороченным правым крылом и радиа­тором разбился во время вынужденной посадки в районе Тхонгва. Сам Мак­миллан был ранен в руку.

Эскадрилья Паркера Дюпуи начала преследование 60-го сентая, 36 Ки-21 которого кружило над це­лью северо-западнее Рангуна. Толь­ко Лью Бишоп попытался прорвать­ся к бомбардировщикам. Самолеты, 'которые собирали строй над Рахенгом - Ки-21, Ки-30 и Ки-27 - шли к Мингаладону с востока. Истребите­ли Ки-27 из 77-го сентая майора Йосиоки, вместе с отдельными Ки-43 из 64-го сентая оставили свой отряд и улетели на помощь 60-му сентаю. Билл Рид, который вел бой с несколь­кими японскими истребителями, по­зднее вспоминал:

«Одид провоцировал меня на атаку, а два другие набрали высоту и ждали, когда я поддамся на прово­кацию».

Боб Брук доложил об одном сбитом Ки-27, но оказался атакован четырьмя другими истребителями и поспешил уйти в облака. Паркер Дюпуи провел лобовую атаку на японский истребитель с «трапецие­видными концами крыльев и рядным двигателем», идентифицируя его как «Мессершмитт-109». Флайт-офицер П.Б. Бингем Уоллис из 67-го дивизи­она RAF подтвердил это наблюдение, несмотря на то, что японские ВВС не имели на вооружении таких самолетов. Дюпуи видел, как сбитый им самолет разбился в болоте под Тхонгва. Он начал набирать высоту, как заметил пикирующего в его сто­рону «Хаябусу», ведущего огонь из пулеметов. Три раза Дюпуи набирал высоту, ведя бой с самолетом с убран­ными шасси, пока его не атаковал второй «Хаябуса». Противником Дюпуи мог быть майор Като, кото­рый очень волновался о том, что 60-й сентай остался без прикрытия. В своем дневнике Като записал:

«Я все больше беспокоился. Когда 12-й сентай сбросил бомбы, я направился на полной скорости на встречу с самолетами полковника Огавы. По дороге сбил два или три истребителя противника».

Одним из сбитых истребите­лей был Р-40С Эдди Оверенда. Вто­рым Като посчитал Дюпуи, уход в облака которого он принял за паде­ние. Японские пилоты также грубо завысили свои результаты. Над зали­вом Мартабан Дюпуи заметил семь летевших в сторону Сиама бомбар­дировщиков - отряд Като оставил их без прикрытия. Дюпуи атаковал в лоб ведущую машину, но был пере­хвачен одиночной «Хаябусой». Пол­ковнику Китадзиме и генералу Яма­мото удалось в целости и невредимо­сти вернуться в Бангкок.

Бил Рид также вел бой с истре­бителями сопровождения и доложил об одном сбитом «Зеро». Затем Рид снизился и зашел в хвост бомбарди­ровщику Ки-21. Преследуя самолет, Рид приблизился к Дюпуи. который вел бой с истребителями. Бой длился пять минут и не принес никакого ре­зультата. Оба «Томагавка» поверну­ли на Мингаладон. Дюпуи и Рид шли на высоте 6100 метров когда замети­ли ниже три «Хаябусы» и несколько бомбардировщиков майора Оуры. Спустя много лет ветеран 64-го сен­тая вспоминал:

«1-й и 2-й чутай не услышали приказа остаться с бомбардировщи­ками и покинули строй сразу, как только бомбардировщики сбросили свой груз, и тут же бросились в бой вопреки плана.

Рид продолжает: «Я открыл огонь по одному из истребителей. Самолет внезапно взорвался и упал в воду».

Рида стал сержант Сигекапу Вакаяма из 64-го сентая. Когда «Хаябуса» Вакаямы взорвал­ся. Дюпуа, который тоже было целил в этот самолет, отвернул в сторону и увидел еще одного японца. Понимая, что скорость «Томагавка» слишком велика, и что он может просто вре­заться в японский истребитель, Дюпуа лег на крыло, чтобы пройти ле­вее и ниже японского самолета. Это ему почти удалось, но концом крыла Дюпуа все же чиркнул по стыку кры­ла и фюзеляжа «Хаябусы». Крыло отлетело в сторону, и самолет лейте­нанта Хироси Окуямы свалился в крутой штопор и упал в море. «Томагавк» Дюпуа потерял метр с лиш­ним крыла, но все же смог дотянуть до аэродрома. Вместе с невольным тараном Дюпуа, пилоты 3-го дивизи­она «Хеллз Эйнджелз» отметили Рождество двадцатью пятью сбиты­ми машинами противника. Их анг­лийские коллеги действовали чуть менее удачно. Четырнадцать «Баффало» из 67-го дивизиона RAF выле­тели в сторону 60-го сентая полков­ника Огавы, когда тот летел на Ран­гун. «Баффало» еще не успели на­брать высоту, как их атаковали Ки-27 из 77-го сентая майора Йосиоки и сбили четыре английские машины. Взводный офицер Ламберт, сержант Хьюитт, сержант Макнабб и сержант Макферсон погибли. Уцелевшие английские летчики доложили о трех сбитых японских истребителях и ве­роятно сбитом бомбардировщике. Таким образом, союзники сбили 28,5 самолетов, потеряв два Р-40С и четы­рех «Баффало», еще два «Баффало» получили повреждения.

В действительности, потери японцев были гораздо скромнее. 64-й сентай потерял две «Хаябусы». сби­тых Ридом и Дюпуа, а 77-й сентай потерял три Ки-27, сбитых англича­нами или американцами. Кроме того, 12-й сентай потерял пять Ки-21. Док­лады японских пилотов были не ме­нее оптимистичны: 64-й сентай запи­сал на свой счет десять сбитых само­летов, 77-й сентай - семь наверняка и четыре вероятно, а бортстрелки 12-го сентая доложили не много ни мало о девятнадцати (!) сбитых самолетах.

В январе и феврале американ­ская добровольческая группа дей­ствовала на юге Бирмы, а 64-й сен­тай сражался над Малайей, Сингапу­ром и Голландской Ист-Индией. 9 марта 1942 года пал Рангун, а союз­нические авиадивизионы перебази­ровались в Магве, в 400 километрах от Рангуна. Японцы усилили свою ударную группировку. Генерал Эирё Обата, который теперь командовал 5-м хикошиданом, собрал на шести аэродромах в Бирме и Сиаме шесть сентаев, насчитывавших в общей сум­ме около 200 самолетов.

64-й сентай под командовани­ем подполковника Като перебазировался в Чанг-Май в Сиаме, восточ­нее Тоунгу. Сентай оставил свои ста­рые машины Ки-43-I-Ko в Голландс­кой Ист-Индии, получив на новом месте 18 истребителей Ки-43-1-Хей, вооруженных 12,7-мм пулеметами. Задачей 5-го хикошидана генерала Обаты было ликвидировать союзни­ческую авиацию в регионе с тем, что­бы 15-я армия генерала С. Ииды мог­ла наступать на север, не оглядыва­ясь на небо.

21 марта 1942 года над Магве появился скоростной двухмоторный разведывательный самолет Мицубиси Ки-46 с генерал-майором Ямамо­то на борту. Генерал едва не попла­тился за свое безрассудство. Над аэродромом у самолета вышло из строя кислородное оборудование. Пилот на время потерял сознание, и самолет спикировал до 2000 метров, прежде чем летчик пришел в себя. С аэродрома вылетели два «Харрикейна» из 17-го дивизиона RAF, но анг­личанам не удалось перехватить японскую машину. К тому времени японцы обложили аэродром Магве, планируя удар с северо-запада. 26 бомбардировщиков Ки-21-П из 12-го сентая в сопровождении четырнадца­ти «Хаябус» подполковника Татео Като вылетели бомбить Магве. На их перехват в воздух поднялось шесть «Харрикейнов Mk IIB» из 17-го ди­визиона RAF и пять Р-40С из 3-го дивизиона преследования американ­ской добровольческой авиагруппы. Два «Томагавка», пилотированные Паркером Дюпуи и Кеном Джернстедтом. набрали высоту 4000 метров. С этой высоты пилоты замети­ли бомбардировщики 12-го сентая, которые летели к аэродрому с севе­ро-запада. Чуть дальше шли истреби­тели сопровождения. Дюпуи и Джернстедт поднялись еще выше, пока не получили преимущество в высоте над противником, и атаковали сзади пять Ки-21. Р-40С Джернстедта получил попадание в фонарь кабины. Облом­ком плексигласа Джернстедт был ра­нен в глаз и вышел из боя. Дюпуи ус­пел сделать три боевых захода, преж­де чем подоспели «Хаябусы». Амери­канский пилот повернул в сторону ближайшего японского истребителя и в лобовой атаке повредил Ки-43 двигатель. Одна из 12,7-мм пуль, пу­щенных японцем, пробила кабину «Томагавка» ниже фонаря и ранила Дюпуи в руку. Дюпуи позднее напи­сал в рапорте:

«Я спикировал до земли, а шесть остальных японцев преследо­вали меня на расстоянии около кило­метра. Подбитый мной самолет на моих глазах рухнул в джунгли в 50 км к северо-западу от Тоунгу».

Японцы два дня непрерывно бомбили Магве. В итоге им удалось ликвидировать авиацию союзников в Бирме. Однако триумф генерала Оба­ты объяснялся слишком просто - на пять японских самолетов приходил­ся только один союзнический. Один из японских офицеров позднее сооб­щал, что в Магве было уничтожено не менее 120 союзнических самоле­тов! Эта фантастическая цифра по­явилась еще в боевых отчетах. В дей­ствительности я Магве японцы уничтожили 20 самолетов: половину «То­магавков» добровольческой авиа­группы, половину «Харрикейнов» 17-го дивизиона RAF и почти все «Бленхеймы» 45-го дивизиона RAF. Союзнические авиачасти покинули Магве. Американская добровольчес­кая авиагруппа полковника Клера Л. Шенно перебазировалась в Лоивинг на китайско-бирманской границе, а дивизионы RAF - в Акьяб, а позднее в Индию.

23  марта 26 Ки-21-И из 98-го сентая в сопровождении 16 «Хаябус» из 64-го сентая атаковали аэродром Акьяб. На их перехват вылетели все способные летать «Харрикейны» 136-го дивизиона R AF. командира эскад­рильи Элдсона. Элдсон приказал в первую очередь сбивать бомбарди­ровщики. Пилоты доложили о двух сбитых Ки-21. из которых один запи­сали сержанту Джимми Уэзеролу, а второй стал совместной победой сер­жантов Верна Батлера и Фредди Пикарда. Вскоре подоспели «Хаябусы» и атаковали англичан. Один Ки-43 зашел в хвост и сбил взводного офи­цера Эрика Брауна, который сумел выпрыгнуть с парашютом. Флайт-лейтенант Гай Марсленд - ветеран «Битвы за Англию» - доложил об од­ном сбитом Ки-43, однако в тот день 64-й сентай не понес потерь.

24 марта шесть Р-40С из 1-го дивизиона американской доброволь­ческой авиагруппы обстреляли аэро­дром Чанг-Май, на котором базиро­вался 64-й сентай. Японская зенитная артиллерия сбила «Томагавк» Билла Макгэрри, который выпрыгнул с парашютом и попал в плен. «Летаю­щим Тиграм» засчитали 15 уничто­женных на земле японских самоле­тов. В действительности американ­цам удалось уничтожить лишь три «Хаябусы» и повредить еще десять машин, в том числе четыре серьезно. Но японские механики работали с огоньком и до полудня японцы рас­полагали одиннадцатью боеспособ­ными истребителями. Так начался изнуряющий поединок на выживание между 64-м сентаем и американской добровольческой авиагруппой.

Во второй половине дня один­надцать Ки-43 из 64-го сентая выле­тели на сопровождение 53 бомбарди­ровщиков Ки-21, шедших бомбить Акьяб. На перехват противника в воздух поднялось одиннадцать «Харрикейнов»из 136-го дивизиона RAF. Завязался бой, во время которого взводный офицер Алан Китли и сер­жант Бифф Вине сбили по одному бомбардировщику, а сержант Фрэнк Уайлдинг доложил о двух сбитых ис­требителях: одни вероятно и другой наверняка. Пилоты 64-го сентая сби­ли два «Харрикейна». Сержант Пейн погиб, а сержант Батлер получил лег­кое ранение и вернулся в расположе­ние части на следующий день. Сер­жант Фредди Форчун разбил свой самолет, совершая вынужденную по­садку на аэродром.

28 марта 18 «Хаябус» из 64-го сентая во главе с подполковником Като в 12:30 обстреляли аэродром Акьяб. Несмотря на полученное пре­дупреждение, аэродром оказался захвачен врасплох. Японцы доложили об уничтожении и повреждении одиннадцати самолетов. В действи­тельности им удалось уничтожить лишь один транспортный двухмотор­ный биплан «Валентия» и семь «Харрикейнов» 136-го дивизиона. В воз­дух успели подняться только два «Харрикейна». Взводный офицер Лорн Лекроу был сбит, не успев даже набрать высоту. Он выпрыгнул из падающей машины и на парашюте опустился в море. Самолет команди­ра эскадрильи Джимми Элсона так­же был атакован японскими истреби­телями. Однако Элсон сумел уйти от преследования и приземлиться на за­пасном аэродроме Олд-Энгас. Пило­ты 64-го сентая доложили об одном сбитом «Харрикейне» и одном сбитом вероятно. После этого налета ан­гличане покинули Акьяб и эвакуиро­вались в Индию.

8 апреля во вторник в 9:30 над базой американской добровольчес­кой авиагруппы в Лоивинге на боль­шой высоте пролетел разведчик Ки-46. Чарльзу Олдеру и Эдди Оверенду не удалось перехватить японца. На­блюдатель, вернувшись на базу, до­ложил, что на аэродроме стоят пят­надцать самолетов. Это было почти верная цифра. Всего на аэродроме в то утро находилось девять Р-40С из 3-го дивизиона авиагруппы, четыре «Харрикейна» из 17-го дивизиона RAF, один «Бленхейм» и три Р-40Е без вооружения, которых должны были перегнать в Куньмин. В то утро подполковник Като планировал со­провождать бомбардировщики в Мамьё. Но он поменял планы и ре­шил атаковать Лоивинг.

Впервые японцы должны были атаковать аэродром, прикры­тый сетью раннего оповещения, ко­торую Клер Ли Шенно в течение че­тырех лет организовывал, будучи на посту советника китайских ВВС. Подполковник Като отправил в бой неопытных пилотов. Трое ветеранов 64-го сентая были отозваны в Япо­нию, где шло формирование новых частей, а на их место прислали вы­пускников летных школ. Кроме того, Като недооценил противника. Из допроса Макгэрри он узнал, что 3-й дивизион располагает двенадцатью «Томагавками» при поддержке четы­рех «Харрикейнов» RAF. Но в то утро Шенно отправил из Куньмина в Лоивинг - главной базе на западе Китая - три новых «Кертиса Р-40Е Киттихоук» (в американской армии эти самолеты назывались «Уорхоук», но американская добровольческая авиагруппа придерживалась англий­ской номенклатуры).

Подполковник Татео Като, выйдя к Лоивингу, зашел на цель на высоте 600 метров. Он планировал провести стандартный маневр: пике - набор высоты - новый заход. Капи­тан Харуясу Маруо должен был при­крывать всю группу сверху, но не удержался от искушения и со всем своим звеном полетел обстреливать аэродром. Поскольку бортовые ра­диостанции истребителей работали плохо и летчики больше полагались на визуальные сигналы, Маруо не смог доложить командиру о том, что подключился к атаке. Это была фа­тальная ошибка. «Летающие тигры» кружили над аэродромом на высоте 6700 метров. В одиночку и парами американцы атаковали японцев сверху в тот момент, когда те начи­нали очередной заход. Арвид «Оли» Ольсон на «Киттихоуке» первым сбил «Хаябусу». Потом появились «Томагавки». Роберт Т. Смит, Фриц Вольф и К.Х. «Линк» Лафлин заяви­ли по два сбитых «Зеро», а Джон Донован, клифф Грох, Фред Ходжиз, Эдмунд Оверенд и Роберт Литтл - по одному. Всего американцы доложи­ли о двенадцати сбитых японских са­молетах, которые идентифицировали как «Зеро». Потери американцев: один Р-40Е, уничтоженный на земле, и поврежденные один Р-40Е и один «Бленхейм».

В действительности 64-й сентай понес тяжелые потери, но не столь катастрофические. Над Лоивингом было сбито только четыре «Хаябусы». Погиб капитан Кацуми Анма - командир 3-го чутая, имев­ший на боевом счету 12 воздушных побед, одержанных в Китае, Манджурии, Малайе и Голландской Ист-Индии. Его «Хаябуса» разбился на рисовом поле в 3 километрах южнее Лоивинга. Авторами победы стали стразу четыре американских пилота: Вольф, Оверенд, Смит и Грох, но каждый из них записал эту победу как индивидуальную. Также погибли сержант Харуто Вада, ветеран сен­тая, чья машина разбилась у начала ВПП, и молодой лейтенант Тадао Куроки. Четвертым японцем, сбитым над Лоивингом, стал лейтенант Минеюки Окимура.

Видя, что над Лоивингом ра­зыгралось настоящее сражение, пол­ковник Шенно отправил на подмогу семь Р-40Е и три Р-40С из 2-го диви­зиона, которым командовал Текс Хилл. Затем Шенно вместе с несколь­кими механиками сел в китайский DC-2 и вылетел в Лоивинг.

Тем временем подполковник Като собрал уцелевших пилотов и самолеты в Чанг-Май, чтобы совер­шить новый налет на Лоивинг на рас­свете 10 апреля. Механики 64-го сен­тая подготовили одиннадцать «Хаябус» к этому сроку. Самолеты долж­ны были пролететь 1200 км. Три японских самолета столкнулись на земле во время рулежки. Оставшиеся восемь Ки-43 поднялись в воздух в 3:45, но вскоре у трех машин начала падать мощность двигателя и они вернулись на аэродром. Союзничес­кие наблюдатели, несомненно, слы­шали летящие самолеты, но тревож­ное предупреждение в Лоивинг не передали. Японцы появились над аэродромом в 6:10. Подполковник Като увидел 23 самолета, стоящие рядами на аэродроме. Японцы не­сколько раз проходили над аэродро­мом, но им не удалось поджечь ни одной машины, во многом благода­ря самогерметизирующимся топливным бакам американских истребите­лей. Командир 64-го сентая решил, что противнику нанесены серьезные поте­ри, но эти потери оказались меньше, чем понесли японцы во время амери­канского налета на Чанг-Май.

Тем временем механики 64-го сентая починили поврежденные само­леты. Подполковнику Като доложили, что «в его распоряжении есть девять самолетов для того, чтобы нанести нокаутирующий удар после полудня».

В 14:30 сеть раннего предупреж­дения заметила девять «Хаябус» в рай­оне Лашо. Тут кончалась железнодо­рожная ветка и начиналась шоссе, ве­дущее вглубь гористой части Китая.

В Лоивинге в 14:45 прозвучал сигнал тревоги. Шесть «Томагавков» поднялись на высоту 7600 метров, чтобы прикрыть базу с воздуха. Ис­требители 64-го сентая снова оказа­лись ниже американцев. Лейтенант Йохеи Хиноки, который в этот день уже второй раз летел на Лоивинг, за­метил, как четыре «Томагавка» ата­ковали эскадрилью лейтенанта Такеси Эндо. Хиноки повернул в сторону боя и открыл огонь по ближайшему самолету. Его ведомый, сержант Аикичи Мисаго, также вступил в бой. Боб Брук так описал бой в своем рапорте:

«Я провел три атаки на само­лет противника, каждый раз поражая его огнем. В четвертой атаке... япо­нец повернул влево, перевернулся вниз кабиной, а из его левого крыла полыхнуло пламя. Горящий самолет пошел вниз, а я следовал за ним в те­чение нескольких десятков секунд».

Такой была участь сержанта Мисаго. Тем временем Хиноки и Ро­берт Т. Смит кружили на границе облаков, постепенно теряя высоту. Наконец Смиту удалось прошить «Хаябусу» Хиноки. Японский пилот был ранен, из правого крыла тек бен­зин. За японским истребителем потянулся дым и Смит решил, что про­тивник загорелся. Смит так вспоминал эту битву: «Обстреляв его, я вдруг уви­дел струйку дыма, вырывавшуюся из двигателя. Самолет свалился в пике». Смит полетел было за подби­тым самолетом, но тут его перехва­тили два других Ки-43. Смиту потре­бовалось восемь минут, чтобы ото­рваться от противника. Хиноки на остатках бензина добрался на своей разбитой машине до Чанг-Май. В обшивке самолета насчитали 21 про­боину, оставленную пулями амери­канских пулеметов. Сам Хиноки ме­сяц провел в госпитале. Подполков­ник Като заявил один сбитый «Тома­гавк», другую победу записали на счет старшего сержанта Йосито Ясудзо. которому удалось втянуть противника в карусель. Поскольку пулеметы Ясудзы отказали, ему при­шлось выйти из боя, но он видел, как его противник попытался сделать свечу, но потерял скорость и упал в джунгли. Оказалось, что два сбитых истребителя были не «Томагавки», а «Харрикейны» из 17-го дивизиона RAF. Пилотами-неудачниками были 2-й лейтенант Гордон Петер из SAAF (SAAF - South African Air Force - ВВС Южной Африки.), и сержант Дж. Ф. Баррик.

Видя, что японцы выходят из боя, Чарльз Олдер и Роберт Дюк Хедман направились на юг, надеясь пе­рехватить противника на обратном пути. Никого не обнаружив они по­вернули назад и почти тут же наткну­лись на японцев. Оба американца поднялись вверх и пикировали на са­молет противника. Это была маши­на старшего сержанта Ясуды, кото­рый увидел, как трассирующие пули прошили капот двигателя. Японец очертя голову бросился в бой, но тут у него отказали пулеметы. Позднее он вспоминал:

«Все, что я мог сделать - это только крутиться. Из выхлопных труб белым дымом летело масло и заливало фонарь кабины».

В течение получала Чарльз Олдер и Роберт Хедман крутили ка­русель с истребителем противника, закончив бой уже за линией гор. Вы­пустив в сторону противника не­сколько очередей, американцы заме­тили, как самолет резко пошел вниз, выпустив струю черного дыма. Одна­ко Ясуда сумел удержать в воздухе поврежденный самолет и дотянуть до Чанг-Май.

Роберт Т. Смит также решил поохотиться на отступающих японцев. Он начал преследовать сразу три «Хаябусы» и за пять минут сумел со­кратить дистанцию до 100 ярдов, пос­ле чего открыл огонь. Один Ки-43 получил попадание и упал на рисо­вом поле на склоне горы. Вместе с самолетом разбился сержант Чикара Гото, который имел две воздушные победы, одержанные над Сингапу­ром 31 января 1942 года. 21 апреля в 64-й сентай прибыл капитан Ясухико Куроэ, который возглавил 3-й чутай вместо погибшего капитана Анмы. Служа в других частях, Куроэ сбил три самолета противника, по­этому должен был стать одним из лучших асов 64-го сентая.

29 апреля император Японии Хирохито отметил свое 41-летие и высшее командование японской ар­мии решило сделать императору по­дарок - занять Лашо. План предус­матривал захват города с помощью парашютного десанта. С этой целью генерал Обата решил нейтрализовать в районе авиацию союзников. Под­полковник Като получил пополнение в виде нескольких истребителей. 28 апреля 64-й сентай вылетел силами 20 истребителей. «Хаябусы» взяли курс на Лоивинг, сопровождая 24 бомбар­дировщика Ки-21-П-Ко из 12-го сен­тая. Так случилось, что полковник Шенно в утром того дня отправил десять Р-40С и четыре Р-40Е в Лашо, на поддержку китайских частей. По­скольку кислородных баллонов на всех не хватило, большинство амери­канских самолетов летело без кислородного оборудования. Командир эскадрильи Арвид Ольсон повел во­семь «Томагавков» на высоте 3000 метров. Два Р-40С, имевших на бор­ту кислородную маску, шли несколь­кими сотнями метров выше. Еще выше, на высоте 5500 метров летели четыре Р-40Е из 2-го дивизиона Текса Хилла. Эта трехступенчатая фор­мация направилась на юг, когда Текс Хилл заметил японские самолеты, летящие встречным курсом. Хилл со­общил эту информацию Олсону, но не услышал от того подтверждения. Поэтому он связался с одним из пи­лотов 3-го дивизиона, попросил его доложить о противнике командиру, а сам повел свое звено в сторону бом­бардировщиков.

Шесть «Хаябус» из 3-го чутая 64-го сентая, ведомых капитаном Йосико Куроэ, сбросили подвесные топливные баки и полетели на пере­хват американцам. Хилл написал в своем боевом рапорте:

«Я пустил четыре короткие очереди в моего первого противника и попал. Получив четвертую очередь, японец свалился в пике и упал в джун­гли. С этого момента началась кру­говерть, в которой участвовали «Зеро» и Р-40. Имея незначительное преимущество в высоте я повел ло­бовую атаку на второго «Зеро»... Рас­стояние сокращалось так быстро, что я рванул штурвал на себя, чтобы из­бежать столкновения».

Лью Бишоп сбил «Хаябусу», сидевшую на хвосте «Киттихоука» Хилла и увидел, как японский пилот выпрыгнул с парашютом. Отдача шести 12,7-мм пулеметов была столь сильна, что истребитель Бишопа по­терял скорость и свалился в штопор. Выведя машину из падения. Бишоп заметил еще одного японца, который спешно покидал поле боя. Бишоп нагнал его и дал очередь. По словам самого Бишопа, очередь буквально отрезала крыло японскому самолету. Бишоп вернулся назад и заметил, как Том Джонс обстреливает стремитель­но теряющий высоту японский истре­битель. Наконец «Хаябуса» лег на крыло и свалился в штопор. Джонс спустился вслед за противником по­чти до высоты 1000 метров, но так и не смог его поджечь. Тем не менее, Джонсу засчитали сбитый самолет, также как и Фрэнку Адкинсону. В итоге получилось, что американцы сбили семь из шести японских само­летов!

Оли Олсон так и не получил предупреждения Хилла, и его истре­бители атаковали японские бомбар­дировщики, летевшие парами и трой­ками. Кен Джернстедт заметил не­сколько «Хаябус», которые настига­ли американцев сзади и снизу. Эдди Оверенд в пике атаковал трех япон­цев. Машины разделились. Один Ки-43 пошел резко вверх, но, когда Джернстедт пустил в него две очере­ди, потерял скорость, потом взорвал­ся и рухнул на землю. Противником американцев был 3-й чутай капита­на Куроэ, присоединившиеся к основным силам после боя с дивизио­ном Хилла. По словам Эдди Оверенда в бою участвовали четыре японс­ких истребителя. Два из них набрали высоту и ушли в сторону. Оверенд приблизился ко второй паре и пустил длинную очередь по правой машине. Раздался взрыв, самолет задрал нос, потерял скорость и рухнул вниз. Спи­ной Оверенд почувствовал, что пер­вая пара японцев зашла ему в хвост. Оверенд включил форсаж и на ско­рости 531 км/ч оторвался от пресле­дователей. Однако при этом он по­терял из вида и свою жертву. Олдер в том же бою заявил два сбитых са­молета. Паркер Дюпуи и Том Хейвуд почти догнали бомбардировщики, когда один из истребителей сопро­вождения повернул им навстречу. Оба американца приняли вызов. Хей­вуд рассказывал: «Каждый из нас со­вершил по три боевых захода. Истре­битель начал разваливаться в возду­хе, потерял управление и разбился в джунглях».

Роберт Т. Смит и Пол Грин также летели за бомбардировщика­ми, но и им пришлось сначала прой­ти мимо истребителей сопровожде­ния. Роберт Смит вспоминал:

«Оба мы начали крутить кару­сель, сев на хвост одного из японцев. Сменяя друг друга мы вели огонь. Я попал первым. Японец резко ушел вверх, я последовал за ним. Я снова открыл огонь и увидел, как трасса про­шла через самолет противника. Двига­тель загорелся, истребитель свалился в плоский штопор и упал в джунгли».

Грин также доложил об одном сбитом истребителе. Всего пилоты американской добровольческой авиагруппы заявили тринадцать сби­тых самолетов противника. Японцы признали потерю только двух машин из семи, которые отсекали американ­цев от бомбардировщиков. Первым был сбит один из пилотов 3-го чутая - взводный офицер Хирано. Самому Хирано пришлось прыгать с пара­шютом. Скорее всего Ки-43 Хирано был поврежден Тексом Хиллом, а добит Лью Бишопом или Томом Джонсом. Через шесть дней Хирано вернулся на аэродром Кьедав. Дру­гим сбитым японцем был лейтенант Тадаси Катаока, который был сбит кем-то из группы Дюпуи - Хейвуд -Смит - Грин. На следующий день японцы заняли Лашо, вынудив «Ле­тающих тигров» отступить еще даль­ше в глубь Китая.

Последний бой между амери­канской добровольческой авиагруп­пой и 64-м сентаем состоялся над Баошаном 4 мая 1942 года. Чарли Бонд из 1-го дивизиона авиагруппы был один в воздухе. Ему удалось обстре­лять и повредить два бомбардиров­щика, после чего Бонд повернул на­зад. Тут его перехватили три «Хаябусы», которые сбили «Томагавк», а Бонд выпрыгнул с парашютом. Да­лее 64-й сентай совершил налет на американский аэродром, уничтожив на земле еще два Р-40. В боях с «Ле­тающими тиграми» 64-й сентай поте­рял одиннадцать «Хаябус» в воздухе и три на земле, погибло девять япон­ских пилотов. За пять лет предыду­щих боев сентай не знал таких по­терь. В свою очередь, Шенно в этом поединке не потерял ни одного пило­та, лишь Макгэрри пришлось прове­сти три года в лагере для военноплен­ных в Сиаме. Материальные потери американцев составили пять «Тома­гавков» и один «Киттихоук», унич­тоженных в небе или на земле.

17 мая лейтенант Сабуро Накамура из 64-го сентая перехватил и сбил одиночный «Гудзон» (АМ934) из 62-го дивизиона RAF, пилотиро­ванного взводным офицером Э.С. Корбеттом. Самолет разбился в рай­оне Мхази около Акьяба. 21 мая стар­ший сержант Йосито Ясуда и два дру­гих пилота 64-го сентая перехватили еще один «Гудзон» (АМ941) из 62-го дивизиона, который пилотировал флайт-офицер Пол Спрингмен, один из пилотов 53-го дивизиона RAF. Ясуда сбил бомбардировщик после долгой погони в 30 км от Читтагон­га. В тот же день подполковник Като во главе семи Ки-43-1-Хей из 64-го сентая вылетел с заданием об­стрелять аэродром Читтагонг. По дороге внезапно загорелся «Хаябуса» старшего сержанта Такеси Симизу. Летчик выпрыгнул с парашю­том и попал в плен.

22 мая одиночный «Бленхейм Mk IV» (Z9808) из 60-го дивизиона RAF вылетел с базы Дум-Дум. Пило­тировал бомбардировщик уоррент-офицер Мартин Хаггард. «Бленхейм» появился над Акьябом с целью бом­бить аэродром. Пять пилотов 64-го сентая заметили приближающийся самолет, сели в свои машины и по очереди поднялись в воздух. Первым взлетел старший сержант Йосито Ясуда. Он же первым нагнал бомбар­дировщик и попытался атаковать его сверху и сзади. Однако бортстрелок, флайт-сержант Джок Маклаки срезал «Хаябусу» меткой очередью. Ранен­ный Ясуда сумел дотянуть до Акья­ба. Капитан Масузо Отани атаковал «Бленхейм» по той же схеме, и на этот раз Маклаки сумел поразить против­ника и заставить его повернуть назад. Последними появился сам подпол­ковник Като с двумя ведомыми. Ко­мандир сентая начал атаку. Макла­ки сумел поджечь и самолет подпол­ковника. Командирский «Хаябуса» зашатался, перевернулся вниз каби­ной и упал в море. Два других пило­та, тут же повернули назад, сообщив, что командир сентая погиб, но перед смертью успел сбить «Бленхейм». В действительности английский бом­бардировщик не получил ни одного попадания и благополучно добрался до Дум-Дума. Гибель подполковни­ка Като, одного из ведущих японских асов, была огромной потерей для его части. Като сбил десять самолетов в Китае, и 4-8 в Юго-Восточной Азии. Посмертно подполковника награди­ли упоминанием в приказе и произ­вели в генерал-майоры. Так закончи­лась первая стадия боев в Бирме.