Новая Гвинея, Гуадалканал, Северная Австралия (декабрь 1942 - июль 1944)

 

В ноябре 1942 года в Рабаул прибыл 6-й хикошидан. В составе соединения имелся 12-й хикодан, объединявший 1-й и 11-й сентаи, ос­нащенные истребителями Ки-43-I-Хей Тип 1 «Хаябуса». Кроме того, в состав 6-го хикошидана входили 45-й и 208-й сентаи легких бомбардиров­щиков Ки-48, а также 76-й докурицу чутай разведывательных самолетов Ки-46. Задачей 6-го хикошидана была поддержка 17-й и 18-й армий, сражавшихся в Новой Гвинее и в рай­оне островов Соломона. 8 декабря отряд американских бомбардиров­щиков В-17 из 19-й бомбардировоч­ной группы под командованием май­ора Маккаллара атаковал японский морской конвой. Американцы сбро­сили на корабли конвоя 160 227-кг бомб, добившись трех прямых попа­даний. Серьезные повреждения полу­чили три японских эсминца. Больше всего досталось эсминцу «Казегумо», на котором насчитали 30 убитых. В обороне конвоя с воздуха участвовали 18 «Хаябус» из 11-го сентая, кото­рые пытались атаковать бомбарди­ровщики Маккаллара. Слабо воору­женные Ки-43-I не смогли сбить ни одного В-17, а лишь попортили аме­риканцам обшивку. Так, на самоле­те самого Маккаллара насчитали 109 пробоин, подобным образом изреше­чены были и три других В-17. Для пилотов 11-го сентая этим боем на­чалась длительная полоса боев над Новой Гвинеей. Главные силы части - 43 пилота и 43 Ки-43-I - пролетели маршрутом Трук-Вунаканау 18 де­кабря, сопровождая по пути девять G4M1, летевших в Тобера, чтобы пополнить парк потрепанного в боях 705-го кокутая. Всего 11-й сентай на­считывал 61 «Хаябусу» и 61 пилота.

В полдень 26 декабря 1942 года над Буном появились 15 «Хая­бус» из 11-го сентая. Вел отряд капи­тан Миябаяси. Японцы обстреляли взлетную полосу аэродрома Дободуру, в районе которого кружили «Уорхоуки» 49-й истребительной группы. Общий бой распался на ряд поедин­ков. Американцы заявили семь по­бед, потеряв два Р-40, оба пилота выпрыгнули с парашютом над своей территорией. Японцы заявили шесть сбитых американских самолетов, в том числе двух «Гудзонов» из Транс­портного отряда особого назначения RAAF, пилотированных флайт-лейтенантом Ландри и командиром эс­кадрильи Хемсуортом. Первый «Гуд­зон» был обстрелян в момент взлета в Дободуру. Машина получила лишь незначительные повреждения благо­даря умелым действиям пилота и без труда долетела до Порт-Морсби. Шедший следом Хемсуорт был вы­нужден приводнить свой горящий «Гудзон», несмотря на то, что само­лет был полон раненных. Тем не ме­нее, всех удалось спасти экипажу ав­стралийского катера РТ.

Утром 27 декабря патруль из 12 P-38G из 39-го истребительного дивизиона 35-й истребительной группы пролетал над Дободуру на высо­те 6400 метров. Вел отряд капитан Томас Дж. Линч. В этот момент раз­дался сигнал о помощи, поданный «Уорхоуками» 49-й истребительной группы. Начался довольно суматош­ный бой с 31 «Хаябусой» из 11 -го сен­тая и примерно тем же числом истре­бителей «Зеро» из 582-го кокутая. Японские истребители сопровожда­ли 12 пикирующих бомбардировщи­ков Аичи D3A «Вэл» (также и 582-го кокутая) в налете на Бун. С первого же боевого захода Линч едва не от­стрелил хвост первому «Оскару», а вскоре поджег и второй. Пилот бес­хвостой «Хаябусы», сержант Курихара дотянул до Новой Британии, где разбил свою машину во время при­воднения. Самого Курихару вылови­ли спасатели. Всего пилоты Р-38 зая­вили 11 сбитых самолетов, в том чис­ле два записал на свой счет будущий лучший ас USAAF Ричард И. Бонг. Лишь один «Лайтнинг» лейтенанта Спаркса получил незначительные повреждения двигателя. Летчики 11-го сентая заявили семь сбитых маши­ны. В действительности 582-й кокутай потерял один «Зеро» и одного пилота (другой А6М разбился во вре­мя вынужденного приводнения в рай­оне Рабаула), одного «Вэла», другой бомбардировщик вернулся на базу с сильными повреждениями. 11-й сен­тай потерял два «Хаябусы» и одного пилота - унтер-офицера Тадаси Йоситаке.

5 января 1943 года в 10:00 три В-17Е из 65-го бомбардировочного дивизиона 43-й бомбардировочной группы нанесли бомбовый удар по площади аэродрома Лакуаи. Одно­временно самолеты провели авиараз­ведку Порт-Симпсона, обнаружив 56 кораблей и судов противника. На перехват в воздух поднялись 15 «Ха­ябус» из 11 -го сентая, однако бомбар­дировщики уже ушли. За несколько минут до полудня порт атаковали 12 В-17 (43-я бомбардировочная группа) и В-24 (90-я бомбардировочная груп­па). Американцы наткнулись на огонь изготовившихся к бою и при­стрелявшихся зенитных батарей. Тем не менее, американцы прицельно сбросили бомбы, добившись пяти прямых попаданий. Вскоре над пор­том появились все те же 15 «Хаябус» из 11-го сентая, которые сбили два В-17, в том числе машину, на борту ко­торой находился командующий бом­бардировочной авиации в Новой Гвинее, генерал Уокер. В опублико­ванной на японском языке книге И. Хаты и И. Изавы «Рикугун Сентоки Тай» (Рикугун Сентоки Тай (яп.) -Истребительные группы армейской авиации Японии.), авторы сообщают, что Уокер выпрыгнул с парашютом и попал в плен. В действительности удалось спастись лишь шестерым лет­чикам второго В-17, а из экипажа Уокера не уцелел никто. Успешный бой поднял боевой дух пилотов 11-го сентая, которые прежде сомнева­лись в мощности огня своих машин.

На следующий день 11-й сен­тай перебазировался в Лаэ. На про­тяжении пяти дней сентай перехватил шесть союзнических отрядов бомбар­дировщиков общей численностью 160 бомбардировщиков и истребите­лей. Были распознаны машины В-17, В-24, Р-38 и А-20. Летчики 11-го сен­тая заявили 15 побед и 13 побед ве­роятных. Потери сентая: семь погиб­ших пилотов, трое раненных, десять «Хаябус», уничтоженных на земле, и шесть в воздухе, в атаках на «Либерейторы» 90-й бомбардировочной группы. Причиной столь высоких потерь стало то, что противниками японцев были бомбардировщики типа B-24D, у которых вместо остек­ленных носов находились панели и башенка типа «Сперри». 10 января 41 Ки-43-I из 11-го сентая вернулись в Рабаул.

27 января девять легких бом­бардировщиков Ки-48 из 45-го сен­тая, в сопровождении 74 «Хаябус» (36 из 11-го сентая, 33 из 1-го сентая и 5 из штаба 12-го хикодана) вылетели в 9:00 из Буна и Шортленда в сторону Гуадалканала. Впереди летели два разведывательных Ки-46 из 76-го до-курицу чутай. Над Лунгой «Хаябу­сы» завязали бой с двенадцатью F4F «Уайлдкэтами», шестью Р-38 «Лайт­нинг» и десятью Р-40. Воздушный бой продолжался на протяжении всей дороги домой, вплоть до островов Рассела. Американцы потеряли в бою два Р-38 и два Р-40, еще два Р-40 по­лучили повреждения. Одному «Уайлдкэту» пришлось приводниться из-за нехватки топлива. 12-й хикодан потерял шесть «Хаябус». Пока истре­бители вели бой, девять Ки-48 сбро­сили бомбы на Матаникау, не достиг­нув ощутимого результата.

В мае 1943 года на аэродром Бут в Новой Гвинее прибыл 24-й сентай. оснащенный истребителями Ки-43-П-Ко. Почти сразу часть вступи­ла в схватку с Р-38 «Лайтнинг». Од­ним из лучших пилотов 24-го сентая стал унтер-офицер Кацуаки Кира. 24 мая в ходе захода на посадку на аэро­дром Маданг Кира заметил, что база подверглась налету. Он тут же при­бавил газу и начал набирать высоту. Набрав высоту, Кира заметил отряд В-24, уходивший от аэродрома. Он несколько раз атаковал бомбарди­ровщики противника, повредив два из них. 3 августа унтер-офицер Кира сбил над Мадангом В-17, а несколь­кими днями позже вступил над Лаэ в поединок с «Лайтнингом». Кире уда­лось сбить противника, но и его «Хаябуса» получила серьезные поврежде­ния, так что пришлось сажать самолет на брюхо. Унтер-офицер Кацуаки Кира закончил войну с 21 победой на счету (девять над Номонганом, семь над Новой Гвинеей, пять над Филип­пинами и при обороне Японии).

20 июня 1943 года японская армейская авиация нанесла удар по Дарвину. 18 бомбардировщиков 61-го сентая и девять 75-го сентая сопро­вождались в налете 22 Ки-43-II из 59-го сентая майора Такео Фукуды. дей­ствовавшего в районе Тимора. Над целью разгорелся воздушный бой между истребителями сопровожде­ния и 46 «Спитфайрами» Mk VC Trop из 1-го истребительного крыла RAAF. Японские пилоты заявили 15 сбитых самолетов, потеряв один ис­требитель и один бомбардировщик, а австралийцы заявили девять сбитых бомбардировщиков и пять истреби­телей. Капитан Хироси Онозаки одержал две победы.

В июле 59-й сентай переброси­ли на Новую Гвинею, где части япон­ской армии сражались не только с союзниками, но и с ужасными усло­виями тропиков. Вскоре после при­бытия часть начала действовать с базы в Буте на восточном побережье Новой Гвинеи. 15 августа 36 Ки-43 из 59-го и 24-го сентаев сопровождали семь Ки-21 «Сэлли», бомбивших аэродром Цили-Цили, расположен­ный в 80 км западнее Лаэ (это была передовая взлетная полоса для союз­нических истребителей). Японский отряд появился над аэродромом в тот момент, когда на полосу садились союзнические транспортные самоле­ты. Капитан Сигео Нанго сбил один заходящий на посадку С-47. Амери­канцы быстро вступили в бой. Истре­бители P-39N из 40-го и 41-го истре­бительных дивизионов 35-й истреби­тельной группы перехватили япон­цев, когда те уходили в Бут. Произо­шел бой, в котором американцы сби­ли три «Хаябусы» и шесть бомбарди­ровщиков, потеряв четыре P-39N и одного пилота. На следующий день «Хаябусы» 59-го сентая снова появи­лись над Цили-Цили, но на этот раз японцев ждали. Р-38Н из 431-го ис­требительного дивизиона 475-й ис­требительной группы и P-47D и 3340-го истребительного дивизиона 348-й истребительной группы перехватили 33 приближающихся Ки-43-II-Ko и три Ки-21. Хотя американские пило­ты заявили двенадцать сбитых истре­бителей и два двухмоторных бомбар­дировщика, японцы потеряли только три Ки-43. Со своей стороны япон­цы заявили 19 сбитых самолетов, но американцы в действительности не понесли потерь.

17 августа 1943 года союзни­ки провели один из самых успешных за всю войну налетов на японские аэродромы. Удару подверглись аэро­дромы Вевак и Бут в Новой Гвинее. Операцию начала 5-я воздушная ар­мия. Около 100 японских самолетов были уничтожены на земле, в том числе все истребители Кавасаки Ки-61-1 Тип 3 «Хьен» из 78-го сентая. Единственной частью, сохранившей Ки-61-I, остался 68-й сентай. Япон­цы ответили быстро. Всего через не­сколько дней после налета на аэродромы Вевак передислоцировалась японская 4-я воздушная армия.

Утром 18 августа там дисло­цировались подразделения четырех сентаев, оснащенных «Оскарами», а также шесть Ки-61-I из 68-го сентая. В результате налета союзников прак­тически перестала существовать сеть постов раннего оповещения. В 7:00 с базы в Дободуру вылетело 48 истре­бителей Р-38Н из 475-й истребитель­ной группы, которые должны были сопровождать более пятидесяти бом­бардировщиков В-25 и меньший по численности отряд В-24, шедший на большой высоте. В то утро воздуш­ное пространство патрулировали не­сколько «Хаябус» из 24-го сентая. Их пилоты заметили в районе залива Ганса около 40 самолетов противни­ка, летящих на север. Была поднята тревога. Японцы подняли в воздух все способные летать истребители: семь «Хаябус» из 24-го сентая, пять «Хьен» из 68-го сентая, два Ки-45 «Торю» из 13-го сентая в Бораме и девять «Хаябус» из 59-го сентая в Буте. Сбросившие бомбы с большой высоты В-24 добились неплохих ре­зультатов, хотя бомбардировке ме­шала сильная облачность, закрывав­шая землю. «Лайтнинги» смогли при­крыть «Либерейторы» от японских истребителей. А вот шедшим ниже В-25 пришлось тяжелее. Эта группа на­несла удар по аэродрому, на котором находилось порядка 60 самолетов противника. По японским донесени­ям после налета боеготовность сохра­нило только 28 машин.

Нанба Сигеки, командир 59-го сентая, повел в атаку на «Митчел­лов» пять других «Хаябус», когда за­метил более десятка Р-38, шедших выше. 431-й истребительный дивизи­она прикрывал В-25 на высоте около 1400 метров. Американцы перехвати­ли японцев. Сигеки оказался в слож­ном положении, но продолжал бой, пока не заметил, что у него на хвосте висит несколько «Лайтнингов». Он попытался уйти, но выяснилось, что на вертикальном маневре американ­ские истребители не уступают япон­ским. Первый «Лайтнинг» прибли­зился и открыл огонь. Прошитый «Хаябуса» свалился в пике, но пилот сумел выправить самолет и разбил машину лишь, когда совершал вы­нужденную посадку на аэродроме Западный Бут. Вероятно Сигеки так активно маневрировал, что четверо американских пилотов заявили, что сбили его самолет. В бою погибли два других пилота 59-го сентая.

Майор Альберт Шинц вел 431-й дивизион. Когда В-25 атаковали аэродром, Шинц увидел атакующие японские истребители. Он тут же от­ключил и сбросил подвесные топлив­ные баки и вступил в бой. Майор быс­тро сбил ведущего «Оскара», а два дру­гих японца пролетели мимо на боль­шой скорости. Шниц развернулся и сел на хвост следующему «Оскару». Аме­риканец уже поймал противника в пе­рекрестье прицела, но японец начал вилять и уходить в тучи. Однако это не помешало Шницу срезать его при­цельной очередью из 20-мм пушки и четырех 12,7-мм пулеметов. Японский истребитель упал в море, рядом со взлетной полосой Дагуа. Дальше Шниц отогнал от хвоста одного из В-25 очередного «Хаябусу». Тем време­нем бомбардировщики закончили ра­боту и легли на обратный курс.

Пока Шниц вел бой, капитан Верл Джетт также атаковал «Оска­ры». Джетт и его ведомый лейтенант Боб Пеппи Клайн оказались в самой гуще сражения. В первой атаке Джетт отстрелил крыло одному «Оскару», а во второй поджег второго японца. Клайн следовал за своим команди­ром и срезал третий «Оскар», попы­тавшийся было сесть на хвост Джетту. Лейтенант Эд Чарнецки, который вел вторую пару звена Джетта, так­же атаковал японские истребители. Чарнецки обстрелял один «Оскар» и увидел, как очередь прошила крыло самолета. Затем он атаковал второ­го японца и стрелял в него до тех пор, пока из самолета не повалил черный дым. Третий «Оскар» подставился и получил заряд свинца в правое кры­ло, которое разлетелось на куски. Чарнецкий атаковал четвертого японца, но тут у него заклинило пуш­ку и пулеметы и ему пришлось воз­вращаться на базу.

Лейтенант Лоуэлл Латтон вел звено «Блю». Он включился в бой уже после того, как Джетт и Чарнецки провели первые атаки. Он обстрелял одного «Оскара», но японцу удалось оторваться. Тогда Латтон снова на­правился в гущу боя. Самолетов его звена не было видно, и Латтон при­соединился к паре Р-38, пилотируе­мых лейтенантом Томом Макгиром и лейтенантом Фрэнком Лентом. Макгир и Лент также потеряли в су­матохе боя вторую пару из их звена. Один из «Оскаров» попытался сесть на хвост Ленту. Лент передал в эфир просьбу о помощи, а сам заложил вираж вправо, уходя от японца. Оче­видно, Латтон и Макгир атаковали один и тот же «Оскар», который взор­вался в воздухе. Вскоре после этого Латтон отстрелил часть фонаря и хвост другому «Оскару», который пытался атаковать самолет Макгира. Оба - Латтон и Макгир - преследова­ли «Оскара» почти до поверхности воды. Лент прошел совсем рядом, когда японец ударился о воду.

Бой достиг своего апогея. Лент увидел три падающих одномо­торных истребителя: один горел, два густо дымили. Облака рассеялись. Одиночный «Тони» из 68-го сентая атаковал улетающий В-25 «Митчелл» из 405-го бомбардировочного диви­зиона. Макгир перехватил «Хьен» и пустил в него две или три короткие очереди, после которых японец зады­мил. Бортстрелки В-25 и Лент виде­ли, как «Тони» вскоре разбился. Мак­гир и Лент сопровождали бомбарди­ровщики до Бена-Бена, а потом по­полнили топливо в Мэрилиниане и вернулись в Дободуру. Из вылета не вернулся только один Р-38 из 431-го дивизиона, который пилотировал лейтенант Ральф Шмидт. В после­дний раз Шмидта видели, когда он отделился от своего звена в ходе боя. Капитан Билл Уолдмен доложил о сбитом в районе аэродрома Бат «Ос­каре». Это была первая победа 432-го дивизиона. Потери дивизиона были минимальны - один Р-38 при­землился на аэродроме с неровно ра­ботающим двигателем. Японские ис­точники противоречат американс­ким, ограничивая свои потери двумя сбитыми «Хаябусами» из 59-го сен­тая (пилоты погибли) и одним по­врежденным. Несомненно, что Мак­гир достал своего «Тони», но япон­цы сообщают, что 68-й сентай поте­рял лишь одну машину, которая раз­билась в ходе вынужденной посадки. За август 59-й сентай потерял не­сколько пилотов-ветеранов, в том числе двух командиров чутаев. Ки-43-П-Ко не могли вести бой на рав­ных с новейшими модификациями истребителей Р-38 и Р-47. Вскоре бо­евой дух японских пилотов упал до нуля. Нехватка запчастей и тропичес­кие болезни усугубляли ситуацию еще больше.

В конце 1943 года на фронте в Новой Гвинее японцы перешли к обороне. Действия 4-го воздушного флота ограничились ночными нале­тами, которые давали очень скром­ные результаты. В 7:30 утра 11 октяб­ря 1943 года четыре P-47D-2 «Тандерболт» из 348-й истребительной груп­пы вылетели для охоты на японские истребители в районе аэродрома Вевак. За штурвалами истребителей си­дели полковник Нил Кирби, капитан Джон Мур, майор Реймонд Галлахер и капитан Уильям Данхем. «Тандерболты» поднялись на высоту 8500 метров, откуда пилоты осматривали воздушное пространство. На рассто­янии около 80 км от Вевака амери­канцев обнаружил японский радар. В Веваке прозвучал сигнал тревоги. В это время на базе находился коман­дующий 14-м хикоданом, полковник Тамия Тераниси. Тераниси решил лично поучаствовать в перехвате противника и приказал поднять в воздух истребители 13-го (Ки-43) и 68-го (Ки-61-I) сентаев. Сам Терани­си сел за штурвал одного из «Хаябус» и повел на перехват четырех «Тандерболтов» отряд из 20-25 истребителей.

В 11:15 командир 348-й истре­бительной группы, полковник Нил Кирби заметил летевшего на высоте 6100 метров «Оскара», ошибочно идентифицировав его как «Зеро». Это была классическая ситуация, к которой он готовил своих пилотов. Кирби вошел в пике и атаковал япон­ца. Сократив дистанцию до 270 мет­ров, Кирби открыл огонь и первой же очередью поразил вражеский истре­битель. Японец не сразу сообразил, что атакован, поэтому Кирби изре­шетил противника. «Оскар» загорел­ся, перевернулся и упал в море. Кир­би снова пошел вверх и продолжил полет на высоте 7900 метров. Нача­ло было хорошим, и американцы на­меревались продолжить в том же духе. Джон Мур заметил летящую на высоте 4600 группу японских истре­бителей. Он идентифицировал маши­ны как «Оскар», «Тони» и «Зеро». Три «Тандерболта» атаковали про­тивника в пике, развив скорость по­чти 700 км/ч. Кирби снова прибли­зился к ведущему «Оскару» на рас­стояние 270 метров и открыл огонь. «Хаябуса» (сам Кирби посчитал, что это был «Зеро») загорелся и упал в море. Кирби развернулся вправо и атаковал второй самолет противни­ка. Второй японец взорвался в воз­духе. Третью свою жертву Кирби идентифицировал как «Хемп». Бой развивался стремительно, и Кирби некогда было глядеть в справочник.

Летевший третьим Джон Мур хорошо видел первые мгновения боя. Один из «Оскаров» еще падал в море, когда полковника атаковал «Тони». Мур заметил, что Данхем закладыва­ет вираж, чтобы прикрыть командира, и «Тони», объятый пламенем, рухнул в море. Прикрытый сзади Кирби сме­ло атаковал следующего «Оскара», повернув свой «Тандерболт» влево. Сблизился с японским истребителем на 450 метров и открыл огонь, сразу до­бившись попадания. Прежде чем поте­рять противника из виду, Кирби заме­тил, что японец загорелся.

В это самое время Билл Дан­хем, который поразил «Тони» двумя очередями в район кабины и в левое крыло, заметил, что Кирби сбил два следующих «Оскара». Кружа в райо­не боя в течение пяти минут, Дунхем насчитал на воде семь упавших само­летов. Выйдя из очередного боевого захода, Мур глянул на приборную доску и увидел, что у него кончается топливо. Мур связался с Галахером и тот тоже пожаловался на нехватку бензина. Они оба решили возвра­щаться на базу. Мур набрал высоту 4900 метров и лег на курс 140 граду­сов, двигаясь вдоль берега в сторону своего аэродрома. Пролетев около 30 километров, Мур заметил в 1200 мет­рах ниже одиночный Р-47, ведущий бой с шестью «Тони». Поняв, что это командирский самолет, Мур поспе­шил на помощь. Тем временем Кир­би успел сбить один Ки-61. Мур выб­рал звено из трех «Тони» и сконцен­трировал огонь на заднем самолете. Он заложил поправку 35 градусов и нажал гашетку. «Тони» задымил. Следующей очередью Мур поджег истребитель, который свалился на левое крыло и ушел в неуправляемый штопор. Два других японских истре­бителя атаковали американца.

Мур, уходя из-под удара, пе­решел в пике. Оглянувшись назад, он увидел, что оба «Тони» - далеко по­зади, но продолжают лететь за его «Тандерболтом». Тем временем Кир­би заметил Мура и в свою очередь пришел на помощь. Он спикировал за вторым «Тони» и, приблизившись к нему на расстояние 640 метров, от­крыл огонь. Трасса прошла через «Тони», о чем дополнительно свиде­тельствовали отлетающие куски об­шивки. Кирби пролетел мимо по­врежденного самолета. Времени ог­лядываться у Кирби не было, но Мур заметил, что самолет вскоре взорвал­ся и упал в море. Кирби атаковал тре­тий «Тони», но не сумел правильно взять поправку и японец ушел. Все четыре Р-47 вернулись в Порт-Морсби. Одержав шесть побед в одном боевом вылете (четыре «Оскара» и два «Тони»), полковник Кирби ус­тановил новый рекорд среди амери­канских пилотов на Тихом океане. Когда генерал Джордж Кении узнал об успехах полковника Кирби. он тут же представил пилота к Почетной меда­ли Конгресса. Кирби получил награду 6 января 1944 года. После войны япон­ские историки разобрали бой в райо­не Вевака, имевший место 11 октября 1943 года, и пришли к выводу, что в одном из сбитых Кирби «Оскаров» находился подполковник Тамия Тераниси, командир 14-го хикодана.

9 ноября 1943 года унтер-офи­цер Казуо Симизу из 59-го сентая ата­ковал в одиночку в районе Алексисхафена шесть истребителей P-40N «Уорхоук» из 35-го истребительного дивизиона 8-й истребительной груп­пы и заявил одну победу.

23 января 1944 года шестнад­цать Р-38Н из 432-го дивизиона 475-й истребительной группы под коман­дованием полковника Чарльза Макдоналда вылетели в 8:40 с целью со­проводить в Вевак отряд бомбарди­ровщиков В-24. Через несколько ми­нут после вылета Макдональд поте­рял подвесной топливный бак и был вынужден вернуться. Вскоре на базу вернулись еще четыре Р-38, оставив капитана Джона Лойзела с одиннад­цатью «Лайтнингами». 432-й дивизи­он встретился с «Либерейторами» над Гусапом в 10:05. Спустя час аме­риканский авиаотряд вышел к цели. Истребители летели на 600 метров выше и чуть левее бомбардировщи­ков. Лойзел заметил несколько япон­ских самолетов, летевших рядом с аэродромом. В это же момент капитан увидел, что несколько японцев атако­вало первые В-24. Лойзел сбросил под­весные баки и устремился на перехват противника. Пэрри Дал, ведомый Лой­зела, видел, как «Уорхоуки» 49-й истре­бительной группы завязали бой с япон­скими истребителями.

Лойзел и Дал летели на высо­те около 3600 метров. Лойзел пресле­довал уходящего «Оскара», а Дал следовал за командиром. Наконец Лойзел настиг японца, который на высоте 300 метров летел на восток от мыса Моэм. Лойзел пустил долгую очередь из пушки и пулеметов, япон­ский истребитель загорелся и упал в районе плантации Бранди. Четыре Р-38 летели ниже, а на хвосте одного «Лайтнинга» висели японские истре­бители. Лойзел и Дал поспешили на помощь. Однако они опоздали. «Лайтнинг» пустил дым и упал в море. Лойзел заложил крутой вираж, что­бы стряхнуть «Хаябусы», успевшие пристроиться сзади. Один «Оскар» взмыл свечой на перехват Лойзелу. Дат предупредил командира об опас­ности и Лойзел повернул вправо. Дал открыл огонь вслед японцу, пытаясь испугать противника, который упря­мо цеплялся за хвост Лойзела.

Дал приблизился к «Хаябусе». Вскоре американцу удалось поразить противника и тот начал дымить, кач­нулся вниз и разбился о деревья. Японцы, потеряв еще одну машину, решили отступить, а оба Р-38 взяли курс на базу. Дал бросил взгляд в зеркало заднего вида и заметил «Тони» летевшего всего в 50 метрах от его хвоста. Лойзел повернул в сторону японца и спугнул его. Оба пилота прибыли в Гусап, где наполнили баки, а затем вернулись в Дободуру. Лойзел одержал свою восьмую побе­ду и первую на посту командира 432-го дивизиона. Дал сбил свой третий самолет. Не все Р-38 вернулись из налета на Вевак 23 января. Погиб один пилот из 80-го дивизиона, ко­торый таранил японский истреби­тель. В том же бою 433-й дивизион 475-й истребительной группы поте­рял два «Лайтнинга». В разных боях над Веваком 23 января 1944 года японцы потеряли шесть истребите­лей. В одном из двух, сбитых капита­ном Лойзелом и лейтенантом Далом, «Оскаров» погиб командир 59-го сентая, капитан Сигео Нанго - ас с 15 подтвержденными победами. 29 ап­реля 1944 года Сигео Нанго был по­смертно произведен в подполковни­ки и награжден благодарностью в приказе. Он был одним из немногих асов японской армейской авиации, сумевшим одержать все свои победы над Новой Гвинеей.

В ноябре 1943 года в Бут по­ступила информация об удачном ис­пользовании бомб Та-Дан против крупных отрядов союзнических бом­бардировщиков. Было решено испы­тать новое оружие против масс В-24 и В-25, постоянно висящих в небе Новой Гвинеи. 14 февраля 1944 года унтер-офицер Симизу сбросил Та-Дан на группу «Митчеллов» над Бу­том и заметил, что взрывом бомбы было уничтожено три бомбардиров­щика. На следующий день он повто­рил атаку. На этот раз целью японс­кого пилота стала группа Р-47, и его жертвой стали два «Тандерболта». Но уцелевшие истребители перешли в контратаку и простреленный «Хаябуса» унтер-офицера едва дотянул до аэродрома. За исключительные результаты, одержанные в течение 48 часов, унтер-офицер Симиза был на­гражден.

5 марта 1944 года три P-47D из 348-й истребительной группы, пи­лотированные полковником Нилом Кирби, капитаном Уильямом Данхемом и капитаном Сэмюэлом Блером, вылетели на охоту в район аэродро­ма Вевак. В районе аэродрома Дагуа трое американцев заметили три лег­ких бомбардировщика Ки-48 «Лили» из 75-го сентая. По ошибке американ­цы приняли Ки-48 за G3M «Нелл». Все трое сбросили подвесные топлив­ные баки и атаковали японцев. Вско­ре капитан Данхем заметил, что «Тандерболт» Кирби мечется то вле­во, то вправо, пытаясь уйти от «Ос­кара», севшего на хвост. Данхем по­спешил на выручку командиру и мет­кой очередью срезал японца. Не­сколько других «Оскаров» атакова­ли капитана Блера, который ушел от них в тучи. Спустя несколько минут Блер показался из облаков, встретил­ся с Данхемом, после чего оба пило­та взяли обратный курс. Оба тщетно вызывали своего командира. Позднее выяснилось, что один из пилотов 77-го сентая сбил «Тандерболт» полков­ника Кирби, срезав его прицельной очередью с дистанции всего 90 мет­ров. Так погиб полковник Нил Кир­би, командир 348-й истребительной группы, ас, имевший на боевом сче­ту 22 сбитых самолета противника.

Последним большим воздуш­ным боем, который 348-я группа про­вела до передислокации в Саидор, стал бой, имевший место 11 марта 1944 года. В тот день, ближе к полу­дню 340-й дивизион проводил охоту в районе Вевака и заявил 14 сбитых японских истребителей: 12 «Оска­ров», одного «Тони» и одного «Тодзе». Еще три машины по данным аме­риканцев были повреждены. В этом бою потери 340-го дивизиона соста­вили лишь три поврежденных Р-47. Лейтенант Лайл Доусетт вел вторую пару звена «Уайт» на высоте 6700 метров. В районе Вевака он заметил 15 японских истребителей, летевших на разных высотах: от уровня верху­шек деревьев, до 7600 метров. Лейте­нант Энди Лайтл, ведомый Доусетта, заметил шесть «Оскаров» в пят­нистом камуфляже, шедших 610 мет­рами ниже. Пилоты обоих Р-47 сбро­сили подвесные баки и устремились в атаку.

На протяжении следующих пятнадцати минут 18 «Тандерболтов» из 340-го дивизиона вели битву с 30 или 35 «Оскарами», «Тони» и одним или несколькими новыми Ки-44 Тип 2 «Тодзё». Японские пилоты отчаянно маневрировали, заклады­вали виражи и полубочки, петли, пике, свечи и другие фигуры высше­го пилотажа, стараясь маневреннос­тью победить превосходящие их по всем статьям «Тандерболты». Доу­сетт и Лайтл сбили по одному «Ос­кару». Затем они атаковали пару «Тони» и Лайтл сбил одного из них. Лейтенант Том Барбер сбил еще од­ного «Оскара», который пытался ата­ковать Доусетта. Май Хнейшо, кото­рый вел вторую пару звена «Блю», также сбил «Оскара». Это был пятый сбитый им самолет. Хнейшо заметил пять «Хаябус», которые несли характерные для 77-го сентая обозначения: стилизованные семерки на хвостах, напоминающие перья. Японские ис­требители шли с запада, разворачи­ваясь на север. Пара Р-47 сбросила подвесные топливные баки и полете­ла на перехват. В первом же боевом заходе Хнейшо сел на хвост одному «Хаябусе». Он внес поправку и дал очередь. Пули прошли ниже цели. Хнейшо внес упреждение и второй очередью вывел из строя двигатель у японского истребителя. Лейтенант Уильям Картер, ведомый Хнейшо, видел, как «Оскар» упал в море в трех километрах от аэродрома Бут. Ко­мандир звена «Блю», лейтенант Ри­чард Флейшер атаковал эту же груп­пу «Оскаров» и сбил два из них. Пи­лот одного из сбитых «Оскаров» по­кинул кабину, но его парашют не рас­крылся. Другой «Оскар» упал в воду западнее острова Каириру. Флейшер заметил, как Майк Диковицкий сбил еще один «Оскар». Для Флейшера это была пятая победа, а для Диковицкого - третья.

Лейтенант Билл Беннетт заме­тил два самолета, которые сперва принял за «Тандерболты». Внезапно «Р-47» атаковали машину команди­ра 340-го дивизиона, майора Херви Карпентера. Когда один из истреби­телей начал вести прицельный огонь по Р-47 Карпентера, Беннет изменил свое мнение и решил, что перед ним «Тодзё». Беннет открыл ответный огонь, чтобы японец отцепился от хвоста командирской машины. Карпентер обернулся и заметил, как «Тодзё» клюнул носом и упал в воду. Лейтенант Ллойд Зейдж уже сбил к тому времени одного «Оскара», ког­да заметил, что Карпентер атаковал и сбил другой японский самолет. Зейдж утверждал, что сбитый Карпентером самолет рухнул в джунгли, а Диковицкий своими глазами на­блюдал, как очередная жертва Кар­пентера рухнула в море.

Японцам удалось сбить один «Тандерболт», срезав его очередью в упор после того, как Карпентер по­вредил машину из-за неточного при­цела. В этом бою участвовал капитан Йосиро Кувабара из 77-го сентая, который заявил один сбитый Р-47, вероятно это и был «Тандерболт», «подраненный» Карпентером. Капи­тан Кувабара, ас 77-го сентая с под­твержденными 12 победами, погиб в бою с другими Р-47 спустя три дня после этого события. Машина Кар­пентера была повреждена, но он не догадывался об этом. На перехват Карпентера и еще одного Р-47 лете­ли два «Оскара» и один «Тони».

Японцы преследовали американцев до реки Сепик. Карпентер сумел по­садить свою машину на брюхо в Саидоре. Позднее он говорил, что япон­ские пилоты действовали не только агрессивно, но и очень умело. Дру­гие пилоты утверждали, что это во­обще были лучшие из встречавших­ся им противников. Это была одна из самых больших воздушных битв на Тихом океане. Один из сбитых капи­таном Биллом Чейзом «Оскаров» разбился на небольшом островке, рядом с аэродромом Бут. Это был один из двух японских истребителей, упавших на сушу, а не в море. В этом бою еще два пилота 340-го дивизио­на стали асами, а счет дивизиона под­нялся до 48 побед.

3 апреля 1944 года американ­цы провели налет на базы японской армейской авиации в Новой Гвинее. Утром того дня в начале десятого часа в воздух поднялось пятьдесят пять истребителей Р-38 из 475-й ис­требительной группы. Командир группы, полковник Чарльз Макдоналд вел звено «Кловер Ред» (Clover - англ, «клевер», позывной 432-го ис­требительного дивизиона 475-й ис­требительной группы.). Генри Кон-дон вел «Кловер Грин», капитан Джон Лойзел - «Кловер Блю», а Эл­лиот Саммер - «Кловер Уайт». 475-й дивизион прибыл в район цели в 11:35 вместе с отрядом бомбардиров­щиков В-25 и А-20. Когда капитан Джон Лойзел показался со своим зве­ном «Кловер Блю» на юго-восточном краю озера Сетани, он услышал, как экипажи А-20 сообщили по радио о появлении японских истребителей. Р-38 летели на высоте 2500 метров. Пилоты звена во все глаза осматри­вали горизонт. Капитан Лойзел заме­тил одну группу японских истребите­лей, которая летела свободным стро­ем на запад. Потом капитан посмот­рел вниз и заметил еще одну группу «Оскаров». Уже будучи полковни­ком, Лойзел позднее вспоминал:

«Я атаковал сверху группу из восьми истребителей противника, до­гоняя их сзади. Сблизившись на 250 метров с ведущей машиной, я открыл огонь. Дав короткую очередь, я пере­ключился на ведомого «Оскара», ле­тевшего правее. Тем временем дистан­ция между нами сократилась до 50 мет­ров. Я увидел попадания на фюзеляже и у оснований крыльев. «Оскар» резко повернул влево и разбился».

На протяжении следующих нескольких минут звено «Кловер Блю» вступило в бой с превосходя­щими силами противника. Капитан Лойзел вел огонь короткими прицельными очередями, пока не сел на хвост одному из «Оскаров». Лойзел снова дал короткую очередь, японский самолет свалился в штопор, ударился в склон горы и взорвался. Вторая пара звена «Кловер Блю» также одержала несколько побед. Джо Форстер атако­вал два «Оскара» и сбил обоих япон­цев в районе озера Сентани.

Перри Дал, который видел, как падали сбитые Форстером само­леты, заметил, как «Оскар» сел на хвост другому Р-38. Это был «Лайтнинг» лейтенанта Джона Темпла, из звена «Кловер Грин». Темпл сумел уйти от преследования, в вертикаль­ном маневре спрятавшись в облака. Когда Темпл вынырнул из туч, он увидел, как Дал атакует его незадач­ливого преследователя. Потом Темпл сбил один «Оскар», упавший в озеро Сентани. Дал продырявил еще один «Оскар» так серьезно, что тот разбил­ся, совершая вынужденную посадку на аэродроме Сетани. Форстер вел поединок с другим «Оскаром». Он провел несколько лобовых атак и из­решетил противника. Японец попы­тался уйти, спикировав в сторону гор, но Форстер нагнал его и сбил.

Звено «Кловер Грин» оторва­лось от основных сил дивизиона. Машины сбросили подвесные баки и атаковали группу из шести «Оска­ров», шедших с севера на высоте око­ло 600 метров. Лейтенант Генри Кон-дон видел, как Джон Лойзел сбил сво­его первого «Оскара». Потом лейте­нант оглянулся и увидел, что рядом с ним летит только его ведомый, лей­тенант Лоренс Ле Барон. На южном берегу озера Сентани Кондон заме­тил «Оскара», которого на высоте около 150 метров зажали сразу шесть Р-38. Японец ловко маневрировал на скорости всего 240 км/ч, так, что аме­риканцы постоянно пролетали мимо, не успевая его сбить. Кондон спокой­но закрыл дроссель и сел японцу на хвост. Едва лейтенант открыл огонь, как «Оскар» повернул вправо, позво­лив преследователю легко взять по­правку на упреждение. И Кондон и Ле Барон видели множественные по­падания в районе кабины и на кры­льях «Оскара», после чего тот пустил светлый дымок и упал в джунгли.

Эллиот Саммер вел звено «Кловер Уайт». Он заметил «Оска­ра», атакующего А-20, и перехватил его. Под огнем зенитной артиллерии Саммер приблизился к японскому истребителю и сбил его.

Звено «Кловер Ред» полков­ника Чарльза Макдоналда заметило шесть «Оскаров», приближающихся к отряду А-20 вдоль юго-восточного берега озера. Полковник приказал сбросить подвесные баки и атаковать противника, чтобы сорвать его ата­ку. Один «Оскар» задержался и был сбит Эллиотом Саммером. Джек Хеннан следовал за Макдоналдом, пока тот атаковал «Оскара». Японец прервал атаку на бомбардировщики и попытался уйти. Оба Р-38 последо­вали за ним. Хеннан открыл по япон­цу огонь. Тот резко вильнул, едва не зацепил Хеннана, после чего рухнул вниз, объятый пламенем.

Один опоздавший к началу боя Р-38 догнал 432-й дивизион в рай­оне Аннеберга. Это был самолет ка­питана Ричарда И. Бонга, лучшего американского аса, имевшего на бо­евом счету 24 самолета противника, сбитых над Тихим океаном. Бонг имел право выбирать часть, с какой будет совершать очередной вылет. Во время боя над озером Сентани Бонг многократно атаковал одного верт­кого «Оскара», прежде чем вызвал пожар на японском самолете. «Хаябуса» взорвался на склоне горы в 45 метрах у западного берега озера. Джо Форстер видел 25 победу Бонга. Вме­сте с этим «Оскаром» 432-й дивизи­он сбил во время вылета двенадцать японских истребителей. 431-й диви­зион сбил только один «Оскар», а 433-й - два. Всего в тот день 475-я ис­требительная группа сбила пятнад­цать «Оскаров», потеряв одного пи­лота из 432-го дивизиона, который был сбит парой истребителей Ки-61.

Весной 1944 года японская армейская авиация понесла на Новой Гвинее тяжелейшие потери. Боль­шинство самолетов было уничтоже­но на земле. 77-й сентай прекратил свое существование как боевая еди­ница и 20 августа 1944 года был рас­формирован решением Верховного командования ВВС Японии вместе с 248-м. 68-й и 78-м сентаями. Другие истребительные сентай, потеряв все Ки-43, едва смогли уйти с острова, эвакуировав поредевший летный и технический состав.