Филиппины, 1945 год

 

Майора Томаса Макгира, оперативного офицера 475-й истре­бительной группы, больше всего уг­нетала мысль о том, что он так на­всегда и останется лишь вторым по результативности пилотом ВВС США. Японских самолетов в возду­хе не встречалось, поэтому основа­ний для опасения у майора было пре­достаточно. Каждую минуту майор ждал, что его отзовут в Штаты. А не хватало ему всего лишь трех побед, чтобы обойти своего заклятого со­перника, майора Бонга. Утром 7 ян­варя 1945 года в 6:20 утра с аэродро­ма Дулаг на острове Лейте вылетели четыре Р-38 из 431-го истребительно­го дивизиона 475-й истребительной группы. Летчики должны были вы­полнить задание «1-668» - очистить небо от японских самолетов в райо­не аэродрома Фабрика на острове Негрос. Майор Том Макгир летел на Р-38, на котором обычно летали Фрэд Чемплин, отправленный на от­дых в Штаты, и лейтенант Хэл Грей. Это был P-38L-1 с тактическим номе­ром «112» и серийным номером «44-24845». Капитан Эд Уивер летел на машине Тома Оксфорда («122»). Майор Джек Риттмейер вел вторую пару в Р-38J-15 лейтенанта Рорера (44-28836, «128»), а Дуг Тропп летел в Р-38J-15 «Мисс Джи-Джи» (43-28525, «130»).

Четыре «Лайтнинга» выров­няли строй на высоте 3000 метров и взяли курс на Фабрику. Ниже, на высоте 1800 метров, проходила гра­ница облачности, поэтому над Не­гросом Макгир снизился до 600 мет­ров. Четверо американцев находи­лись в 15 км от ВПП аэродрома Фаб­рика. К цели планировали выйти ров­но в 7:00. Макгир уже не надеялся перехватить над аэродромом какой-нибудь японский самолет. Четверка направилась к аэродромам в запад­ной части острова. Вдруг Уивер за­метил японский истребитель, кото­рый по ошибке идентифицировал как «Зеро 52». Истребитель шел ниже американцев на 150 метров и обгонял их на 900 метров. Машиной, которую Уивер принял за «Зеро», в действи­тельности был «Оскар» из 54-го сентая, пилотированный унтер-офице­ром Акирой Сугимото. Сугимото вылетел на разведку американского морского конвоя, который должен был идти в сторону Миндоро или за­лива Лингаен.

Погода был ужасной и Суги­мото после долгого и безрезультат­ного полета уже лег на обратный курс. Уивер крикнул: «Истребитель противника!»

Макгир в пике пошел на пере­хват противника. Сугимото находил­ся прямо под звеном американцев. Хотя японский пилот устал после долгого полета, он отреагировал бы­стро. Взяв влево Сугимото сел на хвост Троппу, который летел треть­им, поменявшись местами с Риттмейером. Тропп начал уходить вбок, что­бы выйти из-под огня двух 12,7-мм пулеметов «Оскара». Это было неве­роятно, но японский пилот посмел перейти в атаку! Риттмейер развер­нул свой самолет, прицелился и по­разил японский истребитель. Но Су­гимото как ни в чем не бывало зало­жил крутой вираж и сел на хвост Уиверу. Уивер позвал на помощь Макгира, а сам начал уходить. Но Сугимото как приклеенный висел на своей темно-зеленой с желто-оранже­выми знаками «Хаябусе» на хвосте Уивера. Макгир запретил своим пи­лотам сбрасывать подвесные баки, это давало японскому пилоту пре­имущество в маневренности. Два 568-литровые бака, висевшие под крыль­ями каждого самолета, были у всех почти полны. Это перегружало ма­шины и серьезно ухудшали летные характеристики «Лайтнингов».

Уивер увидел, как Макгир рез­ко развернул свой самолет, пытаясь поймать «Оскара» в прицел. Уивер сделал бочку, а когда выровнял свой самолет, Макгира уже не было в жи­вых. Уивер вспоминал:

«Мой самолет летел таким образом, что я потерял его из поля зрения. Спустя секунду я увидел, как его «Лайтнинг» взорвался».

Сугимото попытался уйти, но попался на прицел Дугу Троппу. Тот выпустил в него трехсекундную оче­редь. Все же Сугимото сумел увести своего разбитого «Хаябусу» на север и совершить аварийную посадку. Едва японский пилот выбрался из разбитого самолета, как тут же попал в руки филиппинских партизан, ко­торые не стали с ним долго церемо­ниться, а тут же пустили в расход.

Тем временем на аэродроме Манапла на острове Негрос призем­лился Ки-84 «Хаяте» («Фрэнк») из 71-го сентая. За штурвалом самолета сидел сержант Мизунори Фукуда, который видел, как Сугимото вел бой и поспешил ему на помощь. Фукуда появился на сцене в тот момент, ког­да Макгир падал на землю, а Суги­мото уходил в облака. Использовав замешательство противника, Фукуда спикировал на американцев из обла­ков и сел на хвост Р-38 Риттмейеру, который летел в центре. Все три «Лайтнинга» уже сбросили подвес­ные баки. Уивер, заметив противни­ка, развернулся и дал длинную оче­редь из двух 20-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов. Снаряды угодили в кабину Риттмейера, и его Р-38 рух­нул на землю в трех километрах от городка Пинанамаан. Фукуда также поймал один 20-мм снаряд, который разбил правую часть моторамы, а затем рикошетом ударил в коллектор левого двигателя машины Троппа. Фукуда попытался посадить свой «Фрэнк», но разбился в Манапле. В обшивке его самолета позднее насчи­тали два десятка пробоин. Смерть второго по результативности аса ВВС США, майора Томаса Макгира (38 побед) сильно ударила по боево­му духу 475-й истребительной груп­пы, что сказывалось вплоть до кон­ца войны.