Оценка самолета Ки-43

 

Среди множества способов оценить самолет, два обращают на себя внимание.

Глядя на Ки-43 с чисто техни­ческой точки зрения и сравнивая его с другими машинами того времени, можно прийти к выводу, что «Хаябуса» не представлял собой революции в самолетостроении. Характеристи­ки японского истребителя были в це­лом хуже, чем у большинства совре­менных ему машин, особенно это от­ставание проявилось ближе к концу войны. Исключение составляла хоро­шая скороподъемность, маневрен­ность и исключительно малый ради­ус разворота. Этого удалось добить­ся за счет использования боевых зак­рылков, которые, по сути, были един­ственным новым техническим реше­нием, использованным в конструк­ции самолета. Однако боевой опыт показал, что при использовании под­ходящей тактики самолет становит­ся грозным противником.

Если же оценивать самолет не просто, а с учетом конкретных усло­вий, в которых его применяли, то оценка машины станет совершенно иной. Численно Ки-43 был самым многочисленным самолетом японс­кой армейской авиации. В первые месяцы войны Ки-43 служил лишь дополнением для основного истреби­теля Ки-27. Союзники часто путали, принимая «Хаябусу» за А6М «Зеро». Неожиданная маневренность и ско­роподъемность японского самолета стала неприятным сюрпризом для пилотов союзников. Огромную роль в успехах «Хаябус» сыграла адекватная тактика и высокий уровень подготов­ки японских пилотов. Оба эти факто­ра с течением войны постепенно изме­нялись не в пользу японских ВВС.

Ки-43 был сравнительно деше­вым и простым в производстве. В полевых условиях он был прост в обслуживании и эксплуатации. Осо­бенно это было заметно в условиях тропического климата, предъявляю­щего повышенные требования к на­дежности конструкции. Самолет так­же был прост в пилотаже и не имел ограничений на фигуры высшего пи­лотажа. Огромным достоинством са­молета был большой радиус дей­ствия, что особенно было полезно во время наступления. Упрощенная кон­струкция самолета облегчала ремонт, что позволяло держать в боеспособ­ном состоянии большое число ма­шин. Самолет обладал коротким раз­бегом, а широкая колея облегчала рулежку и приземление. Кабина по­чти не ограничивала поле зрения пи­лота. Машина была стабильной в полете, а вооружение, смонтирован­ное перед пилотом, значительно уп­рощало прицеливание.

Среди недостатков машины можно назвать чрезмерно облегчен­ную конструкцию, которая практически не имела запаса прочности и легко разрушалась даже пулями вин­товочного калибра. Это была цена, которую приходилось платить за ма­невренность, скороподъемность и дальность действия. Вооружение са­молета также было слабовато. Два 12,7-мм пулемета Хо-103 Тип 1, ко­торые устанавливали на машины, начиная с модели Ки-43-1-Хей и до последних серийных образцов, выг­лядели не столь внушительно, как многоствольное вооружение союзни­ческих истребителей. Конструкция самолета просто не позволяла уста­новить на машину дополнительное вооружение в крыльях, а попытки заменить пулеметы 20-мм пушками Хо-5 так и не вышли за рамки экспе­римента. Любопытно будет сравнить Ки-43 с самолетами А6М2 и А6МЗ «Зеро», которые несли 2 7,7-мм пуле­мета и 2 20-мм пушки. Проблема зак­лючалась в низкой эффективности огня 20-мм пушек на больших дис­танциях, трудности в наведении и маленьком боекомплекте 20-мм выс­трелов. В результате большинство побед пилоты «Зеро» одержали с по­мощью 7,7-мм пулеметов, применяя пушки лишь в исключительно благо­приятных ситуациях. Это требовало от пилота особых навыков в пилота­же и стрельбе. Аналогичный опыт имели и пилоты люфтваффе. По этой же причине на морские самолеты аме­риканцы ставили лишь одинаковые по калибру стволы. Позднее эта практи­ка распространилась на армейскую авиацию Великобритании и США. Учитывая этот опыт, два 12,7-мм пу­лемета с большим боекомплектом выг­лядели оптимальным решением.

Несмотря на скромные харак­теристики и отсутствие революцион­ных технических решений в конст­рукции, самолет Ки-43 занимает вид­ное место в истории авиации. Преж­де всего, это был последний и наибо­лее современный истребитель, делав­ший ставку на маневренность, лег­кость и хорошие пилотажные каче­ства. Эта концепция оказалась уста­ревшей уже в 1940 году, когда Ки-43 совершал первые пробные полеты. Лишь консерватизм японских пило­тов и использование боевых закрыл­ков дало возможность реализовать проект. Результатом стал простой, легкий и - по мнению многих энтузи­астов авиации - красивый самолет, в котором принцип «легкости» был реализован еще более последователь­но, чем в А6М «Зеро» (в котором ак­цент смещался в сторону вооружения и дальности полета, что привело к невероятному компромиссу). В Японии «Хаябуса» быстро обрел попу­лярность и стал символом армейской авиации наравне со своим морским аналогом.