Наружная окраска

 

Характерная особенность ок­раски самолетов японской армейской авиации заключается в разнородно­сти цветов и схем, а также в значи­тельном разбросе конкретных реали­заций. В отличие от морской авиа­ции, в частях армейской авиации сравнительно малое внимание прида­валось антикоррозионному покры­тию самолетов, а камуфляжные схе­мы долгое время изобретали коман­диры сентаев.

Таким образом, развитие ок­раски самолетов Накадзима Ки-43 Тип 1 «Хаябуса» условно можно раз­делить на две стадии:

1)  Без или с полевым камуф­ляжем;

2)  С камуфляжем, сделанным на заводе-изготовителе.

Все прототипы, а также серий­ные самолеты Ки-43-1/Ки-43-П покида­ли завод неокрашенными, то есть цве­та дюраля. На заводе лишь наносили опознавательные знаки «хиномару» на верхние и нижние поверхности крыль­ев (на поздних Ки-43-II «хиномару» появились по бортам фюзеляжа), чер­ный антибликовый пояс на верхней поверхности корпуса от капота двига­теля до задней оконечности фонаря в открытом положении, а также несколь­ко небольших информационных над­писей. Подвижные части, обтянутые полотном (элероны и рули) красили светло-серой краской (FS *6314).

В боях применялись машины уже первых производственных серий. Сначала самолеты появились над Малайским полуостровом, а потом и на других фронтах. Существовала необходимость камуфлировать ма­шины, действовавшие с аэродромов, расположенных близко к линии фронта и подверженных налетам противника. Следует заметить, что до сих пор в истребительных частях армейской авиации не использовали камуфляж. Однако боевые действия приняли очень напряженный харак­тер, поэтому опыт, полученный в боях с Китаем и Советским Союзом, оказался неприменим.

В первые месяцы использовал­ся полевой камуфляж сегментного типа с волнистой границей. Применялись цвета: буро-коричневый (FS *0059) и оливково-зеленый (FS *4088) или тем­но-зеленый (FS *4094). Иногда приме­нялся третий цвет - светло-зеленый (FS *4172). Аналогичный камуфляж еще раньше наносили на бомбардировщи­ки и разведчики. Камуфляж старатель­но наносили на все верхние и боковые поверхности самолетов, иногда также и на обтекатель втулки винта. Ника­ких свидетельств о регламентировании камуфляжа нет. Немногочисленные снимки показывают, что существова­ло множество схем расположения пя­тен, точнее, никаких схем не существо­вало вовсе, каждый самолет был инди­видуален. Известно лишь, что коман­дование ВВС Японии рекомендовало не применять схемы, уже используемые союзниками.

Вскоре большинство частей стали применять однотонный камуф­ляж: темно-зеленый, оливково-зеле­ный или буро-коричневый, а много­цветные камуфляжи совершенно ис­чезли. С весны 1942 года вид камуф­ляжа начал разниться от сплошной закраски всех верхних и боковых по­верхностей крыльев и фюзеляжа, до нанесения редких пятен неправиль­ной формы на верхних поверхностях, через который проглядывал дюраль.

Камуфляж также наносили по всему капоту двигателя, на передние поверхности крыльев и хвостового оперения. Черные антибликовые по­лосы обычно не закрашивали. Ниж­ние поверхности не камуфлировали.

Камуфляж наносили по-раз­ному, в зависимости от ситуации: кистью или пульверизатором. В ре­зультате окрашенная поверхность могла выглядеть матовой или полу­матовой. Во влажном тропическом климате краска быстро облезала. Этому способствовало также то, что ее накладывали прямо на металл, без про­межуточной грунтовки. Известно мно­жество фотографий самолетов в облез­шем камуфляже, который иногда про­изводит впечатление пятнистого.

Стиль окраски и обозначе­ния самолетов лишь отдаленно со­ответствовал рекомендациям и во многом зависел от вкусов команди­ра части, старательности техника, имевшихся в распоряжении красок и множества других факторов. Не исключено также применение тро­фейных красок. Большинство ис­требительных сентаев старалось соблюсти единообразие всех своих самолетов. Однако есть множество примеров, когда в одной части име­лись по-разному закамуфлирован­ные самолеты.

Полевой камуфляж обычно наносили только на самолеты, уча­ствующие в боевых вылетах. Маши­ны Ки-43-I/II учебных частей, а так­же частей, дислоцированных в Япо­нии и других районах, удаленных от линии фронта, не окрашивали. Есть многочисленные свидетельства того, что неокрашенные самолеты приме­нялись и во фронтовых частях вплоть до конца войны.

Ки-43-III выпускался по лицен­зии фирмой Тахикава (На этой фирме также выпускали Ки-43-П-Оцу, а в ар­сенале Рикугун изготовили несколько Ки-43-П-Ко.). Эти машины с самого начала получили камуфляж, наноси­мый еще на заводе. Все верхние и бо­ковые поверхности планера покрыва­ли буро-коричневой или буро-оливко­вой краской (FS *0118 или FS *4088), a нижние поверхности выкрашивали в светло-серо-зеленый цвет (FS *6357). По некоторым данным машины не имели антибликовой полосы перед ка­биной. Верхний камуфляж также зак­рывал весь капот двигателя, но не за­ходил на передние кромки крыльев и хвоста. Стойки шасси не окрашива­лись. Краска наносилась пульвериза­тором, что придавало ей блеск. Впро­чем, этот блеск не мог равняться с со­временными блестящими красками. Большое содержание целлюлозы в краске, эксплуатация в тропических условиях, отсутствие надлежащего ухода быстро приводили к тому, что краска теряла блеск и выцветала. Ар­мейские самолеты, в отличие от само­летов морской авиации, покрывали камуфляжем прямо по металлу, что значительно ухудшало сцепление крас­ки с обшивкой.

Несколько слов надо посвя­тить темно-синему цвету, который встречался на Ки-43-II/III из 20-го сентая (а также на Ки-51 из 49-го докурицучутая). Обе части дислоциро­вались на Формозе (Тайвань) и час­то действовали над морем. Этот факт может косвенно подтвердить необхо­димость использования темно-сине­го камуфляжа. Однако никаких дру­гих объективных доказательств ис­пользования нестандартного камуф­ляжа нет. Тем не менее, эта особен­ность привлекает внимание модели­стов. Поэтому мы можем предполо­жить, что самолеты могли покрывать темно-зеленой краской, в которую добавлялся голубой пигмент.