Боевое применение

 

Самолеты Aichi D3A и Nakajima B5N свою бое­вую карьеру начали почти одновременно. В 1939 году первые серийные машины обоих типов проходили бое­вые испытания в боях с войсками Гоминьдана в Китае, а с декабря 1941 года они принимали участие почти во всех значимых сражениях с армиями Соединенных Штатов, Великобритании, Голландии, Филиппин и Австралии.

Первой частью, получившей новые самолеты, ста­ла 12-я воздушная группа. Дислоцировавшаяся в Ичане, в середине 1940 года группа получила девять B5N1 и де­вять D3A1. После того, как экипажи прошли переподго­товку, 13 сентября группа совершила налет на китайские войска в Чункине. Через два дня налет повторили. Бом­бометание оказалось очень точным, особенно метко кла­ли бомбы пикировщики Aichi D3A «Val». В ходе обоих налетов японцы потерь не понесли: китайская зенитная артиллерия не успела среагировать, а истребителей в воз­духе не встретили. Тем временем поступали все новые и новые самолеты, хотя их число продолжало оставаться сравнительно небольшим. Несколько D3A1 участвовала в боевых действиях в составе 14-го воздушного корпуса, дислоцированного во Французском Индокитае, и атако­вавшего Куньмин и Сяньгун. До конца 1940 года почти всегда самолеты действовали без истребительного при­крытия, поскольку они могли на равных бороться с ки­тайскими истребителями, а в крайнем случае оторваться от преследования. В марте 1941 года объединенная воз­душная флотилия начала бомбардировки района Ченту. В налетах участвовали самолеты B5N1 и небольшое чис­ло D3A1. На этот раз бомбардировщиков прикрывали новейшие японские истребители А6М «Zeke», которые для китайцев представляли необоримого соперника. Уча­стие самолетов B5N1 и D3A1 в боях с Гоминьданом за­кончилось в сентябре 1941 года, когда началась подго­товка нападения на Перл-Харбор и вся морская авиация была сконцентрирована в метрополии.

По состоянию на 7 декабря 1941 года в боевых ча­стях морской авиации находился 141 самолет D3A1 и 202 самолета B5N, из которых большинство составляли ма­шины B5N2. Большинство машин действовало в составе 1-го воздушного флота, сформированного в апреле 1941 года. Столь крупное ударное соединение было создано специально для войны с Соединенными Штатами. В со­став флота входили три дивизиона авианосцев. Первоначально это были: 1-й дивизион («Акаги», «Kara» - 45 D3A и 54 B5N) и 2-й дивизион («Сорю» и «Хирю» - 36 D3A и 36 B5N), к которым за два месяца до нападения на Перл-Харбор присоединился 5-й дивизион («Сёкаку» и «Дзуйкаку» - 54 D3A и 54 B5N). Сопровождение авианос­цев состояло из двух линкоров, двух линейных крейсеров, одного крейсера и девяти эсминцев.

7 декабря 1941 года в 6:00 утра с палуб авианос­цев, находившихся в 230-240 милях от Оаху, начали взле­тать самолеты первого эшелона. Кроме истребителей А6М2, имевших целью нейтрализовать возможное при­сутствие в воздухе американских истребителей, основную ударную силу составили B5N2 и D3A1. С «Акаги» стар­товало 27 B5N2, с «Каги» - на один меньше (один «Kate» получил повреждения и был сброшен за борт). Еще по 18 B5N2 поднялось с «Хирю» и «Сорю». С авианосцев «Сё­каку» и «Дзуйкаку» вылетело 26 и 25, соответственно, пикировщиков D3A1 «Val». Три самолета остались на борту из-за отказа двигателей.

Всего первый эшелон состоял из 183 самолетов. Группу из 49 бомбардировщиков B5N2 вел Мицуо Фукуда. Остальные 40 «Kate» несли по одной торпеде с уси­ленным стабилизатором, способных держать курс даже в волнистой акватории Перл-Харбора. Торпедоносцами ко­мандовал Сигехару Мурата. Какуичи Такачаси вел в бой группу из 51 пикировщика D3A1 «Val». Остальные 43 са­молета были истребителями прикрытия.

За несколько минут до 8:00 на американские ко­рабли обрушились первые бомбы и торпеды. Первый эшелон без проблем добрался к острову Форд, где стояли на якоре основные силы американцев. Противник оказал­ся захвачен врасплох. Первым получил попадание торпе­дой линкор «Оклахома», который атаковали B5N2 с «Ака­ги». Другими целями торпедоносцев стали линкоры «За­падная Виржиния» и «Теннеси». Первый из них получил семь попаданий торпед. Линкоры «Калифорния» и «Не­вада» также были атакованы самолетами с «Каги» и «Ака­ги». В свою очередь B5N2 авианосцев «Сорю» и «Хирю» пустили на дно старый линкор «Юта», а затем переклю­чились на уже поврежденные «Оклахому» и «Западную Виржинию», а также меньшие корабли, оказавшиеся в порту. Тем временем в бой вступили бомбардировщики D3A1. Их бомбы поразили линкоры «Невада», «Тенне­си», «Мэриленд», «Оклахома», «Западная Виржиния» и «Аризона». Одна из бомб, сброшенная звеном капитана Маки с авианосца «Хирю» поразила «Аризону» в районе второй башни главного калибра. Бомба пробила палубу и взорвалась в отсеке, где находились кубрики команды на третьей палубе. Вспыхнул пожар. Мгновенно огонь вызвал детонацию пороховых зарядов для катапульты.

Этот взрыв, в свою очередь, вызвал детонацию артилле­рийского погреба с 356-мм и 127-мм снарядами, после чего корабль затонул. Одновременно японцы бомбили аэродро­мы Уиллерфилд, Беллоуз, Хикхем, а также авиабазы в Канеоэ и Эва.

Аэродромами «занимались» пикировщики D3A1 с «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Потери американцев были огром­ны, так как все самолеты ровными рядами стояли вдоль взлетных полос. Базы располагали системой земляных укрытий для самолетов, но ими не пользовались, опаса­ясь саботажа. В результате японские пилоты без труда поражали скученно стоявшие американские самолеты.

Тем временем над Перл-Харбором показались са­молеты второго эшелона. Эшелон насчитывал 167 само­летов, в том числе 78 пикировщиков D3A1 «Val», кото­рых вел Такасиге Эгуса («Акаги» 18, «Kara» 26, «Сорю» 17 и «Хирю» 17), а также 54 бомбардировщиков B5N2 («Сё­каку» и «Дзуйкаку» по 27). На этот раз пикировщики ата­ковали корабли, а бомбардировщики ударили по аэродро­мам. Однако успешность налета второго эшелона оказа­лась хуже. Американская оборона ПВО сумела прийти в себя. Изготовились к бою орудийные расчеты, в воздух сумело подняться несколько истребителей. В результате, точность бомбометания упала, а потери возросли. Все же японцам удалось потопить несколько меньших кораблей. Но главная неудача постигла японцев, когда они попыта­лись добить уходящую из порта «Неваду». Несмотря на атаку 23 самолетов, линкор удержался на плаву. Второй эшелон потерял 14 D3A1 и 6 А6М2, в то время как первый эшелон потерял только 5 B5N2, 1 D3A1 и 3 А6М2. Амери­канские истребители Р-40С и Р-36С сбили десять японс­ких самолетов, в том числе семь D3A1 и три А6М2.

В ходе налета японцам удалось потопить 12 и по­вредить 9 кораблей. Пошли на дно линкоры «Аризона», «Калифорния», «Невада», «Оклахома», «Западная Виржиния», и старый линкор «Юта». За ними последовали эс­минцы «Даунз», «Кассин», «Шоу», постановщик мин «Оглала», буксир «Сотоёмо» и плавучий док FD-2. Повреж­дения получили линкоры «Мэриленд», «Теннеси», «Пен­сильвания», крейсера «Хелена», «Гонолулу», «Рейли», эс­минец «Хелм», а также ремонтный корабль «Вестал» и база гидропланов «Кертисс». В тактическом плане удар по Перл-Харбору казался грандиозной победой, но в страте­гическом - настоящей катастрофой. Не удалось пустить на дно ни одного авианосца, которых просто не оказалось в Перл-Харборе. Это обстоятельство позволило американ­цам быстро качнуть чашу весов в свою пользу.

Одновременно с нападением на Гавайи, другие японские группировки атаковали американские базы на Филиппинах. Хотя главные ударные силы на этом направ­лении составляла авиация наземного базирования (21-я и 23-я воздушные флотилии, действующие с аэродромов на Тайване), в районе также действовал 4-й дивизион авианосцев. В то время в состав дивизиона входил един­ственный авианосец «Рюдзё», на борту которого нахо­дилось 18 B5N2 «Kate» и 16 А5М4 «Claude». 7 декабря 1941 года с палубы авианосца вылетело 13 B5N, которых вел капитан Аиои. Целью отряда было бомбить порт Минданао. Результаты бомбежки были нулевыми, а два самолета не вернулись на базу. В тот же день японцы сно­ва бомбили Минданао, но на этот раз в вылете участво­вало два «Kate» под прикрытием трех «Claude». И в этот раз результаты оказались минимальными. На этом закон­чилось использование авианосца «Рюдзё» в качестве удар­ного, поскольку его бортовая авиация на протяжении последующих дней занималась лишь патрулированием и разведкой. Лишь 12 декабря, когда началась высадка де­санта в Легаспи, самолеты авианосца приняли ограни­ченное участие в операции.

20 декабря 1941 года 1-й дивизион авианосцев был направлен к атоллу Уэйк с целью поддержать десант на этот остров. Атолл оборонял небольшой отряд морской пехоты США при поддержке трех истребителей «Wildcat» из VMF-211.21 декабря 29 самолетов D3 А1 и 2 B5N2 взле­тели с авианосцев «Сорю» и «Хирю». Японцы без потерь для себя бомбили остров. На следующий день группа из 33 B5N была перехвачена парой американских F-4F, кото­рые пилотировали лейтенант Торнтон и капитан Фрюлер. Американцам удалось сбить двух «Kate» прежде чем суме­ли прореагировать истребители сопровождения. Против «Zero» у американцев не было никаких шансов, и оба «Уайлдкета» рухнули в океан. 23 декабря 1941 года, после оче­редного налета, гарнизон атолла капитулировал.

В январе 1942 года 1-й и 5-й дивизионы авианос­цев участвовали в боевых действиях в районе Новой Гвиней, Новой Ирландии и Новой Бри­тании. Во всех операциях с 20 января 1942 года участвовали самолеты с «Акаги», «Kara», «Сёкаку» и «Дзуйкаку». 25 января самолеты 2-го диви­зиона авианосцев участвовали в опе­рации по захвату Целебеса. Присут­ствие авиации противника в воздухе было минимальным, поэтому потери японцев также были минимальными. Почти одновременно с японс­ким десантом на Яве, 19 февраля 1942 года 1-й и 2-й дивизионы авианосцев («Акаги», «Kara», «Сорю» и «Хирю») провели атаку на Порт-Дарвин -крупный порт на севере Австралии. Этот порт имел большое стратегичес­кое значение, так как именно через него шло снабжение союзнических войск, оборонявших Яву. Ранним утром в воздух поднялся 81 бомбар­дировщик B5N2 (командир группы, полковник Мицуо Фучида) и 18 ис­требителей А6М2 сопровождения. Группа проследовала к острову Мелвилл, где соединилась с 71 пикиров­щиком D3A1, также сопровождав­шихся 18 истребителями. Пикиров­щики поднялись с авианосцев по­зднее бомбардировщиков, но благо­даря большей скорости вышли к за­данной точке почти одновременно. Все 188 самолетов образовали боевой строй и взяли курс на Порт-Дарвин. Над портом группу перехватил оди­ночный Р-40Е из 33 PS – уцелевший после зачистки воздушного про­странства японскими истребителями. За штурвалом «Уорхоука» сидел лей­тенант Острейхер. В стремительной атаке лейтенанту удалось сбить один D3A1 с авианосца «Сорю», но япон­ские истребители быстро нейтрали­зовали противника, и Острейхер едва сумел посадить свою похожую на ре­шето машину. Тем временем японцы начали бомбить порт: строения и сто­ящие в порту корабли. Сначала от­бомбились B5N2, а затем удар нанес­ли пикировщики. На дно пошел аме­риканский эсминец «Пири», а также несколько судов и мелких кораблей. Но самое главное - японцам удалось полностью разрушить инфраструктуру порта. В результате Порт-Дарвин на несколько меся­цев вышел из строя. Разбомбив порт, японцы атаковали местный аэродром, с которого как раз пытались поднять­ся пять Р-40Е из 33-й истребительной эскадрильи. Поте­ряв один «Зеро», японцы сбили все пять «Уорхоуков». Всего потери японцев составили два D3A1, один B5N2 и один А6М2. Час спустя над Порт-Дарвином появились 54 бомбардировщика G3M2 и G3M1 из 21-го и 23-го кокусентаев, вылетевших с баз в Кендари и Амбон. Эти са­молеты довершили уничтожение порта.

Следующей крупной операцией, в которой уча­ствовали самолеты D3A и B5N, стала атака японского ударного флота по английским авиационным и морским базам на Шри-Ланке. Задачей японского флота было уничтожить английский Восточный Флот вице-адмира­ла Сомервилла. В состав английского флота входили три авианосца: «Индомитейбл», «Формидейбл» и «Гермес», которые несли истребители «Sea Hurricane», «Martlet» (экспортный вариант F-4F) и «Fulmar», а также торпедо­носцы «Albacore» и «Swordfish» (всего 97 самолетов, в том числе 37 истребителей и 60 бомбардировщиков-торпедо­носцев). Кроме авианосцев в состав флота входили лин­коры «Уорспайт», «Резолюшн», «Роял-Соверен», «Рамиллиз», «Ревендж», тяжелые крейсера «Корнуэлл», «Дорсет­шир», легкие крейсера «Эмералд», «Энтерпрайз», «Кале-дон», «Драгон», голландский крейсер «Трамп», а также 14 эсминцев. На базах в Коломбо, Чайна-Бей и Коггала находилось еще 150 самолетов. Среди них большинство составляли «Hurricane Mk I» и Mk lib, «Fulmar» и «Blenheim», но также было много старых Vickers «Vincenty», «Vildebeesty» и Fairey «Seal». Если взять в расчет боеспособность английской техники, то группи­ровка на Шри-Ланке хотя и была многочисленной, но ее боевая ценность оставалась сравнительно малой. Япон­цы противопоставили англичанам две ударные группи­ровки, объединявшие 6 авианосцев (1-й, 2-й и 5-й диви­зионы - «Акаги», «Kara», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку»), легкий авианосец «Рюдзё», 4 линкора, 7 тя­желых крейсеров, 2 легких крейсера, а также 13 эсмин­цев. Японские авианосцы несли 370 самолетов, в том чис­ле ИЗ А6М2, 114ВЗА1,атакже 143 B5N2. Количествен­ное и качественное превосходство, без сомнения, нахо­дилось на стороне японцев.

Налет запланировали на 4 апреля 1942 года, но в последний момент начало операции отнесли на один день. На рассвете 5 апреля с авианосцев «Сёкаку», «Дзуйкаку», «Акаги», «Kara», «Хирю» и «Сорю» поднялись 38 D3A1 подполковника Такахаси, 53 бомбардировщика B5N2, ведомых подполковником Фучидой, и 36 истребителей А6М2 полковника Итаи. Первой целью японцев стал порт и аэродромы в Коломбо. Английские радары засекли приближающиеся самолеты, но поднять в воздух истре­бители англичане не успели. Когда первые бомбы нача­ли рваться на взлетных полосах в Ратмалане, «Харрикейны» 30-й эскадрильи RAF и «Фульмары» 803-й и 806-й эс­кадрилий FAA еще только выруливали на старт. Японс­кие истребители связали боем немногие успевшие поднять­ся английские самолеты. Тем временем японцы начали бомбить порт Коломбо. Хотя часть кораблей накануне была из порта выведена, там еще оставалось достаточно целей для японских самолетов. Главный удар приняли на себя вспомогательный крейсер «Гектор» и эсминец «Тенедос». Оба корабля были потоплены. Первый налет на Цейлон обошелся японцам в 7 D3A1 и 1 А6М2. Все япон­ские потери были вызваны действиями английских истре­бителей. Англичане понесли более тяжелые потери: 21 «Харрикейн», 4 «Фульмара» и 6 «Свордфиша».

Едва вице-адмирал Нагумо получил первые доне­сения с самолетов, бомбивших порт, он понял, что основ­ные силы английской эскадры успели уйти в море. В воз­дух были подняты разведчики, которые обнаружили два больших корабля юго-восточнее японской эскадры. Пи­лот-наблюдатель гидроплана с крейсера «Тонэ», заметив­ший корабли, определил их как линкоры или крейсера. Не ожидая подтверждений, Нагумо приказал взлететь ре­зервному авиаотряду. В 12:00 самолеты поднялись в воз­дух. Отряд насчитывал 53 D3A1, вел группу герой Перл-Харбора подполковник Эгуса. Группа обнаружила оба ко­рабля через два часа после вылета, в 14:30. Налет длился всего пятнадцать минут и оказался очень успешным. Лин­кор «Корнуэлл» получил 15 прямых попаданий 250-кг бомб и пошел на дно. Шедший рядом крейсер «Дорсет­шир» получил 14 попаданий и также затонул. Точность бомбометания была исключительно высокой. Не потеряв ни одной машины, группа вернулась на базу. Приняв все самолеты, эскадра вице-адмирала Нагумо отошла от Шри-Ланки и два дня ждала ответной реакции англичан. Действительно, англичане два дня непрерывно прочесы­вали окрестности Цейлона, пытаясь найти японские авиа­носцы. Их усилия ничем не увенчались, и адмирал Сомервилл решил, что японская эскадра ушла. 8 апреля он при­казал кораблям Восточного Флота встать на якорь в рай­оне Адду. Наступило затишье. Затишье перед бурей.

9 апреля в 6:00 утра с японс­ких авианосцев, находящихся в 100 милях от Трикомали поднялся 91 бомбардировщик B5N2 полковника Фучиды. Их сопровождали 45 А6М2 полковника Итаи. Построившись, самолеты взяли курс на Трикомали. Как и три дня назад англичане заме­тили приближающиеся самолеты, и снова опоздали поднять в воздух ис­требители. Японцы спокойно отбом­бились, пустив на дно транспорт «Сагаинг» и вспомогательный монитор «Эребус». Лишь группа А6М2 с авианосца «Дзуйкаку» перехватила звено «Харрикейнов» и 261-й эскад­рильи RAF. Обе стороны потеряли по два самолета. Лишь когда японс­кие бомбардировщики легли на об­ратный курс, их перехватили англий­ские истребители. Японские истреби­тели организовали прикрытие. Завя­зался бой, в котором англичане по­теряли 9 «Харрикейнов», а японцы 3 А6М2 и 2 B5N2. Тем временем гид­роплан линейного крейсера «Харуна» в 7:55 обнаружил английский авианосец «Гермес» в сопровожде­нии трех эсминцев. Повторились со­бытия трехдневной давности. Нагумо поднял в воздух резервные пики­ровщики, всего 85 D3A1, которых сопровождали 9 истребителей. В 10:23 японцы обнаружили «Гермес» и атаковали авианосец противника. Налет проходил в две фазы. Первый эшелон, состоявший из само­летов с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуй­каку», сумел добиться более десяти прямых попаданий. Авианосец начал тонуть. Тогда боевой заход соверши­ли пикировщики с «Акаги» и «Хирю». Самолеты шли над самой водой и лишь перед целью резко на­бирали высоту 30-40 метров, сбрасы­вая при этом бомбы. Авианосец по­шел на дно, унося с собой капитана и 306 матросов и офицеров экипажа. Кроме авианосца на дно пошли эсми­нец «Вампайр», корвет «Холлихок» и вспомогательное судно «Этельстоун». Пикировщики с «Сорю», кото­рые немного опоздали к началу на­лета, уже ничего не обнаружили, поэтому отправились на поиск какой-либо цели. Им удалось обнаружить шедший неподалеку конвой из трех кораблей. Японцы пустили на дно танкер «Бритиш Сержант» и транс­порт «Норвикен». Шедшее третьим госпитальное судно «Вита» японцы не тронули. Спустя несколько минут после того, как «Гермес» скрылся в пучине, к месту боя подоспели «Фульмары» из 273-й эскадрильи FAA. Хотя было уже поздно, истре­бителям удалось сбить три пикиров­щика, а еще три повредить. Еще во­семь «Фульмаров» (803-я и 806-я эс­кадрильи) перехватили бомбарди­ровщики с «Сорю», которые несмот­ря на отсутствие истребителей сопро­вождения оказались серьезным про­тивником. Воды Индийского океана поглотили два английских истреби­теля и четыре D3A1.

Пока японцы бомбили Трико­мали и охотились за «Гермесом», над японскими авианосцами показались девять «Бленхеймов» из 11-й эскад­рильи RAF, которые вылетели в 8:20 с аэродрома Рейскорс. Японцы ока­зались застигнутыми врасплох, но воспользоваться неожиданностью англичанам не удалось. Бомбы, сбро­шенные с высоты 3000 метров, легли неподалеку от «Акаги» и «Тонэ», не причинив кораблям вреда. На обрат­ном пути англичан перехватили японские истребители, поэтому на аэродром вернулось только три «Бленхейма». Однако эта жертва ока­залась ненапрасной. Адмирал Нагумо решил не рисковать и увел эскад­ру. Опыт боев показал, что самоле­ты D3A1 оказались великолепными пикировщиками, и до появления у американцев бомбардировщиков «Донтлесс» и «Хеллдайвер» не имели себе равных.

Тут следует сказать, что кроме ударного флота Нагумо, действовала оперативная группа вице-адмирала Озавы, состоявшая из авианосца «Рюдзё», 6 крейсеров и 4 эс­минцев. Авианосец имел на борту 15 B5N2 и 12 А6М2. Эскадра занималась исключительно перехватом союзни­ческих конвоев. За один рейд в Индийском океане эскадра потопила 19 судов общим водоизмещением 100000 брутто-тонн.

Очередной целью японского ударного флота стал Порт-Морсби, захват которого открывал возможности занять всю Новую Гвинею, после чего оставался лишь один шаг до высадки в Австралии. Порт-Морсби представлял собой важнейший в районе транспортный узел. Операция получила кодовое название «Мо», руководил ею контр-адмирал Гото. В его распоряжении было три авианосца (5-й дивизион вице-адмирала Такаги: «Сёкаку», «Дзуйкаку», а также малый авианосец «Сёхо»), два тяжелых крей­сера, шесть эсминцев и большое число транспортных су­дов. Первым шагом к захвату Порт-Морсби стал остров Тулаги, на который японцы высадили десант 3 мая 1942 года. Десант прошел без проблем и остров был взят. Но уже на следующий день остров подвергся бомбардировке американскими самолетами, которые базировались на авианосце «Йорктаун». Этот авианосец совершенно нео­жиданно для японцев прибыл в район по распоряжению адмирала Нимица. Известие о появлении американского авианосца достигло вице-адмирала Такаги с опозданием. 6 мая к «Йорктауну» присоединился второй авианосец -«Лексингтон». В результате американцы сформировали в районе тактический отряд № 17 (TF 17). Обе стороны на­чали подготовку к первому в истории войн поединку меж­ду авианосцами, которое вошло в историю как бой в Ко­ралловом море. Противники старались любой ценой об­наружить друг друга, постоянно прочесывая воздушное пространство.

7 мая 1942 года около 8 часов утра с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку» поднялись 36 D3A1 подполковни­ка Такахаси и капитана Эма, 26 B5N2 капитана Симазаки и капитана Ичичара, а также 18 А6М2 сопровождения. Целью японцев было атаковать обнаруженный незадолго до того авианосец противника в сопровождении крейсе­ра. Когда самолеты были уже в воздухе, выяснилось, что обнаруженные корабли относятся к совсем другим типам, но возвращать самолеты было уже поздно. Когда подполковник Такахаси вышел на цель, выяснилось, что это аме­риканский танкер «Неошо» и эсминец «Симе». Такахаси приказал торпедоносцам и истребителям возвращаться на базу, а сам атаковал корабли противника. Эсминец пошел ко дну, а на танкере начался пожар. Американцам уда­лось сбить один D3A1, который упал на палубу танкера. В результате японцы временно оказались без самолетов, способных атаковать корабли противника. Когда же в воздухе появились американские истребители и пикиров­щики, японцы оказались захваченными врасплох. Одна­ко основной удар адмирал Флетчер нанес не по «Сёкаку» и «Дзуйкаку», а по вспомогательному авианосцу «Сёхо». Американцы буквально на куски разнесли злосчастный корабль, который тут же затонул.

В 16:30 в тот же день в воздух снова поднялись япон­ские самолеты. Это были 12 D3A1 и 15 B5N2, перед кото­рыми поставили задачу нанести удар по обнаруженному «Лексингтону». Но американцы засекли японские само­леты с помощью радаров и выслали на перехват четыре «Уайлдкета», которые вел капитан Рамси. Вслед за пер­вой четверкой в воздух поднимались все новые и новые истребители. В наступающих сумерках американским ис­требителям удалось сбить 8 B5N2 и один D3A1. Еще один D3A1 записали на свой счет зенитчики «Лексингтона», когда японский пилот по ошибке попытался приземлить­ся на палубе американского авианосца. Остальные один­надцать машин не смогли найти цель и повернули назад. До авианосцев дотянули лишь 6 самолетов, остальные упа­ли в море из-за нехватки бензина. Потеря 21 самолета с опытными экипажами была большим ударом по боеспо­собности японской эскадры. Но развязка наступила на следующий день.

Утром 8 марта (около 9:00) в воздух поднялись все боеспособные японские самолеты. Это были 33 D3A1, 18 B5N2 и 18 А6М2. Общее командование группой принял на себя подполковник Такахаси. Японские самолеты на­правились в сторону американских кораблей. В свою оче­редь с палуб «Лексингтона» и «Йорктауна» взлетели аме­риканские самолеты, которые взяли курс в сторону япон­ской эскадры. Первыми на цель вышли летчики подпол­ковника Такахаси. Японцы атаковали американскую эс­кадру по классической схеме: сначала наносят удар тор­педоносцы, а следом за ними, почти одновременно, сбра­сывают бомбы пикировщики. Целью японцев был «Лек­сингтон». Этот корабль накануне получил повреждения, кроме того, у японцев не оставалось сил, чтобы атаковать сразу оба авианосца. Но еще до того, как самолеты успе­ли сбросить торпеды, американским истребителям удалось сбить три «Kate». Первый заход торпедоносцев завершил­ся безрезультатно: три торпеды прошли за кормой, а еще три - вдоль правого борта. Три следующих «Kate» сбли­зились с кораблем до 650 метров и только тогда пустили торпеды. Две из них достигли цели. Одна попала в центр борта, другая в район носа. В то же время четыре других B5N2 совершили боевой заход на «Йорктаун». Все четы­ре торпеды прошли мимо, а два торпедоносца были сби­ты. Тем временем в бой вступили пикировщики. 14 машин с «Дзуйкаку» атаковало «Йорктаун», а остальные 19 ата­ковали «Лексингтон». В авианосец попали только две бом­бы, но они причинили такие серьезные повреждения, что появилась угроза кораблю. В «Йорктаун» также попали две бомбы, которые вызвали пожар. Палубу авианосца за­тянул дым. Японские пилоты доложили об уничтожении корабля. В действительности, повреждения оказались не столь серьезными, и их удалось быстро исправить. На этом налет завершился. Уцелевшие самолеты легли на обрат­ный курс. В это время американцы бомбили японские авиа­носцы. «Сёкаку» получил три попадания бомбами и вы­шел из боя. Всего японцы потеряли 17 D3A1 (в том числе машину подполковника Такахаси), 13 B5N2 и 4 А6М2. В это число включены самолеты, которые не дотянули до авианосцев из-за нехватки топлива.

3 июня 1942 года произошло сражение, ставшее поворотным пунктом в войне на Тихом океане. На рас­свете с авианосцев 1-го и 2-го дивизионов («Акаги», «Kara», «Сорю» и «Хирю») взлетели 108 самолетов: 36 D3A1, 36 B5N2 и 36 А6М2. Авиагруппу вел капитан Томонага. Японские самолеты направились к небольшому островку в центре Тихого океана - атоллу Мидуэй, на ко­тором располагалась американская авиабаза. На перехват японцев вылетели американские истребители корпуса мор­ской пехоты F-4F «Wildcat» и F-2A «Buffalo», принадле­жавшие VMF-221. Однако перехватить противника аме­риканцам не удалось. Японские истребители связали боем американские самолеты, а бомбардировщики сбросили свои бомбы на остров. Но результаты налета оказались минимальны. Не удалось вывести из строя ни аэродром на острове, ни поразить другие важные цели. Потери япон­цев составили два B5N2, один D3A1 и два А6М2. Было решено повторить налет. Тем временем адмирал Нагумо ожидал донесений от высланных раньше на разведку гид­росамолетов. Японцам еще ничего не было известно о том, что к атоллу направляются три американских авианосца. Американской разведке удалось взломать японский шифр и прочесть несколько радиограмм, посвященных операции на Мидуэе. Нагумо ничего не знал о надвигающейся опас­ности и приказал перевооружить самолеты, находящиеся в резерве, осколочными бомбами и подготовить машины к налету на атолл. Все это время японцы постоянно отра­жали налеты истребителей и торпедоносцев с Мидуэя. Ус­пешность американских налетов была нулевой, а потери огромными. В 7:28 поступило донесение с гидросамолета с крейсера «Тонэ», который вылетел на полчаса позже ос­тальных разведчиков. Наблюдатель заметил несколько крупных американских кораблей, однако в донесении ни­чего не говориться об авианосцах. Пилот докладывал: «Отряд противника из пяти крейсеров и пяти эсминцев».

Нагумо приказал снова перевооружить резервные само­леты. На это требовалось время, так как машины уже вывели на летную палубу и их нужно было спустить в ангар. В спешке снятые осколочные бомбы укладывали вдоль бортов ангара, не убирая их в магазин. В 8:20 по­ступило новое донесение, в котором говорилось, что на­ряду с уже упоминавшимися кораблями следует авиано­сец. Вскоре информация была подтверждена, при этом число обнаруженных кораблей увеличилось на два. На­гумо уже не сомневался, что вошел в контакт с главными силами американского флота. Единственное, он не знал о том, что американцы располагают тремя авианосцами («Хорнет», «Энтерпрайз» и отремонтированный «Йорктаун») и, что с авианосцев уже взлетают самолеты. Около 10:20 японский адмирал приказал поднять в воздух ударную группу, 4to6bi ликвидировать обнаруженный авианосец. Японские авианосцы раз­вернулись против ветра и подготови­лись к взлету самолетов. В эту мину­ту американские пикирующие бом­бардировщики SBD начали налет. Японцы оказались захваченными врасплох. В течение нескольких ми­нут «Kara», «Акаги» и «Сорю» получили по несколько попаданий и по­шли на дно. Самолеты, стоявшие на их палубах, были уничтожены. В рас­поряжении Нагумо остался лишь один боеспособный авианосец -«Хирю», на котором базировалось 37 готовых к бою машин: 18 D3A1, 9 B5N2 и 10 А6М2. Этих сил явно не хва­тало для того, чтобы причинить серь­езный урон американцам, но приходи­лось использовать то, что есть.

Самолеты с «Хирю» начали взлет в 11:00. Их целью избрали «Йорктаун». Первыми на цель выш­ли пикировщики D3A1, которых вел капитан Кобаяси. Большинство было сбито американскими истребителя­ми, к авианосцу прорвалось только семь машин. Из них три оказались сбиты зенитным огнем с «Йорктауна». Японским пилотам удалось до­биться трех попаданий. Корабль по­лучил серьезные повреждения, его скорость упала до шести узлов. Но отчаянными усилиями команды спу­стя час удалось восстановить боеспо­собность авианосца и поднять ско­рость до 20 узлов. Но уже в 14:30 опе­раторы радаров «Йорктауна» заме­тили неопознанные самолеты. Это были 9 «Kate» с «Хирю» и один са­молет, успевший взлететь с «Акаги». Отряд вел капитан Томонага. Перед летчиками поставили задачу атако­вать первый обнаруженный непов­режденный авианосец. О том, что американцы располагают тремя авианосцами, японцы еще не знали. Томонаге первым попался «Йорктаун». Он разделил свои машины на две группы и повел их в атаку с обоих бортов. На японские самолеты обру­шился шквал огня. Первым загорел­ся сам Томонага. Его сбил лейтенант Чача, командир VF-3, только что взлетевший с «Йорктауна». Томона­га все же успел сбросить торпеду, прежде чем его самолет рухнул в воду. Всего в «Йорктаун» попало две торпеды. Авианосец приобрел крен в 26 градусов, что заставило загасить котлы. Экипаж покинул обреченный корабль, а самолеты приземлились на «Хорнет» и «Энтерпрайз». Японцы потеряли пять самолетов, в том чис­ле машину командира группы. Ос­тавшиеся самолеты вернулись на «Хирю», где приступили к их заправ­ке и перевооружению. В этот момент над последним боеспособным авиа­носцем японской эскадры появились американские пикировщики из VB-3, VB-6 и VB-8. В несколько заходов американцы пустили на дно «Хирю». Так японский императорский флот потерпел свое первое крупное пора­жение в войне. Кроме авианосцев флот потерял 257 самолетов, из ко­торых только 44 было сбито. Амери­канцы потеряли «Йорктаун» и 148 самолетов.

Одновременно с боем у Ми­дуэя японцы провели диверсионный налет на Алеутские острова. В нале­те участвовали малые авианосцы «Рюдзё» и «Дзюнё», которые вместе с кораблями сопровождения состав­ляли северную эскадру вице-адмира­ла Хосогая. Оба авианосца несли 21 B5N2, 24 D3A1 и 32 А6М2. Действия эскадры ограничились налетом на Датч-Харбор. Из-за плохой погоды и активного противодействия американской авиации налет оказался мало результативным. Операцию прекра­тили 4 июня 1942 года. Потери япон­цев составили 3 B5N2, 4 D3A1, 3 А6М2, а также один разведыватель­ный гидроплан.

После поражения при Мидуэе потребовалось реорганизовать япон­ский флот. 1-й флот стал называться 3-м флотом и объединять 1-й и 2-й дивизион авианосцев. В состав флота вошло шесть кораблей. 1-й диви­зион составляли «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Дзуйхо», а во 2-й дивизион входили «Дзюнё», «Рюдзё» и «Хиё». Шесть названных авианосцев распо­лагали 300 самолетами. Главную ударную силу авиагруппы по-пре­жнему составляли пикирующие бом­бардировщики D3A1, а также бом­бардировщики-торпедоносцы B5N2. В августе 1942 года главной задачей флота было взять под контроль Со­ломоновы острова, но для этого сна­чала требовалось выбить американ­цев с Гуадалканала. Операция по зах­вату острова получила кодовое на­звание «Ка». В операции участвовал ударный отряд вице-адмирала Нагумо, в состав которого входил 1-й ди­визион авианосцев («Сёкаку» и «Дзуйкаку»). В задачу отряда входи­ло прикрытие транспортного флота контр-адмирала Танаки, который должен был доставить подкрепления на Гуадалканал, где шли ожесточен­ные бои японских сухопутных частей с частями морской пехоты США. Нагумо был должен не только при­крывать десант, но и нейтрализовать авианосцы противника, если бы они появились в зоне действия его эскад­ры. На «Сёкаку» и «Дзуйкаку» бази­ровалось 147 самолетов, в том числе 54 D3A1 «Val», 36 B5N2 «Kate» и 52 А6М2 «Zero». Кроме того, к опера­ции привлекался малый авианосец «Рюдзё», в задачу которого входило проведение диверсионных операций и нанесение отвлекающих ударов. Дополнительно требовалось, чтобы авианосец уничтожил союзнический аэродром Хендерсон. На «Рюдзё» базировались 23 А6М2 и 9 B5N2. Японской эскадре противостояли три американские авианосца: «Саратога», «Энтерпрайз» и «Уосп». Однако «Уосп» незадолго перед началом опе­рации был отослан на базу для по­полнения запасов топлива.

23 августа 1942 года с авианос­ца «Рюдзё» вылетели самолеты, в за­дачу которых входило бомбить аэро­дром Хендерсона. Группа состояла из шести А6М2 прикрытия и шести B5N2. Командовал группой капитан Мураками. Следом за первой груп­пой в воздух поднялось девять А6М2, в задачу которых входила штурмов­ка аэродрома. Когда японские само­леты подлетали к цели, американцы засекли «Рюдзё». Немедленно с «Саратоги» вылетела ударная группа. Японцы сбросили бомбы и завязали бой со взлетевшими «Уайлдкетами» и Р-400. В бою были сбиты три бом­бардировщика и три японских истре­бителя. Четвертый бомбардировщик, получивший тяжелые повреждения, совершил вынужденное приводне­ние. Над островом еще кипел бой, когда американская ударная группа вышла на «Рюдзё». Американская ударная группа включала в себя бом­бардировщики «Dauntless» и торпе­доносцев «Avenger». Авианосец по­лучил три прямых попадания, еще три бомбы взорвались в опасной бли­зости от борта. Корабль еще держал­ся на плаву, когда торпедоносцы сбросили торпеды. В цель попала лишь одна из них, но этого оказалось достаточно. В 20:00 корабль медлен­но ушел под воду.

Тем временем, главные япон­ские силы, после тщательной развед­ки, перешли к атаке. Примерно в 15:00 в воздух взлетело 27 D3A1 и 18 истребителей сопровождения. Отря­дом командовал подполковник Секи. Часом спустя вылетел второй эше­лон, насчитывавший 27 D3A1 и 9 А6М2. Вторую группу вел капитан Такахаси. Торпедоносцы B5N2 оста­лись в резерве. Когда японские само­леты приблизились к авианосцам, выяснилось, что те уже успели под­нять в воздух истребители. Амери­канских истребителей было много, но часть из них удалось связать боем. Пикировщики начали налет. Глав­ный удар обрушился на «Энтерп­райз», который атаковало сразу 18 D3A1. Корабль получил три попада­ния, в результате чего у авианосца заклинило руль, на борту вспыхнул пожар, возник небольшой крен на борт. Ситуацию удалось стабилизи­ровать лишь к 18:30. Счастье улыбнулось американцам, так как самоле­ты второго эшелона не нашли «Энтерпрайз», который, без сомнения, не смог бы отразить второй налет. Потери японцев были ощутимы. Кроме «Рюдзё» они потеряли 19 D3A1 и 6 А6М2.

Следующий поединок у Соло­моновых островов состоялся 26 ок­тября 1942 года. В историю этот бой вошел под названием боя у острова Санта-Круз. Накануне, 25 октября передовые части японской армии за­цепились за край аэродрома Хендерсона на Гуадалканале. Штурмовые части 17-й армии доложили, что уже захватили взлетные полосы. Это не соответствовало действительности и повлекло серьезные последствия. Зах­ват аэродрома был сигналом к нача­лу следующей фазы операции. Япон­ский флот у острова состоял из трех частей. Отряд контр-адмирала Абе (два линкора, четыре крейсера и семь эсминцев) составлял передовой зас­лон флота, 1-й дивизион авианосцев вице-адмирала Нагумо («Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Дзуйхо») и отряд под­держки вице-адмирала Кондо (2-й дивизион авианосцев - «Дзюнё», два линкора, пять крейсеров и одиннад­цать эсминцев). Американцы распо­лагали двумя авианосцами («Хорнет» и «Энтерпрайз»), контр-адмира­ла Кинкейда, а также отрядом при­крытия (64-я тактическая группа контр-адмирала Ли), состоявший из линкора «Вашингтон», трех крейсе­ров и пяти эсминцев. Подойдя к Гуадалканалу, японская эскадра оказа­лась в зоне досягаемости американс­ких разведывательных самолетов. Первым был обнаружен отряд под­держки, вскоре американцы опреде­лили местоположение передового отряда. С «Энтерпрайза» в воздух вылетело 11 «Dauntless», в задачу которых входило определить точное нахождение противника. Все самоле­ты несли бомбы. Но в этот день бое­вого соприкосновения не произошло. Американские самолеты не нашли японских кораблей. 26 октября на разведку вылетели самолеты VS-10 и VB-10. Разведку вели и японцы. Не­которые «Донтлессы» столкнулись в воздухе с японскими самолетами и завязали поединки. Несколько само­летов заметило авианосец, который был идентифицирован как «Сёкаку». Два самолета сумели сбросить бом­бы на корабль, который в действи­тельности был малым авианосцем «Дзуйхо». Обе бомбы попали в цель и «Дзуйхо» потерял боеспособность. В то время как два американских са­молета сбрасывали бомбы, с палуб японских авианосцев поднимались самолеты, которые должны были на­нести удар по эскадре адмирала Кин­кейда. В 7:10 в воздухе было уже 21 D3A1, 22 B5N2 и 21 А6М2. В воздухе также находился ведущий самолет D4Y1-C «Judy». Следом предполага­ло отправить второй эшелон, но вы­лет самолетов задержался из-за нале­та на «Дзуйхо». Последние самолеты поднялись в воздух в 8:00. С палубы «Сёкаку» вылетело 20 D3A1 и 5 А6М2, а с «Дзуйкаку» стартовали 17 B5N2 и 4 А6М2. В 9:05 с авианосца «Дзюнё» поднялись 17 D3A1 и 12 А6М2. Всего против кораблей адми­рала Кинкейда вылетело 138 самоле­тов, в том числе 57 D3A1, 39 торпе­доносцев B5N2 и 42 истребителя А6М2. В это же время с американс­ких авианосцев взлетели бомбарди­ровщики SBD-3 ёи торпедоносцы TBF-1. Однако американский авиа­отряд был в половину меньше и на­считывал вместе с истребителями прикрытия только 73 машины.

В 9:10 японские самолеты ата­ковали американскую эскадру, не­смотря на противодействие со сторо­ны истребителей F-4F и корабельной зенитной артиллерии. Целью япон­цев стал «Хорнет». Первыми удари­ли пикировщики, затем сбросили торпеды торпедоносцы. Шестерка D3A1 с «Дзуйкаку» добилась трех прямых попаданий, потеряв при этом три самолета. Следующие шесть са­молетов с «Сёкаку» промахнулись, но один из них был сбит и рухнул в районе боевой рубки авианосца, при­чинив кораблю новые повреждения. В этот же момент в атаку перешли торпедоносцы с «Сёкаку». Несмотря на стену огня и кружащие в воздухе истребители, торпедоносцы прорва­лись и добились двух попаданий. Одна торпеда попала в центр борта, другая - в корму. «Хорнет» вышел из боя, команда пыталась удержать ко­рабль на плаву. Победа дорого обо­шлась японцам, было сбито 24 само­лета: 10 B5N2,11 D3A1 и 3 А6М2. Еще 14 машин получили серьезные повреж­дения и не дотянули до авианосцев. Всего из 138 машин первого эшелона японцы потеряли 38 самолетов.

Тем временем в атаку перешли самолеты второго эшелона. Их це­лью стал «Энтерпрайз». Пикировщи­ки сумели точно положить две бом­бы, причем повреждения от них ока­зались менее опасными, чем в случае с «Хорнетом». Возникшие пожары быстро ликвидировали аварийные команды. В 10:30 торпедоносцы вто­рого эшелона атаковали горящий «Хорнет». Эти самолеты вылетели позже всех с «Дзуйкаку» и прибыли на место, когда американский авиа­носец уже был окутан клубами дыма. Видя это, командир группы торпедо­носцев приказал перенести атаку на «Энтерпрайз», но все торпеды про­шли мимо авианосца, которым отча­янно маневрировал капитан корабля, командор Хардисон. Часть японских самолетов была сбита. Затем атаку начали пикировщики с «Дзунье». Как и торпедоносцы, они не стали доби­вать горящий «Хорнет», а атаковали «Энтерпрайз». Лишь одна бомба упа­ла в опасной близости от борта, ос­тальные прошли мимо. Остальные пикировщики с «Дзунье» атаковали другие корабли эскадры. По одному попаданию получили линкор «Юж­ная Дакота» и крейсер «Сан-Хуан», но это не сильно сказалось на боес­пособности кораблей.

Во второй половине дня япон­цы повторили налет, имея целью до­бить «Хорнет». С «Дзюнё» и «Дзуйкаку» вылетело 14 B5N2, несущих 800-кг бомбы, а также 2 D3A1 и 13 А6М2. Налет начался в 15:40. Толь­ко одна бомба попала в цель, но это­го оказалось достаточно. Капитан авианосца, командор Мэнсон прика­зал команде покинуть корабль. Горя­щий авианосец еще долго держался на плаву и ушел под воду лишь по­здней ночью. Бой закончился. Япон­цы потеряли 95 самолетов и имели два поврежденных авианосца: «Сёкаку» и «Дзуйхо». Американцы потеря­ли «Хорнет».

Битва при Санта-Крузе стала последней операцией, в которой уча­ствовали D3A1. Вскоре в боевые ча­сти стала поступать новая модифика­ция этого самолета D3A2 Model 22, однако в начале 1943 года этот само­лет уже окончательно устарел. Боль­шинство пикировщиков этого типа базировалось на сухопутных аэро­дромах, а роль палубного пикиров­щика стал исполнять D4Y «Judy». Лишь несколько D3A2 осталось в составе авиагрупп на малых авианос­цах. B5N2 также уступили место но­вому самолету, которым стал Nakajima B6N «Tenzan». Оставшие­ся B5N2 также перевели в части, ба­зирующиеся на суше. Но на этом ка­рьера обоих типов самолетов не за­кончилась.

В первых числах февраля 1943 года началась эвакуация японских войск с Гуадалканала. Прикрывали отступление самолеты с авианосцев 1-го дивизиона, действуя с наземно­го аэродрома. На Соломоновых ост­ровах американцы держали крупные силы авиации, в задачу которых вхо­дило прикрывать морские конвои. Лишь по возможности американские самолеты наносили удары по япон­цам. Но этими возможностями аме­риканцы пользовались по полной программе. Перегруженные пехотой японские транспорты то и дело по­лучали прямое попадание бомбой или обстреливались из пулеметов. Японцы не оставались в долгу. Уже 1 февраля 1943 года 15 D3A2 из 582-го кокутая атаковали американские корабли в районе острова Саво. Японцам удалось отправить на дно эсминец «Де Хевен», потеряв при этом пять пикировщиков. Следую­щий налет японцы провели через три дня. В налете участвовали 10 D3A2 из той же части. На этот раз японцы по­теряли шесть машин, а результат на­лета оказался минимальным. 8 февра­ля 1943 года эвакуация японских войск с Гуадалканала была закончена.

Оставив Гуадалканал, японцы не собирались переходить в глухую оборону. 1 апреля началась операция «Иго», которая охватила Соломоно­вы острова и Новую Гвинею. Под­держку с воздуха обеспечивали само­леты 21-го и 26-го кокусентаев, бази­ровавшиеся в Рабауле, а также само­леты из авиагруппы 1 -го и 2-го диви­зиона авианосцев (в том числе 65 D3A2 и 5 B5N2). 7 апреля группа из 67 D5A2 из 582-го кокутая, а также с авианосцев «Дзюнё» и «Дзуйкаку» совершила налет на аэродромы Рас­сел и Тулаги, а также перехватила конвой, шедший восточнее Гуадалка­нала. Самолеты действовали в трех группах, каждая группа имела свою цель. Истребительное прикрытие со­стояло из 157 А6М2. Несмотря на сильное сопротивление со стороны противника, группа, шедшая на Ту­лаги, достигла цели и нанесла удар по порту, в котором находилось под заправкой несколько транспортных судов и небольших кораблей. Уда­лось потопить эсминец, новозеланд­ский корвет, а также серьезно повре­дить танкер «Канахава». Дым горя­щего топлива затянул всю акваторию порта и не дал остальным бомбарди­ровщикам прицельно сбросить бом­бы. В районе порта японцы потеря­ли девять D3A2 и 12 истребителей. Американцы потеряли семь самоле­тов. Вернувшись в Рабаул, японские летчики доложили об уничтожении по меньшей мере 26 кораблей против­ника (в том числе крейсера) и 41 са­молета! Это была чистейшей воды фикция. Тем не менее, налет можно признать успешным. 11 апреля япон­цы совершили новый налет. В налете участвовал 21 D3A2 и 71 истреби­тель. Атаке подвергся конвой в зали­ве Оро на Новой Гвинее. Потеряв четыре пикировщика и два истреби­теля, японцы потопили два транспор­та. Последней операцией с участием D3A2 в рамках плана «И-го» стал налет 14 апреля, когда 44 D3A2 и 75 G4M1 «Betty» в сопровождении 129 А6М2 совершили налет на залив Милна. Но в этот день в заливе по­чти не было кораблей, удалось пото­пить только один транспорт. К счас­тью, американских истребителей в том районе также не оказалось. На этом участие морской авиации в опе­рации «И-го» завершилось. Но это не означало, что японцы отказались от налетов. 16 июня 24 D3A2 из 582-го кокутая, дислоцированного в Рабау­ле, совершили налет на Лунга-Пинт. Пикировщикам удалось потопить один транспорт, и серьезно повре­дить два других судна. Однако побе­да оказалась пирровой, японцы по­теряли 13 D3A2 и 15 истребителей.

30 июня самолеты из Рабаула совершили еще несколько налетов на плацдармы, захваченные американ­цами в Новой Джорджии и Рендове. После полудня отряд из 8 D3A2 и 24 G4M1 попытались нанести удар по кораблям, прикрывавшим десант, однако не смогли обнаружить про­тивника. На обратном пути японцев перехватили американские истреби­тели, сбив 1 D3A2 и несколько G4M1.

15 августа американская мор­ская пехота высадилась на острове Велла-Лавелла. Японцы немедленно обрушили на плацдарм почти всю ударную мощь 21-го кокусентая. Американцы прикрывали десант с воздуха самолетами, базирующими­ся в Гуадалканале. Уже в 8:00 плац­дарм атаковало несколько D3A2 из 582-го кокутая, однако налет не при­нес ожидаемых результатов. Затем атаковали B5N2, далее последовала новая волна D3A2, а также истреби­тели А6М2. Несмотря на все усилия японской стороны сбросить десант в море не удалось. Выгрузка живой силы и техники продолжалась непре­рывно. В налетах японцы потеряли восемь D3A2, два B5N2 и не менее восьми А6М2 в результате действий американской истребительной авиа­ции и зенитной артиллерии. Вечером американцы провели налет на аэродром Бунин, где на земле уничтожи­ли два D3A2 и 8 А6М2.

Снятые с авианосцев D3A2 и B5N2 поступили в части, дислоциро­ванные в Рабауле. В период с 28 сен­тября по 1 октября туда прибыло еще 157 самолетов, снятых с авианосцев 1-го дивизиона. Среди них было 45 D3A2 и 40 B5N2. Это пополнение предполагалось использовать в опе­рации «Ро-Го». Операция «Ро-Го», разработанная штабом адмиралтей­ства, должна была стать удачным повторением «Иго». Началась опе­рация 15 октября 1943 года налетом 15 D3A2 и 39 А6М2 на союзнический конвой в заливе Оро. Однако союз­ники перехватили японцев и букваль­но перестреляли все самолеты. На базу вернулся только один D3A2. 17 октября японцы провели новый на­лет, на этот раз на Финшхафен. На этот раз потери были меньше, но ре­зультат по-прежнему нулевой.

1 ноября американцы высади­ли десант на западном побережье Бугенвилля. Японцы немедленно при­ступили к бомбардировке плацдар­ма. К налетам привлекли 16 D3A2, 9 B5N2 и 27 А6М2. Налет не причинил американцам большого ущерба, а на базу не вернулось 27 истребителей и 8 бомбардировщиков. Союзники все приближались к японской базе. Те­перь она находилась в радиусе дей­ствия тяжелых бомбардировщиков В-24, не говоря уже о палубной авиа­ции авианосцев «Саратога» и «Принстон». 5 ноября американцы прове­ли первый массированный налет на Рабаул. В первом эшелоне летели са­молеты с упомянутых выше кораб­лей. На следующий день налет повто­рили силами 5-го воздушного флота. Вечером 5 ноября 18 B5N2, воору­женных торпедами, вылетели в на­правлении американской эскадры. Те немногие экипажи, что сумели вер­нуться в Рабаул, доложили о потоп­лении «Саратоги» и повреждении «Принстона». Но это было неправ­дой, американские авианосцы не по­лучили ни одного повреждения. Обеспокоенные американцы решили повторить налет на Рабаул. К опера­ции привлекли самолеты со сразу пяти авианосцев: «Саратога», «Принстон», «Банкер Хилл», «Эс­секс» и «Индепенденс». В первых на­летах инициативу в своих руках удер­жали японцы, которые воспользова­лись принципом «лучшая оборона -это нападение». В сторону американ­ской эскадры вылетели 27 D3A2 и D4Y1, 14 B5N2 и дюжина G4M. Ис­требительное прикрытие обеспечива­ло около 70 «Зеро». Все самолеты, вылетевшие из Рабаула, были из со­става 1-го дивизиона авианосцев и 25-го кокусентая. Однако американ­цы рассеяли японский отряд еще на подлете к цели. Отдельные прорвав­шиеся машины не смогли нанести про­тивнику заметного ущерба. В Рабаул не вернулись все B5N2, 17 D3A2, два D4Y1 и несколько G4M. Японцы по­теряли за месяц около 70% самолетов, дислоцированных в Рабауле.

Одной из последних опера­ций, в которых участвовал торпедо­носец B5N2, стал налет на американ­ский авианосец «Интрепид» у остро­ва Трук. Семь B5N2 из торпедной эс­кадрильи «Сёкаку» (в то время бази­ровавшейся на острове Трук) в сумер­ках, держась над самой поверхнос­тью воды (что позволило избежать обнаружения радаром), сумели вый­ти к американской эскадре. Одна тор­педа поразила авианосец, хотя серь­езного ущерба кораблю не причини­ла. К удивлению, все семь «Kate» су­мели вернуться на базу.

Последняя большая битва авианосцев Второй Мировой войны произошла в рамках операции «А-го». 15 июня 1944 года восстановлен­ный авианосный флот Японии выд­винулся в сторону Марианских ост­ровов. Флот состоял из девяти авиа­носцев, объединенных в три дивизи­она. 1-й дивизион «Тайхо», «Сёкаку» и «Дзуйкаку», 2-й дивизион «Дзюнё», «Хиё» и «Рюхо», 3-й дивизион «Читозе», «Чиёда» и «Дзуйхо». Эскадра располагала 439 самолетами. В боль­шинстве своем это были новые маши­ны, лишь на «Дзюнё» и «Хиё» име­лось 36 D3A2 из 652-го кокутая. Как мы знаем, результат боя между япон­ским Кидо-Кантай и американской тактической группой 58 закончился для японцев трагически. Почти все самолеты были сбиты, а три авианос­ца пошли на дно, в том числе новей­ший «Тайхо». Самолеты D3A2 прак­тически не оказали никакого влияния на ход боя, поскольку были сбиты американскими истребителями еще на подходе. Уровень подготовки японских пилотов в то время уже ос­тавлял желать много лучшего. Пики­ровщики сбрасывали бомбы не из пике, а с горизонтального полета, что резко ухудшало точность бомбомета­ния. Такая ситуация сохранилась до конца войны. 24 июня двенадцать торпедоносцев B5N2 попыталось атаковать американский эскортный авианосец. Все самолеты были сби­ты еще до того, как им удалось сбро­сить торпеды. Этот налет стал лебе­диной песней самолета. Оставшиеся машины D3 А и B5N вывели из состава боевых частей и передали в учеб­ные части. Некоторые «Kate» исполь­зовались для патрулирования. Но в истории самолетов есть еще один бо­евой эпизод. Во время боев за Оки­наву в марте-апреле 1945 года маши­ны использовали в качестве самоле­тов-камикадзе.

Малоизвестным остается при­менение B5N2 в боях с советскими войсками в августе 1945 года. На се­верной границе дислоцировался 553-й кокутай, который патрулировал водное пространство между Алеута­ми и Хоккайдо. Часть была оснаще­на новыми Nakajima B6N «Tenzan» (13 машин) и старыми B5N2 (21 ма­шина). Кроме того, на Курильских островах находилось несколько B5N2 из хокуто-кокутай. 10 августа 1945 года четыре «Kate» атаковали цели на Камчатке.

18 августа 1945 года четырем B5N2 из хокуто-кокутай удалось по­топить советский тральщик. Это была последняя операция B5N во Второй Мировой войне.