Производство за рубежом

 

Единственной страной, кроме СССР в которой строились Ту-16, является Китай. В начале 1956 г. было заключено советско-китайское согла­шение о постройке предприятий по выпуску Ту-16 и Ил-28. В сентябре следующего года состоялось подпи­сание нового соглашения - о переда­че КНР лицензии на постройку Ту-16. В соответствии с документом, Китай получил необходимую технологическую документацию, два гото­вых Ту-16 и комплект отдельных аг­регатов самолета, необходимых для освоения сборки. Агрегаты были до­ставлены на завод в Харбине.

В соответствии с китайской спецификацией новый самолет полу­чил местное обозначение Н-6 (Hongzhaji-6 - бомбардировщик №6). С 1961 г. выпуск Н-6 сосредото­чили на новом авиазаводе в Ксиане. Там же произвели переоборудование собранного из советских деталей са­молета в носитель китайской атом­ной бомбы, который практически полностью соответствовал Ту-16А. 14 мая 1966 г. с этого самолета, на­званного Н-6А, на полигоне в запад­ной части страны было проведено успешное испытание третьей китай­ской ядерной бомбы.

Первый серийный Н-6, полно­стью изготовленный в Китае (с ки­тайскими же двигателями Wopen-8 -лицензионным воспроизведением РД-3М-500 с взлетной максимальной тягой 9520 кгс), поднялся в воздух 24 декабря 1968 г. Всего до 1987 г., по западным оценкам, в КНР было по­строено около 120 бомбардировщи­ков Н-6 различных модификаций.

Основным был вариант, пол­ностью аналогичный советскому Ту-16А. Но, как и в СССР, в Китае со­здали разведчик и постановщик по­мех на базе Н-6. Для увеличения ра­диуса действия фронтовых ударных самолетов Н-6 превратили в заправ­щики по системе «конус-штанга».

Начиная с 1975 г., в КНР ве­лись работы по созданию противоко­рабельного ракетного комплекса на базе Н-6А. Самолет получил обозна­чение H-6D (или Н-6 IV), оснащался двумя крылатыми ракетами, новой РЛС, предназначенной для наведения ракет. Обтекателю антенны этой станции придали большие размеры и новую форму с плоским днищем. Крылатая ракета С-601 была разра­ботана в КНР на базе поставляемых из СССР в конце 1950-х гг. противоко­рабельных ракет П-15, стоявших на вооружении флотов многих стран мира. Первый полет опытного H-6D состоялся 29 августа 1981 г., а 6 декаб­ря был произведен первый пуск С-601. Программу летных испытаний комп­лекса закончили через два года, а в де­кабре 1985 г. новый комплекс приняли на вооружение китайских ВВС.