P-39Q

 

Самая многочисленная модифика­ция «Аэрокобры», выпускавшаяся в 1943-1944 годах серией в 4905 машин, была P-39Q (Модель № 26). Главным отличием этой модификации было но­вое вооружение. Было решено снять четыре 7,62-мм пулемета с боекомплек­том 1000 выстрелов на ствол, разме­щенных в крыльях самолета. На их месте установили гондолу для одного 12,7-мм пулемета с боекомплектом 300 выстрелов на ствол. Это был давно ожидаемый шаг, так как пилоты посто­янно отмечали нулевую боевую цен­ность пулеметов винтовочного калиб­ра, размещенных в крыльях. Формаль­но удовлетворив пожелания пилотов, Белл, по сути, поменял шило на мыло. Большинство самолетов P-39Q было доставлено по ленд-лизу в Советский Союз. Там с них почти всегда снимали пулеметы, расположенные в крыльях, считая, что вооружения, расположен­ного в фюзеляже, вполне достаточно.

Поставки первого варианта P-39Q-1 начались в мае 1943 года. Как и все другие самолеты серии Q, на Q-1 сто­ял двигатель V-1710-85, тот же, что и на серии N. Самолеты Q-1 выпустили серией в 150 машин. Особенностью этой серии было усиленное брониро­вание. В остальном самолет ничем не отличался от машин P-39N, в том чис­ле имел не все бензобаки. Максималь­ная скорость 603 км/ч.

Существовала и разведывательная модификация самолета Q-1. Переобо­рудованные в соответствии со стандар­том D-3 пять самолетов получили обо­значение Q-2. Следующим вариантом был P-39Q-5 (Модель № 26Q-5), у ко­торого облегчили бронирование и до 416 литров увеличили емкость топлив­ных баков. Этот вариант выпустили серией в 950 машин. На базе Q-5 созда­ли разведывательный вариант, обозна­чавшийся как Q-6. Всего в разведыва­тельном варианте выпустили 148 ма­шин. Следующей модификацией был P-39Q-10, выпущенный серией 705 штук. У этих самолетов изменили схе­му бронирования, а также довели ем­кость бензобаков до 454 л. Кроме того, у самолетов этой серии систему смаз­ки приспособили к условиям суровой зимы, изменили резиновые детали крепления двигателя.

Восемь Q-10 переделали в развед­чиков (Q-11) в соответствии со стан­дартом D-3.

Самой многочисленной серией ста­ла серия P-39Q-15, выпущенная в чис­ле 1000 машин. Главным отличием это­го варианта стало сокращение числа баллонов кислородной системы с че­тырех до двух.

Пятым вариантом стал P-39Q-20 (891 машина). Машины отличались оснащением, а с истребителей, пред­назначенных для экспорта в СССР, сняли крыльевые пулеметы.

Машины P-39Q-21 получили четырехлопастные винты фирмы Aeroproducts. Всего было изготовлено 109 штук.

Предпоследней модификацией стал P-39Q-25. От предыдущих машин истребители этой модификации отли­чались усиленной конструкцией хвос­тового оперения. Самолеты Q-25 так­же оснащались четырехлопастными винтами и внешне очень походили на «Кингкобру» Р-63. Единственное за­метное внешнее отличие заключалось в том, что у передней стойки шасси амортизатор глядел назад, а у Р-63 -вперед.

Последней модификацией Р-39 был P-39Q-30. Этот самолет комплектовал­ся трехлопастным винтом. До сентяб­ря 1944 года, когда выпуск «Аэрокобр» свернули, было выпущено 400 машин этой модификации.