Проект «Pinball»

 

Методы подготовки бортовых стрелков американских бомбардиров­щиков во время войны подверглись жесткой проверке. Выяснилось, что квалификация стрелков оставляет же­лать лучшего. Труднее всего было на­учить стрелков правильно учитывать ситуацию, складывающуюся во время настоящего боя. Чтобы решить эту за­дачу, весной 1942 года было предложе­но использовать в качестве мишеней пилотируемые самолеты. Автором идеи стал офицер Flexible Gunnery School, майор Камерон Фейрчайлд. Он предложил выпускать для 7,62-мм пу­леметов боеприпасы, которые при по­падании в цель оставляли на ее обшив­ке цветные пятна, не причиняя маши­не повреждений. За помощью Фейр­чайлд обратился в университет Дюк. Была разработана технология выпус­ка специальных пуль из пластмассы с добавлением олова. Начальная ско­рость такой пули не превышала 518м/ с. при попадании в цель пуля полнос­тью разрушалась. Осталось только выбрать самолет, подходящий на роль цели. Первоначально предполагали использовать в качестве цели бомбар­дировщики Douglas A-20, но вскоре решили подыскать самолет, силуэт ко­торого больше всего напоминает силу­эт самолетов противника. В итоге вы­бор пал на «Кингкобру», которая име­лась в достаточном количестве, но не использовалась в боевых частях перво­го эшелона. Заказ на переделку «Кин­гкобры» поступил в середине июля 1944 года. Было заказано пять машин RP-63A-11, представлявших собой ва­риант Р-63А-9. С истребителей сняли все вооружение и установили дополни­тельное бронирование. Чтобы не нару­шать центровку самолета, в носовой части фюзеляжа закрепили балласт массой 195 кг. С самолетов также сня­ли дополнительное топливное оборудование, позволявшее использовать подвесные топливные баки. Также от­казались от системы впрыска воды. Для учебных целей возможностей дви­гателя V-1710-93 было достаточно и так. Другой внешней особенностью самолета стаи дополнительные щитки шасси. Бронирование должно было надежно защищать самолет, при об­стреле его с передней полусферы под углом не более 30(. Поэтому самая мощная броня находилась спереди, где использовались бронеплиты толщи­ной 0,325 дюйма. Оружейное отделе­ние и кабину пилота защищала броня толщиной 0,125 дюйма. Общая масса брони, считая бронестекло фонаря, для RP-63C-2 составляла 675 кг. Несмотря на требование немедленно прекращать огонь после того, как самолет-цель прекращает атаку, случалось, что в горячке боя курсанты сбивали самоле­ты, попав в слабо защищенное днище фюзеляжа. Кроме того, самолет выхо­дил из строя, если пули с краской по­падали в воздухозаборник карбюрато­ра. Было предложено несколько реше­ний, чтобы исключить попадание крас­ки в карбюратор. Сначала воздухозаборнику попытались придать ту же фор­му, что у серийных Р-63. Затем его по­пытались развернуть на 180 градусов, однако это решение оказалось совсем неудачным. Далее, воздухозаборник просто сняли, оставив на спине фюзе­ляжа отверстие. Наконец, отверстие закрыли невысоким воздухозаборни­ком в форме полумесяца. Это решение признали наиболее оптимальным и использовали в дальнейшем.

Вскоре после начала серийного выпуска RP-63 получил неофициальное прозвище «Pinball». Причиной для этого стала система регистрации попа­даний, которая по устройству напоми­нала игорные автоматы. На самолете разместили 109 датчиков, которые в случае попадания генерировали пере­менный ток низкого напряжения. Сиг­нал усиливался ламповым усилителем и подавался на контрольную лампоч­ку, выведенную на кок винта. Сама идея оказалась интересной, хотя недо­статочно продуманной. Как выясни­лось позднее, устройство регистриро­вало только около 5% попаданий. При­чин столь низкой чувствительности ус­тановить не удалось. Тем не менее, си­стему установили на все «Пинболы», четырех последних модификаций. Пер­вая из них - RP-63A-11 - насчитывала пять машин и служила только для ис­пытаний. После первого полета, про­веденного в августе 1944 года, было заказано 95 самолетов-целей, которые получили обозначение RP-63A-12, представляя собой машины, переде­ланные из серийных А-10.

Следующая серийная модифика­ция - RP-63C-2. Было выпущено 200 таких машин. От серийных Р-63С они отличались отсутствием подфюзеляжного стабилизатора и двигателем V-1710-117 без возможности форсирова­ния. Последней модификацией стал Р-63G-1 (Модель № 41G). Серия насчи­тывала 32 машины, оснащенные дви­гателем V-1710-135(E31) мощностью 1200 л.с. У двигателя «-135» передаточ­ное число механического наддува со­ставляло 9,60:1 вместо 8,10:1 у прежних модификаций. Кроме того, самолет получил усиленное бронирование ка­бины пилота, масса брони достигла 952 кг. Все внутренние бронепереборки сняли, по бортам в хвостовой части фюзеляжа установили дополнитель­ные лампочки, сигнализирующие по­падание. Подфюзеляжный стабилизатор у самолетов RP-63G-1 отсутство­вал. Машина этой серии поднялась в воздух в июле 1945 года. После окон­чания войны контракт аннулировали. Все «пинболы» развивали максималь­ную скорость порядка 483 км/ч.

Программа обучения бортовых стрелков с помощью самолетов-целей, оказалась весьма эффективной. Одна­ко внедрили ее слишком поздно. Повсе­местный переход на реактивные двига­тели коренным образом изменил такти­ку воздушного боя.