Erprobungskommando 262 (Ekdo 262)

 

Ekdo 262 (Испытательная ко­манда 262) была первой частью, полу­чившей Me 262 в оперативной готов­ности. Официально она была сформи­рована в декабре 1943 г. в Лехфельде, однако первые пилоты появились в ней только в начале мая 1944 г. Главным образом они прибыли из Stab./ZG 26 и III./ZG 26 - эскадры, оснащенной са­молетами Мессершмитт Bf 110 - и по­этому хорошо знали особенности двух­моторных истребителей. Их основной задачей было создание тактики воз­душного боя на «швальбе», а также разработка наилучшего способа пере­обучения пилотов, летавших до того исключительно на Bf 109 и Fw 190. Но прежде всего речь шла о проверке но­вого самолета в боевых условиях.

Первыми весной 1944 г. прибы­ли в Лехфельд обер-лейтенанты Гюнтер Вегманн и Ганс-Гюнтер Мюллер из 8./ZG 26 и обер-лейтенант Пауль Блей 9./ZG 26, а также лейтенанты Иоахим Вебер и Альфред Шрейбер, обер-фель-дфебели Гобель, Рекерс и Штратман, фельдфебель Гейнц Герлициус и унтер-офицер Флахс. Командиром Ekdo 262 стал капитан Вернер Тирфельдер - опытный летчик, начавший свою пи­лотскую карьеру еще в 1939 г. на Bf 110, сражаясь с английскими и французски­ми противниками. В состав Ekdo 262 входили: 8-я эскадрилья, с 17 мая ба­зировавшаяся в Лейпхейме, 9-я эскад­рилья - аэродром Швабиш-Халл и штабная эскадрилья - аэродром Рехлин-Ларц. Вероятно, несколько машин определенное время базировались в Пенемюнде.

Первую потерю команда понес­ла уже 17 мая, когда во время трени­ровочного полета разбился на своем Me 262 V7 (VI+AB) унтер-офицер Курт Флахс. Пилот погиб на месте. Месяц спустя, возвращаясь из полета на пе­рехват, разбился из-за аварии двигате­ля командир части Вернер Тирфель­дер. Его тело нашли в обломках Me 262 S6 (VI+AK) недалеко от Ландсберга. Согласно некоторым немецким источ­никам, Тирфельдер был подбит в схватке с истребителями 15-й воздуш­ной армии. Этого не подтверждают, однако, американские документы (ни один пилот из 1-й, 31-й, 52-й и 332-й истребительных групп не сообщал в тот день, что сбил реактивный истреби­тель). Новым командиром стал капи­тан Хорст Гейер. До июля, главным образом вследствие аварий, погибло еще пять пилотов.

26 июля 1944 г. лейтенант Аль­фред Шрейбер на своем Me 262 S12 (VI+AQ) первым в Ekdo 262 сбил вра­жескую машину. Это была вообще пер­вая в истории авиации победа, одер­жанная на самолете с реактивным дви­гателем. Жертвой Шрейбера стал раз­ведывательный «москито» из 544-й эс­кадрильи Королевских ВВС (RAF) -экипаж флайт-лейтенант (капитан) Волл и пилот-офицер (лейтенант) Лоббан. Через шесть дней - 2 августа - Шрейбер одержал вторую победу, на этот раз уничтожив «спитфайр» PR IX. Следующий «москито» (540-я эскадри­лья, экипаж флайт-лейтенант Мэтьюмен и флайт-сержант Стопфорд) стал жертвой «швальбе» 8 августа. Отли­чился лейтенант Иоахим Вебер, кото­рый настиг своего противника над Олштадтом.

В виду участившихся случаев исчезновения разведывательных ма­шин над южной Германией, командо­вание RAF решило выслать в этот рай­он самолет со специальным заданием детально сфотографировать авиабазу в Лейпхейме. С этой целью 15 августа с аэродрома Сан-Северо в Италии взлетел «москито» из 60-й эскадрильи южноафриканских ВВС. В экипаж вхо­дили капитан Саломон Пиенаар и лей­тенант Арчи Локхарт-Росс. Без особых проблем они достигли Лейпхейма, где на взлетных полосах обнаружили и сфотографировали на рулёжке реак­тивные истребители. Не заметили зато, а точнее, заметили слишком поздно один «швальбе», находившийся в воз­духе. Немецкий пилот молниеносно атаковал «москито», обстреляв его из своих четырех 30-мм пушек. Несмотря на серьезные повреждения южноафриканцам удалось уйти от преследовате­ля и с большими трудностями добрать­ся до своего аэродрома. Самолет, прав­да, пришлось списать, но снимки не­мецкой базы стоили такой цены. Ко­мандование союзников впервые увиде­ло таинственную реактивную машину - Wunderwaffe (чудо-оружие) Гитлера. Экипаж Пиенаар-Локхарт-Росс за свой подвиг был отмечен крестом «За отли­чие в воздухе» (Distinguished Flying Cross - DFC).

В тот же день около 12.45 фель­дфебель Гельмут Леннартц, действуя с аэродрома Лехфельд, догнал и сбил над Герлингеном одиночный самолет В-17 «летающая крепость» из 303-й бомбардировочной группы. На следу­ющее утро американцы потеряли также разведывательный «лайтнинг» F-5c из 5-й группы фоторазведки (Photo Reconnaissance Group - PRG) , который был уничтожен неустановленным пи­лотом Ekdo 262.

24 августа оказалось несчастли­вым днем для пилота «спитфайра» из 683-й эскадрильи флайт-лейтенанта Крейна. Его настиг над Лейпхеймом и очень быстро сбил обер-фельдфебель Гельмут Баудах. Два спустя пилоты Ekdo 262 записали на свой счет следу­ющие две победы. Лейтенант Шрейбер уничтожил «спитфайр», а обер-фельд­фебель Рекерс - «москито» из 60-й эс­кадрильи южноафриканских ВВС, упавший в районе озера Ингольштадт около 12.30.

Сентябрь также начался с успе­хов немецких летчиков. 5 и 6 числа победы одержали Шрейбер и обер-фельдфебель Гобель. Первый из них сбил «спитфайр» Мк IX из 7-й группы фоторазведки, пилот которого лейте­нант Роберт Хиллборн спасся, выпрыг­нув с парашютом. Днем позже Гобель записал на свой счет «москито» из 540-й эскадрильи, за штурвалом которого находился сквадрон-лидер (майор) Флеминг. 11 сентября пилоты из Лехфельда перехватили возвращающееся после рейда соединение В-17 из 100-й бомбардировочной группы (Bomber Group - BG), эскортируемое «мустан­гами» из 339-й истребительной группы (Fighter Group - FG). Бомбардировщи­ки еще над целью понесли тяжелые потери в результате атак Bf 109 и Fw 190. Правда, «швальбе» не сбили ни одной «крепости», но зато Гельмуту Баудаху удалось подбить Р-51 лейте­нанта Джонса, выпрыгнувшего с пара­шютом и остаток войны проведшего в лагере для военнопленных. На следу­ющий день американцы проводили массированные налеты на различные цели в южной Германии. Свыше 900 бомбардировщиков 8-й воздушной ар­мии нанесли удары по заводам тяже­лой промышленности, нефтеперераба­тывающим и авиационным. В ходе противоборства Люфтваффе уничто­жили 31 В-17 и В-24. Свой вклад вне­сло и Ekdo 262 - капитан Георг-Петер Эдер сбил две «летающих крепости» достоверно и одну - вероятно. 13 сен­тября во время схватки с «мустангами» из 364-й FG был потерян один Ме-262 (погиб неустановленный пилот). В тот же день около полудня жертвой лейте­нанта Вебера стал разведывательный «москито» из 540-й эскадрильи. Следу­ющий «москито» Вебер сбил 18 сентяб­ря. Это была машина из 544-й эскад­рильи, а её пилотом был флайт-офицер (старший лейтенант) Хантер, отмечен­ный DFC.

Своеобразным «хет-триком» отметил 24 сентября Георг-Петер Эдер - в этот день он сбил два В-17 «досто­верно» и один - «вероятно». Через че­тыре дня он добавил на свой счет еще одну «крепость». Последними победа­ми Ekdo 262 перед её официальным расформированием стали два В-17, сбитых опять-таки Эдером 4 октября. Из части пилотов Ekdo 262 создали новую учебную часть - III

Erganzungsgruppe Jagdgeschwader 2 (III./EJG 2). Остальные были переведе­ны во вновь сформированную Kommando Nowotny - специальную часть под командованием одного из самых знаменитых, самых удачливых (258 побед) и самых популярных лет­чиков Люфтваффе майора Новотны.