Kommando Nowotny

 

История команды начинается 26 сентября 1944 г., когда майор Валь­тер Новотны, до той поры командир Jagdgeschwader 101 (JG 101), получил назначение в сформированную в Ахмере специальную истребительную экс­периментальную часть, состоящую из пилотов Ekdo 262 и III./ZG 26. В перс­пективе она должна была достигнуть штатной численности группы - 52 са­молета (16 «швальбе» в каждой из трех эскадрилий и еще четыре в штабном звене). Прикрытие взлетающих и садя­щихся машин, когда Me 262 были прак­тически беззащитны и неспособны выполнять какие-либо маневры, дол­жны были «фокке-вульфы» Fw 190 D-9 из III./JG 54 под командованием ка­питана Роберта Вейса.

Первое соприкосновение пило­тов «Команды Новотны» с самолета­ми союзников имело место 4 октября, когда были атакованы бомбардировщики 15-й воздушной армии. Гауптман Эдер сбил два из них (В-17, N 44-8586 и N 44-8043, принадлежавшие к 97-й BG). Однако во время этого боя часть понесла первую чувствительную поте­рю. Из-за дефекта двигателя недалеко от Ахмера разбился «швальбе», пило­тируемый гауптманом Альфредом Теумером, командиром 2-й эскадрильи (2./Kdo Nowotny). Его место занял обер-лейтенант Франц Шалль, ранее командир I./JG 52. Спустя два дня Эдер записал на свой счет очередного «янки». На этот раз он сбил кружив­ший над аэродромом разведыватель­ный Р-38 из 7-й группы фоторазведки. 7 октября «Команда Новотны» атако­вала соединение «либерейторов», бом­бивших Магдебург/Ротензее. Обер-лейтенант Шалль, фельдфебель Леннартц и обер-фенрих Руссель сбили по одному В-24. Однако последний, как и обер-лейтенант Блей, минутой позже были сбиты «тандерболтами» из 479-й FG. Оба, к счастью, вовремя покину­ли свои машины и приземлились на парашютах. Американским пилотом, попавшим в Me 262 Блея, был извест­ный ас полковник Губерт Земке. Затем лейтенант Урбан Дрю из 361-й FG мет­ко обстрелял и уничтожил два возвра­щавшихся в Ахмер «швальбе». Погиб­ли лейтенант Герхард Коберт и гауптман Арнольд из 2./Kdo Nowotny.

10 и 12 октября произошли две стычки с союзными истребителями. Сначала обер-лейтенант Блей сообщил о сбитии «мустанга» (скорее всего это был не Р-51, а «спитфайр» из 341-й эс­кадрильи), а через два дня обер-фельдфебель Гельмут Леннартц записал на свой счет «мустанг III» из 129-й эскад­рильи, на котором погиб уорент-офицер Фостер.

В основном до конца месяца пилоты «Команды Новотны» неустан­но сражались с самолетами 8-й воздуш­ной армии. Так, 28 октября обер-лейтенант Шалль и лейтенант Шрейбер сбили по одному «мустангу». В тот же день погиб один из самых опытных летчиков части, закаленный в боях обер-лейтенант Пауль Блей, который сразу после взлета столкнулся со... ста­ей птиц. Днем позже Шрейбер сбил «лайтнинг» из 7-й PRG. Почти в то же время фельдфебель Буттнер и обер-фельдфебель Гобель вступили в поеди­нок с группой Р-47 и два из них сбили.

В первый день ноября четыре «швальбе» атаковали над Гельзенкирхеном группу В-26, эскортируемую «мустангами» из 20-й и 352-й FG. Обер-фельдфебель Вилли Банцхафф первым открыл огонь по врагу и точ­но накрыл Р-51, пилотируемый лейте­нантом Деннисом Аллисоном из 77-й истребительной эскадрильи (Fighter Squadron - FS). «Мустанг» в клубах дыма свалился на крыло и в беспоря­дочном штопоре врезался в землю. Но ликующий Банцхафф тем временем оказался в прицеле другого американ­ца и сам стал жертвой, успев, правда, выпрыгнуть с парашютом из пылаю­щего Me 262. Его противник - лейте­нант Раймонд Флауэрс - не удовлетво­рился уничтожением немецкого само­лета, развернулся и открыл стрельбу по парашютисту. К счастью, он промах­нулся и затем отказался от своих кро­вожадных намерений. 2 ноября амери­канцы провели массированные налеты на несколько целей в южной и цент­ральной Германии. В то время, как ос­новная ударная группа «летающих кре­постей» бомбила Мерзеберг, меньшая группа В-24 и В-17, прикрываемая «тандерболтами» из 56-й FG, была ата­кована вблизи Миндена шестью Me 262 из «Команды Новотны». В этом бою пилоты «швальбе» впервые ис­пользовали для уничтожения бомбарди­ровщиков ракеты «воздух-воздух» типа Wurfgranate 21 (Wgr 21), с помощью ко­торых гауптман Эдер уничтожил одну «крепость». Кроме того, победные от­метки заработали фельдфебель Буттнер («тандерболт» и «мустанг») и обер-фельдфебель Баудах («тандерболт»). На сле­дующий день смерть - в образе винг-коммандера Джона Рэя (Wray) из 122-го ис­требительного крыла (Fighter Wing - FW) - настигла обер-фельдфебеля Банцхаффа, который только двумя ранее спасся на парашюте. Его самолет был сбит вблизи Хитфельда.

Следующие пять дней прошли в непрерывных схватках с бомбарди­ровщиками и их эскортом. 4 ноября обер-фельдфебель Гобель сбил Р-47, а гауптман Эдер - В-17. После своей по­беды Гобель совершил вынужденную посадку в поле вблизи Бомте, посколь­ку у него закончилось горючее. Назав­тра Эдер вновь добился успеха - ушел со снижением пылающий «мустанг» из 354-й FG, который ему засчитали как «вероятно сбитый». Осталось точно не установлено, кто фактически одержал эту победу. Новейшие исследователи склоняются к тому, чтобы засчитать её Баудаху. 6 ноября обер-лейтенант Шалль сбил «тандерболт».

Днем, когда фактически закон­чилась боевая служба «Команды Но­вотны», стало 8 ноября. Утром в Ахмер прибыл генерал-лейтенант Адольф Галланд. Он намеревался встретиться с Вальтером Новотны и обсудить про­блемы, связанные с дальнейшим ис­пользованием Me 262 как истребителя. Однако вскоре после приезда Галланда зазвучали сирены воздушной трево­ги, и пилоты устремились к своим са­молетам - Шалль и Вегманн в Хеспе, Новотны и Буттнер в Ахмере. Взлете­ли только две машины, поскольку у Новотны и Буттнера обнаружились неполадки в двигателях и они остались на земле. Два других «швальбе» про­вели быструю атаку на американские истребители и сбили два из них (по одному Шалль и Вегманн). Оба пило­та беспрепятственно возвратились на аэродром. Минутой позднее была объявлена новая тревога, и тройка Me 262 взмыла в воздух. На этот раз стар­товали Шалль, Новотны и Баудах. Когда машины отрывались от земли, с контрольной башни уже видели пер­вые группы бомбардировщиков, ата­кующие близлежащие Мерзеберг и Рейне. Тем временем в воздухе уже бар­ражировало прикрытие «швальбе» - «длинноносые» Fw 190 D-9 из III./JG 54, которые сразу связали боем «тандерболты» из 359-й FG, эскортировав­шие В-24 и В-17. Шалль и Новотны атаковали бомбардировщики, однако при «либерейторах» и «крепостях» оказались «мустанги» из 357-й FG. Шалль сбил два из них. До этого обер-лейтенант Ганс Дортеманн из III./JG 54 уничтожил один Р-47. Тем временем Шалль приблизился к бомбардиров­щикам на дальность действительного огня. «Крепости», освободившись от бомб, начали маневр разворота, что­бы как можно быстрее отдалиться от опасности. Но и на этот раз немецко­му пилоту преградили дорогу амери­канские истребители. Шалля атаковал «мустанг» из 357-й FG, за штурвалом которого сидел Уоррен Корвин-младший. После молниеносной схватки и он, пылая, упал на землю. Последним противником, которого обстрелял Шалль, была «летающая крепость». Два из её четырех моторов задымили и, быстро снижаясь, она оставила строй. В этот самый момент «швальбе» перестал слушаться пилота – один из двигателей заглох, а другой стал работать с перебоями. Летчику при­шлось покинуть машину, оставив её на произвол судьбы. Брошенный Me 262 был обстрелян лейтенантом Эрнестом Фибелькорном и взорвался в воздухе. Фибелькорну (20-я FG) засчитано «достоверное» уничтожение реактивного истребителя.

Тем временем майор Новотны - поддерживавший радиосвязь с аэро­дромом, где за ходом воздушного боя следили Галланд и Эдер - сообщил, что сбил один В-24 «достоверно» и один Р-51 - «вероятно». В следующем сообще­нии, спустя примерно минуту, он пе­редал: «Имею проблемы с двигателем. По возможности возвращаюсь на базу». Последняя передача была край­не неразборчива, на земле услышали что-то вроде: «...мотор горит...» или «...горю...», после чего радио замолк­ло окончательно. Сразу после этого Галланд, а за ним и Эдер с остальны­ми офицерами выбежали из конт­рольной башни на полосу аэродрома, но низкая облачность не позволила что-нибудь увидеть. Минутой позже вдали послышались звуки пулеметной стрельбы, из туч вывалился одиночный «швальбе» и в беспорядочном падении ударился о землю примерно в километ­ре от взлетной полосы. До сего време­ни не удалось на сто процентов выяс­нить, кто в конце концов добил по­врежденный Me 262 Новотны, а также почему немецкий ас не покинул пылающую машину. Наиболее правдопо­добной выглядит следующая версия событий: Новотны после возникнове­ния неполадок решил все-таки вер­нуться на аэродром, поскольку авария показалась ему не такой уж тяжелой, на одном двигателе. Именно тогда он вторично связался с Ахмером и сооб­щил, что возвращается на поврежден­ной машине. Но двигатель загорелся, и в этот момент, практически уже над аэродромом, Новотны был атакован «мустангом». Ожидавшие его на земле услышали отголоски боя на малой вы­соте, видимо, сразу над облаками. Может быть, немецкий пилот был ра­нен в этой схватке или высота уже была недостаточной для прыжка с парашю­том. Атаковал его по всем данным лей­тенант Стивене из 364-й FG, сообщив­ший о сбитом «швальбе» вблизи Ахмера около 12.45.

Последний из тройки пилотов, взлетевших в этот полдень, обер-фельдфебель Баудах, также был сбит, но уцелел, выпрыгнув, подобно Шаллю, с парашютом.

Через несколько часов новый командир части (Галланд назначил его сразу после гибели Новотны - прямо на аэродроме) гауптман Георг-Петер Эдер за один вылет уничтожил четыре вражеских самолета - три «мустанга» и один «лайтнинг» из 474-й FG! Сум­марно пилоты «Команды Новотны» 8 ноября сбили двенадцать непрительских машин (третий «мустанг» Шалля и один В-17 не были ему засчитаны окончательно), потеряв четыре своих самолета и одного пилота. На следую­щий день Эдер одержал две последние победы (Р-51) за «Команду Новотны» - несколько дней спустя она была рас­формирована. Часть личного состава перешла в Erganzungsjagdgeschwader 2 (EJG 2), а остальные усилили Jagdgeschwader 7 (JG 7).