Kampfgeschwader (J) 51 «Edelweiss»

 

В середине мая 1944 г. Гитлер принял решение, что все выпущенные к тому времени «мессершмитты» Me 262 (за исключением выделенных Ekdo 262) должны направляться в бомбар­дировочные части. Согласно его мне­нию, реактивные самолеты, использу­емые как скоростные фронтовые бом­бардировщики (Blitzbomber), должны были очень быстро достигнуть ожида­емого эффекта и, по воле фюрера, пе­реломить ход войны на сторону Гер­мании. В связи с этим 29 мая Геринг собрал в рейхсканцелярии в Берлине совещание, в котором приняли участие генералы Галланд, Боденшатц, Кортен и полковник Петерсен. Несмотря на их возражения, рейхсмаршал приказал укомплектовать «швальбе» бомбарди­ровочные эскадры, а испытания Me 262 как истребителя отложить на более поздний срок или проводить в ограни­ченном масштабе.

Через пять дней после совеща­ния в Берлине - 3 июня - полковник Вольф-Дитрих Мейстер, в то время командир III./KG 51, получил приказ сдать использовавшиеся до сих пор «юнкерсы» Ju 88 и отправиться вместе с летчиками и наземным персоналом на базу Лехфельд с целью переобуче­ния на реактивные Me 262. По плану III группа должна была достигнуть оперативной готовности в августе, а остальные части решено было перево­оружать по мере поступления самоле­тов из сборочных цехов. Таким обра­зом IV группа начала цикл переподго­товки в августе на аэродроме Мюнхен-Рием, а I и II - в начале октября на аэро­дроме Рейн-Хопстен. Изменилось и название эскадры. Отныне, вместо KG 51, во всех документах она именова­лась KG(J) 51 (J - Jager - истребитель­ная). Когда 6 июня 1944 г. союзники высадились в Нормандии, один из ру­ководителей министерства вооруже­ния Отто Заур на совещании у Гитле­ра сказал даже, что «Me 262, использу­емые как бомбардировщики, просто сбросят войска вторжения в море». Это свидетельствует о том, какие большие надежды связывали с новым самоле­том руководители III Рейха. Однако, должно было пройти еще несколько недель, пока KG(J) 51 достигла полной готовности. Боевое крещение штурмо­вые «швальбе» (названные Sturmfogel - «Буревестник») прошли только 27 июля, когда десять первых машин, со­ставлявших 3-ю эскадрилью под ко­мандованием гауптмана Вольфганга Шенка, провела налет на всё ещё пребывающие на пляжах Нормандии со­юзные войска. Атака не произвела за­метного воздействия, не вызвав серь­езных потерь в рядах противника. Не­мецкие самолеты (в основном нулевой серии) еще не имели установленных бомбардировочных прицелов, и пило­ты должны были сбрасывать бомбы, пользуясь прицелами бортового стрел­кового вооружения. До момента сфор­мирования III группы 3./KG(J)5 дей­ствовала независимо и вошла в исто­рии под названием «Команда Шенка» (Kommando Schenk).

12 августа, ввиду приближения союзнических войск, KG(J) 51 переба­зировалась на аэродром Этамп вбли­зи Шартра, а через четыре дня - на аэродром Крейль под Парижем. Там она находилась до 27 августа, когда снова сменила базу, на этот раз на Ювенкур, откуда уже на следующий день, из-за угрозы со стороны британ­ских истребителей, направлена в Шиевр в Бельгии. 28 августа Me 262 ата­ковали наземные цели в Мелюне, вбли­зи Парижа, куда успели добраться аме­риканцы. Тогда и произошло первое столкновение пилотов KG(J) 51 с союзными истребителями. Около 19.15 возвращавшийся на аэродром обер-фельдфебель Иеронимус «Ронни» Лауэр был атакован «тандерболтами» из 78-й FG, действовавшими из Даксфорда. Головной Р-47 (майор Джо Майерс) открыл огонь по снижающемуся Me 262. Тот зацепил крылом за землю и разбился. Немецкий летчик ухитрился из него выскочить и спрятаться между деревьями. Но при этом успел еще ос­тановиться и обстрелять американские самолеты из... служебного пистолета «вальтер»! 30 августа KG(J) 51 переба­зировалась на аэродромы Фолкель и Эйндховен в Голландии, откуда она должна была использоваться для оста­новки вражеских войск на рубеже ка­нала Альберта у Антверпена и Лурена. Тем временем сформировали еще одну группу, IV(Erg)./KG(J) 51, на аэродроме Мюнхен-Рием, где новые экипажи начали переподготовку на реактивных самолетах. Однако группа так никогда и не вступила в бой. В ре­зультате бомбежек она потеряла до 45% своей матчасти, после чего была направлена в Нейбург-Донау, где ос­тавалась до мая 1945 г., так и не достигнув боевой готовности. В последние дни войны личный состав уничтожил все исправные машины; подошедшие амери­канцы обнаружили свыше пятидесяти взорванных и сожженных Me 262.

Командование союзников было весьма озабочено деятельностью но­вых немецких бомбардировщиков. В связи с этим 3 сентября несколько де­сятков «ланкастеров» и «галифаксов» провело налет на аэродром Фолкель. Неизвестно, сколько Me 262 было там уничтожено или повреждено; в любом случае с территории Голландии боль­ше не выполнялось никаких операций. Оставшиеся же машины были отведе­ны на аэродромы Рейн-Хоэрстел и Рейн-Хопстен. 8 сентября лейтенант Рольф Вейдеманн был сбит в окрест­ностях Диета, а спустя два дня та же судьба постигла обер- лейтенанта Вернера Гартнера, самолет которого (9K+LL) попал под сильный огонь зе­нитной артиллерии над Льежем. 12 сентября следующий Me 262 из KG(J) 51 был сбит средствами ПВО. Однако на этот раз унтер-офицер Герберт Шаудер (на 9K+AL) погиб от немецких снарядов, когда на зенитной батарее вблизи Арнема приняли его за «москито». 26 сентября пилоты Люфтваффе безуспешно бомбили мост в Нимвегене. В ходе этой акции потерян один самолет, подбитый артиллеристами роты С 405-й батареи 123-го полка лег­кой зенитной артиллерии. 30 сентября около 09.30 патруль из шести «спитфайров» 411-й эскадрильи канадских ВВС наткнулся в тех же окрестностях на два Me 262 с подвешенными бомба­ми, направлявшихся к мосту. Канадцы немедленно атаковали немецкие бом­бардировщики, которые сразу сбросили свой груз и на полной скорости ото­шли. На следующий день группа Me 262 нанесла удар по британскому аэро­дрому Граве под Нимвегеном, на ко­тором базировалось как раз 127-е ис­требительное крыло. Союзники были захвачены врасплох. Немцы уничто­жили пять «спитфайров», а еще три тяжело повредили. Большие потери были среди пилотов и наземного пер­сонала. Тяжело ранен был, между про­чим, командир 80-й эскадрильи Р.Акворт. Все немецкие самолеты благопо­лучно вернулись на базу. 2 октября обер-фельдфебель Лауэр вновь столк­нулся с «тандерболтами». Капитан Дж.Бендраулт из 386-й FS подстерег в окрестностях Дюссельдорфа четверку «мессершмиттов», возвращавшихся с боевого задания, и атаковал ведущего, которым собственно и был Лауэр. Машина последнего (9K+NL) свали­лась в пике и разбилась, однако и на этот раз пилоту сопутствовало счастье - он выкарабкался из-под груды облом­ков и добрался до своей части. В тот же день Me 262 снова атаковали анг­личан в Граве, куда тем временем при­были две эскадрильи «темпестов» (80-я и 274-я) и две эскадрильи «спитфай­ров» (130-я и 402-я), оснащенные но­вейшими машинами модели Мк XIV. Нападавшие забросали осколочными бомбами практически весь аэродром, устроив настоящее побоище среди на­земного персонала и уничтожив при этом несколько самолетов (подсчита­но, что списанию подлежало семь «спитфайров»). Погибло также много голландских мирных жителей - не­сколько бомб упало на стоящие по­одаль дома. И снова захваченные врас­плох зенитчики не отличились ни реакцией, ни меткостью. Уже в самом начале несколько огневых позиций было подавлено градом смертоносных осколков. Возвращавшихся на базу Me 262 пытались перехватить пилоты «темпестов» из 3-й эскадрильи, а затем и канадцы из 442-й эскадрильи, но ухо­дившие с максимальной скоростью реактивные машины оказались абсо­лютно недостижимой целью.

5 октября I./KG(J) 51 потеряла двух пилотов. Гауптман Ганс-Кристоф Буттманн был сбит «спитфайром» из 401-й эскадрильи канадских ВВС. Правда, Буттманн успел воспользо­ваться парашютом, но тот не раскрыл­ся. Вечером того же дня в летном про­исшествии погиб унтер-офицер Герхард Франке, самолет которого раз­бился недалеко от Нордхорна. Назав­тра лейтенант Мюллер из 353-й FG сообщил о уничтожении «хейнкеля» Не 280 (!), который на самом деле ока­зался Me 262. Его пилотом был фельд­фебель Иоахим Фингерлоос. На этот день приходится воздушная победа гауптмана Эдера из «Команды Новотны» (разведывательный «лайтнинг» из 7-й PRG). Однако согласно новейшим исследованиям, Р-38 сбил не Эдер, а один из пилотов I./KG(J) 51, который после возвращения с задания утверж­дал, что обстрелял американский само­лет, но из-за недостатка топлива вы­нужден был прекратить погоню. Он успел заметить, что у американца силь­но задымил один мотор и он начал рез­ко терять высоту. 7 октября майор Р.Коннор из 78-й FG сбил один Me 262. Машина принадлежала к KG(J) 51 и была атакована во время приближения к аэродрому недалеко от Оснабрюка. 13 октября первую победу над «швальбе» одержали англичане. Пилот-офи­цер Боб Коул из 3-й эскадрильи RAF, летавший на «темнеете», записал на свой счет «мессершмитт», за штурва­лом которого находился силезец Эд­мунд Делатовски (выпрыгнул с пара­шютом). Два дня спустя эскадра поте­ряла еще два самолета и двух пилотов. Лейтенант Лэмб из 78-й FG уничтожил Me 262 фельдфебеля Эдгара Юнгхан-са, который, хотя и пережил падение машины на землю, через несколько дней умер в госпитале. Второй Me 262 сбил лейтенант Вильсон из 401-й эскад­рильи канадских ВВС.

Несмотря на потери, пилоты KG(J) 51 выполнили еще около двух­сот атак на войска союзников. Один из летчиков 400-й эскадрильи сообщал, что 24 октября в окрестностях Нимве-гена он видел соединение из двадцати четырех Me 262. Скорее всего, самоле­ты возвращались с бомбардировки моста в том районе, который уже дли­тельное время, как и местные аэродро­мы, был постоянной целью немецких налетов. 2 ноября над Граве получила попадания снарядов зенитной артилле­рии машина гауптмана Эберхарда Винкеля - командира 5./KG(J) 51. Пос­ле вынужденной посадки поблизости остаток войны он провел в английском полевом госпитале. 14 ноября неприя­тельские штурмовики провели налет на базу «швальбе» в Рейне. В резуль­тате атаки сгорело несколько самоле­тов. Гораздо более тяжелыми были потери в людях. В числе других погиб­ли два пилота - обер-лейтенант Мерлау и обер-фельдфебедь Гофман; обер-фельдфебель Колер получил ранения. 25 ноября самолеты l./KG(J) 51 атако­вали американские позиции к западу от Хелмонда. Хотя немцам удалось достичь эффекта неожиданности, силь­ным зенитным огнем была сбита ма­шина гауптмана Реша. Последние дни месяца принесли еще несколько таких налетов, во время которых погибли гауптман Рудольф Рухс и унтер-офи­цер Хорст Занио. Во время схватки с истребителями из 50-й FG был сбит обер-лейтенант Ганс Лехман.

Тем временем оперативной готовности достигла II группа, дислоци­ровавшаяся на аэродроме Хопстен в Швабиш-Халл. Теперь обе группы со­вместно атаковали американские вой­ска в районе Эйскирхен-Дурен-Юлих. 3 декабря два «темпеста» из 80-й эскад­рильи сбили машину обер-лейтенанта Иоахима Валета из I./KG(J) 51.8 декаб­ря лейтенант Гарри Эдварде из 358-й FG сбил над Швабиш-Халл Me 262 (9К+Ш) из 4./KG(J) 51, в обломках которого погиб штабе- фельдфебель Ганс Цандер. Два дня спустя в схватке над Бевергеном был поврежден само­лет лейтенанта Вальтера Рота (9K+FL), который совершил вынуж­денную посадку на вспаханном поле. Через несколько часов над Аахеном точным огнем зенитной батареи был сбит фельдфебель Герберт Леуке (са­молет 9K+WL). Та же судьба ждала на следующий день обер-фельдфебеля Ганса Колера. 17 декабря немцы ата­ковали позиции союзников в окрестностях Верта. Для перехвата Me 262 взле­тели «тайфуны» 122-го авиакрыла, из которых один (пилот - винг-коммандер Джон Рэй) добился успеха, сбив маши­ну лейтенанта Вольфганга Любке. Пару часов спустя произошла очеред­ная встреча Me 262 с «тайфунами», но на этот раз ни одна из сторон не по­несла потерь. 25 декабря флайт-лейтенант Джек Бойл из 411-й эскадрильи сбил одиночный «швальбе» над Эрпом (погиб обер-лейтенант Ганс-Георг Ламке). Это была первая победа «спитфайра» над Me 262. Но уже через три часа другой пилот «спитфайра» добился такого же результата. На этот раз отличился сквадрон-лидер Дж.Кольер из 433-й эскадрильи, а его жерт­вой стал фельдфебель Ганс Мейер (9К+МК).

1 января 1945 г. Люфтваффе провели последнюю большую воздуш­ную операцию - новогоднюю атаку на аэродромы союзников. Она обознача­лась криптонимом Bodenplatte (Опор­ная плита). Двадцать один Me 262 из KG(J) 51 участвовали в налетах на базы в Эйндховене и Хертогенбоше в Голландии. Силы ПВО сбили два «штурмфогеля». Третий самолет был сбит «спитфайром» из 401-й эскадри­льи (пилот - флайт-лейтенант Дж.Маккей), а еще один - поврежден. Интерес­но, что во многих донесениях амери­канских и английских летчиков, кото­рые сражались в тот день с самолета­ми I./KG(J) 51, очень часто повторя­лась информация о белых звездах, на­несенных по бокам фюзеляжей немец­ких машин на месте традиционных крестов. Должно ли это было состав­лять запланированный элемент дезин­формации или это была только «при­хоть» отдельных немецких пилотов - теперь уже выяснить не удастся.

Два спустя из полета не вернул­ся лейтенант Эрих Кайзер из 2./KG(J) 51, погибший вероятнее всего над Лингеном. 14 января пилот «мустанга» из 10-й PRG - лейтенант Логофетис - со­общил о сбитом им в окрестностях Бастони Не 280 (довольно часто оказы­валось, что летчики союзников пута­ли эти два типа самолетов - это объяс­нялось как схожестью их силуэтов, так и уверенностью американской развед­ки в поступлении в строевые части ре­активного «хейнкеля»). 14 февраля пятьдесят пять Me 262 из KG(J) 51, охраняемых «фокке-вульфами» Fw 190 D из III./JG 54, атаковали американские танковые колонны под Клеве. При­крытие «штурмфогелей» сразу связало боем контратаковавшие «спитфайры» из 401-й эскадрильи. Однако через не­сколько минут в схватку вступили дру­гие истребители, принадлежавшие к 610-й эскадрилье. Последние появи­лись в данном районе в погоне за Ара-до Аг 234, которые также действовали в тот день над позициями союзников, но успели оторваться от преследовате­лей. С задания не вернулся один Me 262 (9K+NL), пилотируемый фельдфебе­лем Рихардом Гофманом. Тем же ве­чером потеряны два других самолета из 5./JG 54, сбитые в бою с «тайфуна­ми» 184-й эскадрильи южно-африкан­ских ВВС. Погибли пилоты фельдфе­бель Вернер Витцман и лейтенант Ганс-Георг Рихтер. 21 февраля над Штеттином был сбит обер-фенрих Герхард Роде из II./JG 54. Приблизитель­но в это же время «тандерболты» из 365-й FG во время рутинного патрули­рования наткнулись на группу «штур­мфогелей», которые довольно успеш­но мешали американским солдатам преодолеть рубеж автострады на Ду­рен, засыпая их осколочными бомба­ми. Р-47 сходу атаковали немцев и, хоть им не удалось подбить ни одного из них, лишили оборонявшихся здесь эсэсовцев поддержки с воздуха. 24 фев­раля «темпесты» из 274-й эскадрильи сбили один Me 262, принадлежавший к II группе. Но и британских пилотов постигла неудача - при возвращении на свой аэродром два самолета упали на землю, расстрелянные собственной зе­нитной артиллерией.

Начало марта принесло потерю пилота вместе с машиной - в бою с «мустангами» из 10-й PRG погиб коман­дир 5./JG 54 Фриц Абель. Его «мессершмитт» разбился неподалеку от Кель­на. 7 марта американская 9-я танковая дивизия подошла к мосту Людендор-фа в Ремагене. Немцы упорно оборо­нялись, дело даже доходило до руко­пашных боев. Через несколько дней американцы всё же захватили мост, к тому же совершенно целым, так как немецким саперам не удалось взорвать заряды взрывчатки, размещенные под ним. Теперь задача уничтожения мос­та была поставлена перед авиацией -она должна была любой ценой ликви­дировать единственную в этом районе переправу через Рейн. Для этой цели была сформирована специальная удар­ная группировка, состоявшая из вось­ми бомбардировщиков Арадо Аг 234 (из KG 76), примерно тридцати «штур­мфогелей» из I./KG(J) 51 и нескольких других самолетов, скорее всего истре­бителей, приданных KG 76 для при­крытия. Первый налет не привел к ус­пеху, равно как и следующие двенад­цать. Только полковнику Роберту Ко-вальски на своем Аг 234 удалось повре­дить один мостовой пролет, но инже­нерные подразделения американцев быстро его исправили. В конце концов Геринг лично приказал командиру 1.1 KG(J) 51 подобрать добровольцев, ко­торые возьмутся уничтожить мост как летчики-самоубийцы. Они должны были направить в цель самолеты, на­чиненные большим количеством взрывчатки. До осуществления этого замысла дело не дошло, главным об­разом потому, что мост рухнул сам по себе, похоронив под развалинами де­сяток «шерманов» и несколько десят­ков солдат. К несчастью для немцев, американцы успели к этому времени перебросить на правый берег доста­точно войск и снаряжения и к тому же построили понтонные переправы через Рейн. За период боев за Ремагенский мост эскадра потеряла одного пилота (обер-фенриха Юргена Хоне) и две машины (одну из них сбил флайт-лейтенант Пьер Клостерман).

13 марта, ввиду наступления со­юзников, все самолеты KG(J) 51 переле­тели в Гибелынтадт. Тамошний аэро­дром располагался вблизи автострады на Лейпхейм, и последний часто исполь­зовался в качестве запасной взлетной полосы. Первая (и вообще единственная документально подтвержденная) воз­душная победа, одержанная пилотом эскадры, имела место 16 марта. Лейте­нант Вильгельм Батель из I группы сбил «тандерболт». 21 марта самолеты 9-й воздушной армии провели широкомас­штабную операцию против аэродромов в южной Германии. Налеты не обошли и KG(J) 51. Сначала, вместе с тремя дру­гими офицерами, погиб недавно назна­ченный командир I./KG(J) 51 обер-лейтенант Халеслебен - его автомашина на подъезде к Лейпхейму стала мишенью для «тандерболтов». Следующая ата­кующая волна не минула Гибельштадт, где сгорели три Me 262, только что приземлившиеся. Погибли все три пи­лота - гауптман Эберхард Винкель,  лейтенант Эрвин Дикманн и унтер-офицер Гейнц Эрбен.

В начале апреля большинство самолетов эскадры перебазировалось в Баварию, где расположились на ба­зах Рием, Фюрт и Мемминген. Не­сколько машин KG(J) 51 «Эдельвейс» вместе с остатками KG(J) 54 размести­лись на аэродроме Прага/Ружин. Еще несколько самолетов было передано в KG(J) 6, а точнее, сформированной на его основе Gefechtsverband Hogeback. 12 «швальбе», принадлежавших к IV(Erg)./KG(J) 51, передали в часть Галланда - JV 44 в Мюнхен-Рием. Пос­ледние боевые вылеты в рамках I груп­пы прошли 18 и 22 апреля, когда Me 262 были брошены в безнадежные ата­ки на железнодорожный узел в Диллингене, на северо-запад от Аугсбур-га. В тот же день американские войска заняли аэродром Штрасскирхен, где им сдались остатки II группы под ко­мандованием обер-лейтенанта Вольф­ганга Баетца. 25 апреля в результате штурмовки «мустангами» из 4-й FG аэродрома Рием сгорело несколько Me 262, как раз готовившихся взлететь. 6 мая пилоты KG(J) 51 под командой гауптмана Рудольфа Абрахамчика вы­полнили последнее боевое задание - атаковали советские танки в пражских предместьях. Оттуда не вернулись лей­тенанты Шиммель и Шротманн и фельдфебель Полиг.

Остатки I группы вместе с час­тью сил JV 44 сдались американцам на аэродроме Мюнхен-Рием, предвари­тельно взорвав свои машины.