Kampfgeschwader (J) 54 «Totenkopf»

 

Первые самолеты эскадра полу­чила в начале ноября 1945 г. Именно тогда (как и у всех бомбардировочных частей, перевооруженных на Me 262) её обозначение изменилось из KG 54 на KG(J) 54 «Totenkopf» (Мертвая голо­ва). Переобучение пилотов штабной эскадрильи и I группы началось в Гибелыптадте, а II группы - в Нейбурге. Процесс перевооружения продолжал­ся почти до конца месяца, хотя уже 26 ноября один из пилотов I./KG(J) 54 столкнулся с британскими истребите­лями над Гибелыптадтом. К сожале­нию, этого столкновения он не пере­жил. Следующий Me 262 был потерян 11 декабря, когда лейтенант Бенно Вейс разбился недалеко от Фаренбах/ Бадена после схватки со «спитфайром» из 16-й эскадрильи (пилот - командир 34-го фоторазведывательного авиа­крыла групп-капитан [полковник] П.Огилви).

12 декабря самолеты I./KG(J) 54 выполнили свой первый боевой вылет, атаковав позиции союзников в Обертраублинге. Одна из машин (гауптман Корнагель) была повреж­дена огнем зенитной артиллерии и совершила вынужденную посадку. 29 декабря погиб под зенитным огнем лейтенант Вольфганг Освальд. В ян­варе эскадра продемонстрировала такую же малую активность, как и в предыдущем месяце. I группа потеря­ла один самолет и одного пилота. Его сбил самый молодой американский ас в Европе - лейтенант Дэйл Каргер из 357-й FG. Февраль принес тяжелые потери в людях и материальной час­ти, но появились и первые успехи. В большинстве своем молодые и нео­пытные пилоты, летавшие до сих пор в основном на тяжелых Ju 88 и Не 111, понемногу крепли в боях и овладева­ли тактикой воздушного боя. 9 фев­раля десять Me 262 из I./KG(J) 54 пе­рехватили в районе Фульды соедине­ние В-17 из 94-й BG, эскортируемое «мустангами» из 357-й и 339-й FG. Из-за неправильной тактики немец­ких летчиков часть их машин уже в самом начале была сбита, а осталь­ные улизнули на свой аэродром. Не­смотря на это, американцы потеряли четыре «крепости», из которых две записал на свой счет майор Отто Зерт. Но и его самолет получил мно­гочисленные попадания, в результа­те чего всё кончилось вынужденной посадкой вблизи Франкфурта. Зерт оказался единственным уцелевшим пилотом из шести сбитых «мессершмиттов». Погибли, между прочими, командир эскадры подполковник Вольпрех Ридезель фрейхерр цу Эйзенах и обер-лейтенанты Гюнтер Калер и Вальтер Драхт. Через неделю из полета не вернулись два других пилота I./KG(J) 54 - унтер-офицеры Литцингер (вероятно, сбитый над Оберграсхеймом лейтенантом Д.А-мосом из 55-й FG) и Курт Ланге. На следующий день, в результате атаки американских штурмовиков на Нейбург, III./KG(J) 54 потеряла три ма­шины, а во время налета на Обертраублинг - еще одну. 17 февраля в эс­кадре зафиксировали потерю одного пилота - с боевого задания не вернул­ся обер-лейтенант Франц Теег. Един­ственная подтвержденная воздушная победа союзников в тот день - «веро­ятно сбитый» лейтенантом Т.Вестбруком из 365-й FG к востоку от Вюрцбурга Me 262. Видимо, это и был са­молет Теега. 21 февраля авиабаза Гибелыптадт очередной раз стала це­лью атак американской авиации. Те­перь повреждения получили три ма­шины I группы. Два дня спустя с са­молетами эскадры «Тотенкопф» столкнулись поляки из 309-й эскад­рильи. Уорент-офицер Петржак по­вредил один из них. Через несколько  часов пилот KG(J) 54 сбил над Ольденбургом «мустанг» из 55-й FG. Лейтенант Томас Лав совершил вы­нужденную посадку на территории, еще занимаемой немцами. В тот же день бомбежке подвергся аэродром Нейбург, где базировалась III./KG(J) 54. Один «швальбе» был полностью разрушен, а пять других тяжело по­вреждены. До настоящего погрома дело дошло 25 февраля. Шестнадцать Me 262 I и II групп взлетело рано ут­ром с аэродрома Гибелыптадт. Ког­да самолеты набирали высоту, на них обрушились «мустанги» из 55-й FG. Американцы, сбросив подвесные баки, спикировали на ничего не по­дозревающих немцев. Результат был ясен до очевидности. Me 262 после взлета, с полной нагрузкой, не мог­ли что-то противопоставить очень маневренным и быстрым Р-51. Пер­вого «швальбе» уничтожил капитан Дональд Пени. За ним по одному «мессершмитту» сбили капитан До­нальд Каммингс, лейтенанты Миллард Андерсон, Дональд Менеджи, Джон О.Нейл и Билли Клемондс. Несколько минут спустя Каммингс подбил еще един Me 262, который попытался приземлиться и в итоге разбился прямо на полосе. В ходе это­го избиения над Гибелынтадтом по­гибли, между прочими, лейтенант Ганс-Георг Кнобель (B3+AN), лейте­нант Иозеф Лакнер (B3+BN) и фель­дфебель Гейнц Клаузнер (B3+DP) из 5./KG(J) 54, а также фельдфебель Фе­ликс Энхард из I группы. Лейтенант Вольф Циммерман, тоже из I группы, единственный сумел выпрыгнуть с парашютом и спастись. Но несчастья этого дня еще не кончились. Сразу после полудня над Гибельштадтом появилась еще одна волна самолетов с белыми звездами. На этот раз пять машин было уничтожено на земле. Вечером, когда все мечтали о том, чтобы этот адский день наконец за­кончился, в авариях при посадке раз­бились еще два Me 262, похоронив в своих обломках пилотов. Всего 25 февраля эскадра потеряла четырнад­цать машин. Это сильнейший удар, причем утрата уже достаточно опыт­ных летчиков оказалась, как вскоре стало ясно, более чувствительной, чем потери матчасти. Ранним вече­ром 1 марта в район Инголыптадта столкнулись «мессершмитты» Me 262 и «мустанги» из 355-й FG. В резуль­тате боя пилоты I./KG(J) 54 сбили два неприятельских истребителя (капи­тан Бекман и флайт-лейтенант Мон­тегю), потеряв в свою очередь четы­ре самолета и двух пилотов (лейте­нант Ганс-Петер Габерле и фельдфе­бель Иозеф Гербек). Последний не­сколькими часами ранее уничтожил над Треухтлингеном одиночный В-17. Назавтра два «швальбе» были сбиты недалеко от Вюрцбурга капи­таном Бруно Петерсом и лейтенан­том Тео Седвертом из 357-й FG. В обломках «мессершмиттов» остались фельдфебели Гюнтер Герлиц и Ген­рих Грим. 9 марта около 10.45 лейте­нант Бернгард Беккер был атакован вблизи Гибелыптадта «мустангами» из 55-й FG. На поврежденной маши­не, продырявленной как сито, он ухитрился произвести вынужденную посадку в Китцингене. Самолет был полностью разрушен, но Беккер выб­рался из него без малейшей царапи­ны! Через десять дней над авиабазой в Нейбурге появились 125 «либерейторов» из 2-й воздушной армии. Очень серьезные повреждения были нанесены взлетной полосе, ангарам и другим зданиям. Шестнадцать Me 262 не подлежали никакому ремонту, а еще пятнадцать имели до 30% по­вреждений. Во время налета амери­канцы потеряли один В-24. (Следую­щие рейды, проведенные 21 и 24 мар­та бомбардировщиками 15-й воздуш­ной армии, сделали практически не­возможным использование базы, а последний - 9 апреля - превратил её в руины.) В тот же день около 15.00 Me 262 I группы сбили один В-17, а дру­гой повредили.

Как только что упоминалось, 21 марта «летающие крепости» вторич­но появились над Нейбургом. Под гра­дом бомб последние боеспособные са­молеты III группы не успели даже взле­теть - все они были уничтожены на зем­ле. От взрывов и осколков погибли унтер-офицеры Рольф Дальман и Ганс Кельвин из 7./KG(J) 54, обер-ефрейтор Лотар Мартиус и гауптман Клеменс Кипке из 8./KG(J) 54 и унтер-офицер Иозеф Бибель из 9./KG(J) 54. Еще не­сколько человек было тяжело ранено.

В воздух сумел подняться только один Me 262 I группы (пилот унтер-офицер Вилли Эреке), но и его быстро сбили огнем бортовых пулеметов «крепос­тей». Всего В-17 «собрали урожай» из двенадцати уничтоженных и тридцати восьми в различной степени повреж­денных самолетов.

22 марта произошел воздуш­ный бой между «швальбе» штабной эскадрильи и I группы KG(J) 54 и «му­стангами» из 27-й и 78-й FG, в резуль­тате которого на землю упало сразу семь Me 262. Погибли два пилота -обер-лейтенант Ганс Книг и унтер-офицер Адальберт Эгри (последний умер в госпитале от полученных ране­ний). Тем временем «тандерболты» из 9-й воздушной армии снова атаковали немецкие аэродромы. В Гибельшта^-тс I./KG(J) 54 потеряла три машины и одного пилота, унтер-офицера Эрнес­та Франке. Все три «мессершмитта» были уничтожены при взлете. Следу­ющие девять самолетов были потеря­ны на аэродроме Китцинген. Два дру­гих Me 262 были сбиты в окрестностях Нейбурга истребителями «москито» из Fighter Experimental Flight. Пострадал также и один Fw 190 А, случайно ока­завшийся в том районе.

24 марта налету вновь подвергся Нейбург. Не уцелело ни одного здания или ангара, а взлетная полоса напоми­нала лунную поверхность. III группа практически перестала существовать, поскольку не имела ни одного исправ­ного самолета (единственный уцелевший был поврежден минимум на 45%).

4 апреля пилот 2./KG(J) 54 лей­тенант Беккер сбил В-17. Еще одну «крепость» сбил австриец унтер-офи­цер Рихтер - как впоследствии оказа­лось, самый удачливый «охотник» в эскадре (7 побед на Me 262). Три дня спустя I и II группы уже действовали с травяного аэродрома Хагенау. В этот день несколько «швальбе» перехвати­ли соединение В-17. Три «крепости» были уничтожены «достоверно» и одна - «вероятно». Победы на счету гауптмана Тронике, который на обратном пути разбился в трех километрах от аэродрома, и Рихтера (два бомбарди­ровщика). 8 апреля жертвами немецких летчиков стали еще четыре В-17. На этот раз унтер-офицер Рихтер сбил три самолета (четвертый сбил неустанов­ленный пилот). 10 апреля семерка Me 262 из I группы атаковала над Магде­бургом бомбардировщики из 100-й BG. В ходе боя на землю упало десять «летающих крепостей». Победами от­метились лейтенанты Пауль Паленда (два В-17), Россов и Беккер. Не обо­шлось, однако, без потерь. Погибли Паленда, Россов и лейтенант Бек. По­падания получила и машина Беккера, но ему удалось приземлиться на по­врежденном самолете. Днем позже обе группы KG(J) 54 были переведены в Чехию на аэродромный узел Прага/Ружин. Там они присоединились к ос­таткам KG(J) 51, а также только что сформированному Gefechtsverband Hogeback. Что касается наземного пер­сонала, пилотов и нескольких отре­монтированных машин III группы, то они оказались в Эрдинге.

14 апреля при атаке «мустан­гов» из 354-й FG погиб унтер-офицер Людвиг Эрхард (9./KG(J) 54), который, видимо, потерял ориентацию в про­странстве и пытался сесть на разрушен­ной базе в Нейбурге. Три дня спустя девять летчиков I./KG(J) 54 и JV 44 под общим командованием генерал-лейте­нанта Адольфа Галланда атаковали американские бомбардировщики над Риемом. Их жертвами пали девять «крепостей» (шесть - «достоверно» и три - «вероятно»). Одна из них при­шлась на долю Рихтера. 19 апреля по­гиб унтер-офицер Бруно Решке, сби­тый «мустангом» из 354-й FG (капитан Роберт Файфилд). А вот лейтенант Май, обстрелянный британским истре­бителем и разбившийся в Котше непо­далеку от Дрездена, до этого успел уничтожить В-17.

Конец апреля прошел в дей­ствиях исключительно на Восточном фронте - против советских танковых частей. При этом эскадра потеряла не­сколько машин. Между другими по­гибли гауптман Шпадиут и лейтенант Паукнер. 30 апреля над Прагой про­изошел ряд стычек с советскими само­летами. Один из последних, Ил-2, был сбит неустановленным пилотом I груп­пы. Последняя акция KG(J) 54 имела место 4 мая, когда были атакованы советские танки. Тогда эскадра понес­ла и последнюю потерю - зенитным огнем был сбит Me 262 унтер-офицера Андреаса Руппрехта. 7 мая был взор­ван весь запас горючего, а полеты пре­кращены. Только два пилота, не поже­лавших капитулировать перед Крас­ной Армией, перелетели в Инсбрук, куда вошли американцы. Остальные, уничтожив свои самолеты, на аэродро­ме Ружин дождались прихода советс­ких частей.