Ночные ласточки

 

Первые идеи о том, чтобы сде­лать из Ме-262 ночной истребитель, возникли еще перед началом его серий­ного производства. Уже весной 1943 года RLM делало прикидки для раз­работки такой модификации Schalbe.

Она должна была быть оборудована акустическим локатором. Высокие ха­рактеристики конструкции Мессершмитта привели к более детальному ана­лизу возможности ее использования в новой роли. Парадоксально, но это же стало и препятствием на пути осуще­ствления этих замыслов. Предложения, которые выдвинули специалисты из министерства авиации, нашли отраже­ние в подготовленном ими рапорте. Они считали, что ночной истребитель - это самолет, задача которого состо­ит в ожидании противника на трассе его полета и в связи с этим ему не нуж­на ни особенно высокая скорость, ни хорошая скороподъемность. Не удиви­телен, поэтому факт, что в уже упоми­навшемся документе «Возможные за­дания для Ме-262» от 11 сентября 1943 года о ночной версии не упоминалось. Вскоре, однако, RLM измени­ло свое мнение. Причиной этого стало принятие на вооружение RAF самоле­тов De Havilland Moskito («Москито»), которые использовались в качестве разведчиков, бомбардировщиков и ис­требителей. Оказалось, что Люфтваф­фе практически не располагает само­летом способным перехватывать бри­танскую машину во время ночных опе­раций. «Деревянное чудо» или «мечта термита» - так называли «Москито» из-за материала примененного в его кон­струкции, развивал скорость, которая позволяла ему уходить от немецких Bf-109 и FW-190, не говоря уже о Ju-88 или Bf-110. В немецкой авиации и в RLM на почве этого самолета развился на­стоящий психоз. Это была единствен­ная машина союзников, для уничтоже­ния которой проектировались новые модификации истребителей и даже полностью новые конструкции. Поня­тие «Moskitojager» стало со временем полуофициальным термином для обо­значения самолетов противопоставля­емых этой британской машине. Самым выразительным фактом уважения, ко­торое немцы питали к этой конструк­ции было название которое они дали Фокке Вульфу Та 154 - Moskito.

Schalbe при своих характерис­тиках мог бы стать идеальным «лекар­ством против Москитофобии». В ми­нистерстве осознали открывающиеся возможности и возвратились к идеи переделки реактивного Мессершмитта в ночной истребитель. Окончательно отказавшись от мысли о его оснаще­нии электроакустической системой обнаружения , в пользу радиолокаци­онной аппаратуры. Там не менее в 1944 году были проведены испытания такой аппаратуры на Ме-262 и Ме-410, но подобное решение было признано не перспективным.