Як-1 М-105ПА в зимней модификации

 

Зимняя модификация истребителя Як-1 выпускалась зимой 1941/42 года. Ее отличием от стандарта заключалось в лыжном шасси. Поверх летнего ка­муфляжа самолет покрывали белой смываемой краской. Некоторые узлы двигателя получили утепление, уста­навливалась система разбавления мас­ла бензином, в системе охлаждения вместо воды использовался антифриз. Установка лыж вместо колес не толь­ко позволяла самолетам действовать с заснеженных аэродромов, но и экономила резину.

Задание разработать зимнюю мо­дификацию самолета ОКБ Яковлева по­лучило 15 августа 1941 года. Срок оп­ределялся в две недели.

Для самолета разработали систему убора лыж главного шасси, имевших в длину 1650 мм и в ширину 650 мм. Масса лыжного шасси вместе с хвос­товым полозом составляла 129 кг.

Заводские испытания машины 38-55, оснащенной лыжным шасси, состо­ялись в ноябре 1941 года. Как и ожи­далось, скорость упала на 30-40 км/ч, ухудшились и другие характеристики. Управляемость самолета осталась пре­жней, а взлет и посадка даже упрости­лись. Однако боевая ценность самоле­та пострадала слишком существенно, поэтому приказом ГКО вскоре выпуск лыжного варианта был прекращен.

Всего до 25 февраля 1942 года вы­пустили 830 самолетов Як-1 с двигате­лем М-105ПА и лыжным шасси.

Очередной модификацией Як-1 было оснащение самолета направляю­щими для ракет. Направляющие по­явились на машинах 43-й серии. Реше­нием ГКО от 23 сентября 1941 года за­вод № 292 получил приказ: начиная с 5 октября 1941 года все выпускаемые истребители Як-1 оснащать направля­ющими для ракет. К 1 октября плани­ровалось выпустить пробную партию, численностью 20 машин.

Военные настаивали на вооруже­нии истребителей ракетами еще перед началом войны. Однако авиастроите­ли не спешили удовлетворить это тре­бование, отговариваясь тем, что это слишком сложно сделать. Говорилось о том, что установка ракет потребует радикальным образом изменить кон­струкцию крыла, что приведет к паде­нию темпов выпуска. В конечном ито­ге вопрос о вооружении истребителей ракетами РС-82 встал на правитель­ственном уровне, в результате чего появился упомянутый выше приказ. Как выяснилось, довооружение истре­бителей ракетами довольно простое дело, которое можно проводить даже в полевых мастерских. Вся переделка заключалась в том, что на нижнюю сторону крыла наклеивалась толстая накладка, к которой крепились на­правляющие. Кроме того, выяснилось, что огненный выброс ракет не повреждает обшивку и закрылки самолета. Вооруженный шестью ракетами РС-82 самолет Як-1 весил 2995 кг.

Хотя в случае прямого попадания ракета полностью уничтожала само­лет, эффективность ракетного оружия оставляла желать лучшего. Примитив­ные прицелы ВВ-1, большой разброс и схождение ракеты с боевой траектории под действием силы тяжести отрица­тельно сказывались на точности стрельбы. Правда, эффективный радиус поражения осколками составлял 6-7 метров, но это дело не спасало. С большей эффективностью снаряд мож­но было использовать против назем­ных целей, хотя и здесь эффективность ограничивалась небольшой массой за­ряда - всего 450 грамм. Дальность по­лета ракеты составляла 5000-6000 м, взрыватель ракеты взводился после пролета 500-800 метров.

Выпуск истребителей Як-1, воору­женных ракетами, продлился не долго. Сначала самолет оснастили наруж­ными бомбодержателями, а число на­правляющих сократили до четырех. А десять дней спустя - 12 мая 1942 года -появился приказ, отменяющий уста­новку «эрэсов» на истребители Як-1. Поводом к этому стало падение скоро­сти самолета на 30 км/ч. В условиях воздушного боя пилоты старались побы­стрее отделаться от ракет, чтобы улуч­шить летные качества самолета. Всего было выпущено 1148 самолетов, осна­щенных направляющими для РС-82.