Як-1 облегченный

 

К началу 1942 года единственным способом улучшить характеристики самолета было уменьшить его массу. Чтобы создать самолет для авиации ПВО, ГКО приказом от 14 марта 1942 года поручил выпустить серию в 10 облегченных истребителей Як-1. К 24 марта 1942 года приказ выполнили, собрав в рамках 60-й серии десять об­легченных самолетов (32, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 43 и 47). Уменьшить массу удалось за счет того, что с самолета сняли оба ШКАСа с боекомплектом к ним, самогерметизирующиеся баки за­менили на простые, а деревянное хво­стовое оперение заменили металличес­ким от Як-7. В мае машина 33-60 про­шла заводские испытания. Результаты оказались обнадеживающие, поэтому уже 10 мая 1942 года приказом ГКО был начат серийный выпуск облегчен­ных истребителей по пять машин в сут­ки. С 10 июня заводы должны были полностью перейти на выпуск облег­ченного варианта. Чтобы скомпенси­ровать падение огневой мощи, боеком­плект к пушке увеличили со 120 до 150 выстрелов. Но вскоре появился форси­рованный двигатель М-105ПФ, кото­рый позволил достичь тех же резуль­татов, но не облегчая машину. Поэто­му приказ о переходе на выпуск облег­ченных «Як» отменили. Обращает на себя внимание оперативность, с какой в НКАП реагировали на изменяющи­еся обстоятельства.

Десять облегченных «Як» вошли в состав 12-го ГИАП 6-го ИАК системы ПВО Москвы.