Як-1 с двигателем М-105ПФ

 

1 мая 1942 года завод № 26 начал выпуск форсированного двигателя М-105П - М-105ПФ. Этот двигатель бла­годаря работе на обогащенной смеси и повышенному сжатию развивал за­метно большую мощность, чем его предшественник.

 

Тип                                                                   М-105ПА          М-105ПФ

Мощность у земли (л.с.)                                   1020                   1210

Мощность на границе 1-го потолка (л.с.) 1100 (2000м)         1260 (700м)

Мощность на границе 2-го потолка (л.с.) 1050(4000м)          1180 (2700м)

 

Благодаря новому двигателю уда­лось «догнать» новый немецкий истре­битель Bf 109F, оснащенный двигате­лем DB-601E. Правда, в начале 1942 года появился принципиально новый двигатель М-107, однако он нуждался в доводке и запуске в серию, что мог­ло занять слишком много времени. Новые «мессеры» летали на 60-80 км/ч быстрее, чем Як-1 с лыжным шасси и необходимость в более мощном двига­теле ощущалась все острее. Поэтому 13 марта 1942 года ГКО отдал приказ форсировать имеющийся двигатель М-105ПА. Серийный выпуск нового дви­гателя планировали начать с 1 апреля. Новый мотор опробовали на двух са­молетах: Як-7А и Як-7Б. В ходе испы­таний форсаж включали только на 5-8 минут. Хотя ожидался заметный при­рост мощности, Климов не хотел раз­мениваться на создание тупикового, как он считал проекта. По расчетам двигатель мог работать на форсаже всего несколько минут, в противном случае очень быстро вырабатывался ресурс. Климов рассчитывал быстро подготовить новый мотор М-107. Од­нако Яковлев, как заместитель наркома авиационной промышленности, насто­ял на создании мотора М-105ПФ. К удивлению всех, стендовые испытания показали, что ресурс форсированного двигателя составляет 203 часа. Офици­альные работы над форсированным двигателем начались после того, как в 236-м ИАП были проведены предвари­тельные испытания. В полку на семи Як-1 увеличили сжатие до 1050 мм рт. ст. Первоначально результаты показа­лись обнадеживающими, учитывая простоту переделки. Но вскоре выяс­нилось, что форсированный двигатель сильно перегревается. Даже при нор­мальных оборотах температура воды и масла превышала все разумные пре­делы. Несмотря на настежь распахну­тые створки воздухозаборников, каж­дые 2500-3000 метров приходилось пе­реходить в горизонтальный полет, ожидая, когда температура придет в норму. Очевидно, что в боевых усло­виях эта «особенность» была совер­шенно неприемлемой. Кроме того, ки­пящее масло вытекало из двигателя и заливало фонарь кабины. Но чтобы окончательно рассмотреть все «за» и «против» два самолета (15-49 и 16-43) с форсированными двигателями пере­дали на испытания в НИИ ВВС.

Мощный двигатель позволил вер­нуть серийному Яку-1 летные характеристики, достигнутые у прототипа И-26-П, но утерянные на серийных маши­нах. По сравнению с самолетом, осна­щенным двигателем М-105ПА, ско­рость самолета с форсированным дви­гателем возросла на 27 км/ч у земли и на 7 км/ч на высоте 5000 м. Кроме того, самолет стал быстрее набирать высо­ту. Потолок и дальность полета прак­тически не изменились. К сожалению, кроме плюсов имелись и минусы.

Эксплуатация и техническое обслу­живание форсированного двигателя были сложнее. Несмотря на наличие нового радиатора, двигатель легко пе­регревался, поэтому постоянно требовался контроль за оборотами. В усло­виях воздушного боя постоянно сле­дить за тахометром не было никакой возможности. Инструкции, передан­ные в части, требовали, чтобы на вы­сотах ниже первого потолка двигате­ля не разгонять мотор больше, чем на 2250 об./с. При этом характеристики самолета в некоторой степени ухудша­лись. Испытания, проведенные в НИИ ВВС, подтвердили недостаточную эф­фективность системы охлаждения дви­гателя.

Двигатель М-105ПФ весил тяже­лее, чем М-105ПА. Поэтому у самоле­та появилась тенденция задирать хвост при рулежке и утыкаться носом в зем­лю при посадке. Однако, со всеми пе­речисленными недостатками можно было мириться. Выпуск форсирован­ного двигателя налаживали медленно, окончательно на него перешли с деся­той машины 79-й серии (№1079) в июле 1942 года. Всего было выпущено 5672 Як-1 с двигателем М-105ПФ.