Як-1 с бомбовым вооружением

 

Когда появление нового мотора для Як-1 уже не вызывало сомнения, было решено оснастить самолет бом­бами. 26 апреля 1942 года ГКО издал постановление, в котором директор завода № 292 и сам А.С. Яковлев обязы­вались разработать и выпустить десять истребителей Як-1, способных нести четыре бомбы на внешней подвеске. С 25 мая 1942 года планировалось нача­ло серийного выпуска таких машин. Однако конструкторам удалось убе­дить членов ГКО в том, что бомбодер­жатели сильно ухудшат аэродинамику самолета. Поэтому появился новый приказ, предписывающий оснащать истребители четырьмя направляющи­ми РО-82 и двумя бомбодержателями БИ-42, способными нести бомбы мас­сой от 25 до 100 кг (некоторые пилоты умудрялись цеплять к этим бомбодер­жателям бомбы массой 250 кг). Одна­ко бомбодержатель крепился к той же усиленной нервюре, что и стойка шас­си, что создавало риск потерять и то и другое. Как и ожидалось, летные ха­рактеристики самолета ухудшились. Масса самолета с двумя бомбами ФАБ-100 на внешней подвеске дости­гала 3136 кг. Но и после сброса бомб характеристики самолета оставались ниже, чем у машин без бомбодержате­лей. Бомбы сбрасывались механичес­ки, с помощью тросика, который за­канчивался ручкой в кабине (начиная с 85-й серии для сброса бомб исполь­зовали ставшую лишней ручку управ­ления форсажем на левой панели).

В боевых частях бомбодержатели, как правило, снимали, а оставшиеся отверстия заклеивали полотном. Если же на самолете стоял двигатель М-105ПА, то бомбодержатели снимали обязательно. Чтобы поощрить пило­тов к бомбометанию, во многих пол­ках при подсчете денежных выплат два вылета с бомбовой нагрузкой прирав­нивались к трем вылетам без бомб.

Бомбодержатели устанавливали на машины от 80-й до 126-й серии, то есть до февраля 1943 года, а затем с 148-й серии (август 1943 года) и до конца производства.