Як-1 облегченный с двигателем М-105ПФ

 

С одной стороны истребитель обве­шивали все новым и новым оборудова­нием, с другой стороны шла постоянная борьба за снижение массы машины. Ка­тализатором этой борьбы стал воздуш­ный бой, состоявшийся 7 июля 1942 года на Сталинградском фронте, свидетелем которого стал Г. Маленков. Два Яка взя­ли в клещи немецкий Bf 109G-2, и, когда казалось, что немецкий самолет обречен, «мессер» прибавил газу и ушел от пре­следователей. Маленков было обвинил пилотов, но генерал С. Руденко, коман­дующий 16-й воздушной армией, обра­тил внимание секретаря Политбюро на ухудшившееся качество машин: плохое стекло фонаря, из-за чего пилотам при­ходилось летать с открытой кабиной, расползающаяся обшивка, щели в створ­ках шасси. Маленков не поверил и по­требовал проверить характеристики ма­шин 434-го ИАП. Испытания показали правоту генерала.

Под впечатлением от этого случая Маленков приказал начать работы по облегчению Як-1. Работы эти имели опытный характер. Саратовский завод выпустил двадцать облегченных Як в рамке 96-й серии в октябре 1942 года. Облегчить самолет удалось, сняв с него два пулемета ШКАС (77 к), радиостан­цию, мачту радиостанции и генератор (24,5 кг), приборы для полета ночью (5 кг), а также заменив на нем деревян­ное хвостовое оперение металлическим от Як-7 (14 кг). Масса самолета снизи­лась с 2917 кг (Як-1 15-69) до 2780 кг (Як-1 45-96), то есть на 137 кг.

Новые Яки поступили в два полка: 512-й и 520-й ИАП. Пилоты И.П. Мо­торный и В.Н. Макаров, перегонявшие самолеты на фронт, сумели по пути сбить два Bf 109. Облегченные машины понра­вились пилотам, хотя вооружение истре­бителя оказалось слабоватым. Особен­но заметно улучшилась скороподъем­ность самолета на высотах 2000-3000 метров. На этих высотах облегченный Як-1 мог не только догнать немецкие Bf 109F-4 и G-2, но и, совершив боевой за­ход, обогнать их, получая фору перед следующим заходом. Командир 183-й ИАД, полковник В.А. Китаев писал в донесении командующему армией: «Наш Як-1 уменьшенной массы не толь­ко не уступает истребителям противни­ка, но даже превосходит их в горизон­тальном и вертикальном маневре на вы­соте 2500 м».

О боевой ценности облегченного Яка свидетельствует тот факт, что в обоих полках отношение побед к по­терям возросло со средней величины 2,5:1 до 6,5:1.

Попытки облегчить самолет пред­принимались и в 9-м ГИАП Льва Ше-стакова. Это происходило во время боев за Донбасс. На аэродроме полка приземлился Bf 109, на котором при­летел дезертировавший хорватский пилот. Летчики облетали трофейную машину и убедились, что «мессера» можно завалить одними пулеметами. Поэтому с одного из Як-1 сняли пуш­ку, благодаря чему заметно улучши­лась маневренность самолета и скоро­подъемность. Однако реальный боевой опыт показал, что два пулемета явно «не тянут», поэтому от дальнейших переделок отказались.

В конечном итоге работ по облег­чению Яка-1 стало появление совер­шенно нового самолета - Як-3.