Як-1 М-106

 

Работы над двигателем М-105ПФ продолжились появлением модифика­ции M-106-lcк. Этот двигатель осна­щался наддувом конструкции В.А. Доллежаля. Благодаря наддуву давле­ние топливовоздушной смеси в цилин­драх возросло до 1175 мм рт.ст., что повлекло рост мощности до 1350 л.с. На высотах от второй высотной гра­ницы и до практического потолка мо­тор М-106 на 150 л.с превосходил пре­жний М-105ПФ. Достоинством одно­ступенчатого наддува был непрерыв­ный рост мощности, что устраняло скачки в характеристиках, характер­ные для многоступенчатых наддувов. На высотах от 2400 до потолка харак­теристики мотора практически не из­менялись. Двигатель М-106, который планировали ставить на Як-1 еще до начала серийного производства само­лета, прошел государственные испыта­ния в период между 27 октября и 9 но­ября 1942 года. Летные испытания про­водились на истребителе 50-85, на ко­тором уже испытывался двигатель М-105ПФ. В результате появилась воз­можность сравнить характеристики одного и того же самолета, но с раз­ными двигателями. Установка двига­теля М-106 привела к увеличению ско­рости на высоте 1000 м с 546 до 555 км/ ч, на высоте 3000 м с 571 до 596 км/ч, а на высоте 5000 м - с 592 до 606 км/ч. С новым двигателем самолет набирал высоту 5000 метров не за 6,25, а за 5,6 минут.

Однако снова встала проблема с охлаждением воды и масла. Из-за пе­регрева жидкостей самолет не мог сколько-нибудь долгое время лететь при повышенных оборотах двигателя.

Аналогичная проблема выявилась и на серийных машинах. Первый серийный 01-111, оснащенный двигателем М-106-ск, хотя и показал результаты даже лучшие, чем у прототипа 50-85, но так­же был подвержен перегреву. Требова­лось увеличить площадь радиаторов не менее чем на 15%, иначе о боевом при­менении самолета не могло быть и речи. Заручившись обещаниями конст­рукторов в предельно сжатые сроки решить проблему, ГКО приказал заво­ду № 292 целиком перейти на выпуск истребителей с новым двигателем с 10 января 1943 года. В январе-феврале за­вод выпустил 47 самолетов, оснащенных «сто шестым» двигателем, однако техни­ческий отбор смогли пройти лишь 19 машин. На этом выпуск самолетов с дви­гателем М-106 прекратили.