Як-1 М-105ПФ МПВО

 

Этот самолет выпускался в 1943/44 годах числом 385 штук и предназна­чался для частей противовоздушной обороны (ПВО). Эти самолеты пред­назначались для полетов в тяжелых погодных условиях. Их оборудовали посадочным огнем ФС-155, вариомет­ром ВР-2 и горизонтом РПК-10. Эти машины достаточно редко участвова­ли в боях.

Еще в январе 1943 года ОКБ Яковлева предприняло попытку установить на переработанный планер Як-1 (32-99) мощный двигатель. Самолет получил новое крыло с металлическим лонже­роном и металлическое хвостовое опе­рение от Як-7. Водяной радиатор пе­реместили вперед, под крыло, как на Як-7 и Як-9. Маслорадиатор состоял из двух частей диаметром 225 мм, рас­положенных в центре крыльев. Самолет тестировали как с мотором М-105ПФ, так и с M-106-lcк. С новым двигателем самолет развил скорость 630 км/ч на высоте 3400 метров, а вы­соту 5000 метров набирал за 4,5 минут. Однако охлаждение, по-прежнему, было неудовлетворительным.

Невозможность обеспечить адек­ватное охлаждение без увеличения по­верхности радиаторов, протечки мас­ла и другие недостатки заставили в марте 1943 года снять двигатель М-106 с серийного производства. Всего успе­ли собрать более 300 таких моторов, которые переделали на режим работы М-105ПФ.

Завод № 26 в Уфе продолжал испы­тания Як-1 (01-30) с новым двигателем, пока машина не разбилась в октябре 1943 года.