Як-3Т с ВК-105ПФ2

 

Работа над этой модификацией на­чалась в тот же день, что и над Як-3П. Для переделки использовали серийный Як-3 (36-20), выпущенный 8 января 1945 года. Уже на следующий день са­молет отправили для испытаний в Москву. Первый полет состоялся 24 января 1945 года. Як-3Т также нес уси­ленное вооружение. Литера «Т» обо­значала «танковый», поскольку само­лет был вооружен пушкой большого калибра. Вместо пушки ШВАК и пу­леметов УБС на Як-3Т установили 37-мм пушку Н-37 с укороченным (на 150 мм) стволом и боекомплектом 25 выс­трелов и две пушки Б-20С калибра 20 мм с боекомплектом 100 выстрелов на ствол. 37-мм пушка системы Нудельмана прежде устанавливалась на Як-9Т и Як-9УТ. Несмотря на заметный ка­либр пушки, отдача не сказалась на точности стрельбы. Кабина пилота была сдвинута на 400 мм к хвосту, что лишь на немного ухудшило обзор впе­ред, но улучшило обзор назад. Сдви­нуть кабину пришлось для того, что­бы разместить пушку Н-37.

Изголовье из бронестекла убрали, а из обтекателя втулки торчал ствол 37-мм пушки. Из кабины убрали бронес­пинку и бронеподлокотник. Емкость топливных баков сократили с 372 до 355 литров. Дополнительно сняли не­которые вспомогательные узлы в на­дежде снизить массу самолета. Тем не менее, летные качества истребителя немного ухудшились: скорость у зем­ли сократилась до 560 км/ч, а на высо­те 4100 м - до 629 км/ч. В управлении самолет по-прежнему оставался про­стым, однако вновь вылезли казалось бы навсегда устраненные недостатки: протечки масла, перегрев масла и воды. Недостаточно прочным оказа­лось и крепление пушек Б-20С.

Государственные испытания про­должались с 17 февраля по 27 апреля 1945 года. На них обнаружились все упомянутые недостатки. Тем не менее, в итоговом отчете утверждалось, что самолет Як-3Т будет полезным для со­ветских ВВС. Поэтому машину отпра­вили назад в ОКБ Яковлева для устране­ния недостатков. Было сделано многое (винт ВИШ-105Л-28 заменили на се­рийный ВИШ-105СВ-01, изменили конструкцию ступицы винта, увеличи­ли емкость маслобака), но устранить недостатки не удалось. Двигатель бы­стро перегревался, коптил, дымил и вибрировал. Война кончилась и необ­ходимость в «танковом» истребителе отпала.