Як-3РД с ВК-105ПФ2 и РД-1

 

В Советском Союзе активнее чем где бы то ни было в мире шли работы над ракетными ускорителями. Одним из поршневых самолетов, оснащенных ракетным ускорителем, стал Як-3 (18-20). Работы над самолетом начались в декабре 1944 года, а к заводским испы­таниям приступили 22 декабря 1944 года. Самолет совершил 21 полет, в том числе 8 с использованием ускори­теля РД-1 с тягой 3000 кН. Новый дви­гатель был не единственной особенно­стью самолета. Вооружение истребите­ля состояло из единственной пушки НС-23 с боекомплектом 60 выстрелов. В крыльях располагалось не два, а че­тыре топливных бака. В двух дополни­тельных баках помещались керосин и азотная кислота. Чтобы разместить ус­коритель в хвостовой части фюзеляжа, пришлось переработать оперение.

В ходе испытаний ускоритель про­явил себя как ненадежный и небезопас­ный агрегат. После того, как электри­ческое зажигание наладить не удалось (двигатель РД-1 проработал 18 минут 50 секунд, имел 40 зажиганий, в том числе 3 в воздухе), его заменили на за­жигание химического типа. Ускори­тель с химическим зажиганием назы­вался РД-1ХЗ. Химическое зажигание сработало, но не так как надо. 14 мая 1945 года в ходе первого же полета ус­коритель взорвался.

Испытания показали, что с реактив­ным ускорителем самолет развивает ско­рость 732 км/ч на высоте 2700 м, 765 км/ ч на высоте 6500 м и 782 км/ч на высоте 7800 м. Подсчеты показали, что на вы­соте 10000 метров ускоритель способен дать прирост к скорости до 840 км/ч.

Постоянные проблемы с ускорите­лем привели к тому, что Як-3РД отправили в конструкторское бюро для до­работки. Полеты возобновили 14 авгу­ста 1945 года, когда самолет участво­вал в параде, посвященном дню совет­ских ВВС. Спустя два дня произошла катастрофа. Набрав высоту 2500 мет­ров машина вдруг перешла в пикиро­вание, угол которого постоянно рос. В момент удара о землю самолет пики­ровал уже под углом 50 градусов. Лет­чик-испытатель В.Л. Расторгуев погиб, дальнейших работ над машиной не проводили.

Летные качества Як-3 пришлось улучшать традиционным способом. Вместо двигателя М-105 на истреби­тель установили новый мотор ВК-107А, который представлял собой дальнейшее развитие М-105. Мотор имел стартовую мощность 1650 л.с. и развивал 1500 л.с. на высоте 4500 м. Двигатель ВК-107А устанавливали как на Як-3 со смешанной конструкцией, на самолетах с металлическими крыль­ями и на цельнометаллических Як-3.