Як-3 с ВК-107А и металлическим крылом

 

Для летных испытаний завод № 292 построил три машины 01-01,03-01 и 04-01, которые были готовы в марте 1946 года. Самолеты получили цельноме­таллические крылья с дюралюминие­вой обшивкой. Кроме того, самолеты получили новый маслорадиатор ОП-700 и водяной радиатор ОП-544у. Са­молет 03-01 был вооружен двумя Б-20С и одной Б-20М (100 выстрелов на ствол), а самолет 01-01 получил две Б-20С (120 выстрелов на ствол). Маши­ны 01-01 и 03-01 имели бронированные лобовые стекла фонаря. Вместо радио­станции РСИ-4 на истребители устано­вили РСИ-6.

Самолеты предварительно прошли короткие заводские испытания (01-01 и 04-01), а 4 апреля их передали в НИИ ВВС с целью устранить обнаруженные недостатки. Машины были тяжелее самолетов со смешанной конструкци­ей, а их характеристики немного хуже. Максимальная скорость составляла 697 км/ч, а высоту 5000 метров истре­бители набирали за 4,2-4,5 минут. Незначительно увеличились разбег и про­бег, соответственно с 365 до 375 и с 540 до 610 метров.

Несмотря на то, что самолет по-прежнему был прост в пилотировании, к штурвалу и педалям приходилось прикладывать заметное усилие, что приводило к быстрому утомлению пи­лота. Учебные бои между Яком-3 с новым двигателем и Яком-9 с тем же двигателем, Р-63С-1 и «Спитфайром IX» показали, что перечисленные ма­шины обладают примерно одинаковы­ми возможностями. Для объективнос­ти результатов пилоты несколько раз менялись машинами. Однако следова­ло учесть, что иностранные истребите­ли представляли собой доведенные се­рийные машины, в то время как совет­ские истребители только проходили предварительные испытания. Государ­ственные испытания проходили в пе­риод с 10 апреля по 20 мая 1946 года. Выяснилось, что недоработанный дви­гатель снова «губит» машину. По-пре­жнему перегревалась вода и масло, падало давление масла, на некоторых режимах работы отмечалась вибрация двигателя. 20 мая 1946 года все три машины передали в Летно-Технический Институт. К тому времени маши­ны совершили 123 вылета общей дли­тельностью 77 часов 42 минуты.

Дальнейшие испытания проходил только самолет 01-01. С 5 июля 1946 года и до конца месяца самолет совер­шил 17 полетов, во время которых про­водились пробные стрельбы. Все серь­езные недостатки удалось устранить.

Тем не менее, в крупносерийное производство самолет не направили. Было решено лишь выпустить пробную серию из 30 машин. Позднее за­вод № 31 в Тбилиси получил заказ на 75 Як-3 с двигателем ВК-107А, однако этот заказ отменили еще до того, как был собран хотя бы один самолет.