Як-3У с АШ-82ФН

 

Этот самолет представлял собой попытку «скрестить» планер Як-3 с двигателем Швецова. Большая мощ­ность двигателя давала надежду на то, что Як-3 в этой модификации может стать лучшим советским истребителем. Чтобы установить на истребитель звез­дообразный двигатель потребовалось радикальным образом переработать носовую часть фюзеляжа. Некоторые конструктивные изменения пришлось внести и в другие части самолета. Раз­мах крыльев увеличился до 9,4 м, а их площадь возросла на 0,5 м2. Металли­ческие топливные баки заменили мяг­кими, одновременно увеличив их емкость на 110 л. Чтобы сохранить об­зор из кабины, кресло пилота подняли на 84 мм. Фюзеляж и хвостовое опере­ние дюралевые, вооружение состояло из двух пушек Б-20С с боекомплектом 120 выстрелов на ствол.

Масса новой машины оказалась необычайно малой - всего 2792 кг. Сборку самолета начали 20 января 1945 года в Новосибирске, а закончи­ли 23 апреля 1945 года в Москве. За­водские испытания начались 29 апре­ля. На высоте 6000 метров Як-3У раз­вивал скорость 682 км/ч. Высоту 5000 метров самолет набирал 3,9 мин. Что­бы еще больше улучшить характерис­тики машины, ее отправили назад в ОКБ с целью заменить деревянное крыло металлическим. Работы закон­чились 25 сентября 1945 года, но из-за конца войны дальнейшего развития проект не получил. Опыт, полученный при создании Як-3У, использовали при проектировании Як-11.

История истребителей Яковлев име­ет еще одну страничку. Завод в Орен­бурге получил заказ из Санта-Моники, США на 20 копий Як-3 для богатых американских миллионеров. Самолеты летают, но вместо штатного климовского двигателя на них установлен двигатель Allison 21 мощностью 925 кВт. Один такой самолет был доставлен транспортником АН-124 на авиасалон в Париже в 1993 году. Машина несла эффектный серо-темно-серый камуф­ляж и пользовалась огромным успехом у посетителей.